Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Рязанова Галина Анатольевна

Воспитательный час "Традиции и обычаи казачества"

скачать документ

Вернуться назад

Воспитательный час "Традиции и обычаи казачества" Подготовила воспитатель Рязанова Г.А.Цель: Воспитание интереса к прошлому своей малой Родины, гордости за свой народ.Задачи: Изучить, расширить знания воспитанников об истории, быте, традициях казаков, формировать сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества. Ход воспитательного часа:Возрождение казачества – это вовсе не ребячествоИ не месть, хоть униженных не счесть!Может, в этом есть лихачество, Но ведь здесь и суть казачества:Никому не преклоняться, за родную землю драться,Крепко Родину любить, если надо – защитить!Честно жить, работать дружно – Вот казачеству что нужно!Ребята, почему мы говорим о казачестве? Да потому, что мы живём на Родине донского казачества и должны знать историю своего родного края, обычаи своей малой Родины.И сегодня мы поговорим о казаках – людях мужественных, верных своему Отечеству. Что означает слово «казак»?«Казак» означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин».Очень интересна история казачества. Сегодня мы поговорим об обычаях и традициях казачества.Давайте вспомним – Откуда же появились казаки?В середине 16 века степные просторы по долинам рек Днепра, Дона (где живём с вами и мы), Волги, Урала стали заселяться людьми, бежавшими из центральных районов Московской Руси. Люди, которые не могли терпеть больше барский гнет, бежали в степи, объединялись в казацкие толпы и образовывали поселения. Вокруг поселений ставили крепостные стены, в случае нападения кочевых племен, которые жили за счет грабежей. Жизнь в крепости протекала так: женщины занимались хозяйством: топили печь, готовили еду, выгоняли скот на пастбище; мужчины работали в поле. Но если поднималась тревога, то все жители спешили на крепостной вал, не исключая женщин и детей. Кочевые племена часто нарушали покой казачьих крепостей, поэтому, даже выходя на работу в поле, мужчины вынуждены были брать с собой оружие. Казакам часто приходилось браться за оружие, защищаясь от набегов недругов, постепенно стало формироваться легкое, храброе подвижное войско, которое стало защищать южные окраины Руси. Со временем возникли кубанское, донское, алтайское казачьи войска.О силе духа казачьего рассказано в пословицах и поговорках:Пословицы рассыпались, надо их собрать . Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.Казак без веры не казак.И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.Казачья смелость порушит любую крепость.Где тревога, туда казаку и дорога.Казак без коня, что солдат без ружьяКазак родился – Отчизне пригодился.Казачье братство милее богатства.У казаков в бою жизнь общая: одного ранило – всем больно.Постепенно у казаков стали складываться свои обычаи и традиции. Мы рассмотрим некоторые из них.Символика Войска Донского.На Дону была своя символика, выделявшая донские войска среди разных формирований. Герб Войска Донского – олень, раненый в бок стрелой. На триколоре донского казачества горизонтально расположены полосы одинаковой ширины. Существуют разные версии выбора именно этих цветов.1. Обозначают группы жителей Дона. В деловых казачьих документах они именовались:- казаки – синего цвета;- калмыки – желтого цвета:- крестьяне – красного цвета.2. Равной шириной полос отмечена вера донцов в Троицу. Цвет означает:- синий – воды реки Дон; - желтый – вольные степи;- красный – право жить и победить.Казаки и родители. Казачьи семьи были большими (5-10 человек).По настоящему непререкаемым у казаков было отношение к своим родителям. Родители были настолько почитаемыми, что без их благословения нельзя было начинать никакую работу. Без их благословения не принимались решения по наиболее важным вопросам. Не почитать отца или мать считалось великим грехом. Без их согласия, без согласия родни в целом, невозможно было решить вопросы создания новой семьи. Разводы у казаков были редчайшим явлением.Обращение к родителям предусматривало только «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату». На «вы» обращались ко всем старшим.             В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость. Почитание родителей было внутренней потребностью детей. Авторитет отца и матери был непререкаем, почитаем. Без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Непочитание отца с матерью считалось за большой грех.       Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Они помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего – Я Господь Бог ваш». При появлении старика все должны были вставать. В присутствии старшего не разрешалось курить, вступать в разговор, непристойно выражаться. При входе куда-либо первым пропускали старшего. Уважение к нему прививалось в семье с ранних лет. При старшем по возрасту, не разрешалось сидеть, курить или разговаривать (без его на то разрешения). В присутствии старшего не разрешалось непристойно ругаться. Нельзя было прекословить старшему. Молодежь должна была показывать свою выдержку в любом случае. Слова старшего являлись обязательными для младшего по возрасту казака. При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим, и требовалось немедленное его исполнение. Дети знали, кто и из них в отношении кого старше. Детям до совершеннолетия не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей. Родители не выясняли свои отношения в присутствии детей. Отец и мать являлись Богоданными родителями.В казачьем обществе женщина ассоциировалась с матерью, женой или сестрой. По чести женщины, по её поведению измерялось достоинство мужа, брата или отца.Женщине было запрещено присутствовать на казачьем сборе. Женщина была настолько уважаемым субъектом казачьего общества, что права участия в круге ей были просто не нужны.Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери – казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне, и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль, как в семье, так и в казачьем обществе, принадлежала мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строго порядка казачьего быта. Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех ее членов, и примером в этом являлась жена казака – мать его детей.Характерным для казаков было особое гостеприимство. Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость считался посланцем Божьим. Когда приветствуют гостей, то подносят хлеб и соль. А ещё соль по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Гость считался божьим посланцем. Гостю за столом отводилось самое почётное место. Гостя могли посадить даже на место старика, даже, если он был значительно моложе.  Ещё одним характерным признаком гостеприимства является то, что в среде казаков считалось непринятым брать в дорогу еду для себя и для коня. На любом хуторе, в любой станице его были обязаны накормить, даже если там не было его родственников или сослуживцев.Наравне с гостеприимством казаки отличались необыкновенной честностью. Как свидетельствуют, можно было оставить на улице деньги, не опасаясь, что они могут быть похищены.Таковы были нравы и обычаи старого казачества.Ребята, у казаков, как у любого народа есть свои заповеди. "Золотая" казачья заповедь - "Старикам - уважение, гостю - почтение, женщине - любовь".Воспитание у казаков.Казак рождался воином, и с появлением  на свет младенца начиналась его  военная школа. Новорождённому  все родные и друзья отца  приносили в дар ружьё, патроны, порох, пули, лук и  стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем.   По истечению сорока  дней ребенка  носили в церковь  для «получения молитвы». По возвращению из церкви домой,  отец надевал на ребенка портупею от шашки, сажал на коня и потом  возвращал сына матери, поздравлял её с казаком.Воспитание мальчика начиналось с появления первого зуба. Отец и мать возили его в церковь служить молебен Иоанну-воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак.Обучение начиналось после праздника первых штанов.Первый раз казаченка сажали на коня, когда ему исполнялось 1 год. Лет с трёх - пяти казачонка уже приучали к верховой езде и он почти ежедневно ездит верхом по двору под присмотром взрослых. Обучение было тяжёлым и постоянным. Рукопашному бою учили с трёх лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приёмы. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти.К 5-6 годам казачонок уже участвует конкурсах и скачках. Воспитывали у детей готовность к военной службе и в первую очередь приучали к коню, добиваясь единства коня и седока, развивали в нем отвагу, удаль, презрение к опасности.С 8-9 лет дети шли в школу, где  с основами общей грамоты учили историю Отечества, знакомили с военным делом, позже ввели гимнастику.Главная подготовка начиналась в 18 лет, когда молодой казак вступал в подготовительный разряд и принимал присягу.Девочки начинали работать с очень раннего возраста. С пятилетнего возраста девочка могла уже быть нянькой. Также она училась вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.Когда девушке исполнялось14-15 лет дед дарил ей серебряное колечко, сопровождая свой подарок песенкой про колечко и наставлениями, что внучка теперь «не дитё», а «барышня» и вести должна иначе: «на неё женихи смотрят».С момента получения колечка девушка начинала готовить приданное. Девичья жизнь кончалась сватовством. Молодой казак мог видеть девушку только в поле на работе, в церкви и во время гулянья, где водились хороводы, пелись песни и частушки.Казаки – веселый народ. У казаков веселья не бывает без казачьей частушки!Разнообразным был казачий фольклор, а самым лучшим способом выражения казачьей души были песни. Они сопровождали казаков с самого раннего детства. Песни пели на праздниках, на свадьбах. Они пелись при военных походах и помогали согревать казакам душу в трудных условиях. Они были средством воспитания и вдохновения для казаков. Ребята, давайте послушаем с вами песню (звучит песня «Казачата»)Казаки свято сохраняют традиции и осуществляют основную миссию – служение Отчизне. Преданность Родине казаки доказывали во все века. Сегодняшняя казачья дружина охраняет общественное спокойствие, выполняет различные задачи. Для казаков цель превыше всего – служить примером для всех граждан России.Рефлексия. Подведём итоги, ребята, и ответим на вопросы:1. Что в переводе означает слово "казак"? (вольный, храбрый, свободный)2. В каком возрасте казачка впервые сажали на коня одного? (в возрасте 1 года) 3. Что было главное в воспитании казачонка взрослыми казаками? (Личный пример)4. Назовите "золотую" казачью заповедь. (Старикам - уважение, гостю - почтение, женщине - любовь.) Для того, чтобы оценить нашу работу поднимите цветную карточку:Красная – мне понравилось.Желтая – мне всё равно.Синяя – мне не понравилось

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X