Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Прокофьева Ольга Анатольевна

«Полевые цветы Башкирии. Аппликация из соломки»

скачать документ

Вернуться назад

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА «БИКТЫРЫШ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАНПедагогическая разработка«Полевые цветы Башкирии. Аппликация из соломки»Выполнила:Прокофьева Ольга Анатольевна, педагог дополнительного образования, МБОУ «ЦДТТ «Биктырыш»г. Уфа2022Область применения. Ознакомление учителей с достижениями и педагогическим опытом; освещение актуальных вопросов учебно-воспитательного процесса, содержания образовательной технологии, методики, методов и приемов обучения.Возраст обучающихся. 8-13 лет. В процессе занятий, накапливая опыт в работе и оформлении её, учащиеся от простых изделий переходит к освоению более сложных.Актуальность. Приобщение детей к различным видам прикладного творчества, связанного с рукодельными работами, что является частью трудового обучения и воспитания детей, приобщения их к культурному наследию народов России.Проблема. Отсутствие у обучающихся личной практики создания аппликации из соломки.Цель. Повышение теоретического уровня профессиональной подготовки учителя и материала, связанного с особенностями аппликации из соломки.Объект. Создание аппликации из соломки.Предмет. Разработка цветочной аппликации «Полевые цветы Башкирии».Гипотеза. В процессе выполнения работы будут приобретены теоретические знания и практические навыки по созданию аппликации из соломки. Задачи:- обучение основным приемам и навыкам работы с соломкой (технологическая подготовка учащихся, включающая в себя формирование первоначальных сведений о культуре труда, приобретение воспитанниками общетрудовых навыков);- развитие творческих способностей, эстетического вкуса;- формирование целостного восприятия народного искусства как части культурного наследия народа (формирование у учащихся элементов художественного мышления);- создание тематической аппликации из соломки. Работа основывается на народной педагогике, на основных принципах сотрудничества и сотворчества детей и педагога.Цель работы достигается, если эффективность педагогических усилий оценивается ростом и качеством таких показателей: способность выполнять ранее освоенные трудовые операции; грамотно использовать инструменты и приспособления; достигать заданного уровня качества; понимание свойств материала; обеспечение личной безопасности.Результативность усвоения обучающимися материала занятия характеризуется:- развитием творческих и познавательных способностей детей;- расширением объема их знаний, умений, навыков;- демонстрацией авторских работ на выставках различного уровня.ЦВЕТЫ – СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛАХЦветы – символ непреходящей красоты. Они возвышают души, облагораживают сердца. Делают нашу жизнь богаче и радостней. Цветы – обязательный атрибут всякого праздника: свадьба, юбилей, день рождения. Цветы – лучшее украшение как маленького сада, так и широкого городского проспекта.С глубокой древности люди украшали жилища изображениями цветов. На острове Крит найдены изображения роз, датированные 3000 годом до нашей эры. Из поколения в поколение передаются удивительные легенды, предания, сказания и сказки о цветах. Они всегда поэтичны, загадочны и даже таинственны. Например, сказка Аксакова «Аленький цветочек».Если присмотреться к самому простому цветку, то можно увидеть, что он необыкновенно красив. Припомнится известное всем выражение: «чудо природы». В этот миг по-настоящему поймешь, что цветок действительно чудо природы. И почувствуешь, что что это сделает тебя лучше, добрее. Захочется сберечь такую красоту, передать другим.Изображения цветов характерны почти для всех видов изобразительного искусства. Цветы в народном искусстве это образ необыкновенной возвышенной красоты, отраженной руками мастера с его изделии.Известные на весь мир народные промыслы также вновь и вновь обращаются к тому, что любимо всеми людьми на свете, к цветам.Культурное наследие народов Россиисоставляют народные промыслы.На жостовских подносах прошлого века встречались пейзажи, птицы, жанровые бытовые сценки. В настоящее время цветы вытеснили все остальные сюжеты. Знаменитая «Золотая Хохлома» это всегда богатый растительный орнамент с цветами.Пышными расписными цветами украшены донца городецких прялок, шкатулки, панно. Даже сюжетные сценки городского и сельского быта, кони, птицы находятся в обрамлении цветочных гирлянд. Яркие цветы мы видим на сарафанах, передничках русских матрешек: загорских, семеновских, полхово-майданских. Петриковские мастерицы для росписи посуды, подносов используют мотивы украинской вышивки: теплые, радостные цветы. Не обошла цветы своим вниманием и керамика. Знаменитый гжельский фарфор украшен фантазийными ультрамариновыми цветами. Условные изображения цветов ярко красуются на пышных юбочках у барышень дымковских глиняных игрушек. На павловских платках, вологодском кружеве - везде цветы! И сегодня декоративно-прикладное искусство также поддерживает древнюю традицию культурного наследия народных промыслов в изображении цветов. Современные интерьеры трудно представить без фитодизайна. Вновь возродилась мода на искусственные цветы, выполненные из ткани, кожи, войлока. Они служат украшением, отделкой женской одежды, настенных панно. На выставках прикладного искусства можно видеть композиции из самых разных цветов: выполненных из дерева, стали, кружевные, вязаные, плетеные в технике макраме, а также изготовленные из природных материалов: бересты, соломки.ИЗДЕЛИЯ ИЗ СОЛОМЫ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕИспользование соломы в народных промыслах появилось вместе с земледелием, когда после обмолота урожая оставалось очень много соломы. Люди без соломы не обходились. Народ жил под соломенными крышами в домах с соломенно-глиняной штукатуркой, спал на соломенных матрацах.Мастера особенно ценили хлебные стебли (соломины) как великолепный поделочный материал. Из них изготавливались плетеные корзины, шкатулки, лари для хранения зерна, посуда, игрушки и др. Мы и сейчас любим носить соломенные шляпы.Народные мастера украшали дома изделиями из соломы. Простая солома в руках мастеров превращалась в драгоценную. Мастера делали предметы интерьера, игрушки, рамочки для икон, украшая их яркими желтыми солнышками. В таких изделиях солома смотрится как горящая золотом, сверкающая всеми своими тонкими, блестящими, перламутровыми нитями. В декоративно-прикладном искусстве многих народов встречаются изделия, украшенные узорами, составленными из кусочков соломенной ленты. Техника аппликации в создании изделий из соломкиПри создании узоров и разнообразных изображений на ткани или бумаге применяется техника аппликации. Достаточно доступную и дешевую соломку аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый результат.Аппликация это прикладывание для создания художественных изображений наклеиванием на соответствующий фон.В аппликациях из соломки происходит чудесное превращение энергии солнечных лучей и тепла человеческих рук в слияние природы и творчества. Свет, исходящий от соломенных изделий, неповторим. Мастера в цветовой гамме придерживаются натуральных тонов. Оттенок соломки зависит от того, в какой стадии созревания растения она была собрана. В зависимости от этого ее цвет варьируется от светло-желтого до темно-пшеничного. Дикие злаки имеют стебли коричневатого оттенка. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПО АППЛИКАЦИИ ИЗ СОЛОМКИЗаготовка соломенного сырьяОсновным сырьем являются стебли хлебных злаков – ржи, овса, пшеницы, ячменя. Наилучшими качествами обладает соломка специального густого посева на песчаных почвах, заготовленная в период молочно-восковой спелости зерна. Срезку соломки производят при помощи серпа или ножниц.Для того чтобы получить максимальное число оттенков соломки, заготовку злаков производят в два этапа. Первый сбор производят в фазу восковой спелости, когда злаки только начинают созревать и стебли еще наполовину зеленые. Собранная соломка в этот период роста растений получается наиболее эластичной и светлой, почти белой. Второй сбор проводят, когда злак созрел, в фазу полной спелости. Стебель растения в этот период совсем пожелтел, а зерно готово к уборке урожая.Необходимо также знать, что лучше использовать высокорослые сорта злаков, так как у них длина междоузлий больше.Стебли аккуратно складывают и связывают в снопы.ОборудованиеДля работы с соломкой не требуется каких-либо особых инструментов и специально оборудованного места. Работать лучше всего за столом. Нужно сесть так, чтобы свет падал на стол с левой стороны.Во время работы потребуются:коробочка для хранения соломки,ванночка для замачивания соломки,нож с коротким, заточенным под угол лезвием,гладильная доска и утюг для разглаживания соломы,небольшие ножницы с закругленными концами для обрезания соломин и вырезания деталей,клей ПВА,кисть для клея,пресс (любые тяжелые предметы) для выравнивания плоских элементов,карандаш простой,калька, бумага,картон,материал для фона,рамка для оформления готовой работы.При выполнении аппликации из соломки очень важны терпение и аккуратность.Обработка и подготовка материалаПосле просушки солому чистят. Если же соломенные стебли сухие, желтого цвета, это лучше сделать сразу после заготовки. Разрезанные и очищенные от листьев соломины сразу сортируют по толщине и длине и складывают по коробкам. Такой способ сушки и хранения соломки более компактный и удобный для дальнейшей работы.Для того чтобы соломины получились эластичными и податливыми для дальнейшей обработки, их необходимо замочить или распарить. Распаривание можно производить двумя способами:- сложить в термос, залить кипятком, закрыть крышкой и оставить на ночь; - сложить в кастрюлю соломины, залить холодной водой, закрыть крышкой и поставить на медленный огонь на 1-2 часа. Аппликации создают из соломенных лент или «золотых пластинок», которые можно получить двумя способами: горячим и холодным. Мы использовали горячий способ. Аппликация из таких лент – выпуклая, рельефная. Соломенные ленты становятся более эластичными и широкими, в работе более податливыми.Соломины подержать в горячей воде при температуре 60–80 оС. После распаривания сырые соломины разрезают кончиком ножниц или ножом вдоль ствола. Расправляют соломины. Затем проглаживают горячим утюгом вдоль волокон с двух сторон до полного высыхания. Ход выполнения аппликацииНачинают выполнять аппликацию из соломки с выбора сюжета. Мы, конечно, выбрали цветы и составили предметно-сюжетную композицию из цветов, растущих на полях Башкирии. Эскиз к будущей работе был выполнен карандашом в соответствии с размерами аппликации. С помощью композиции определили положение растений в пространстве аппликации, их согласованность.Разбивка эскиза на частиДля выразительности в аппликации крупные детали разбили на более мелкие части и пронумеровали их. Перевод деталей на кальку.Каждую деталь переносили на кальку, очень точно повторяя контур. Оклеивание деталей соломкой.Наносят клей на внутреннюю поверхность тонкой полоски соломки и прикладывают на кальку. Прижимают полоску пальцем левой руки, а правой обрывают соломку. Наклеивают на деталь в определенной последовательности, чтобы каждая последующая перекрывала предыдущую.  Для того чтобы композиция была выразительнее, нужно применять различные оттенки соломки: от почти белой – к желтой, далее к коричневым тонам. Оттенков может быть очень много. Таким образом, выполняют всё детали композиции.Сбор деталейТеперь нужно собрать фигурку из отдельных деталей. Нужно взять все части и приклеить их на кальку, сверяясь с эскизом. После высыхания кальку обрезать. Затем приклеить мелкие детали.  Приклеивание на фонПри наклеивании соломки использовали клей ПВА.Соломины должны подходить друг к другу, чтобы не просвечивалась между ними бумага.Делаем столько заготовок, сколько оттенков нам понадобится для разных деталей. Заготовки необходимо просушить под прессом. Обрезаем края соломки по контуру детали и составляем из готовых деталей картинку. Наклеиваем их на подготовленный заранее фон. Мы уделили выбору фона большое внимание, пробовали разные цвета и качество ткани. Использовали велюровую ткань черного цвета.Затем аппликацию мы оформили в деревянную светлую рамку, сочетающуюся внешним видом с соломкой.  ВЫВОДУ нас получилось изделие ручной работы из природного, экологически чистого материала, из солнечной соломки. Цветы с полей Башкортостана как будто расцвели на аппликации и снова радуют нас своей сияющей красотой.ЗАКЛЮЧЕНИЕЗанятие аппликацией из соломки очень интересно и увлекательно. Оно приучает к трудолюбию, к созданию красивых вещей, формирует эстетический вкус, приобщает к творческой деятельности. Заявленные воспитательные и образовательные задачи успешно решаются педагогом в процессе практических творческих занятий: при изготовлении художественно-прикладных изделий, выполнении творческих проектных заданий, в процессе знакомства с историей возникновения, развития и значением в жизни человека изделий из соломки.Перечень литературы для педагогов1. А.С. Хворостов. Декоративно-прикладное искусство в школе. / А.С. Хворостов. – М.: Просвещение, 1981.2. Г.И. Перевертень. Самоделки из разных материалов. Книга для учителя начальных классов. / Г.И. Перевертень. – М.: Просвещение, 1985.3. Е.А. Воловильская. Декоративно-прикладная работа с соломкой. / Е.А. Воловильская. - М.: Школа ремесел, № 8. 1999.4. Н.А. Горяева, О.В. Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. М, 2000.5. О.А. Лобачевская. Плетение из соломки. / О.А. Лобачевская. – М.: Дрофа, 2000.6. А.А. Гриб. Плетение из соломки и других материалов. – Минск: Издательство «Современная школа», 2007.7. http://innadanchenko.com/g-e-bulyigina-chudo-solomka Г.Е.Булыгина. Чудо-соломка

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X