Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Соколова Марина Николаевна

Фольклор в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

скачать документ

Вернуться назад

Фольклорв нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возрастас ограниченными возможностями здоровьяВведение.Современные концепции развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.Какую же роль играет народная культура, и в частности, традиции, обычаи, обряды, фольклор в формировании личности современного дошкольника? Прежде всего, следует сказать, что человек, не знающий истории своего народа, не способен понять культуру другого народа увидеть его самобытность и уникальность.Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку с ограниченными возможностями здоровья помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети с ограниченными возможностями здоровья учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования»,– так говорил Аристотель. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу. Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.В нашем дошкольном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.Цель.Цель проекта состоит В необходимости донести до сознания дошкольников, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Приобщать к фольклору, который отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков духовной мир, мысли чувства наших предков. Фольклорное искусство, как часть культуры народа представляет собой особую художественно-коммуникативную, образовательную и развивающую систему, и как показывает многовековой педагогический опыт, является действенным средством воспитания творческой личности. Творческая основа народного искусства: его вариативность, синкретизм способность коммуникативного общения (слово, музыка, движение) позволяет раскрыть художественную индивидуальность личности, способствует формированию творческой активности детей, что является одним из показателей развитий эстетической культуры личности.Задачи.Развивающие.Широко использовать фольклор во всех его проявлениях: сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы. Разучивая скороговорки – развивать речь, дикцию, память, логическое мышление. Способствовать развитию творческого воображения, учить связывать содержание с образом. Использовать элементы импровизации в постановке русских народных сказок. Развивать музыкальные и творческие способности.Образовательные.Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, беседа о традиционных промыслах. Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов. Учить лепить стол, стулья, посуду. Познакомить с новыми пословицами, поговорками, потешками. Разучивание русских народных песен, хороводов с движениями. Обучать выразительному и эмоциональному исполнению народных песен и танцев. Развивать ритмический слух с использованием русских народных шумовых инструментов. В танцах знать основные положения рук, ног, притопы. Разучивание народных игр. Знакомство с национальной русской кухней.Воспитательные.Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства. Дать представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, прививать нравственные ценности. Воспитывать чувство патриотизма и любви к малой родине, её традициям и обычаям.Практические.Познакомить детей с Городецкой росписью.Учить рисовать простые элементы узора. Создавать не сложные фигуры из пластилина. Отрабатывать практические навыки вокального и танцевального мастерства. Устроить выставку поделок: «Народные промыслы». Закрепление народных терминов и фольклорных выражений. Провести непосредственно образовательную деятельность с показом иллюстраций русских костюмов, декоративной росписи. Принципы.Целостности, комплексности педагогических процессов.Систематичности педагогических процессов.Дидактические принципы.Познавательной выразительности.По - этапности в передаче смыслового содержания.Художественного фольклорного исполнения.Повторения умений и навыков.Доступности.Коммуникативности.Результативности.Интерактивности.Активности и посильной самостоятельности.Предварительная работа.На музыкально - художественной деятельности рассказать детям о том, как создавалась русская народная песня. Об особенностях исполнения песен, чем они отличаются от хороводов. Разучить основные движения народных танцев. Разработать сценарий праздника и развлечения. Приготовить декорации, костюмы, атрибуты. Разучить музыкальный материал для праздника: стихи, песни, танцы, хороводы, инструментальные произведения. На продуктивной деятельности познакомить детей с видами декоративно-прикладного искусства. Показать иллюстрации росписи, объяснить различие. Пояснить технику Городецкой росписи. Разучить стихи. Пословицы, поговорки, скороговорки, применяемые в быту. На непосредственно образовательной деятельности использовать народные игры. Создать выставку работ и поделок из глины, пластилина. Провести беседу на тему: «Масленица – традиции, обряды, песни».Сроки реализации проекта.25.09.2021 г. – НОД Продуктивная лепка тема: «Лепка по русской народной сказке «Тримедведя»11.10.2021 г. – Осеннее развлечение по мотивам русских народных сказок: «Девчушки –подружки»11.10.2021 г. – НОД чтение художественной литературы Тема: «Русская народная сказка «Хвосты»7.11.2021 г. – НОД рисование Тема: «Золотая хохлома и золотой лес»13.11.2021 г. – Развлечение: драматизация сказки: «Кот, петух и лиса»11.12.2021 г. – НОД лепкаТема: «Петушок» - русская потешка.23.01.2022 г. – НОД социальный мир.Тема: «Россия – щедрая душа» - знакомство с национальными блюдами25.02.2022 г. – Фольклорный праздник с элементами масленицы «Весна – красна на весь свет»Материал и оборудование.Иллюстрации. Кисти, краски, бумага, гуашь, пластилин.Костюмы для спектакля.Костюмы фольклорные. Шумовые инструменты ( ложки, трещотки, бубен, колокольчики). Магнитофон. Диски. Декорации.Атрибуты для сказки.Книга русских народных сказок.Ожидаемый результат.Окружающие предметы народного быта должны воспитывать чувство красоты, любознательности, патриотизма. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Дети должны знать сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы. Уметь различать народные жанры: пляски, песни, заклички, колыбельные, хороводы. Народное пение должно формировать музыкальное мышление ребенка, укреплять и развивать певческий аппарат, поддерживать естественный гармонический процесс звукоподражания. С помощью скороговорки дети должны научиться правильно произносить и выговаривать трудные звуки, развивать речь и дикцию. Познакомить с новыми русскими народными сказками, знать их и уметь пересказать. Научиться владеть техникой живописи. Уметь различать виды народного промысла. Учиться выполнять несложные поделки из глины и пластилина, проявлять творческую фантазию. Знать народные традиции и обычаи, связанные с проведением народных праздников.Пополнять словарный запас фольклорными терминами. Проявлять интерес к истории своего края, его культурному и духовному наследию. Сценарий организации и проведения праздника для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья«Широкая масленица»Цель.Продолжать знакомить детей с народными праздниками.Вспомнить названия 7 дней Масленицы, объяснить их значение. Активизировать словарь детей.Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, правильно передавать несложные танцевальные движения.Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.Оборудование.Народные костюмы.атрибуты (платочки, кепки, фартуки, колпаки).Наглядно - демонстрационный материал: медальки - солнышко; блины, самовар, чай, скатерть, салфетки, варенье, мед, сметана.Пританцовывая под музыку «Калинка», дети входят в группу, здороваются с гостями и приглашают всех на широкую Масленицу.Пальчиковая гимнастика: «Дружба».Вопросы к детям.Дети, какое, сейчас, время года?Какие вы знаете зимние месяцы?А стихи вы знаете о зиме?Чтение стихов И. Сурикова «Зима», Прокофьева «Зимушка-зима».ВедущийКакой народный праздник мы отмечаем в феврале? (Масленица)Что это за праздник?Это время, когда зима встречается с весной. Дети дают название каждому дню недели и объясняют его значение.Что является символом Масленицы? Почему?Правильно, ребята! В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком.А на Руси этот праздник встречали песнями, плясками и веселыми играми. Дети исполняют русскую народную песню «Во поле березка стояла».Вопросы к детям.А что произойдет весной в природе?ДетиРастает последний снег, появятся первые листочки и цветы, прилетят перелетные птицы.ВедущийПослушайте, как об этом времени года говорит поэт Федор Тютчев «Зима недаром злится… »Загадывание загадок о зиме (лексические зимние темы: «зимняя одежда», «Зимние забавы», «дикие животные» и др.)Давайте пригласим наших гостей и поиграем с ними в народную игру «Ручеек»Русская народная песня «Блиночки мои».Дети надевают медальки - солнышко мамам и приглашают всех гостей к праздничному столу. (Сервируют стол дежурные с помощником воспитателя).Сценарий праздника«Сказка о пасхальном яйце»для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяЯйцо появляется из-за кустика постепенно - фон музыка «Птичка».Яйцо.Как же хорошо кругом!Кто же я? И где мой дом?!Вот ручей весёлый льётся,В небе солнышко смеётся.Кто же я? Не понимаюНадо разыскать мне маму.(поёт песню о маме «Где же ты милая мама»)Яйцо отправляется в путь, фон музыка «Кто ж такие птички +» (Навстречу скачет Зайка)Яйцо.Здравствуй, белая малышка! Кто ты?!Зайка.Я? Я просто маленькая зайчишка! А вот ты кто и откуда?! Милый, нежный, просто Чудо!Яйцо.Сам хочу узнать, кто я,Мама где, семья, друзья...так печально, так обидно – ничего я не пойму (плачет).Зайка.не плачь и не грусти,А со мною в Храм пошли.Пасху празднуют все там,Думаю, помогут нам.Там найдём семью и маму и друзей надёжных самых.Они отправляются в путь, фон музыка «Кто ж такие птички +»(Волк танцует в наушниках с травой – дети в зелёных костюмах.Музыка «Диджей Рудиков»).Появляются Яйцо и Зайчиха - фон музыка «Кто ж такие птички +»Волк.Ну, привет, привет, Зайчишка!Ты торопишься, смотрю, с кем куда? И почему?!Зайка.Здравствуй, Здравствуй Серый Волк!Вот в беду попал дружок!Маму мы идём искать,Кто он, хочется понять?!Ну, а ты всё веселишься?!Волк.Я, по полной развлекаюсь!И танцую и пою.Праздник Пасхи отмечаю!Очень весело живу!Зайка.А пойдём с нами к Храму.Там ему отыщем маму.Волк.Что ж заманчиво, пойду с Вами прогуляюсь.Они отправляются в путь, фон музыка «Кто ж такие птички +»Лиса танцует с цветами-ромашками, крутиться возле зеркала. Музыка «Танец Цветов».Зайка. Здравствуй, лисонька, как жизнь!Лиса.Здрасте, здрасте!Жизнь прекрасна!Далеко ли собрались?! Ой, а это, что за ЧУДО?Колобок – не колобокПросто беленький комок.Яйцо.Имя я своё не знаюЛиса.Как же так, не понимаю, Мама, где?!Яйцо.Да я не знаю. В Храм идём её искать (плачет)Волк.Служба праздничная там!Лиса.Как же, как же, Пасха, знаю.Я вот тоже зажигаю!Подготовилась с утра,И наряд приобрела.Буду по лесу гулять,А все вокруг завидовать!Зайка.А пойдём с нами к Храму.Там ему отыщем маму.Лиса.Что ж заманчиво, пойду с Вами прогуляюсь.Они отправляются в путь, фон музыка «Кто ж такие птички?»Останавливаются и читают стихотворение:Яйцо.От чего так засияло, нынче солнышко с небес?!Зайка.Пасха Светлая настала, Мы говорим:Все вместе.«Христос Воскрес!!!»Зайка.В Храме будут праздничные лица,Волк.И зазвонят колокола!Лиса.Станем радостью мы все делиться!Все вместе.Пасха Светлая пришла!!!(Появляется Медведь с подушкою в руках, топает ногой).Медведь.Расшумелись тут в лесу!Спать так вовсе не могу!Лиса.Эх ты, мишка косолапый!Рождество проспал совсем.И на Пасху ты в берлоге проваляешься весь день?!Медведь.То, что праздник Пасхи знаю!Значит, выходной настал.Вот лежу и отдыхаю,Никому я не мешаю!Зайка.А пойдём с нами к Храму.Там ему отыщем маму.Волк.А ещё наш новый друг маму потерял,Он Зайчишку повстречал,Даже имени не знал!Яйцо (поддакивает):Маму хочется найти,И семью приобрести.Окружали, чтоб друзья,Имя было у меня!Медведь.Что вы разве не узнали?! Он куриное Яйцо!(Обращается к яйцу) Птенчик Курочки ты Рябы!Яйцо.Больше слов других не надо!Я нашелся! Есть семья,Ряба - мамочка моя!А вокруг мои друзья!Массовый танец - песня про дружбу группы «Барбарики».Пасхальный звон, раздвигаются ширмы стоит Храм и выходит Курочка Ряба. Все герои на сцене, «Пасхальный звон» приглушается, как фон.Курица.Ах, мое дитя нашлось!Невредимый - это счастье!Яйцо.Долго я в лесу скитался,Мне Мышонок повстречался, а потом Волчок, Лисичка.А медведь меня узналМедведь.Родом ты своим гордись,И на праздник торопись!Слышишь пение с небес?Иисус Христос воскрес!Курица.Станешь Красным ты яйцом,И с пасхальным куличомПонесешь благую весть:«Иисус Христос Воскрес!» («Пасхальный звон» – громко)Они все заходят в Храм. Выходят яйцо красное – красивое, все рядом с ним. «Пасхальный звон» - закончился. Зайка (обращается ко всем героям). Вы теперь поняли, как нужно праздновать Пасху!Волк.Да, Не самого себя музыкой веселитьЛиса.Да, И не в нарядах красоватьсяМедведь.И не спать-отдыхать подольшеВсе вместе.А нужно радоваться Воскресению Христа и радость свою другим дарить!Курица.И тогда эта РАДОСТЬ станет огромной-огромной!!!Яйцо.Такой, огромный, что на весь мир хватит!Волк.День Воскресения – Самый светлый день! Добрыми делает всех он на Земле!Лиса.Самое лучшее –Каждого любить.Сердце, как ключикомДобротой открыть.Яйцо.Самое главное –Веру не терять.Жизнь православнаяДарит благодать!Закончить презентацией или песней «Пасха».681990354330

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X