Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Бондаренко Ирина Николаевна

«Развитие эмоционального интеллекта ребёнка средствами музыкального и театрального искусства»

скачать документ

Вернуться назад

Доклад Тема: «Развитие эмоционального интеллекта ребёнка средствами музыкального и театрального искусства»Эмоциональный интеллект — это понимание своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.Эмоциональное обучение ребенка начинается с  самого рождения и продолжается  весь период  детства. От того, насколько сформированы эмоции, в существенной степени зависит успешность личностного развития, обучения, а также становление различных видов детской деятельности. Эмоции имеют решающее значение в воспитании общественно значимых черт: сочувствия, сопереживания, содействия и т.д.В дошкольном возрасте дети все ещё остаются непосредственными, импульсивными и управлять своими переживаниями в полной мере они еще не могут, потому подвержены переменам настроения, способны переживать целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Таким образом, нам, педагогам, нужно целенаправленно развивать внутренний мир ребенка, необходимо научить его выражать свои чувства и эмоциональные переживания.Музыка и театр, как два величайших видов искусства, обладают огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка, стимулирует его к восприятию окружающего мира.Музыкально-театрализованная деятельность это деятельность, необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает своё собственное отношение к добру и злу. А музыкальное сопровождение позволяет сделать образы более интересными и выразительными.Разнообразная театрализованная деятельность воспринимается ребенком, как игра. Она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: легкости воображения, эмоциональной восприимчивости, двигательной активности, образного мышления.Музыкально-театрализованные занятия позволяют дошкольникам тренировать внимание, воображение, память, мышление, волю. Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями, пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость. Формируется эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкально-слуховое представление, чувство ритма.Моя работа в рамках музыкально-театрализованной деятельности была разделена на ряд этапов:На первом этапе знакомила детей с базовыми эмоциями, используя сказки, стихи, потешки, разнохарактерные мелодии. Также дети угадывали чувство, рассматривая иллюстрации, прослушивая музыкальные мелодии. Использовала следующие игры и упражнения:- игра «Закончи предложение», например, «Чувство радости (злости, обиды, и. т. д.) это когда…», «Для меня (мамы, папы, сестры) чувство радости (злости, обиды, и. т. д.) это когда…»;- игра «Угадай эмоцию», дети угадывали эмоциональное состояние, прослушивая отрывок из литературного произведения. Например: «Не послушался Иванушка сестру, выпил воды из копытца и превратился в козленочка…» (грусть, печаль); «Выросла репка большая - пребольшая!» (удовольствие, радость); «Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу…» (злость, испуг); «Заговорила тут с Иваном-царевичем лягушка…» (удивление);- совместно с детьми уточняли содержание произведения: перечисляли героев, персонажей, их действия. Дети учились определять характер героев (добрый, злой, хитрый, жадный и т. д.), пересказывать сюжет. Отвечали на вопросы, способствующие выявлению средств выразительности. Например, вопросы к русской народной сказке «Заюшкина избушка»: «Почему зайчик плакал? Какое у него было настроение? Как петушок успокоил зайчика? Изменилось ли его настроение?». Детям предлагалось выбрать пиктограмму эмоций для зайца в начале сказки и в конце, а затем побыть «зайчиками», т. е. «поплакать» и «порадоваться»; - обучала детей распознавать и проявлять чувства, рассматривая изображение сказочных персонажей, людей. В игре «Посмотри и повтори», дети изображали чувства мимикой и жестами. Так для лучшего эмоционального восприятия героя, и последующей инсценировки, использовала стихотворные строки, к примеру: «Зайчик возвратился в родные места, счастливый от носа и до хвоста»;- с малышами уделяла внимание отражению сказочных образов животных, анализировала характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю; описывая движения, использовала выразительные слова, которые характеризовали образ, к примеру, кошки: «прыг», «шмыг», «клубком», «кувырком»;- с детьми старшего возраста, в движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учила передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ;- для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, которые присутствовали почти во всех сказках, я применяла двигательные импровизации, которые проводила без предварительной подготовки. Например: «Кошки умываются; гоняются за мышкой; ссорятся из-за сосиски; прячутся от собаки; просят у своих хозяев чего-нибудь вкусненького». Двигательные импровизации, в которых участвуют все дети, на практике оказались очень эффективными. Они положительно влияют на качество исполнительской деятельности маленьких актёров;- уделяла внимание воспитанию интереса и желания двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, цветов. Активно использовала элементы костюмов и различные атрибуты: цветы, листики, ленты, платочки, кубики, шарики и т.д.;- обучала средствам выразительности с помощью упражнения: «Произнеси слова с разной интонацией». Например, «Дай мне игрушку», «Давай играть вместе», и т. д. Такие упражнения необходимы для обогащения, дифференциации знаний детей об эмоциях, способах их вербального и невербального выражения. На втором этапе работы дети упражнялись и в различении и сравнении эмоциональных состояний людей, используя при этом схематические изображения – пиктограммы. Для решения этих задач я изготовила следующие дидактические игры: «Настроения», «Угадай эмоции», «Азбука настроений»; книжку-малышку «Эмоции».На третьем этапе  распределяла детей на роли для постановки спектаклей по сказкам: «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Репка», «Лиса и волк» и др. В выборе персонажей учитывалось желание, индивидуальные особенности детей, их характер и поведение, взаимодействие между собой, сотрудничество в паре (умение смотреть на партнера, слушать его, выполнять совместные и поочередные действия). Когда роли были определены, совместно с детьми сочинялись движения. Подбирали необходимые музыкальные инструменты, или музыку для отображения характера и особенностей сказочного образа и персонажа. Опыт показал, что музыкально-театрализованная деятельность формирует личностные качества детей, помогает их разностороннему развитию. Всю гамму чувств и эмоций дошкольник проживает именно в театрализованной деятельности. Исполняя роль, ребенок не только представляет, но и реально эмоционально переживает поступки изображаемого им персонажа.А хорошо спланированная театрализованная деятельность, в которой каждый ребенок проявляет себя в какой-либо роли, способствует формированию и развитию эмоционального интеллекта.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X