Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Нихайчик Татьяна Владимировна

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

скачать документ

Вернуться назад

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округацентр развития ребенка - детский сад №1 «Лёвушка»Развитие речидетей дошкольного возрастапосредствомтеатрализованной деятельностиПодготовила: Нихайчик Т. В.учитель-логопеддетский сад 1Киселевский городской округ 2022Семинар – практикумРазвитие речи детей дошкольного возраста посредствомтеатрализованной деятельностиКатегория участников: учителя-логопеды, воспитатели всех возрастных групп, музыкальный руководитель.Разработчик: учитель-логопед Нихайчик Т.В.Цель: повышение эффективности педагогического воздействия присоздании условий для развития речи детей через творческую активностьв театрализованной деятельности.Оборудование:медиапроектор;компьютер;экран;столы, стулья для участников семинара;карточки с комплексами артикуляционной гимнастики;брошюра «Развиваем фонематический слух» (игры для старших дошкольников);карточки с заданиями для практической части.Предварительная работа:Изучение программного содержания по звуковой культуре речи в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.Изучение теоритического материала по данной теме у других авторов.Подбор практического материала по формированию звуковой культуры речи у дошкольников в помощь воспитателям.Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий,а без этого он засушенный цветок!В.СухомлинскийУважаемые коллеги!Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве.Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.Одна из актуальнейших проблем сегодняшнего дня – развитие связной речи детей. Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Её формирование происходит именно в дошкольном возрасте. Любое нарушение речи может отразиться на деятельности и поведении ребёнка.Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, приходимк выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка.Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам».И сегодня мы будем говорить о роли театрализованной деятельности в развития интеллекта, психологических процессов ребенка, а также необходимых условиях для формирования связной речи детей дошкольного возраста.Это и будет темой нашего семинара.Цель:повышение эффективности педагогического воздействия присоздании условий для развития речи детей через творческую активностьв театрализованной деятельности.Задачи:расширить знания педагогов по формированию звуковой культуры речи у дошкольников;создать условия для повышения и теоретического уровня и практических навыков коррекционно-развивающей работы педагогов.Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Основной и ведущей деятельностью ребёнка дошкольника является игра. Благоприятные условия для развития детской игры создаются в театрализованной деятельности. Для детей театрализованная деятельность – это необходимое условие развития интеллекта, психологических процессов. Основу театрализованной деятельности составляет устное народное творчество и фольклор.Театрализованная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.Развиваются сила голоса и дикция. Дети учатся произносить слова так, чтобы окружающим всё было хорошо слышно и понятно.Формируется словарь, то есть идёт обогащение словаря новыми словами. Например, детей знакомят со сказкой «Колобок», в которой есть новые слова: сусеки, амбары, печка. Сначала дети учатся использовать в своей речи существительные, затем слова действия, прилагательные, ласковые слова и т.д.Развивается звуковая культура речи. Отрабатывается правильное произношение звуков. Например, дети подражают животным, издавая характерные им звуки (звукоподражание).В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Работа начинается с потешек, например: «Кисонька-Мурысонька», «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик». Далее обыгрываются небольшие рассказы.Осуществляется развитие фонематического слуха. Используются музыкальные инструменты – колокольчик, барабан, дудочка. Проводятся музыкальные игры, например: «Мышка – мишка», «Птичка – птенчики» и др. Дети под музыку имитируют движения маленькой мышки и большого медведя.Развивается интонационная выразительность речи. Дети учатся передавать с помощью речи характер героев. Если герой чем-то недоволен, он говорит сердито. Если боится – говорит со страхом.Развивается связная и монологическая речь. После прочтения сказки детям предлагается закончить какое-то предложение, повторить некоторые предложения, затем пересказать. Всё это обыгрывается.Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).Основные направления по развитию речи посредством театрализованной деятельности: постепенный переход ребёнка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного простого «типичного» образа в театрализованной игре.Задачи:Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;Обогащать словарь детей, активизировать его;Совершенствовать диалогическую речь, ее грамотный строй;Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами, игрушками.Основные направления работы:Развивающая среда дети взрослые.Первое направление - формирование развивающей средыПри проектировании предметно пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность, создаются необходимые условия, где учитываются:индивидуальные социально психологические особенности ребенка;особенности его эмоционально-личностного развития;индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;возрастные и поло-ролевые особенности, которые отвечают требованиям программы и потребностям детей.Театрализованная деятельность проходит красной нитью через всю воспитательную работу. В группе создаетсямузей театра– театральный уголок, в который входят разные виды театра. Работа по театрализованной деятельности ведётся от простого к сложному. Сначала с детьми рассматриваются иллюстрации в детских книгах, показываются детям сказки на коврографе, используется пальчиковый, настольный театры.Особенно детям нравится театр кукол, которые веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение. Ребёнок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания.Пальчиковый театр (вязаный театр, конусный театр, театр на перчатке) способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность. А развитие рук помогает ребёнку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.Театр картинок (ковролин) – способствует внесению разнообразия игры в группах. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их развитию. Обогащает пассивный и активный словарь.Второе направление - это работа с детьмиВиды занятий:музыкально-ритмическая разминка;дыхательная и речевая гимнастика;литературно-художественная практика (связная речь);игры, минута шалости, физическая минутка;театрализованная деятельность.Музыкально ритмическая разминка включает в себя ритмические, музыкально-практические игры и упражнения, которые:а) развивают двигательные способности детей: ловкость, подвижность, гибкость, выносливость;б) развивают пластическую выразительность: ритмичность, музыкальность, быстроту реакции и др.;в) развивают воображение и способности к пластической импровизации.Дыхательная и речевая гимнастика помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляция, орфоэпия).В литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т.д.), а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширять словарный запас, сделать речь ярче, образнее.В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам.Всовместной деятельностис детьми проводится во второй половине одного из дней недели (четверг) «час театра». Для самостоятельной деятельности детей необходимо создать условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно.Третье направление – взрослые.Театрализованная деятельность в группе возможна только в результате активной, скоординированной работы воспитателей и родителей детей. Стараться, чтобы родители не находились в роли наблюдателей, обычных зрителей. Напротив, они также привлекались к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывалась помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций. Если в начале года дети все хотят принимать участие в сказке, но нет чёткости в произношении звуков, громкости, то к концу года они относятся к выбору роли очень качественно. Дети сами выбирают артистов, учитывая интонационную выразительность речи, громкость, чтобы окружающим всё было хорошо слышно и понятно.Творчество детейв театрально – игровой деятельностиИнтересно и познавательно для детей разыгрывать сюжеты сказок с помощью настольного театра, игрушек, картинок. Сначала это делает сам воспитатель, а затем привлекает и детей.Если на первых занятиях дети только слушают и выполняют действия, задания, то на четвертом занятии дети превращаются изпассивных слушателей в активных участников беседы, их речь заметно активизируется, дети начинают вступать активно в речевое взаимодействие не только со взрослым, но и со сверстниками. «Я обращаюсь только к большим лягушкам: как они квакают? А мамам вторят лягушата. Как они квакают? Сейчас квакают только лягушата(2 раза).Ктотакгромко квакает: ква-ква-ква? Кто тихонечко квакает: ква-ква-ква?»Одной из важнейших особенностейданных занятий является включение в работу всех детей, даже с низкими речевыми способностями.Дети принимают занятияс удовольствием, активно участвуют в них. Практика показала, что одним из эффективных методических приемов являются коллективные задания типа: «Ребята, сейчас мы с вамив лесуи все мы медведи – ищем мёд!» или «Мы – хитрые лисоньки». Моментально группа наполняется ожившими персонажами сказки. Пассивных нет – все дети изображают злого волка, смелого петуха, хитрую лису и т. д. Воспитатель сопереживает вместе с детьми, повторяетдвижения и голоса героев сказки, а дети, в свою очередь, подражая взрослому, закрепляют звуки, запоминают определенные слова, учатся отвечать на вопросы. Принесенные костюмы, шапочки, маски, атрибутык сказке делают игру эмоциональней и искренней.Кукольная театрализация сказок очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают в разговорной речи использовать слова, пословицы, поговорки из сценария.На четвёртом году жизни разные стороны речи формируются через игры, имеющие не узкую дидактическую направленность, а широкий развивающий эффект. Особое значение приобретают инсценированные представления и игры-драматизации. В них текст художественного произведения, прежде всего сказки, создаёт естественную канву для выстраивания действий в соответствии с сюжетом и поведением персонажей. Одновременно ребёнок воспринимает высокохудожественные образцы родного языка. Такая игра побуждает к импровизации, позволяет брать из литературного источника только то, что нравится и соответствует его внутреннему миру. Дети узнают из сказок особенности поведения тех или иных персонажей, представляют их действия и у них возникает потребность самим показать те или иные движения. На первых порах далеко не у всех детей появляется способность соединить слово и движение. Для такого понимания используются пластические этюды, в которых выразительные движения сопровождаются метким словом.Сначала все дети показывают, как бежит лисичка и хвостиком заметает след. Затем выбирается ребёнок, у которого самые интересные движения, и он показывает их индивидуально. Взрослый говорит: «Посмотрите, какая у нас лисичка (какой лисёнок) – она красивая, хитрая, игривая. Давайте вместе на неё полюбуемся». После этого все дети ещё раз повторяют движения лисы. Такие упражнения помогают ребёнку вжиться в образ, а слова усиливают представления о том или ином персонаже. Аналогично дети демонстрируют движения других животных. Медведь неуклюжий, косолапый, неповоротливый. Зайчик быстрый, весёлый, шустрый, но трусливый, всего боится.После чтения сказки «Курочка Ряба» предлагается детям показать движения курочки и мышки: курочка зёрнышки клюёт, мышка, быстрая, юркая, серым хвостиком машет. Параллельно с выполнением пластических этюдов организуется «ряжение». Детям предлагается выбрать роль и в соответствии с этим костюмы: бабе – сарафан и платок, деду – длинную рубаху и шапку и т.п. Каждый костюм рассматривается с детьми и проводится беседа о том, кому он больше подойдёт. Младшие дошкольники не сразу понимают, что кому нужно по роли, они просто примеряют на себя сарафаны, рубахи, шапки. Здесь включается в процесс педагог: «Посмотрите на бабку. Какой у неё красивый сарафан. Надо ей повязать платок. А сейчас она нам покажет, что умеет делать». Бабка начинает «пить чай, убирать со стола, мыть посуду». Так обыгрывается каждый персонаж сказки. Всем детям, сначала без костюмов, предлагается показать, как ходят, плачут дед и баба, как бежит и пищит мышка, как кудахчет курочка. Переход к театрализованному действию (участвуют актёры и зрители) осуществляется постепенно. Участие детей в постановке спектаклей способствует развитию пластики, координации движений, артикуляции, речевой выразительности. У детей развивается умение интонационно, разнообразно передавать текст в зависимости от его содержания, эмоционально пересказывать услышанное.Таким образом, театральная деятельность способствует расширению кругозора, развивает речь детей, обогащает внутренний мир, а главное, учит детей взаимопониманию, сближает их.Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X