Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Кабаева Надежда Владимировна

взаимодействие участников образовательного процесса

скачать документ

Вернуться назад

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВАннотация: В статье рассматривается взаимодействие участников образовательного процесса как основа воспитания духовно-нравственной личности дошкольника. Рассказывается об использование эффективной формы работы, позволяющей обогатить духовный мир ребенка и взрослого. Ключевые слова: детский сад, семья, родители, педагоги, детско-родительский коллектив, традиционный праздник. Цивилизация сместила понятие Культуры, и сейчас мы не понимаем, что можем быть цивилизованными дикарями. Стали терять из виду то, что наслоения Культуры накапливаются веками, а цивилизация может быть создана в одно десятилетие.[2]В настоящее время в обществе появилась тенденция к увеличению интереса к национальному, русскому наследию и богатству. Один из эффективных методов для передачи этих знаний детям, является непринужденное участие детей в народных празднованиях, где дети в игровой, естественной обстановке узнают новое об обрядах и традициях своего народа. Задача педагога состоит в том, чтобы сформировать интерес у детей к этим знаниям.Духовный мир ребенка может обогатиться лишь в том случае, если он это богатство воспитывает через себя и собственные чувства – это чувство сопереживания, радости, гордости, а также через познавательный интерес. Духовно – нравственное воспитание – это актуальная и сложная проблема нашего времени. [1]Чем больше одухотворяется и облагораживается культурой цивилизация, тем выше ее уровень. “Казалось бы, совершенно ясно, – писал Н.К.Рерих, – что каждая страна проходит степень общественности, т. е. цивилизации, которая в высоком синтезе создает вечное, неистребимое понятие Культуры” [3].Таким образом, мы определили цель нашей работы - это приобщение детей к народной культуре через ознакомление с праздничными традициями и обрядами.Задачи:• Сформировать чувство любви к Родине, уважение к традициям, обычаям русского народа, к духовно-нравственным ценностям русской народной культуры.• Обогатить детей знаниями в области устного, музыкального, игрового русского фольклора.• Способствовать развитию коммуникативных качеств, эмоциональной сферы ребенка, эстетического и музыкального вкуса.Праздники на Руси всегда представляли собой колоссальную роль в жизни людей. Любой праздник имел свои традиции и обычаи, своеобразие которых всегда зависело от идеи. Это все сплачивало людей, которые жили одной общиной, в единое целое, содействовало социализации детей, неся в себе также и образовательную функцию. Народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, событиями и датами, которые являются важными для народа. Россия - единственная страна в мире, которая величайшим праздником своим славит праздник утверждения жизни, праздник воскресения из мертвых, радуясь заре весеннего расцвеченного дня, с огнями крестных ходов под утренним яхонтовым, парчовым, заревым небом.[4]В нашем МБДОУ г. Иркутска детском саду № 116, огромное внимание педагоги уделяют знакомству детей с традициями народных праздников. Почему мы обратились именно к праздникам? Потому что именно народные праздники дают необходимое ощущение единения со своим народом. Дети могут почувствовать себя частью своего народа, народа, возникает мотивация узнать больше о его традициях и обычаях, взращивают творческие способности. Такие праздники дают представление о народных верованиях, традиционных обрядах, обыденной жизни русского человека, учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.Каждый праздник, как правило, начинается с ожидания и подготовки его: дети радуются праздничной атмосфере, предстоящим подаркам, красивой одежде и гостям. Очень важно ребёнку знать, когда, какой состоится праздник, какой он несет в себе смысл, чем он отличается от других праздников, за что каждый ребенок будет ответственен, чтобы праздник не только состоялся, но и принёс всем больше радости.Организуя каждый праздник, педагоги в праздновании используют народные традиции.Рождество с колядками, педагоги проводили данный праздник, с ряжеными, прославлением добрых людей и пожеланиями им здоровья и счастья. Дети с нетерпением и трепетом ждут такие моменты, используя старинный обряд. Они пели Колядки не только с добрыми пожеланиями, но также бросали горсточку зерна для пожелания благополучия. В ответ получали угощения.Очень важно сохранение традиционного развития праздничного действия, которое присуще каждому конкретному празднику и мы, как педагоги, должны содействовать этому.Март - долгожданный, первый месяц весны. Сосульки, грачи, яркое солнце, но он же является и обманчивым месяцем!Большое количество народов мира это время отмечают карнавалами. И в это же время проходит русская Масленая неделя. Масленица - это время когда встречаются Солнце и Весна. Это раздолье для фантазий. Праздник в нашем детском саду проходит очень радостно, с душевными песнями, веселыми играми, с яркими сказочными героями. А с первым блином педагоги совместно с детьми закликают весну. Познакомить ребят с традиционным костюмом – это одно из важнейших элементов воспитания, на который педагог должен обязательно обратить внимание, как костюм изготовить и надевать во время праздничных мероприятий. Именно в народном костюме воплощается этические и эстетические представления, понятия о гармонии человека и мира у каждого народа мира. Подготовка к каждому праздничному мероприятию вызывает огромный интерес у детей, на основе которого формируется художественный вкус, а так же единение детей и взрослых. Для нас, как педагогов, очень важно, чтобы все принимали активное участие. Педагоги стремятся дать выход детским влечениям, поддерживают их активную тягу участвовать в играх, танцах, инсценировках, где они могут помочь в оформлении зала или своей группы. Все это оказывать содействие успешной социализации ребенка, которая помогает сформировать у него активную собственную позицию, и вызывает желание сохранять традиции и обычаи своего народа.Светлое Христово Воскресенье, Пасха - так называется самый торжественный, великий, радостный традиционный весенний праздник, праздник, когда происходит обновление и спасения мира и человека, праздника торжества жизни, добра и света. Об этом педагог должен рассказывать детям, когда ведет подготовку к великому празднику. Мы - педагоги, совместно с детьми, разучиваем песни, исполняем народные танцы, играем. Это приносит детям веселье и радость от познания того, что все эти игры имеют особый смысл, а не только развлечение. Этот праздник абсолютно точно можно назвать семейным. Он способствует укреплению взаимоотношений в семье. Все хотят в современном мире возродить то, чего сейчас не хватает - внимания и уважительного отношения к старшим и родителям, благодарности и дружелюбия. [1] Поэтому педагогами рассматриваются праздники как одно из наиболее эффективных, главных взаимодействий с родителями, ведь это способствует активному вовлечению родителей в педагогический процесс. Также родители участвуют непосредственно при подготовке к праздникам - это изготовление традиционного костюма, народной куклы, к активному участию в веселье. Взрослые - теперь не просто наблюдатели, а активные и непосредственные участники.Данная форма проведения праздничных развлечений формирует отношения, основанные на доверие между всеми участниками образовательного процесса (дети, родители, педагоги). А также показывает ребенку главное, что семья – это великая ценность в его жизни.Родители детей стали задумываться о том, что бы они хотели, а также могли бы передать своим детям, как культурное наследие во время и в условиях праздника.Каждый праздник мы создаем в духе воспитания любви к родному краю, уважению старших, почитанию родителей.«Видите ли, стремление к добру, осознание добра находится в нас самих. Догматы - это внешнее приложение, но мы ничего не найдем в них, если внутренне не осознаем, не ощутим потребность в добре... Важен не догмат, не теория, а живое устремление к чему-то более прекрасному, важна внутренняя энергия, которая поднимала бы на следующую ступень. В сущности, это же имел в виду Серафим Саровский, когда на вопрос, зачем нужны пост и молитва, сказал: «Для нисхождения Святого Духа»...» [5]Как показывает практика, в большинстве семьях начали возрождаться традиции проведения христианских праздников: Пасха, Рождество Христово, Троица и многие другие. В семейных праздниках всегда создается атмосфера доброты, любви, уважения, сострадания, единства в мыслях и поступках. А это является основой духовно – нравственного воспитания будущего поколения. И это все происходит благодаря педагогам. Учительство есть высочайшая связь, которую только возможно достичь в наших земных облачениях. Нас ведут Учителя, и мы стремимся к совершенству в нашем почитании Учителя. [6]Список литературы:Измайлова А.Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания)/ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 200оооРерих Е.И. // Письма. Т. III. 4 сентября 1935 г.Рерих Николай. Твердыня Пламенная. Нью-Йорк, 1933Рерих Н.К.. РОССИЯ. ЧАША НЕОТПИТАЯРерих С.Н.. Стремиться к прекрасному. Интервью "Литературной газете"Шапошникова Л.В. Учителя – кто Они? // Великое путешествие: в 3 кн. – Кн. 3. Вселенная Мастера. – М.: МЦР; Мастер-Банк, 2005. – С. 82–117. – URL: https://lib.icr.su/lyudmilashaposhnikova/master-3/files/assets/seo/page84.html  (дата обращения 15.03.2022).

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X