Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Елисеенко Татьяна Геннадьевна

Ключевые моменты детской психологии

скачать документ

Вернуться назад

Лекция №1 Тема: «Детская психология»Аудитория: слушатели курсов повышения квалификации (медицинские работники детских образовательных учреждений).Вопросы:Введение.Основные закономерности психического развития ребёнка.Возрастные особенности детей.1. ВВЕДЕНИЕ.Особенности работы с детьми определяются особенностями их психики. Безусловно, внутренний мир каждого ребёнка индивидуален, но существуют общие законы и закономерности развития психики детей, знание которых может существенно помочь качественному взаимодействию медицинского работника образовательного учреждения и воспитанников. В равные временные промежутки психика ребенка проходит различные «расстояния» в развитии, претерпевает разные качественные преобразования. Каждый возрастной период, каждая сторона психического развития занимает круг вопросов, связанный с характеристикой самого процесса развития: его исходных предпосылок; условий возникновения на каждом этапе определенных достижений и возможных негативных образований. Детская психология изучает психическое развитие ребенка, основные компоненты которого характеризуют каждую ступень психического развития. Дети разного возраста с точки зрения их психического развития различаются между собой прежде всего по доступным и характерным для них видам деятельности.  Важную сторону психического развития составляет возникновение (до года), изменение и совершенствование психических процессов и качеств детей — восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи, чувств, начальных форм волевого управления поведением.  Наконец, ранний и дошкольный возраст — это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка, а в школьном возрасте личность «оттачивает» свои приобретения.Детская психология — наука, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка: развития его деятельности, развития психических процессов и качеств и формирования его личности.  Детская психология – это раздел психологии, исследующий  духовное и психическое развитие детей, закономерности происходящих процессов, изучающий инстинктивные и произвольные поступки и особенности развития, начинающиеся с рождения ребенка и до наступления зрелости в 12-16 лет.ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.    1 . Биологические и социальные факторы в психическом развитии ребенка. Психическое развитие детей зависит от многих обстоятельств. Вот перед нами пятилетний ребенок, который умеет невнятно произносить только несколько слов, протянутую ему куклу тащит в рот, чертит карандашом по бумаге непонятные каракули. В чем дело? Может быть, ребенок перенес тяжелое мозговое заболевание? А возможно, он педагогически запущенный — с ним никогда не говорят, не играют, ничему не учат? Любое из этих предположений может оказаться справедливым. И любое из них основывается на наших знаниях об условиях психического развития.  Предпосылки, определяющие развитие:природные свойства организма ребенка, наследственность (в первую очередь строение и работа его мозга, нервной системы) и то, что ребенок вырастает в человеческом обществе, среди других людей, которые его воспитывают и обучают.Потребности. Ребенок рождается с набором органических потребностей — потребностью в кислороде, в определенной температуре окружающего воздуха, тепле, в пище и т. п. — и с рефлекторными механизмами, направленными на удовлетворение этих потребностей. Поступательно формируются более сложные потребности (в безопасности, социальные, в признании, духовные).Рефлексы. Различные воздействия окружающей среды вызывают у ребенка защитные и ориентировочные рефлексы. Последние особенно важны для дальнейшего психического развития, так как составляют природную основу получения и переработки внешних впечатлений.На базе безусловных рефлексов у ребенка уже очень рано начинают вырабатываться условные рефлексы, которые ведут к расширению реакций на внешние воздействия и к их усложнению. Элементарные безусловно- и условно рефлекторные механизмы обеспечивают первоначальную связь ребенка с внешним миром и создают условия для установления контактов со взрослыми и перехода к усвоению разных форм общественного опыта. Под его влиянием впоследствии складываются психические качества и свойства личности ребенка.В процессе усвоения общественного опыта отдельные рефлекторные механизмы объединяются в сложные системы — функциональные органы мозга. Каждая такая система работает как единое целое, выполняет новую функцию, которая отличается от функций составляющих ее звеньев: обеспечивает речевой слух, музыкальный слух, логическое мышление и другие свойственные человеку психические качества.Созревание организма. В период детства происходит интенсивное созревание организма ребенка, в частности созревание его нервной системы и мозга. Ход созревания зависит от того, получает ли ребенок достаточное количество внешних впечатлений, обеспечивают ли взрослые условия воспитания, необходимые для активной работы мозга. Наукой доказано, что те участки мозга, которые не упражняются, перестают нормально созревать и могут даже атрофироваться (потерять способность к функционированию). Это особенно ярко выступает на ранних стадиях развития и у детей с нарушениями работы головного мозга. (Если вовремя родителям таких детей не рекомендовать лечение и специальные методы развития, психика получит невосполнимую задержку своего развития). Обучаемость. Это и есть одна из наиболее важных особенностей человеческого мозга, отличающая его от мозга животных. Ученые доказали, что процесс формирования мозга животного в основном заканчивается к моменту рождения, а у человека продолжается после рождения и зависит от условий, в которых происходит развитие ребенка. Следовательно, эти условия не только заполняют «чистые страницы» мозга, но влияют и на само его строение. Конечно, ребенок не в состоянии расшифровать достижения человеческой культуры самостоятельно. Он делает это при постоянной помощи и руководстве со стороны взрослых — в процессе воспитания и обучения. Значит, природные свойства ребенка, не порождая психических качеств, создают предпосылки для их образования. Сами же эти качества возникают благодаря социальному наследованию. Так, например, одним из важных психических качеств человека является речевой (фонематический) слух, дающий возможность различать и узнавать звуки речи. Ребенок не имеет от рождения каких-либо форм поведения, свойственных взрослому человеку. Но некоторые простейшие формы поведения — безусловные рефлексы — у него врождены и совершенно необходимы как для того, чтобы ребенок мог выжить, так и для дальнейшего психического развития. Общественной опыт, социальное окружение. Служит источником психического развития, из него ребенок через посредника (взрослого) получает материал для построения психических качеств и свойств личности. Психическое развитие и деятельность.          1. Овладение действиями.Стать человеком — это значит научиться действовать, вести себя по отношению к окружающим людям и предметам так, как это свойственно человеку. Именно в процессе овладения человеческими действиями и человеческим поведением ребенок приобретает необходимые психические качества и свойства личности.  Внешние и внутренние действия. В процессе воспитания ребенок усваивает разнообразные действия. Он научается вытираться полотенцем, есть ложкой, пить из чашки, надевать носки, рисовать карандашом, строить из кубиков. Все это — практические действия, которые ведут к получению определенного внешнего результата. Вместе с ними у ребенка формируются и внутренние психические действия, при помощи которых он рассматривает предметы, выясняет их свойства, устанавливает, как они связаны между собой, создает замысел игры, рисунка или постройки, запоминает картинки и т. д. Формирование таких внутренних действий составляет основное содержание психического развития ребенка. Это действия восприятия (перцептивные действия), мышления, воображения, памяти, т. е, психические действия. Они обеспечивают ориентировку ребенка в окружающем мире, ознакомление с условиями, в которых должны выполняться практические действия, и поэтому называются также ориентировочными действиями.Выполнение ориентировочных действий обычно предшествует выполнению практических, подготавливает их. Хотя овладение разнообразными действиями происходит под влиянием обучения и воспитания, оно зависит не только от желания взрослого: ребенок может усвоить далеко не всякие действия и усваивает их не в любом порядке. Это определяется двумя причинами. Во-первых, сначала усваиваются более простые, затем более сложные действия, и доступный ребенку уровень их сложности всегда ограничен тем, что было достигнуто раньше. Во-вторых, для того чтобы ребенок научился новому действию, оно должно соответствовать потребностям и интересам самого ребенка, включаться в тот или иной вид привлекающей его деятельности. Так, например, дети дошкольного возраста значительно лучше и легче усваивают новые действия, если они даются в игровой форме.Ведущая деятельность.На основе действий формируется деятельность, характеризующаяся тремя основными  признаками:Во-первых, она должна быть обязательно смыслообразующей, нести смысловую нагрузку для развития ребенка, например, в 5 месяцев ложка для ребёнка – погремушка, игрушка, а в 9 месяцев ребёнок с её помощью принимает пищу, он уже знает назначение этого предмета. Таким образом, у ребёнка сформировался новый вид деятельности (самостоятельный приём пищи с помощью ложки) с новой смысловой нагрузкой. А непонятные и  бессмысленные ранее вещи, приобретают для трехлетнего ребенка и на протяжении всего дошкольного детства, а частично и школьного, определенный смысл только в контексте игры. Следовательно, игра  — это есть ведущая деятельность дошколят. Во-вторых, базовые отношения со сверстниками и взрослыми складываются в контексте этой деятельности (у дошкольников - только в игре, у младших школьников в рамках учебной и игровой деятельности, у старших школьников в рамках общения с «себе подобными».И, в-третьих, в связи с освоением этой ведущей деятельности появляются и развиваются основные новообразования возраста, тот круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь или другие навыки.Ведущая деятельность имеет решающее значение на каждом определенном этапе детского психического развития, при этом не исчезают другие виды деятельности. Они могут становиться не основными.Стабильные периоды и кризисы.Каждый ребенок развивается неравномерно, проходя относительно спокойные, стабильные периоды, сменяющиеся критическими, кризисными. Во время периодов стабильности ребенок накапливает количественные изменения. Это происходит медленно и не очень заметно для окружающих.Критические периоды или кризисы в психологическом развитии детей открыты эмпирическим (опытным) путем, причем, в случайном порядке. Сначала был открыт кризис семи лет, затем трех, потом 13 лет, и лишь потом первого года и кризис рождения.Во время кризисов ребенок за короткий срок быстро меняется, изменяются  основные черты его личности. Эти изменения в детской психологии можно назвать  революционными, настолько они стремительны по течению и значительны по смыслу и значимости совершающихся перемен. Критические периоды характеризуются следующими особенностями:возрастные кризисы у детей возникают незаметно и очень  трудно определить моменты их  наступления и окончания. Границы между периодами не отчетливы, индивидуальны, зависят от социальных факторов, педагогического и психологического образования родителей, в середине кризиса наблюдается резкое обострение, у одних проходят остро, у других сглажено. Но в любом случае, наличие кризиса в определённом возрасте свидетельствует о нормально развивающейся психики (развитие соответствует возрасту). цель взрослых - помочь пройти кризис.Во время кризиса у взрослых создаётся впечатление, что ребенок трудно поддается воспитанию, внимательные родители чувствуют его переживание, несмотря на то, что он в это время строптив и неуступчив. Может упасть успеваемость в школе, работоспособность, возрастает утомляемость. Кажется, что ребенок не приобретает, а только теряет из того, что приобретал прежде. В это время взрослым следует понять, что  возникновение нового в развитии, практически всегда означает не потерю приобретённого, а его трансформацию. Приглядевшись внимательно к эмоциональному состоянию ребенка, можно даже в критические периоды наблюдать и конструктивные процессы развития. Просто ребёнок становится другим. Кризис необходим для перехода на новый этап развития психики и взросления в целом.Последовательность любого возрастного периода развития психики определяется чередованием критических и стабильных периодов развития. Взаимодействие ребенка с окружающей социальной средой является источником его развития. Все, чему учится ребенок, дают ему окружающие его люди.Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что психика ребёнка развивается в общении и деятельности, проходит необходимую трансформацию при помощи кризисов.ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ.В каждом возрасте ребенка существуют свои характерные особенности, не учитывать которые нельзя ни профессионалам, работающим с детьми, ни родителям. Рассмотрим возрастные особенности детей с точки зрения психологических новообразований, в том числе, кратко характеризуя возрастные кризисы.Кризис новорожденности  (0-2 месяца)Это первый кризис в жизни ребенка, симптомы кризиса у ребенка – потеря веса в первые дни жизни, означающую физиологические изменения организма, его приспособление к жизни вне матери. В таком возрасте ребенок – максимально социальное существо, он не в состоянии удовлетворить свои потребности и полностью зависим от взрослых, и, в то же время, лишен средств общения, вернее, не умеет общаться. Его жизнь начала становится индивидуальной, отдельной от организма  матери. В этот период он как бы отдыхает от родового стресса, экономит и накапливает силы, много спит, чаще находится в покое, давая своему организму приспособиться к жизни в новой среде.По мере приспособления к окружающим, у ребенка появляется новообразование в виде комплекса оживления, включающего в себя реакции: моторное возбуждение при виде приближающихся знакомых взрослых; использование плача для привлечения внимания к себе, попытки общения (смотрит в глаза, сам первый начинает общение, вокализирует, глядя на взрослого, начал улыбаться, увлеченные «воркования» с матерью, довольный вид). Он как бы говорит окружающим «Я готов к новой жизни, мне здесь нравится».Комплекс оживления служит своеобразной границей критического периода новорожденности.  Срок его появления и, в принципе его появление, служит основным показателем нормальности психического развития ребенка и появляется раньше у тех деток, матери которых не только просто удовлетворяют потребности ребенка, но и общаются с ним, разговаривают, играют, часто берут на руки, обеспечивают контакт «тело к телу». Если деток не пеленали, комплекс оживления может наступить в 1,5 мес. У детей, которых туго пеленали, комплекс оживления проходит позже - между 2м и 3м месяцем. Это их норма. Если у ребёнка не наступает комплекс оживления, и он по-прежнему общается только в ответ на ласку взрослого, но первым общение никогда не начинает, реакции такие же как в первый месяц жизни, значит, стоит бить тревогу, обследовать на наличие глухоты и, возможно, других патологий.Младенческий возраст (2 месяца – 1 год)В этом возрасте ведущим видом деятельности является непосредственное эмоциональное общение с взрослыми.Развитие детей первого года жизни закладывает основу его дальнейшего формирования как личности.Зависимость от них носит еще всеобъемлющий характер, все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью. В то же время, мать - источник удовлетворения потребностей. Психологически мать воспринимается ребёнком как моя вещь, моя часть. С началом прямохождения ребёнок «отделяет» себя от матери, в норме должен сказать первое слово. При этом, не важно, во сколько он «пошёл» - ровно в год или в 10 месяцев. Сделал первый шаг - сказал первое слово, понял, что мать - отдельный человек, а не его часть.Речевое развитие протекает поэтапно, каждый месяц - новообразование: вокализации (0 - 2-3), гуление (2-3 - 4), лепет (4-6), слог (5-6 - 9-10), слово (9-10 - 12 и старше). Особенностью может быть то, что ребёнок, лопотавший в 4 мес., может замолчать до 9мес., и, пропустив период слога, может сразу сказать первое слово. По развитию речи также можно судить о нормальном психическом развитии. Данная речевая периодизация является приблизительной, т.к. развитие индивидуально.К первому году жизни ребенок произносит первые слова,  т.е. зарождается структура речевого действия. Осваиваются  произвольные действия с предметами окружающего мира. Изучается назначение предметов и способы их применения.До года речь ребенка – пассивная. Он научился понимать интонацию, часто повторяющиеся обороты, но сам  говорить еще не умеет.  В детской психологии именно в этот период закладываются все основы речевых навыков, дети сами пытаются установить контакты  с взрослыми при  помощи плача, воркования, лепета, жестов, первых слов.После года формируется активная речь. Запас слов  малыша к 1 году достигает 30, почти все они имеют характер действий, глаголов: дай, возьми, пить, есть, спать и т.д.В это время взрослым следует разговаривать с детьми четко и отчетливо, чтобы передать навыки правильной речи. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если  родители показывают и называют предметы, рассказывают сказки.С развитием движений связана предметная деятельность ребенка.В последовательности развития движений есть общая закономерность:движущийся глаз, ребенок учится сосредотачиваться на предмете;выразительные движения  — комплекс оживления;перемещение в пространстве – ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться.  Каждое движение  открывает ребенку новые границы пространства.ползание – эта стадия некоторыми детьми пропускается, если родители не учили ползанию. хватание, к 6 месяцам это движение из случайных захватываний превращается в целенаправленное;манипулирование предметом;указательный жест, вполне осмысленный способ выразить желание.Как только ребенок начинает ходить, стремительно расширяются границы доступного ему мира. Ребенок учится у взрослых и постепенно начинает овладевать человеческими действиями: назначение предмета, способы действий с  данным предметом, техника выполнения этих действий. Большое значение в усваивании этих действий  имеют игрушки.В этом возрасте закладывается умственное развитие (питание, общение, двигательная активность), формируется чувство привязанности.Кризис  первого годаКризисы в психологическом развитии детей одного года связаны с противоречием между биологической системой и вербальной ситуацией. Ребенок научился ходить, но не умеет управлять своим поведением, начинают проявляться нарушения сна, потеря аппетита, угрюмость, обидчивость, плаксивость. Тем не менее, кризис не считается острым.Раннее детство (1-3 года)В этом возрасте разделяются  линии психического развития мальчиков и девочек. У детей появляется более полная самоидентификация (осознание своего «Я», узнавание себя в зеркале, к 2,5 - 3м годам говорит о себе в первом лице), понимание принадлежности к полу (к 3м годам). Возникает  самосознание,  развиваются притязания на признание со стороны взрослых, желание заслужить похвалу, положительную оценку.Происходит дальнейшее развитие речи, к трем годам словарный запас достигает 1000 слов. В норме говорит предложениями из 3х - 4х слов.Происходит дальнейшее умственное развитие, появляются первые страхи, которые могут усугубляться раздражительностью родителей, гневом и могут способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. В 5-6 лет страхи, не проработанные в это время, могут дать знать о себе в виде неврозов. Не помогает и чрезмерная опека со стороны взрослых. Более эффективным является способ, когда взрослые учат ребенка обращению с предметом, вызывающим страх на наглядных примерах.В этом возрасте базовой потребностью является тактильный контакт, ребенок осваивает ощущения.Игра занимает место ведущего вида деятельности. Появляются зачатки сюжетно-ролевой игры. Дети начинают искать себе партнера для игры. Возникают первые симпатии и антипатии к сверстникам. Но общаться трёхлетнему малышу пока интересней со взрослыми.Кризис трех летКризис острый, симптомы кризиса у ребенка: негативизм  на предложения взрослых, упрямство, безличная строптивость, своеволие, протест-бунт против окружающих, деспотизм. Симптом обесценивания, проявляется в том, что ребенок начинает обзывать родителей, дразнить, ругаться, драться с ними и другими окружающими ребенка взрослыми. Очень часто дети говорят «Я САМ!» (сделаю что- либо), «Я БОЛЬШОЙ!» (исправляют взрослых, если те назвали ребенка маленьким). Смысл кризиса в том, что ребенок пытается доказать, что он в этом мире есть, а раз он есть, значит, он тоже может влиять на окружающих и мнение его очень весомо. Но противоречие в том, что делать он ещё ничего не умеет. В этом и заключается кризис. Ведь, на мир повлиять может только тот, что-либо делает. Вроде, он «сам» и «большой», а по-прежнему не может обойтись без родителей. Осознание всего этого или непонимание и волнует ребенка. Отсюда состояние кризиса, то есть, противоречия. В норме кризис не должен длиться более полугода. Тактика родителей и окружения - спокойно соглашаться с ребенком, в то же время, давая ему возможность выполнять без помощи взрослого «взрослую» (безопасную) работу. «Конечно, ты большой, конечно, ты сам, конечно, делай сам». Обычно, ребенок, приступив к работе, вдруг понимает, что он не умеет это делать. Таким образом, приходит осознание важных для него внутренних противоречий и постепенно кризис сходит на нет. Ребенок снова становится послушным и т.д. Нельзя в этот период считать ребенка невоспитанным, плохим, драчуном и тем более, говорить ему об этом и пытаться перевоспитать. Если это делать, переходный период может задержаться вплоть до подросткового и психика ребенка будет искажена вплоть до необратимого. Интенсивность кризисных реакций зависит от индивидуальных особенностей и психологической подготовленности взрослых, окружающих ребенка. Но существует закон: с какой интенсивностью проходил кризис в 3 года, с той же интенсивностью будет проходить кризис пубертатного периода. Вяло текущий кризис говорит о задержке в развитии воли.Дошкольное детство (3-7лет)В это время детский организм и нервная система начинают развиваться активнее.Ребенок становится более самостоятельным, его отношения со взрослыми и сверстниками начинают постоянно расширяться.Ведущий вид деятельности - игра. В этом возрасте ребенок в игре переходит от простого манипулирования предметами (до года) к сюжетной игре – во врача, продавца, космонавта (с 4- 5 лет). Детская психология отмечает, что на данном этапе начинает появляться ролевая идентификация, разделение ролей. Ближе к 6-7 годам появляются игры с правилами. Игры имеют большое значение в психическом и эмоциональном развитии ребенка, помогают справиться со страхами, учат брать на себя ведущую роль, формируют характер ребенка и его отношение к действительности. Всё эффективное взаимодействие ребенка и взрослого, обучение и воспитание, эмоционально-положительный контакт только посредством игры, игровой ситуации).В процессе своего развития ребенок в дошкольном возрасте сталкивается с рядом противоречий, которые возникают на фоне новых потребностей. В этом возрасте малыш имеет следующие ведущие потребности:получение новых впечатлений;потребность в игре;двигательная активность;общение.Общаясь с людьми, ребенок постоянно открывает для себя новые знания и умения. Получение социального опыта происходит посредством инициативного восприятия, а не пассивным методом.Новые впечатления способствуют развитию познавательных способностей ребенка. Изучение реального мира развивает любопытство. У дошкольников старшего возраста постепенно начинает появляться интерес к обучению.В это время следует обращать особое внимание на психологическое развитие ребенка. Заторможенность может быть вызвана следующими факторами:поведенческие отклонения — враждебность, вранье, агрессия;эмоционально-личностные проблемы — чувство страха, плохое настроение и повышенная тревожность;неврологические отклонения — нарушение режима сна, быстрая утомляемость, пассивность, чрезмерная активность, их чередование;проблемы с общением — чрезмерная обидчивость, отстраненность, постоянное желание быть лидером, стеснительность;отсталость в интеллектуальном развитии — неспособность концентрации внимания, сложности с пониманием нового материала.При наличии таких проблем родители должны скорректировать поведение малыша, больше заниматься с ним и следить за его развитием. В противном случае, в дальнейшем могут возникнуть отклонения в познавательной и мыслительной-психических процессах.Ключевые особенности психологии дошкольного возрастаХарактерная особенность дошкольного возраста — активное развитие внимания, памяти, речи, и мышления.В течение всего дошкольного периода у малыша преобладает непроизвольное внимание, которое со временем начинает переходить в произвольное. У детей до 3 лет - до 15 минут, у детей 4 лет - 20 минут, у детей 5 лет - 25 минут, к концу дошкольного детства (6-7 лет) произвольное сосредоточение на чем-то может длиться до 30 минут. У детей с гиперреактивностью, ЗПР и т.д. время концентрации внимания уменьшено.Аналогичные процессы происходят с памятью. До 7 лет у детей формируется произвольная зрительная и слуховая память. Под конец дошкольного периода ребенок уже должен иметь наглядно-образное мышление. Начинает активно развиваться логическое мышление.Это способствует тому, что ребенок учится выделять признаки отдельных предметов, учиться сравнивать их и обобщать. К 6-7 годам у большинства детей уже присутствует диалогическая речь и отдельные виды монологической.ВАЖНО. Психологическое становление личности тесно связано с самопознанием ребенка. Самооценка закладывается только посредством прямого и непрямого контакта со взрослыми, близкими. То есть, будущий психологический комфорт-дискомфорт (состоятельность, цельность, психологическое здоровье) во взрослом возрасте, в подростковом возрасте зависит от реакции взрослых, окружающих человека в его детстве.В его основе лежит осознание своей успешной деятельности, ободрение взрослых, а также положительная оценка его друзей, сверстников. Ребенок уже способен осознавать какое место он занимает в семье и детском коллективе.Специалисты рекомендуют играть с ребенком в развивающие игры. Они должны быть направлены на развитие логики, мышления. В процессе игры формируется также характер малыша. Для дошкольника социально-эмоциональная сторона деятельности является одной из самых важных. В процессе игры он учится сотрудничать, следовать установленным правилам. Важно научить ребенка правильно принимать поражение.Ближе 7 годам возникает кризис. Главное его проявление — потеря непосредственности. Кризис семи лет напоминает кризис одного года, ребенок начинает предъявлять требования и претензии на внимание к своей персоне, его поведение может становиться демонстративным, слегка вычурным или даже карикатурным. Ребенок начинает манерничать и паясничать. Он не умеет еще хорошо владеть своими чувствами, поведением. Часто болеет. Самое главное, что могут показать родители – это уважение к ребенку. Следует поощрять его за самостоятельность, проявление инициативы, успехи, и, наоборот, не наказывать за неудачи, а разбирать и исправлять с ним ошибки на положительно-эмоциональном фоне, т.к. всего лишь наказание за «школьные» задания может привести к тому, что вырастет не только человек, ненавидящий учиться, а еще и безынициативная и безответственная личность. Это не острый кризис, скорее, принятие на себя новой роли ученика, переживание за будущую учебу, лакмус правильного формирования взрослыми отношения к школе, новой учебной деятельности.На этом уровне важно отметить кризисные реакции ребенка и, если есть негативные моменты, подкорректировать их.Как помочь развивать психологические процессы?Дошкольный период является важным этапов в развитии психологических процессов ребенка. Родители должны учить ребенка планировать свою деятельность. В этом случае необходимо использовать воображение как предпосылку для формирования у ребенка внутреннего плана. Внешний контроль должен осуществляться посредством речи. Чтобы развить элементы сотрудничества взрослым рекомендуется вести какую-то совместную деятельность. Это может быть совместное выполнение какого-то простого домашнего дела или приготовление блюда. Помогут семейные традиции. Особенно это важно для ребят 4-5 лет. Родители должны развивать у ребенка эмпатийные представления, а также побуждать его к проявлению инициативы в разных видах деятельности.Новообразованиями  дошкольного возраста являются комплексы готовности к обучению в школе:личностная готовность;коммуникативная готовность означает, что ребенок умеет взаимодействовать с окружающими по нормам и правилам;когнитивная готовность предполагает уровень развития  процессов познания: внимания, воображения, мышления;технологическая оснащенность – тот минимум знаний, навыков, который позволяет обучаться в школе;уровень эмоционального развития, умение управлять ситуативными эмоциями и чувствамиДошкольный возраст  — важный период, когда ребенок становится самостоятельным и осознанным. Родители должны помогать развивать и корректировать его интеллектуальные и психологические навыки. Если этого не делать, то возможны проблемы с дальнейшей социализацией и самооценкой. Ребёнок 6-7 лет, сопровождаемый родителями, взрослыми психологически верно, активен, энергичен, любопытен, общителен, любит и умеет играть, открыт, с хорошим развитием речи, стремится улаживать конфликты, в том числе, между взрослыми, умеет не вступать в конфликты, выступает для родителей и друзей, сверстников в роли маленького психолога. Какие - либо отклонения вышеперечисленных параметров должны вызвать внимание взрослых как погрешности воспитания с последующей своевременной медико- ,психолого -, педагогической коррекцией. Младший школьный возраст (7-13 лет)Ведущая деятельность - учебная. Авторитет - школьный учитель. В этом возрасте основная деятельность ребенка – обучение, причем, обучение вообще и обучение в школе могут не совпадать. Чтобы процесс обучения проходил успешнее, оно, должно быть в игре, сродни игре. Детская психология рассматривает этот период развития как самый важный.Основные новообразования в этом возрасте:интеллектуальная рефлексия - появляется способность запоминать информацию, систематизировать ее, хранить в памяти, извлекать и применять в нужные моменты;личностная рефлексия - расширяется число факторов, влияющих на самооценку, складывается представление о самом себе. Чем теплее отношения с родителями, тем самооценка выше.В умственном развитии начинается период конкретизированных мыслительных операций. Постепенно убывает эгоцентризм, появляется способность сосредотачиваться сразу на нескольких признаках, умение сопоставлять их, отслеживать изменения.На развитие и поведение ребенка влияет отношения в семье, стиль поведения взрослых, При авторитарном поведении дети развиваются менее успешно, чем при демократическом, дружеском общении.Продолжается обучение общению со сверстниками, способность к адаптации, а отсюда, к коллективному сотрудничеству. Игра и здесь необходима, она начинает принимать личностные мотивы: предубеждение, лидерство – подчинение, справедливость — несправедливость, преданность – предательство. В играх появляется социальная составляющая, детям нравится придумывать тайные сообщества, пароли, шифры, определенные ритуалы. Правила игры и распределение ролей помогают усваивать правила и нормы взрослого мира.Эмоциональное развитие в большей степени зависит от опыта, приобретенного вне дома. Вымышленные страхи раннего детства сменяются конкретными: боязнь уколов, природных явлений, тревога за характер отношений со сверстниками и т.д. Иногда появляется нежелание идти в школу, при этом может появиться головная боль, рвота, колики в животе. Не надо принимать это за симуляцию, возможно, это страх перед какой-то конфликтной ситуацией с учителями или сверстниками.  Следует дружески поговорить с ребенком, выяснить причину нежелания идти в школу, попытаться разрешить ситуацию и мотивировать ребенка на удачу и успешное развитие.  Отсутствие демократичного общения в семье может способствовать развитию депрессии у детей школьного возраста.Кризис 13 летВ детской психологии возрастные кризисы у детей тринадцати лет – это кризисы социального развития. Он очень напоминает кризис 3 лет: «Я сам!». Противоречие между личностным Я и окружающим миром.  Характеризуется падением работоспособности и успеваемости в школе, дисгармонией во внутреннем личностном строении и относится к числу острых кризисов.Симптомы кризиса у ребенка в этот период:негативизм, ребенок враждебен ко всему окружающему миру, агрессивен, склонен к конфликтам и в то же время к самоизоляции и одиночеству, испытывает недовольство ко всему. Мальчики подвержены негативизму в большей степени, чем девочки;падение продуктивности, способности и интереса к учебе, замедление творческих процессов, причем, даже  в тех областях,  в которых ребенок одарен и ранее проявлял большую заинтересованность. Вся заданная работа выполняется механически.Кризис этого возраста связан, в основном, с переходом на новую стадию интеллектуального развития – переход от наглядности к дедукции и пониманию. Конкретное мышление сменяется логическим. Это  наглядно проявляется в постоянном требовании доказательств и критицизме.У подростка появляется интерес к абстрактному – музыке,  философским вопросам и т.д. Мир начинает разделяться на объективную действительность и  внутренние личностные переживания. Интенсивно закладываются основы мировоззрения и личности подростка.Подростковый период (13-16 лет)В этот период происходит бурный рост, возмужание, развитие вторичных сексуальных признаков. Фаза биологического созревания совпадает с фазой развития новых интересов и разочарование прежними привычками и интересами.При этом навыки и сложившиеся механизмы поведения не меняются. Возникает, особенно у мальчиков, острые сексуальные интересы, как говорят начинают «шалить гормоны». Начинается процесс мучительного расставания с детством.Ведущая деятельность  в этот период – интимно-личностное общение со сверстниками. Происходит ослабление связей с семьей, взрослым миром.Основные новообразования:формируется концепция «Мы» — происходит деление на сообщества «свои — чужие». В подростковой среде начинается деление территорий, сфер жизненного пространства.образование референтных групп. В начале формирования это однополые группы, со временем они становятся смешанными, далее компания делится на пары и состоит из взаимосвязанных пар. Мнения и ценности группы, практически всегда оппозиционные или даже враждебные взрослому миру,  становятся для подростка доминантными. Влияние взрослых затруднено в силу закрытости групп. У каждого члена группы отсутствует критичность к общему мнению или мнению лидера, инакомыслие исключается. Изгнание из группы приравнивается к полному краху.эмоциональное развитие проявляется чувством взрослости. В некотором смысле оно еще ложное, необъективное. Фактически, это только тенденция к взрослости. Проявляется в:эмансипации – требовании к независимости:новом отношении к учению – стремлении к большему самообразованию, причем, полное безразличие к школьным оценкам. Часто возникает несоответствие интеллекта подростка и оценок в дневнике;появление романтических отношений с представителями другого пола.изменение внешнего облика и манеры одеваться.В эмоциональном плане подросток испытывает большие трудности и переживания, чувствует себя несчастным. Появляются типично подростковые фобии: застенчивость, недовольство своей внешностью, тревожность.Игры ребенка трансформировались в фантазию подростка и стали более творческими. Это выражается в сочинении стихов или песен, ведении дневников. Фантазии детей обращены вовнутрь самого себя, в интимную сферу, и скрываются от окружающих.Насущная потребность в этом возрасте – понимание.Родительские ошибки воспитания подростков – эмоциональное отвержение (безразличие к внутреннему миру ребенка), эмоциональное потворство (ребенка считают исключительным, ограждают от внешнего мира), авторитарный контроль (проявляется в многочисленных запретах и излишней строгости). Еще более усугубляет кризис подросткового возраста потворствующее невмешательство (отсутствие или ослабление контроля, когда ребенок предоставлен сам себе и полностью самостоятелен во всех решениях).Подростковый  период отличается от всех этапов развития ребенка, проявляются все аномалии личностного развития, зародившиеся и развившиеся ранее, и выражаются в поведенческих (чаще у мальчиков) и эмоциональных (у девочек) расстройствах. У большинства детей расстройства проходят самостоятельно, но некоторым требуется помощь психолога.Надо объяснять родителям, что воспитание детей требует больших сил, терпения и душевного равновесия взрослых. В то же время – это единственная возможность выразить свою мудрость и глубину любви к своему ребенку. Воспитывая своих детей, нужно помнить, что перед нами личность, и вырастает она такой, какой мы ее  воспитали. Во всех вопросах надо постараться встать на позицию ребенка, тогда его будет легче понять.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X