Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Скопинцева Наталья Владимировна

"Значение развития чувства равновесия у дошкольников"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 119 «Оленёнок»(МБДОУ «Детский сад № 119 «Оленёнок»)г.Нижний Новгород141464.Статья«Значение развития чувства равновесия у детей дошкольного возраста»Выполнил: инструктор по физической культуреСкопинцева Наталья Владимировна«Развитие чувства равновесия у детей дошкольного возраста»Актуальность:Чувство равновесия – одна из составляющих частей ловкости, оно позволяет ребенку свободно передвигаться, ходить, бегать , прыгать.Равновесие является основой для овладения двигательными умениями, если у ребенка хорошо развито чувство равновесия, то ему легче освоить основные виды движений.Равновесие важно для любой деятельности ребенка, в игре, при выполнении физических упражнений и в разнообразных положениях и перемещениях в пространстве.Что такое равновесие?Равновесие – это способность поддерживать контролируемое положение тела во время выполнения задания, например, сидя за столом, идя по бревну или наступая на бордюр. Для эффективного функционирования и выполнения определенных заданий ребенку необходима способность поддерживать контролируемое положение тела во время статических (неподвижных) и динамических (подвижных) занятий.Статическое равновесие – это способность сохранять и контролировать стационарное положение тела (например, во время игры «Море волнуется» или «Статуя»).Динамическое равновесие – это способность оставаться сбалансированным в движениии (например, при беге или езде на велосипеде).Координация – это процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи, т.е. это способность совершать точные целенаправленные движения. Почему так важны равновесие и координация? Правильные и контролируемые движения тела во время выполнения упражнений уменьшают расход необходимой энергии и минимизируют усталость. При хорошо развитом равновесии и координации снижается вероятность получения травм, так как ребенок развивает соответствующие реакции тела, когда это необходимо (например, выставляет руки при падении). Также они обеспечивают принятие соответствующих поз для выполнения заданий, сидя за столом, и соответствующий успех при выполнении заданий с использовании мелкой моторики. Равновесие зависит от:Состояния вестибулярного аппарата;Состояния всех систем организма;Расположения общего центра тяжести. Равновесие обеспечивается сложным сочетанием действия различных анализаторов – мышечного, вестибулярного, зрительного, кожного.Примеры статических упражнений:- стойка на носках;- стойка на одной ноге (на полу, на скамейке, на кубе и т.д.);- стойка двумя ногами на одной линии.Для развития статического равновесия используют следующие методические приемы:Удлинение времени сохранения позы;Исключение зрительного анализатора;Уменьшение площади опоры;Увеличение высоты опорной поверхности;Введение неустойчивой опоры;Введение сопутствующих движений;Создание противодействия (парные движения).Для развития динамического равновесия используют следующие методические приемы:Упражнения с изменяющимися внешними условиями (рельеф, грунт, покрытие);Упражнения для вестибулярного аппарата (инвентарь, качели).Для развития динамического равновесия активно используют различные виды ходьбы и бега.Ходьба – по кругу, по прямой, змейкой, на носках, с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени , выпадами, приставным шагом, скрестным шагом, веревочкой вперед и назад, в полуприседе и в полном приседе.Используют ходьбу с различными движениями рук. Бег – по кругу, челночный бег, с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, с подъемом прямых ног вперед, в разных направлениях, врассыпную.Для формирования динамического равновесия: Применяют ходьбу на носках, подскоки, перешагивания и целенаправленные двигательные задания с установкой на конкретный результат:- пройти (пробежать, проскакать) по скамейке и сойти (спрыгнуть) с нее;- пройти по скамейке, перешагивая через предметы;-пройти по скамейке с предметом в руках; с мешочком на голове;- пройти по снегу след в след;- попасть снежком в цель, стоя на снежном валуВиды деятельности, которые могут помочь улучшить равновесие и координацию:Неустойчивые поверхности – хождение по неустойчивым поверхностям (например, по подушкам, креслам-мешкам или одеялам на полу) заставляет туловище работать над тем, чтобы сохранять вертикальное положение .Неустойчивые качели и подвижные игры, в том числе подвешенные лестницы и канаты. Когда качели двигаются неожиданным образом, это заставляет мышцы тела интенсивнее работать.Ходьба по типу « тачки» (ребенок ходит на руках, а взрослый поддерживает его ноги).Плавание – заставляет туловище бороться с сопротивлением воды, обеспечивая тем самым более глубокое ощущение себя в пространстве.Приседание на колени, не касаясь рукой пола, подъем и передача воздушного шарика рукой другому игроку.Игра в классики – требует от ребенка менять направление движения и прыжков быстро и часто.Игра в сапера с большими прыжками (например, нельзя наступать на мины) – это хорошее задание для ребенка на сохранение равновесия.Велосипеды и скутеры – оба вида требуют от ребенка постоянно вносить коррективы в свою осанку, положение тела для сохранения равновесия. Упражнения на равновесие усложняют постепенно, придерживаясь принципа от простого к сложному. Так, например, дети сначала учатся выполнять ходьбу между линиями на полу, потом по массажной дорожке, по доске, положенной на пол, по низкому мостику. Дети учатся выполнять перешагивания через предметы, расположенные на дорожках, приседания, повороты, учатся выполнять ходьбу не только вперед, но и боком. И лишь после усвоения этих заданий учатся выполнять задания на гимнастической скамейке. У дошкольников общий центр тяжести расположен высоко, поэтому им трудно сохранять равновесие. При выполнении упражнений, смене положения центр тяжести смещается и равновесие нарушается. Требуется приложить усилия, чтобы восстановить нужное положение тела. Овладение навыками сохранения равновесия происходит в результате многократных повторений, используя разнообразные методы и приемы. Это очень важно, так как приобретенный детьми двигательный опыт будет способствовать их дальнейшей адаптации и в будущем.Выводы Таким образом , равновесие (его сохранение и поддержание) является постоянным и необходимым компонентом любого движения. Задержка или недостаточное развитие функции равновесия влияет на точность движений, темп, ритм. Упражнения в равновесии способствуют равновесию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности и уверенности в своих силах. Для правильного равновесия и координации необходимы следующие элементы:Внимание и концентрация – способность концентрировать внимание на конкретной задаче в течение длительного периода времени.Осознание тела – знание различных частей тела и понимание принципов движения тела в пространстве по отношению к собственным конечностям и различным предметамБилатеральная (двусторонняя) интеграция – использование двух рук, при этом одна из них ведущая (например, открывание крышки банки: вторая рука, не ведущая, поддерживает и стабилизирует банку).Пересечение средней линии – способность пересекать воображаемую линию, пролегающую от носа к тазу человека, которая делит тело на правую и левую стороныЗрительно-моторная координация – способность обрабатывать информацию, полученную посредством глаз, для контроля, руководства и направления рук при выполнении конкретных задач, например, ловля мяча.Мышечная сила – способность прилагать силу для сопротивленияМышечная выносливость – способность мышцы или группы мышц неоднократно прилагать силу против сопротивления.Саморегулирование – способность достигать, поддерживать и изменять определенный уровень концентрации внимания, соответствующий задаче или ситуации.Управление положением тела – способность придавать устойчивость туловищу и шее для координации движения конечностей.Проприорецепция (ощущение себя в пространстве) – это информация, которую мозг получает от мышц и суставов и которая рассказывает ему о положении и движении тела в пространстве.Обработка сенсорной информации – точная обработка информации, полученной посредством сенсорной стимуляции факторами окружающей среды и собственного тела.Изолированное, обособленное движение – способность перемещать руку или ногу, сохраняя оставшуюся часть тела неподвижной.Способы и необходимые меры для развития у ребенка навыков равновесия и координацииУлучшение внимания к задачам и уровня концентрации как готовности быстро реагировать при потере равновесияПодробное изучение механики определенных действий – правильное выравнивание положения тела для сохранения равновесия (например, сгибание рук в локтях и прижатие к плечам, а не вытягивание вперед при ползании.)Укрепление «главных», крупных мышц тела для обеспечения лучшей устойчивости (особенно мышц туловища)Упрощение задания для сосредоточения ребенка на каждом движении по очереди, пока он не будет готов к нескольким движениям одновременноУвеличение мышечной силы для обеспечения лучшего управления мышцамиУлучшение мышечной выносливости, чтобы увеличить промежуток времени, в течение которого ребенок может удерживать равновесие и координациюУлучшение обработки сенсорной информации, чтобы организм получал и обрабатывал правильные сообщения от мышц об их положении, взаимосвязи друг с другом, скорости их сокращения и количестве используемой силыСоциальные источники мотивации – если друг или член семьи ребенка успешно занимается спортом, это может мотивировать ребенка заниматься и развивать эти особые навыки

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X