Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Мокеева Наталья Владимировна

Мастер-класс для родителей "Играя, изучаем предлоги"

скачать документ

Вернуться назад

Мастер-класс для родителей«Играя, изучаем предлоги» Мокеева Наталья Владимировна учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №145» г.Дзержинск Нижегородской обл. Практика работы показывает, что у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи отмечается несформированность пространственных представлений. В одних случаях дети затрудняются в определении правой и левой стороны как своего тела, так и предметов, в ориентировке в окружающем пространстве; в других случаях - в понимании и употреблении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения (положи карандаш в книгу, а картинку – под книгу). Употребление предлогов с пространственным значением вызывает у старших дошкольников с общим недоразвитием речи значительные трудности. Можно выделить следующие ошибки:- пропуск или замена предлогов В ИЗ, ПОД, К, ОТ- отсутствует предлоги НАД, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ; ИЗ-ЗА; ИЗ-ПОД- замена предлогов НА и НАД ,ПО и ПОД; ИЗ-ЗА и ИЗ; ИЗ-ПОД и ПОД - замена одной предложно-падежной конструкции другой (Дом стоит на реке);- неправильное употребление падежных окончаний существительных (Мальчик бежит с собаки).-неправильное употребление предлога и падежных окончаний (Собака ест у миски).Начинать работу над усвоением предлогов нужно с формирования пространственных представлений.Для начала, учим детей определять положение предметов относительно себя. «Посмотри вверх, что ты видишь? Посмотри вниз; посмотри назад; посмотри вперед; посмотри направо; посмотри налево, что ты видишь?» Формировать у детей умение выделять ведущую правую руку, а на ее основе – левую, и закреплять их обозначения в речи помогут следующие приемы. Стихотворение В.Берестова Стоял ученик на развилке дорог,Где право, где лево – понять он не мог.Но вдруг ученик в голове почесалТой самой рукою, которой писал,И мячик кидал, и страницы листал,И ложку держал, и полы подметал.«Победа!» - раздался ликующий крик.Где право, где лево узнал ученик. (беседа) Задания: «Покажи правое ухо; левую ногу; покажи правой рукой левый глаз; положи левую руку на живот, а правую – на левое ухо; и т.д. «Положи справа от себя мишку, а слева матрешку; Поставь перед собой машинку, а позади самолет» и .д.т Для закрепления речевых навыков с применением предлогов используются такие дидактические игры:«Сделай, не ошибись» – детям предлагаются задания: положи мяч справа от куклы, слева, сзади и т.д. – важно, чтобы дети комментировали свои действия: «Я положил мяч справа от куклы».«Добавь слово» – ребёнку бросают мяч, а он должен закончить предложение, используя слова «справа», «слева» (стол стоит …слева от меня) и т.д. «Найди своё место» – дети встают друг за другом, уточняя своё место, по отношению друг к другу, к соседям, используя слова «сзади», «между», «за». Задаются вопросы: «За кем ты стоишь? Между кем?»«Занимательный экран» – игра на закрепление ориентировки в пространстве, на умение пользоваться наречиями:  справа, слева, сзади, впереди; предлогами: за, перед, под и т.д.Детям предлагается прозрачный конверт – экран, в центре которого наклеено изображение (сказочного героя, животного, цветка и т.д.), внутри конверта передвигающаяся планка с другим изображением, дети передвигают планку внутри экрана, поясняя ее положение по отношению к предмету  в центре. Напимер, внутри наклеен футболист, на планке – мяч, передвигая планку вправо, дети поясняют, что мяч находится справа от футболиста и т.д. Работая с таким экраном, можно сочинять целые рассказы. Предлог (С)Игра с мячом. « С чем пьют чай? (С вареньем). С чем пекут пироги? (С мясом). С кем ты дружишь?» (С Колей).Игра «День рождения». Что ты приготовишь для гостей? (Бутерброды – с сыром, торт – с кремом, пирожки – с капустой, кекс – с орешками.)Игра «Дружные ребята». Дети стоят в кругу и передают друг другу игрушку со словами: я буду играть с Таней, с Машей, с Димой.«Что с чем?» Каша – с маслом, чай – с лимоном, коробка – с конфетами, чашка – с блюдцем, куртка – с капюшоном, пакет – с молоком.«Найди ошибку» (внимание к окончаниям слов). Мама с дочка пошла гулять. Кошка с котёнок лакают молоко. Бабушка принесла сумку с продукты.Предлог (НА)Игра «На чём можно ездить?» с мячом. Можно ездить на … (машине, поезде, велосипеде,…)Игра «Что на чём?» с предметными картинками. (Стол, книга; крыша, кошка; листок, дерево).Игра «Что – куда» по демонстрации действия. Что куда положили? (Книгу – на стол; карандаш – на стакан; цветок – на ладошку.)Игра «Где – что» по картинкам. Где сидит жучок? (Жучок сидит на ромашке) где висит картина? (Картина висит на стене).Игра «Украсим комнату». Куда поставим вазу с цветами?Предлог (ПОД)Игра «Где спрятался котенок?» - под столом, под диваном, (в шкафу, за занавеской)… Игра «Куда закатилась пуговица?» - под стол, под диван, под кресло … Предлоги (В, НА, ПОД, ИЗ …)«Что лишнее» (яблоко на дереве, чашка на столе, бабочка на цветке, котенок под стулом). Выбрать лишнюю картинку.«Муха» Игровое поле. Фишкой ходить по полю по инструкции логопеда «2 клетки вперед, 1 направо, 3 клетки вверх, 4 клетки налево … «Кубик» Составить предложение по выпавшему предлогу (схема предлога).«Поезд» В разных вагонах разные предлоги. «Пассажиры везут вещи, про которые можно составить предложение со словами-предлогами ( В НА ПОД).Составление предложений с предлогами по опорным картинкам.Составление предложений по сюжетным картинкам.«Исправь ошибку»:Дед в печи, дрова на печи.На столе сапожки, под столом лепешки.Овечки в речке, караси у печки.Под столом портрет, над столом табурет.«Внимательный» Логопед/родители произносит предложение, дети называют только маленькое слово: Миша кладет ложку в стакан. Миша берет ложку из стакана. Посуда стоит на подносе. Бабочка слетела с ромашки.С.Маршак «Хороший день»Мы прошлись по зоопаркуТам кормили сторожаКрокодила, антилопу и моржаМы вернулись на трамвае,Привезли домой сиреньШли по лестнице хромая-Так устали в этот день.Литература.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб: «Союз», 2004.Рудакова Н.П. Особенности усвоения предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Логопед. – М., 2004. - №3.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб., 1994.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.- М., 1981.Коррекция нарушений речи. Программы Г.В. Чиркина. Москва «Просвещение», 2009.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X