Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Панчикова Любовь Александровна

"Семейные ценности"

скачать документ

Вернуться назад

Панчикова Любовь Александровна,воспитатель,ГБОУ СОШ с. Богдановка – Детский сад с. Богдановка, Самарская обл., Нефтегорский р-н«Организация взаимодействия родителей и педагогов по формированию семейных ценностей у дошкольников через совместную деятельность» «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». /В.А. Сухомлинский/ Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Семья является источником и важным звеном передачи ребёнку социально – исторического опыта и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми.  С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Именно в семье ребёнок обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьёй и народом. У детей дошкольного возраста необходимо побуждать интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, исторических, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой «семьи». Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь дошкольникам в осознании и формировании направленности на мир семьи, ценностей семьи, организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели становление духовно-нравственной личности. Каждый из нас должен иметь чёткие представления о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Знание моральных и нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия и повышения уверенности к каждому члену семьи. Актуальной проблемой для ДОУ является организация образовательной деятельности с учётом уровня развития, потребностей и особенностей каждого ребёнка и его семьи, и возрождение ценностных ориентаций, как основных нравственных регуляторов. Создание единого воспитательно - образовательного пространства «семья – образовательное учреждение» является важным фактором содействия формированию семейных ценностей у дошкольников.Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников образовательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьёй, сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций. Занимаясь воспитанием и формированием основ семейной принадлежности у дошкольников, наметили следующие цель: повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребёнка.Для реализации поставленной цели определили следующие задачи:создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций;привлечь родителей в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи;предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;вызвать интерес у детей и родителей к семье, её истории;показать детям значимость семьи в жизни каждого человека;воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению. Решая задачи по формированию у дошкольников семейных ценностей, совместно с родителями, педагогическим коллективом ДОУ, разработали план-программу, который включает разные формы работы, как с детьми, так и с родителями. 1.        Семейные художественно – творческие проекты:1.1.        «Герб семьи»1.2.        «Генеалогическое древо семьи»1.3.        «Самый счастливый день нашей семьи»1.4.         «Маленькие открытия в моей большой семье»1.5. «Ты взрослый, я - ребёнок»1.6. «Цветок семейного счастья»2.        Выставки семейного творчества:2.1.        «Моя мама – рукодельница»2.2.        «Папа может всё что угодно…»2.3.        «Чудеса для детей из ненужных вещей»3.        Мини – выставки семейных реликвий:3.1.        «Ещё идут старинные часы»3.2.        «Ёлочные игрушки наших мам и пап»3.3.        «Тайны старого чердака»4.        Фотоколлажи:4.1.        «Моя семья – будни и праздники»4.2.        «Родные, близкие, любимые…»4.3.        «Здоровый ребёнок в здоровой семье»5.        Презентации:5.1.        «Полезное блюдо моей семьи»5.2.        «Профессии моей семьи»5.3.        «Как мы летом отдыхали» Активно используем в своей работе метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации обучения детей: от выявления их возможностей и прошлого опыта – к совместному планированию и реализации намеченного. Организация  взаимодействия детского сада и семьи в форме проектной деятельности представляет собой интересную современную форму работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. Актуальность проектного метода заключается в поиске нетрадиционных подходов к решению проблемы  взаимодействия ДОУ и семьи.  Проектная деятельность позволяет скоординировать действия в триаде «Педагог - Родитель  - Дети». Родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей. Задача родителя - знать суть проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовыми к содействию своему ребёнку, если он обратиться к вам за помощью Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых. В рамках семейных художественно - творческих проектов были реализованы такие проекты, как «Самый счастливый день нашей семьи», «Ты взрослый, я - ребёнок», «Герб моей семьи». Основная цель таких проектов - укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс; общение родителей и детей. Большой интерес и активное участие проявили родители в творческом проекте «Генеалогическое древо моей семьи». Предметом исследования стала родословная каждого ребёнка нашей группы. Цель проекта: способствование закрепления интереса к своей семье, родословной, воспитание любви и уважительного отношения к родителям и предкам, формирование и развитие личности, партнёрских отношений с семьёй. Работа над проектом способствовала активному сотрудничеству с семьёй, установлению партнёрских отношений, сплочению детского коллектива, детей и родителей, сплочению семьи. Родители вместе с детьми осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков, ответственность перед ними и детьми. Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, к родословной. Работа способствовала воспитанию чувства гордости за свою семью, любви и уважения к родителям. Кроме того эта работа сделала коллектив групп более сплочённым, дружным. Научила быть ответственным за начатое дело и доводить его до конца с максимальной отдачей. Результатом этой работы стала яркая выставка настоящих фамильных «деревьев», выращенных своими руками. После бесед с детьми, мы выяснили, что дети очень мало знают о жизни своих родителей, об их детстве. Выход из этой ситуации нашли в составлении семейных историй. Эту работу дети могут выполнить только с помощью взрослых членов своей семьи. Дети собирали материалы о своих родных и близких, среди которых были фото-архив, сама история, рассказанная ребёнком со слов родителей, ромашка имён («Как меня называют дома»), генеалогическое древо семьи, герб семьи. После этого в группе каждый ребёнок рассказал о своей семье, своих родителях. Семейные праздники – особые дни в жизни ребёнка, они несут заряд радости эмоциональный подъём, обещают приятные каждому сердцу подарки и открытое общение с близкими людьми. Старались подвести родителей к пониманию того, что необходимо привлекать детей к посильному участию в праздниках. Задача родителей – помочь ребёнку выбрать подарок, придумать интересное поздравление, оформить комнату и праздничный стол. Ещё убедили родителей в том, что одним из самых эффективных и доказанных способов укрепить семью – это определить один вечер в неделю «семейным вечером». Хороший семейный вечер – это или общая игра, или ужин всей семьёй, или прогулка. Залогом благополучного семейного вечера является обязательство быть на нём и отложить все другие дела. Дали рекомендации родителям, какие темы, можно обсуждать на семейном вечере: «Семейные ценности», «Собирание семейных историй», «Решение семейных проблем», «Управление семейным бюджетом», «Разделение семейной работы», «Прощение других» и т.д. Неоценимую роль в нравственном воспитании и формировании у дошкольников направленности на мир семьи играет устное народное творчество, чтение художественной литературы. Предложили родителям ввести семейные традиции такие как: «Чтение перед сном», «Читаем всей семьёй», «Чтение по очереди». Совместно с родителями создали сборник пословиц и поговорок о семье «Кто с семьёй дружит - тот живёт, не тужит». Стараемся все чаще заменять собрания новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Семейная гостиная», «Круглый стол», «Поле семейных чудес», «Семейное Ток шоу», презентации «Полезное блюдо моей семьи», «Профессии моей семьи», «Как мы летом отдыхали», в которых семьи сплачиваются, раскрываются со всех сторон, узнают о семейных праздниках, традициях в других семьях. Такие формы направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Нетрадиционные познавательные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. Пользуемся в своей работе рекомендациями Арнаутовой Е.П. по использованию в работе с родителями метода игрового моделирования поведения. Когда родитель вступает в игровое взаимодействие, поле его зрения на воспитательную проблему расширяется, он может поставить под сомнение собственное представление о ребёнке, его семейной принадлежности. Применяя этот метод, организовываем по пятницам «Вечерние посиделки», на которых предлагаем родителям различные задания в проигрывании ситуаций: «Успокойте плачущего ребёнка, не желающему уступить место пожилому человеку», «Найдите подход к ребёнку, не желающему выполнять вашу просьбу» и т. д., либо ситуации, возникшие между детьми. В условной игровой обстановке родители получают возможность обогащать комплекс своих воспитательных методов общения с ребёнком, обнаруживают стереотипы в своём поведении, что может способствовать освобождению от них. Большую значимость для формирования представлений у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы. На организованных встречах с родителями стараемся объяснить им, как важен их личный пример, совместная деятельность, беседы по душам для передачи детям нравственных, моральных представлений. Огромной популярностью среди детей и родителей пользуются совместные праздники, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик в сердцах детей. Очень любимы в нашей группе такие праздники-досуги как: «Сядем рядком, да поговорим ладком», «Нет роднее дружка, чем родная матушка», « Папа, мама и я спортивная семья» и др. Провели выставки семейных коллекций: «Марки России», «Календарики», «Монеты», «Новогодние игрушки» и др. Коллекционирование способствует расширению кругозора детей по вопросам, связанным с семьёй; обеспечивает развитие у ребёнка познавательных интересов к миру семьи. Пользуются успехом у нас в группе такие формы работы, как «Фотоколлажи» на темы: «Моя семья – будни и праздники», «Родные, близкие, любимые…», «Здоровый ребёнок в здоровой семье», «Активный отдых с внуками» и т.д. Совместно с родителями создали альбомы «В гостях у бабушки», «Большая книга сказок о маме», семейные сказки «Из уст – в уста». Интересными были выставки семейного творчества: «Моя мама – рукодельница», «Папа может всё что угодно…», «Чудеса для детей из ненужных вещей». Родители показали свои творческие умения, поделились своим опытом. Мини – выставки семейных реликвий: «Ещё идут старинные часы», «Ёлочные игрушки наших мам и пап», «Тайны старого чердака».Одна из традиций нашего детского сада акция «Зелёный детский сад», в которой родители и дети принимают активное участие. Воспитание бережного отношения к природе — важная часть в нравственном становлении личности ребёнка. По мнению родителей, сохранение семейных ценностей, уважение к ним, возрождение традиций, благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье.             Таким образом, проведённая работа способствует:сохранению семейных ценностей, развитию интереса к ним, что благотворно влияет на позитивные отношения в семьях воспитанников;развитию у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения к своим близким;повышению компетентности родителей в вопросах семейного воспитания, восстановлению преемственности семейных поколений;и главным результатом должно стать усвоение детьми вечных ценностей, воспитания милосердия, сострадания, любви к родным и близким.Так будем же учить наших детей добру, чтобы в будущем уже их дети могли сказать: «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде, всегда хранит меня!» «Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаём любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека». В.А Сухомлинский

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X