Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Урукова Наталья Геннадьевна

"Технически трудности в работе над гаммами в классе фортепиано"

скачать документ

Вернуться назад

Технически трудности в работе над гаммами в классе фортепианоАвтор: Урукова Наталья ГеннадьевнаПреподаватель по классу фортепиано МБУДО «Детская музыкальная школа №3»Республика Татарстан, г. Набережные ЧелныИзучение гамм, аккордов и арпеджио имеет не только теоретический, но и практический интерес. В любом фортепианном произведении гаммы, аккорды и арпеджио встречаются в различных видах.Работа над гаммами очень полезна в плане пианистических навыков: хорошего legato, умения вести ровную мелодическую линию. При игре арпеджио развивается гибкость и подвижность кисти, кончики пальцев лучше чувствуют клавиатуру. Перед освоением гамм ученика следует научить правильным позиционным переходам.Многие технические трудности возникают из-за ограниченности движений аппарата.В процессе поисков эффективных методов выработки техники придумывались всевозможные упражнения. Все эти упражнения, в том числе и гаммы, рассчитаны на естественное, освобожденное положение двигательного аппарата.Вопрос пианистической свободы интересовал многих выдающихся педагогов. Так, Константин Николаевич Игумнов писал: «Надо постоянно работать над освобождением всех своих мышц. В то же время рука не должна быть расслабленной. Нужно уметь организовать руку в зависимости от конкретной ситуации, как бы кратковременно фиксируя её и сразу же затем освобождая».Однако среди педагогов еще до сих пор существует представление о свободе как изолированной. Некоторые педагоги для усиления звука требуют высокого подъёма пальцев или давления от пястной части руки без помощи других частей пианистического аппарат. В игре учащихся существуют такие недостатки, как ограничение кистевых движений. Всё это неизбежно создаёт скованность и зажимы при игре.Освобождение в движениях пианиста понимается не как частичное изолированное, а как организованная свобода. Такая свобода, обусловленная сменой нагрузки и разгрузки, напряжения и освобождения в пианистическом аппарате не только ощущается самим учащимся, но и внешне проявляется в его движениях.Следует отметить, что освобождение в игре не означает полной расслабленности мышц. Для достижения координированной свободы необходимо в процессе технической работы постоянное наблюдение за тем, чтобы нив одной части руки не появлялась скованность. Обычно это проявляется у учащихся младших классов при переходе к изучению гамм в 4 октавы.Иногда ученики не умеют своевременно снимать пальцы с клавиш. Развивая пальцевую активность следует наблюдать не только за тем, как поставить пальцы, но и за тем, чтобы вовремя снять с клавиш.К недостаткам в игре гамм относится и отсутствие плавности, проявляющееся в лишних неуклюжих движениях. Возникают они от того, что ученик играет слишком близко к краю клавиши. Такая манера в корне неверна; она создаёт неудобства при переходах с белых клавиш на черные и обратно, особенно в момент подкладывания первого пальца. Поэтому с самых первых уроков ученика надо приучать удобно располагать пальцы на белых и черных клавишах. При этом первый палец должен опираться на нижнюю фалангу и располагаться ближе к средним пальцам. Подкладывание первого пальца должно подготавливаться заранее.«Наилучшее положение руки на фортепиано то, которое можно легче и скорее всего изменить», - считал Генрих Нейгауз.Перед освоением гамм ученика следует научить правильным позиционным переходам. Начинать лучше с упражнений на подкладывание первого пальца. (Е.Гнесина «Фортепианная азбука»). Упражнение рекомендованное Анной Николаевной Есиповой отлично вырабатывает ловкость первого пальца: ученик ставит первый и пятый пальцы на сексту и легко, без нажима играет одним первым пальцем, постепенно приходя к пятому и возвращаясь к первому. Приближаясь к пятому пальцу первый все больше закругляется. Рука сохраняет форму «свода», опора на пятом пальце.Изучая гаммы отдельно каждой рукой, необходимо обратить внимание ученика на то, что при подкладывании первого пальца рука не должна «нырять», соединение , переход из позиции в позицию должен быть незаметным.При разучивании гамм двумя руками, для более уверенного заучивания аппликатуры, можно рекомендовать упражнение при котором одна рука играет legato, а другая – non legato.Очень полезно вычленять часть гаммы, в которой ученик путает аппликатуру. Этот «кусочек» гаммы нужно проиграть несколько раз, каждый раз прибавляя к нему следующую ступень гаммы.Аккорды нужно играть глубоко, с хорошей опорой на кончиках пальцев. Очень часто у начинающих пианистов мы видим неумение соединить в игре «крепкие» пальцы с освобождением в кисти и предплечье, т.е. нецелесообразное использование частей руки при попытке извлечь более сильный звук. Появляется скованность. Во избежание этого лучше играть аккорды piano, прослушивая внимательно все голоса.При игре аккордов forte нужно применять прием размаха путем переноса нагрузки от верхних частей пианистического аппарата на крепко поставленные пальцы, с последующим освобождением. Основным ведущим звеном будет плечо, без рывков переносящее руку из позиции в позицию.Длинное арпеджиоИзвестный пианист Леонид Давидович Крейцер указывал: «Зачем учить связно, то, что в быстром темпе связывать невозможно. Играя быстро арпеджио, мы все равно не успеваем соединять legato третий и четвёртый пальцы с первым (если играем вверх) и снимаем первый палец при переносе руки вниз. Поэтому целесообразнее добиваться такого переноса приемом non legato, но так, чтобы перерыв между позициями не был слышен.Короткое арпеджио145002251466800В этом виде упражнения также необходимо позиционное состояние руки. Начинать игру арпеджио лучше с трезвучий. Сохраняя свод, дугообразным движением кисти ( ) играть арпеджио с остановками. При соединении арпеджио из звеньев в одно общее, необходимо следить за волнообразным движением рук. Верх «волны» должен находиться во время игры средними пальцами. Для облегчения заучивания аппликатуры арпеджио всех гамм, можно разделить на 3 группы:3 4 4 До-ля, Соль-ми, Фа-ре4 4 3 3 4 4 Все остальные мажорные3 4 33 4 3 Все остальные минорные4 4 3В начальный период работы над гаммами закладывается фундамент пианистической техники, происходит привитие и закрепление навыков. Вот почему так важно их качество. И поэтому сразу нужно прививать только целесообразные движения, не допускать неверных и лишних. Необходимо постоянно следить за свободой пианистического аппарата, предупреждать всякого рода зажатости и скованности.Освоение технических формул (гамм, арпеджио, аккордов) способствует формированию определенных двигательных динамических стереотипов, на основе которых легче и быстрее осваиваются технические трудности.Литература:Николаев А. А. Работа над этюдами и упражнениями М,1955Николаев А. А. Очерки по истории фортепианной педагогики итеории пианизма. – М., 1980Таузиг К. Ежедневные упражнения для фортепиано. – М., 1962

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X