Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Казьмина Лариса Ивановна

«Воспитательное значение элементов театральной деятельности в условиях ДМШ: воспитательная работа с детьми и подростками »

скачать документ

Вернуться назад

МБУ ДО ДМШ ГО ЗАТО СВОБОДНЫЙ«Воспитательное значение элементов театральной деятельности в условиях ДМШ: воспитательная работа с детьми и подростками »Доклад преподавателя по классу фортепиано Казьминой Л.И. Роль воспитательной деятельности в ДМШ Детская музыкальная школа, помимо своей основной задачи - обучение детей искусству, предполагает реализацию культурно-просветительских функций. В период обучения в ДМШ учащиеся приобретают навыки не только исполнительской, но и социокультурной, культурно–пропагандистской деятельности. Главной задачей воспитательной деятельности в ДМШ является то, что необходимо воспитывать у учащихся осознание того, что они учатся искусству не только для себя, но для других. Воспитательная работа требует согласованного взаимодействия детских коллективов школы между собой, единства педагогических требований коллектива преподавателей. Воспитательная деятельность ДМШ базируется на традициях, которые сложились за многие годы работы педагогического коллектива. Традиционные мероприятия (Международный день музыки, отчетный концерт, выпускной, Новогодние представления и др.) объединяют ДМШ, создают атмосферу единства традиций, преемственности.Музыкальная школа является вторым учебным заведением, наравне со средней образовательной школой, в которой обучается учащийся, и как воспитательное учреждение, имеет свои особенности.Воспитательная деятельность ДМШ преследует следующие цели: - развитие каждого учащегося в выбранной им специализации и виде деятельности (фортепиано, вокал, аккордеон, гитара и т.д.); - формирование у учащегося потребности к постоянному самосовершенствованию и творческому саморазвитию, желание демонстрации результатов творческого роста (участие в конкурсах, концертах); - содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в условиях социальных перемен. На основе поставленных целей воспитательная деятельность ДМШ решает следующие задачи: - развитие познавательных интересов учащихся ДМШ; - создание благоприятного воспитательного фона, способствующего осмыслению и усвоению учащимися нравственных норм, норм духовной культуры человека; - формирование основ культуры общения;- развитие креативности через концертную, конкурсную, творческую деятельность; - сплочение творческого коллектива. Важную роль в воспитательной деятельности учащихся играет социокультурная деятельность, которая проявляется в: - организации и проведении концертов, музыкальных лекториев, тематических театрализованных постановок к праздничным датам (День музыки, День матери, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, 1 июня, Новый год, День рождения школы и др.); - участие в конкурсах районного, городского, регионального, всероссийского и международного уровня; - размещение публикаций о деятельности ДМШ в средствах массовой информации (местные газеты и ТВ, официальный сайт, группа в Контакте и др.)Значение театрализованной деятельности в воспитательном процессе образовательного учреждения Театрализованные представления являются мощным педагогическим средством воспитания, и могут быть использованы в рамках проведения всем известных календарных праздников, таких как Новый год, День пожилого человека, День матери, День победы, День музыки. Различных тематических мероприятий о музыке и музыкантах, композиторах, поэтах, писателях, художниках и т.п. Театрализованная деятельность при организации того или иного мероприятия в образовательном учреждении помогает приобщить обучающихся (как участников так и зрителей) к духовным ценностям, сформировать правильную модель поведения в современной действительности и повысить их общую культуру.Музыкальная сказка « Как начиналась вежливая песенка», 2015 г. Особенности музыкально-театрализованной деятельности, ее влияние на развитие индивидуального опыта и раскрытиетворческого потенциала участников деятельности.Выделим основные особенности музыкально-театрализованнойдеятельности. Во-первых, музыкально-театрализованная деятельность – один из наиболее доступных видов музыкального исполнительства. Воспитание музыкальных навыков есть одновременно и воспитание человеческих чувств и эмоций.Во-вторых, музыкально-театрализованная деятельность тесно связана со словом, что создает базу для более конкретного понимания содержания музыкальных произведений. Содержание ее раскрывается и через слово, поэтический текст, и через музыкальную интонацию, мелодию. А потому идейно-эмоциональная сущность содержания музыкально-театрализованная деятельность как бы «удваивается». Эта особенность очень важна для музыкального воспитания детей, которым свойственна конкретность мышления, образность представлений.В-третьих, необходимо отметить коллективный характер процессамузыкально-театрализованной деятельности, где все помогают,поддерживают друг друга. Каждый чувствует себя ответственным за общее дело Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра. – М.: ВЦХТ 1998. – С. 64«Школа кукарямбских наук» музыкально-театрализованное игровое представление, 2018 г Присвоение ребенком достижений человеческой культуры всегданосит деятельный характер – ребенок не пассивен в этом процессе, не приспосабливается к условиям своей жизни, а выступает как активный субъект их преобразования воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности. В способностях раскрывается сложная система взаимодействияпсихических свойств личности, переплетенных с особенностямивыполняемой деятельности. Развитие способностей возможно в различном возрасте.Способности могут проявляться как на протяжении длительного периода времени, так и кратковременно. Наиболее благоприятным для проявления духовных и физических сил человека является школьный и студенческий период человеческой жизни Модяко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросыпсихологии. – 1994. - №5. – С. 89. В наше время, характеризующееся развитием много образных видовтехнических средств, способных воспроизводить музыку (радио,телевидение, грамзапись, маг нитофоны, кино и т. д.), поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствии с уровнем воспитанного художественного вкуса.«Вслед за песней в мир искусства» концерт-лекторий для школьников, 2021 г. Важнейшей формой приобщения детей к музыке является творческаяисполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых различных видах (игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, сольное, ансамблевое и хоровое пение, ритмические движения, танец и т. д.). Из всех видов активной музыкальной деятельности, способнойохватить широкие массы детей, должна быть выделена музыкально-театрализованная деятельность. Б. М. Теплов утверждал следующее: «Мы не имеем таких знаний,которые позволили бы давать отрицательный диагноз о музыкальности ребенка до начала систематического и квалифицированного музыкального воспитания и обучения». Музыкально-театрализованная деятельность можетобеспечить такое квалифицированное музыкальное воспитание и обучение большой массы детей. При этом музыкальное воспитание должно строиться на принципах отбора специальных методов применительно к возрасту и способностям детей, а не по принципу отсева менее способных. Методы воспитания должны отражать принцип демократизма искусства Халабузарь П.В. Теория и методика музыкального воспитания. – СПб.: Лань, 2000. – С. 29 «Новогодний огонек» театрально-развлекательный онлайн-концерт,2020 г. И слушание музыки, и исполнительская, творческая деятельность детей теснейшим образом связаны с музыкально-познавательной деятельностью. В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к занятиям нотной грамотой, развивают свои двигательные навыки, фантазию, воображение. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные и театральные способности детей. Музыкально-театрализованная деятельность проявляется, преждевсего, в осознании потребности общения со слушателями, в чувстве необходимости пропагандировать музыкальное искусство. Это своеобразная форма проявления творческой активности личности, способной отдавать свою любовь к музыке и свои знания на благо обществу. Такая общественно полезная деятельность в то же время пробуждает чувство ответственности, побуждает к расширению своих музыкальных знаний, заставляет систематически их совершенствовать. Таким образом, влияние музыкально-театрализованной деятельностина воспитание личности проявляется и осуществляется в следующем:а) слушание музыки;б) творческой деятельности, исполнительстве, навыках актерскогомастерства;в) познавательной деятельности (музыкальной грамотности);г) общественно-полезной деятельности, выражающейсяв необходимости сознательной и активной пропаганды музыкальногоискусства. Халабузарь П.В. Теория и методика музыкального воспитания. – СПб.: Лань, 2000. – С. 30 Все формы музыкально-театрализованной деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры детей и подростков. Достижение продуктивных результатов в музыкально-театральной, театрализованной деятельности происходит на основе выработки индивидуального стиля или способа деятельности, который использует сильные стороны психологической индивидуальности человека и компенсирует слабые, т.е. недостаточные для выполняемой работы. Например, тот же медлительный ученик может выиграть в скорости за счет высокого уровня организации своего труда. Такого рода компенсации вырабатываются у детей по мере приобретения индивидуального опыта. « Летний музыкальный коктейль» концертная развлекательная программа, 2021г. Детский опыт особой эмоционально-психологической связи, накладывает отпечаток на последующее развитие. Если деятельность ребенка носит творческий, характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей, накоплением индивидуального опыта.«Веселая прогулка под парусами» музыкально-театрализованная игровая программа, 2019 г. Все формы деятельности помогают формировать навыки активноговосприятия музыки, обогащают театральный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной– театрализованной культуры детей и подростков. В дошкольный период дети много играют и через игры постигаютокружающий мир, характеры людей и жизненные ситуации. Школа же сразу предлагает жесткую структуру получения знаний и умений по предметам, почти не оставляя места миру фантазии, воображения, мало обращая внимания на развитие психофизических качеств ученика. «Зимний вечерок с Карлсоном и Фрекен Бок» театрализованная концертно - игровая программа, 2018г. Музыкально-театрализованная деятельность решает задачи комплексного развития детских способностей через игру, развитие и совершенствование основных психических процессов ребенка (ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, воли, эмоций,) и производных от них свойств: наблюдательности, фантазии, смелости публичного выступления. Она аккумулирует в себе элементы эстетики, риторики, пластики илитературы. Универсальность этой деятельности заключается в том, что она не замыкается в рамках урока, а способствует оживлению внеурочной работы в школе дополнительного образования, с опорой на самотворчество ребят. Музыкально-театрализованная деятельность обеспечивает мотивацию познания себя, товарищей и окружающего мира, незаметно формируют у детей необходимые навыки и умения, как в музыкальном плане, так и в навыках актерского мастерства. Уникальность музыкально-театрализованной деятельности состоит втом, что она объединяет детей общей деятельностью, в которой возникают отношения взаимной зависимости, учит чуткости по отношению к товарищу, воспитывает чувство коллектива и ответственности перед ним.Список использованной литературы:Модяко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросыпсихологии. – 1994. - №5.Халабузарь П.В. Теория и методика музыкального воспитания. – СПб.: Лань, 2000Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра. – М.: ВЦХТ 1998

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X