Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Шмакова Надежда Анатольевна

Проблемное обучение на уроках физики и информатики

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Перелешинская средняя общеобразовательная школа Панинского муниципального района Воронежской областиДоклад на педагогический совет по теме "Особенности применения проблемного обучения в образовательных учреждениях»Подготовила: учитель физики, информатикиШмакова Надежда Анатольевна2019г.Одним из главных изменений в обществе, влияющих на ситуацию в образовании, является ускорение темпов развития. Поэтому современной школе сегодня важно не столько дать обучающемуся как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. С внедрением ФГОС в образовательный процесс приоритетная роль отводится деятельности учащихся. Какие же формы и методы предлагаются для построения уроков в контексте ФГОС?В методике преподавания сложилась следующая классификация методов обучения: пассивные, активные и интерактивные.Пассивные методы отличает доминирующая роль учителя на уроке, а учащиеся вынужденно оказываются в роли пассивных слушателей. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.К активным методам относятся методы, позволяющие учителю и учащемуся выступать равноправными участниками урока, взаимодействие происходит по вектору «учитель = ученик».Интерактивные методы — наиболее эффективные методы, при которых учащиеся взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор взаимодействия можно обозначить следующим образом: «учитель = учащийся = учащийся».В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных. Рассмотрим более подробно один из методов интерактивного обучения – проблемный метод.Идея проблемного обучения не нова. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков у Ж.Ж. Руссо. Особенно близко подходил к этой проблеме К.Д. Ушинский. Он, например, писал: «Лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные мы считаем для всех возрастов, и в особенности для детского, метод, употреблявшийся Сократом и названный по его имени Сократовским.Сократ не навязывал своих мыслей слушателям, но, зная, какие противоречия ряда мыслей и фактов лежат друг подле друга в их слабо освещённых сознанием головах, вызывал вопросами эти противоречащие ряды в светлый круг сознания и, таким образом, заставлял их сталкивать, или разрушать друг друга, или примеряться в третьей их соединяющей и уясняющей мысли». В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей Дж. Дьюи. В работе «Как мы мыслим» (1909) американский философ, психолог, педагог отвергает традиционное догматическое обучение и противопоставляет ему активную самостоятельную практическую деятельность учащихся по решению проблем. Мышление, утверждает Дж. Дьюи, есть решение проблем. Он обосновывает психологические механизмы способности решать проблемы, утверждая, что в основе способности учащихся решать проблемы лежит их природный ум. Мысль индивида движется к состоянию, когда все в задаче ясно, проходя определенные этапы:принимаются во внимание все возможные решения или предположения;индивид осознает затруднение и формулирует проблему, которую необходимо решить;предположения используются как гипотезы, определяющие наблюдения и сбор фактов;проводится аргументация и приведение в порядок обнаруженных фактов;проводится практическая или воображаемая проверка правильности выдвинутых гипотез.При проблемном обучении учащиеся включаются в разрешение проблемной ситуации, при этом у них формируются способы действий, необходимые для решения нестандартных задач.Проблемное обучение предполагает такую организацию образовательного процесса, при которой обучающиеся как можно больше находились бы в состоянии поиска и подготовки ответа на волнующие их вопросы.Таким образом, сущность проблемного обучения составляют:организация педагогом проблемных ситуаций в учебно-познавательной работе обучающихся;управление их поисковой деятельностью по усвоению новых знаний и способов действий путем решения проблемных задач.Проблемные задачи выполняют тройную функцию:являются начальным звеном процесса усвоения новых знаний;обеспечивают успешные условия усвоения учебного материала;представляют основное средство контроля для выявления уровня результатов обучения.Таким образом, учитель создает проблемную ситуацию, вдохновляет и включает учащихся в ее разрешение, организует проверку и поиск решения. При этом ученик становится в позицию субъекта обучения, он овладевает новыми знаниями, способами действий. Методы проблемного обученияВ педагогике выделяют следующие методы, используемые при организации проблемного обучения (система методов М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера):объяснительный метод состоит из системы приемов, включающих сообщение и обобщение учителем фактов данной науки, их описание и объяснение;репродуктивный метод применяется для осмысления усвоения теоретических знаний, отработки умений и навыков, заучивания учебного материала;практический метод основывается на том, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач, на первый план выдвигается умение использовать теорию на практике;частично-поисковый метод включает восприятие объяснений учителя учеником, сочетание с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса;исследовательский метод представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождению путей ее решения.Структура проблемного урокаК структурным элементам проблемного урока М.И. Махмутов относит:Актуализацию прежних знаний – подготовку к восприятию нового материала (что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и применение их часто в новой ситуации, стимулирование познавательной активности учащихся, контроль учителя).Усвоение новых знаний и способов действий – на этом этапе создается проблемная ситуация, определяется проблемная задача, выдвигаются гипотезы ее разрешения, доказательство гипотез, проверка решения.Формирование умений и навыков, способов мышления и деятельности посредством применения знаний, полученных в результате разрешения проблемы.Показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, поэтому они представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока:возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;выдвижение предположений и обоснование гипотезы;доказательство гипотезы;проверка правильности решения проблемы.Таким образом, структура проблемного урока, в отличие от структуры непроблемного, имеет элементы логики познавательного процесса (логики продуктивной мыслительной деятельности), а не только внешней логики процесса обучения.Необходимо заметить, что не каждый учебный материал подходит для проблемного изложения. Проблемные ситуации легко создавать при ознакомлении учащихся с историей предмета науки. Единственный путь, ведущий к знанию — это деятельность. Чтобы знания становились инструментами, ученик должен с ними работать, то есть применять, преобразовывать, расширять и дополнять. Задача учителя — создать для этого все условия.Примеры применение проблемного обучения на уроках физики.7 класс, при изучении атмосферного давления в 7 классе хорошую проблемную ситуацию создает следующий занимательный опыт: сваренное вкрутую и очищенное яйцо, положенное на горлышко графина, втягивается внутрь его, если предварительно бросить в графин зажженную бумагу и быстро закрыть графин яйцом. Проблемная ситуация рождается в силу того, что яйцо втягивается в графин «само», якобы без внешнего воздействия.Можно начать урок с проблемного вопроса «Почему все тела, которые не находятся на горизонтальной опоре или вертикальном подвесе, подают ИМЕННО вниз? » (Закон всемирного тяготения), «Что теплее 3 рубашки или 1 рубашка в 3 толщины?» (Теплопроводность газов), «В чем причина развития близорукости у людей старшего возраста?» (Оптика.Построение изображений, даваемых линзой).Например, в теме "Ток, сопротивление, напряжение" (8 класс), центральным вопросом является закон Ома для участка цепи. Поэтому, проблемный эксперимент целесообразно подчинить задаче уяснения и закрепления закона Ома, применения его к анализу и решению различных практических вопросов. Учет индивидуальных возможностей учащихся осуществляется путем предъявления серии практических заданий разной степени сложности на выбор.Суть проблемного обучения в том, что эти задания вызывают большой интерес у учащихся и способствуют развитию самостоятельности мышления. Все эти проблемные задачи отличает то, что у учащихся для их решения вполне достаточно знаний, но ход и способ решения не очевиден. Для этого им необходимо совершить небольшое для себя открытие, проявляя творческие способности. Например, при решении следующей экспериментальной задачи учащиеся по - новому воспринимают знакомые и казалось - бы простые знания, закон Ома для участка цепи, правила последовательного соединения проводников. Сначала учащимся демонстрируется следующий опыт: К источнику питания, подключается лампочка с U = 3,5 В, параллельно лампочке подключен вольтметр. В тот момент когда мы увеличиваем U более 3,5 В она перегорает. Факт фиксируется учащимися. Далее демонстрируют гирлянду, состоящую из 20 лампочек, каждая из них с U = 13,6 В. Предположим, что одна из лампочек перегорает, есть возможность ее заменить только лампочкой 3,5 В. Возможно ли это?Учащиеся бурно обсуждают вопрос учителя, мнения разделяются. Далее необходимо продемонстрировать замену лампочки 13, 6 В на 3,5 В и результат этой замены. Учащиеся видят, что все лампочки на 13,6 В светят ярко, а одна на 3,5 В почти не светит (смотрите фотографию). У обучающихся возникают вопросы: 1) Почему лампочка не перегорает? 2) Почему она почти не светит? И т.д.Какая схема поможет быстро запомнить названия процессов переходов из одного агрегатного состояния в другое. Подписать названия процессов над стрелками.3482340125730t0t0Тема проекта по физике «Сила трения в технике», «Роль силы трения в жизни человека». Подвести к данным темам можно через проблемные ситуации: «Водитель забыл долить масло в мотор. Что неизбежно случится?»Пример проблемной демонстрации. На фотографии изображен прибор для изучения зависимости сопротивления проводника от его геометрических размеров и его строения. Учащимся, которые уже знают закон Ома для участка цепи демонстрируется изменение длины проводника в 2 раза, при этом показания приборов не меняются. Это вызывает удивление и желание разобраться в ситуации. В процессе решения можно направлять мысль учащихся в нужном направлении при помощи "наводящих" вопросов.Например: 1. Почему приборы не меняют показания? (Ответ:Значит либо они не исправны, либо ток и напряжение не изменились). 2. Возможны ли ситуации когда ток или напряжение изменяются, а приборы этого не регистрируют? (Да, это зависит от устройства прибора. Для проведения аналогии одного из действенных методов познания, можно вспомнить миллидинамометр, для измерения сил поверхностного натяжения. Использование обычного, как известно не позволяет точно измерить малые силы.) 3.Верны ли показания амперметра? (Нет, так как нет шунта, и фактически ток значительно меньше).Данный метод в традиционной классификации (Скаткина-Лернера) называется частично-поисковым или эвристическим, и успешно применяется опытными, творчески работающими учителями. Однако проблема заключается в том, что их опыт мало известен. Потому и существует до сих пор потребность в разработке подобных дидактических материалов.Примеры применение проблемного обучения на уроках информатики.1 Проблемные вопросы для начала урока: «Как создать программу, чтобы не решать квадратные уравнения? » (Программирование разветвляющихся алгоритмов), «Хотите накопить любую сумму? Для этого нужно распланировать бюджет в Exсel.»2. Проблемные ситуации используются для решения логических задач при изучении раздела информатики «Основы логики».3. Вопросы, задаваемые в ходе урока. В учебниках информатики предложено много заданий и вопросов. Например:Что такое информационная модель?Какие действия можно выполнять над папками?Что такое чип?Назовите основные устройства компьютера.Что понимается под производительностью компьютера?Все эти вопросы направлены на то, чтобы, прочитав учебник или выслушав объяснение учителя, учащиеся могли воспроизвести информацию, которую они поняли и запомнили. В действие включаются такие познавательные процессы, как внимание, восприятие, память, представление. Но можно ли утверждать, что, отвечая на эти вопросы, учащиеся мыслят? воображают? Скорее всего - нет. Почему? Потому что вопросы носят репродуктивный характер и не включают в состояние умственного затруднения, противоречия. Иначе говоря, вопросы не создают проблемной ситуации. Очевидно, что без репродуктивных вопросов в обучении не обойтись, так как они позволяют контролировать степень понимания и усвоения школьниками информации, фактического материала. Известно, что "пустая голова не рассуждает" (П.П. Блонский). Однако нельзя обходиться только репродуктивными вопросами, можно их переформулировать, превратив их в проблемные.Что такое информационная модель?Можно ли эту модель назвать информационной?Какие действия можно выполнять над папками?Какие действия можно выполнять над папками, но нельзя над файлами (или наоборот)?Что такое чип?Чип – это микропроцессор?Назовите основные устройства компьютера.Мышь является основным устройством компьютера?Что понимается под производительностью компьютера?Количество элементарных операций, выполняемых за одну минуту – это производительность компьютера?Эти вопросы уже являются проблемными. Их основная особенность состоит в том, что они вызывают у субъекта состояние осознаваемого им противоречия между знанием и незнанием, выходом из которого может стать только поиск ответа на вопрос. Это состояние и есть проблемная ситуация.Вопросы при отработке и закреплении материала.Завершая изучение темы «Редактирование текстовых документов» даю учащимся задание: отредактировать текст в файле, который мы «скачали» с Интернета – убрать лишние пробелы, пустые строки и т.д., но сделать это нужно быстро. Каким образом? После некоторого рассуждения дети приходят к мнению, что нужно использовать команду меню ПравкаЗаменить, где два пробела заменяются на один во всем документе сразу.Проблемная задача, в отличие от проблемного вопроса предполагает уже ряд действий и учащимся необходимо самостоятельно провести частичный поиск способа действий или недостаточных данных. Выделяют проблемные задачи с неопределённостью условий, с разными противоречивыми, неожиданными способами решения, с противоречивыми, недостающими данными, избыточными, или частично неверными данными.Одна и та же задача может являться или не являться проблемной, в зависимости, в первую очередь, от уровня развития учащихся. Задача становится проблемной, если она носит познавательный, а не закрепляющий, тренировочный характер.1) Вашему вниманию предлагается проблемная задача с противоречивым способом решения.Изучая тему «Виды адресации в электронной таблице MS Excel» (8 класс), предлагаю задачу по суммированию чисел из двух столбцов. Непременное требование задачи – формулу суммы обязательно копировать. Решение задачи проходит без видимых проблем с использованием функции автозаполнения.Далее предлагаю решить задачу по формированию прайс-листа туристической фирмы. Для этого я использую жизненную ситуацию. Обучающийся 11 класса выиграла олимпиаду, проводимую спонсором, который предложил ей выбрать путевку. Задача учащихся – помочь ей определить стоимость путевки в рублях. Условие копирования формулы сохраняется.Для решения задачи учащиеся пишут формулу =B3*C1.При копировании формулы в столбце С будут получаться самые неожиданные результаты. При помощи вопросов (что у вас получается в столбце С? Что должно получаться? Почему вы не получаете то, что нужно?) разговор подводится к понятию «абсолютная адресация».Таким образом, данная задача создаёт проблемную ситуацию, которая была выстроена мною целенаправленно.Задача способствовала активизации мышления учащихся, формированию умения увидеть проблему, сформулировать, выдвинуть гипотезу о её возникновении, предложить и апробировать разные способы решения этой проблемы.Список источников:Арапов К. А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников [Текст] / К. А. Арапов, Г. Г. Рахматуллина // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 290-294.Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников.- Ростов-на-Дону, 2017.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.:Изд-во МГУ, 2017.Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: Просвещение, 2016.Кудрявцев Т.В. Исследование и опыт проблемного обучения. В кн.: «О проблемном обучении»: Вып. 2.- М.:Высшая школа, 2014.Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.:3нание, 2015.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.- М.: Просвещение, 2015.Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 2016.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X