Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Ильюк Анна Станиславовна

Проект "Копейка рубль бережет!"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение № 23 г.п.Федоровское «Детский сад комбинированного вида г.п.Федоровское»Проект по формированию предпосылок финансовой грамотности в старшей группе «БАБОЧКИ»«Копейка рубль бережёт!»Воспитатели старшей группы «Бабочки»:Чуркина Елена БогдановнаИльюк Анна Станиславовнаг.п.Федоровское, 2021г.Паспорт социально-значимого проекта«Копейка рубль бережёт»!Проблема:Мы заинтересовались данной темой после того, как однажды наш воспитанник спросил: «А знаете ли вы, что такое банк и для чего он нужен?» Мы ответили, что знаем и спросили других ребят, знают ли они? Оказалось, что желание узнать, что такое банк присутствовало у всех ребят. Поняв, что дети заинтересовались, нами было принято решение создать проект по формированию предпосылок финансовой грамотности.Актуальность темы:Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы о деньгах: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую, неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.Вид проекта: по продолжительности: краткосрочный;по составу участников: групповой, подгрупповой.по целевой установке: информационно-практико-ориентированный;по содержанию: интегративный.Тип проекта: познавательный, краткосрочный.Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.Срок реализации: проект был осуществлен в период с 6 по 11 декабря 2021г.Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников.Задачи:Образовательные:Формировать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности.Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста.Совершенствовать коммуникативные качества детей.Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний.Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.Развивающие:Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.Развивать аккуратность, взаимопомощь, умение работать в команде.Воспитательные:Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.Поддерживать интерес к познанию окружающего мира.Поддерживать стремление ребенка активно выступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми;Формулировать равноправие, доброжелательные отношения между сверстниками.Ожидаемый результат:У детей сформированы представления об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; они умеют выделять слова и действия, относящиеся к экономике.Воспитанники подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления; у них развиты познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.Дети проявляют любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности.Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.Педагоги получили систему работы по формированию финансового опыта детей.План реализации проекта:1 этап «Подготовительный»Подбор детской и методической литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, аудиозаписи, видеозаписи).Подготовка материала для продуктивной деятельности.Подбор информации через интернет.Пополнение предметно-развивающей среды.Работа с родителями (законными представителями).2 этап «Реализация проекта»Работа с родителями:Папки-передвижки: «Что такое деньги?», «Зачем нужно экономить».Совместная работа детей с родителями: беседа дома с детьми на тему «Копим деньги», создание фотографий с домашними копилками. Работа с детьми:Беседа с детьми: «Что такое деньги, доход, расход».Конспект НОД по обучению финансовой грамотности для детей старшей группы «Бабочки» на тему «Что такое деньги, доход и расход?».Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с понятием деньги, доход, расход. Познакомить детей с видами денег. Закрепить представления детей с назначением и использованием денег.Воспитательные:Способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию, бережливость.Развивающие:Развивать познавательный интерес, внимание, мышление, память. Способствовать развитию связной речи; формированию коммуникативных отношений.Оборудование и материалы: Картинка с изображением Мухи-Цокотухи; игрушечные деньги: бумажные, монеты, пластиковые карты.Ход занятия:Воспитатель: - Здравствуйте, ребята дорогие! Я - рада встречи с вами.Добрый день, добрый час!Как я рада видеть вас.Теперь я предлагаю вам поздороваться друг с другом.Скажем «Здравствуйте!» друг другу.Нам здороваться ни лень:Всем «Привет!» и «Добрый день!»,Если каждый улыбнётся -Утро доброе начнётся.И занятие начнется.Воспитатель: показывает картинку Мухи – Цокотухи. Ребята, посмотрите на картинку, кто это?Дети: Это Муха – Цокотуха.Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним первые строчки этого произведения:Муха, Муха-Цокотуха,Позолоченное брюхо!Муха по полю пошла,Муха денежку нашла.Пошла Муха на базарИ купила самовар.Воспитатель: Что нашла Муха?Дети: Денежку.Воспитатель: Скажите мне, что такое деньги?Дети: ответы детей (Это то, на что мы покупаем товары в магазине).Воспитатель: Правильно, деньги, это такая вещь, которой измеряют стоимость всех товаров. На деньги мы можем что-либо купить, приобрести. А для чего нам нужны деньги?Дети: ответы детейВоспитатель: Правильно. А все ли мы можем купить в магазине? Давайте поиграем. Я буду называть вещи, предметы, а вы мне в ответ «Да» - если мы можем купить это в магазине, «Нет» - если не можем купить.Купить мы море можем…..(нет)А куклу и машинки ........ (да)А лес густой и ветерок конечно ….(нет)Но шоколадку, творожок, конечно….(да)Вот солнце светит, мы его купить смогли бы? …. (нет)А платье новое и сапоги, купить смогли бы?....(да)Воспитатель: Хорошо. А теперь скажите мне, какие бывают деньги? Знаете?Дети: ответы детейВоспитатель: Да. Бумажные деньги называются купюрами, еще есть металлические, железные деньги, их называют монетами (показываем бумажные деньги и монеты). Но еще есть и безналичные деньги, это пластиковая карта (показываем пластиковую карточку), мы денег не видим, но они лежат на карте, и мы можем картой расплачиваться за товар. Вы видели у своих родителей такую карточку? Как они покупают товар и расплачиваются по карте?Дети: ответы детейВоспитатель: Давайте поиграем с вами. На столе лежат деньги различного вида: бумажные, монеты, пластиковые карты. Распределите их: бумажные в одну кучку, монеты в другую, пластиковые карты в третью кучку.А теперь, давайте с вами разомнемся.Физминутка.Все движения разминкиПовторяем без запинки!Эй! Попрыгали на месте.Эх! Руками машем вместе.Эхе – хе! Прогнули спинки,Посмотрели на ботинки.Эге – ге! Нагнулись нижеНаклонились к полу ближе.Повертись на месте ловко.В этом нам нужна сноровка.А теперь мы отдохнемИ на стульчики пройдем.Воспитатель: Хорошо мы с вами подвигались. А теперь давайте поговорим о таких вещах как Доходы и Расходы. Как вы думаете, из нашего произведения «Муха денежку нашла» - это Доход или Расход?Дети: ответы детей (Доход).Воспитатель: Почему вы так думаете?Дети: ответы детей (Она ее нашла).Воспитатель: Правильно. А кто знает, как еще можно получить деньги, за что?Дети: ответы детейВоспитатель: Правильно. За работу ваши родители получают заработную плату, бабушки и дедушки получают пенсию, за хорошую учебу студенты получают стипендию. А еще деньги можно выиграть, найти клад, или просто найти, как наша Муха-Цокотуха и это тоже называется доходом. Все деньги, которые мы получаем, называются нашим доходом.Теперь давайте разберемся, как вы думаете, «Пошла Муха на базар, и купила самовар» - это доход или расход денег у Мухи?Дети: ответы детей (Расход).Воспитатель: Почему вы так думаете?Дети: ответы детей (она купила, потратила).Воспитатель: Правильно. Когда мы покупаем что-то в магазинах, платим за коммунальные услуги, за детский сад – это считается расходом. Мы отдаем наши деньги, а взамен получаем какой-нибудь товар, услугу.В каждой семье есть Доходы и Расходы. Давайте поиграем в игру «Доход или Расход». Я буду говорить предложения, а вы мне должны закончить их словами: Доход или Расход.- Мама с папой получили зарплату………..(доход)- Мама заплатила за детский сад…………..(расход)- Вы нашли клад…………………………….(доход)- Бабушка купила молоко…………………..(расход)- Мама купила ботиночки…………………..(расход)- Дедушка получил пенсию…………………(доход)- Папа заплатил за стрижку…………………(расход)- Брат получил стипендию…………………..(доход)- Вы купили билеты в кино………………...(расход)Воспитатель: Молодцы ребята, все правильно определили. А теперь давайте отгадаем загадки.И врачу и акробатуВыдают за труд …….(зарплату).Мы кладем их не в платокМы кладем их в кошелек……(деньги).Коль трудился круглый годБудет кругленьким ………(доход).Очень вкусная витринаОвощного………..(магазина).За сметану и за сырВ кассе чек пробьет………(кассир).Мебель, хлеб и огурцыПродают нам ……(продавцы).Подведение итогов: Воспитатель: Молодцы ребята, со всеми загадками справились. Вам понравилось наше занятие?Дети: ответы детей.Воспитатель: Скажите, что нового вы узнали на занятии?Дети: ответы детей.Домашнее задание:Воспитатель: Ребята, хранить деньги - это значит их копить. Вы правильно сказали, хранить можно дома в копилке. И сегодня вы получите домашнее задание, вместе с родителями сделать копилку. Проходите к столам, там для вас приготовлена упаковочная коробочка, цветная бумага, клей, пайэтки, и другой бросовый материал. Вы сами каждый на свое усмотрение возьмете домой материал и оформите свою копилку и потом дома вместе с родителями будете копить монетки.Воспитатель: Ребята, спасибо вам, сегодня было интересное занятие и я вам говорю: -До свидания!(дети прощаются, уходят)2) Беседа с детьми на тему «Почему взрослые работают?»Конспект НОД в старшей группе «Бабочки» на тему «Почему все взрослые работают».Цель: Формировать целостные представления дошкольников о профессиях. Задачи:Образовательные: познакомить детей с несколькими видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека, познакомить с экономическими категориями (труд, реклама, заработная плата).Развивающие: способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.Воспитательные: создать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий.Методические приемы: игровые вопросы к детям, продуктивная деятельность детейХОДВоспитатель: Доброе утро, ребята! Рада вас всех сегодня видеть. Начинаем наше утро как всегда с пожеланий друг другу хорошего дня и прекрасного настроения.(дети пожелали друг другу хорошего дня)Воспитатель: Ребята, сегодня утром, проверяя свой почтовый ящик, я нашла в нем вот такую газету (демонстрация газеты «Работа»)Рассматриваем газету, зачитываю некоторые объявления.Воспитатель: Ребята, утром родители привели вас в детский сад, а сами отправились куда? Правильно, на работу. А почему все взрослые люди ходят на работуОтветы детей: чтобы зарабатывать деньги, строить дома, водить машины, выращивать хлеб.Воспитатель: А вы знаете, где работают ваши родители? Как называются их профессии? (спрашиваю детей, рассматриваем распечатанные фотографии родителей на работе либо на слайдах.)Во время просмотра фотографий, задаю вопросы детям чем их родители помогают людям, выполняя свою работу.Воспитатель: Ребята, трудно представить, что мы будем делать без врачей, когда заболеем.- Что бы мы носили, если бы не было портных?!- Что бы ели, если бы не труд людей, которые выращивают хлеб, овощи, фрукты.- Какой пустой, неуютной была бы наша комната, если бы не столяры и плотники.Воспитатель: Ребята, вы все молодцы. Мы так много узнали профессиях ваших родителей.А сейчас немного отдохнем:Физминутка «Профессии»Мы в профессии играли (ходьба на месте)В миг мы лётчиками стали! (прямые руки в стороны)В самолёте полетали - (покружиться вокруг себя)И шофёрами вдруг стали! (ходьба на месте)Руль теперь в руках у нас (руки перед собой, «держим руль»)Быстро едем, просто класс! (бег вокруг себя с рулем)А теперь на стройке мы (ходьба на месте)Кладём ровно кирпичи. (руки перед собой согнуты в локтях)Раз- кирпич и два, и три – (поднимаем руки вверх)Строим дом мы, посмотри! (соединить прямые руки над головой)- Что получают люди за работу?Воспитатель:Разная ли работа оплачивается?Дети:Нет, домашняя работа не оплачивается, но она тоже необходима.Воспитатель:Какое значение имеет мамина работа на кухне для всей семьи? (Ответы детей)Воспитатель:А сейчас я вас приглашаю поиграть в игру:«Угадай профессию по движениям».Дети делятся на две команды, каждая команда выбирает себе профессию и показывает какие-то действия, по которым другая команда отгадывает загаданную профессию (водитель крутит руль, скрипач играет на скрипке, парикмахер причесывает и стрижет, маляр красит, дворник подметает и т. п.).Воспитатель создает проблемную ситуацию, чтобы подвести детей к пониманию значимости труда.Вот закончена игра,Нам на стульчики пора.Воспитатель подводит итог: Все профессии, о которых мы сегодня говорили и те, о которых не успели сказать, очень важны и нужны всем людям. Нельзя выделить более необходимые и менее нужные профессии. Они все нужны. Ни одна профессия не может существовать отдельно от другой. Многие связаны между собой и помогают друг другу. Например, врач и медсестра, воспитатель и помощник воспитателя.3. Художественное творчество: рисование копилок, конструирование кошельков в технике оригами, создание коллективной аппликации «Денежное дерево».4. Заучивание отрывка из стихотворения Ю.Валенкина «Сэкономлю на конфетку».5. Чтение художественных произведений на тему финансовой грамотности: «Муха-цокотуха» К.И. Чуковского, «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, народная сказка «Жадная старуха», «Сказка про доверчивого мышонка и мамину зарплату», сказка Б.В. Минина «Доверчивый Зайчик».6. Сюжетно-ролевая игра «Поход в магазин», «Поход в аптеку», «Расплачиваемся за товар банковской картой».7. Конструирование банка из конструктора, из кубиков.8. Дидактическая игра «Свинка-копилка».9. Оформление развивающей среды на тему «Доход и расход», «Что нельзя купить за деньги», «Экономим деньги».10. Просмотр мультипликационных фильмов по финансовой грамотности «Фиксики», «Муха-цокотуха».11. Театрализованная деятельность: постановка сказки «Про доверчивого мышонка и мамину зарплату».Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Бабочки» «Денежное дерево».Цель: способствовать развитию продуктивно-творческой деятельности через аппликацию и воспитанию доброжелательного отношения к природе.Задачи:- образовательные: учить детей создавать простую композицию - изображение дерева; закреплять знания о деревьях;- развивающие: развитие мелкой моторики, цветового восприятия, чувства формы и композиции; - воспитательные: воспитывать интерес к изобразительной деятельности и положительное отношение к природе.Тип занятия – ознакомительное.Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Виды деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная, двигательная.Методы – словесные, наглядные, игровые, практические.Формы познавательной деятельности детей:- фронтальная;- групповая.Материал и оборудование: изображения деревьев, полоски зелёной бумаги, ножницы, клей, кисточки, салфетки, листы бумаги с изображением стволов.Предварительная работа: беседа о лесе, лесных животных, растениях, о профессии лесника, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о животных.Ход образовательной деятельностиОрганизационный момент. Воспитатель: Здравствуйте, ребята, мальчики и девочки. Вы все очень хорошо сегодня выглядите, весёлые, лучезарные все, мне очень приятно! Садитесь все полукругом на стулья.Воспитатель: Отгадайте загадки. (Вывешиваю изображения отгаданных деревьев.)Белоствольные красавицыДружно встали у дорожки,Книзу веточки спускаются,А на веточках сережки. (Берёзы)Он в лесу, как витязь, встанет,Желудями в срок одарит.И лесник, и лесорубС ним знакомы. Это? (Дуб)То ли с крыши, то ли с неба –Или вата, или пух.Или, может, хлопья снегаПоявились летом вдруг?Кто же их исподтишкаСыплет будто из мешка? (Тополь)Что же это за девица:Не швея, не мастерица,Ничего сама не шьет,А в иголках круглый год. (Ель)Воспитатель: О чём были все загадки?Какие ещё деревья вы знаете?Вспомним вместе части дерева.Какую пользу приносит дерево нам и животным?За лесом во все времена года присматривает лесник. Они помогают лесным животным в трудное время, оберегают лес от пожара, поддерживают порядок и чистоту в лесу, высаживают молодые деревьяДавайте и мы с вами сделаем доброе дело – посадим деревья! А сначала немного отдохнём.Физкультминутка Ветер дует нам в лицо (махи руками)Ветер дует нам в лицо,Закачалось деревцо.Ветер тише, тише, тише. (приседания)Деревце все выше, выше. (тянем руки вверх)Воспитатель: Садитесь все за столы. Сейчас мы с вами будем делать аппликацию дерева, но это дерево будет не простое, а денежное, вместо листьев на дереве будут монетки. Посмотрите, перед вами лежат полоски зелёной бумаги, ножницы и наброски дерева на листе. Ствол уже есть, чего не хватает ещё на рисунке?Вот из полосок мы и сделаем крону дерева, посмотрите, как. Берём полоски и нарезаем на квадратики, э то будут у нас листья. Потом берём кисть, намазываем помаленьку дерево клеем и приклеиваем листики, так делаем, пока ваше дерево не будет готово. М вот теперь на наше дерево можно приклеить наши готовые монетки.Приступайте к работе!Конспект НОД на тему «Конструирование банка» в старшей группе «Бабочки».Цель:Закрепить навыки конструирования. Продолжать учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение деталей.Задачи:Образовательные:ввести термин «архитектура»;знакомить детей с современной архитектурой;формировать представление о строении дома (банка), его назначении;закреплять умение работать по схемам;учить анализировать архитектурное здание.Развивающие:развивать творческие способности, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки;развивать эмоциональную сферу у детей.Воспитательные:воспитывать трудолюбие;воспитывать коммуникативные способности.Предварительная работа:Рассматривание фотографий, иллюстраций, открыток с изображением банка разного вида;Проведение сюжетно – ролевых игр: «Строим дом», «Строители»;Оборудование и материалы: фотографии, иллюстрации домов (Банков)Ход занятия:Воспитатель: Ребята отгадайте загадку!Он стоит, простой и строгий,В однотонном пиджаке,У него карманов много,Провода в его руке,И глаза его, как блюдца,То потухнут, то мигают.И до неба дотянутьсяОн пытается руками.(дом)Воспитатель: Что же это?Дом: дом.В группу входит Знайка.Знайка: Здравствуйте, ребята!Дети: Здравствуйте!Знайка: Ребята, меня зовут Знайка! Я прочитал уже много книг и сегодня я хочу вас познакомить с архитектурой нашего края. И ещё сегодня мы с вами отправимся на стройплощадку и будем строить банк. Вы согласны?Дети: Да.Воспитатель: Все здания, сооружения, парки, скверы называются архитектурой. Архитектура - это то, что нас окружает, и она бывает разная:жилые здания — это наши с вами дома, общественные здания — больницы, детский сад, школа, дом культуры, вокзал и т.д., промышленные здания — заводы, фабрики;сады, парки, городские скверы и бульвары, бассейны, фонтаны;создание новых городов и поселков, реконструкция старых городских районов.А придумывает все архитектурные сооружения — архитектор. Он придумывает и чертит схемы построек. А воплощать в жизнь свои задумки ему помогают строители. Вот мы сегодня будем строителями и будем строить свои дома. Нам их придумывать не надо, а просто нужно построить из имеющихся материалов.А что такое банк? Для чего он нужен?Дети: это здание. Там хранятся деньги.Воспитатель: верно.Воспитатель: А теперь давайте приступим к работе! Но для начала сделаем пальчиковую гимнастику.Пальчиковая гимнастика «Новый дом»Тук-тук-тук, тук-тук-тук!Молоток бери мой друг!(Дети ударяют кулачком о кулачок, чередуя руки)Мы построим новый дом,Есть окошко в доме том.(Большие пальцы складываются полочкой, остальные соединяются «крышей»)Есть еще одно, повыше.(Поднять вверх руки, не меняя положения пальцев)Есть труба вверху на крыше.(Поднимают вверх сжатый кулак с вытянутым вверх указательным пальцем)Дом готов, зовем гостей:Приходите поскорей!(Показывают приглашающий жест рукой).Воспитатель обращает внимание детей на стол: Ребята, посмотрите, все ли строительные материалы одинаковые?Дети: Нет! Есть конструктор ЛЕГО, есть деревянные кирпичики.Воспитатель: Я предлагаю вам каждому выбрать конструктор и приступить к работе!Дети начинают постройку, воспитатель наблюдает за процессом и помогает ребятам.Воспитатель: Молодцы ребята! Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, а потом мы с вами рассмотрим все постройки!ФизкультминуткаБудем прыгать и скакать! Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.) Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.) Раз, два, три. Наклонился левый бок. Раз, два, три. А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) И дотянемся до тучки. Сядем на дорожку, (Присели на пол.) Разомнем мы ножки. Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.) Раз, два, три! Согнем левую ножку, Раз, два, три. Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.) И немного подержали. Головою покачали (Движения головой.) И все дружно вместе встали. (Встали.)Анализ работРефлексия:Воспитатель: Ребята, какое новое слово вы сегодня узнали?Дети: Архитектура.Воспитатель: Какая бывает архитектура? жилые здания — это наши с вами дома, общественные здания — больницы, детский сад, школа, дом культуры, вокзал и т.д., промышленные здания — заводы, фабрики; сады, парки, городские скверы и бульвары, бассейны, фонтаны; новые города и поселки, реконструкция старых городских районов.Дети отвечают с помощью воспитателя.Воспитатель: Что мы сегодня с вами строили?Дети: Банк.Воспитатель: А кто к нам приходил в гости и помогал в работе?Дети: Знайка!Воспитатель: Давайте поблагодарим Знайку за то, что он пришел к нам сегодня и помог нам узнать много нового и интересного!Дети: Спасибо! До свидания, Знайка!Воспитатель: Вам понравилось быть строителями?Дети: ДаВоспитатель: Вы большие молодцы, ребята, хорошо потрудились. Спасибо!«Сказка про доверчивого Мышонка и мамину зарплату».Жил-был маленький Мышонок. Была у него Мама-Мышка! У них была традиция: когда Мама- Мышка получала зарплату, она покупала Мышонку что-нибудь в подарок. Так, однажды, пришла Мама-Мышка домой и говорит:- Мышонок, я получила зарплату, и мы можем пойти и купить тебе красную футболку, которую ты так давно хотел! Иди на улицу и жди меня, я оставлю продукты в кладовой и пойдём!Мышонок радостный побежал на улицу! Там ему встретилась компания взрослых крыс! Крысы спросили Мышонка:Почему ты такой счастливый? А он с улыбкой ответил:Мама принесла зарплату домой, и мы пойдём покупать мне красную футболку!Мама-Мышка и Мышонок сходили в магазин, выбрали самую красную их всех футболок и веселые вернулись в норку!Но там их ждала неприятность! Дверь в норку была открыта, все комнаты в беспорядке, а маминой зарплаты как не бывало!Мама-Мышка заплакала-запричитала:Как же они узнали, что сегодня я получила зарплату? Мышонок почесал лапкой за ушком и говорит:Мама, это я виноват, я рассказал крысам и про зарплату, и про то, что мы уйдём покупать красную футболку. Я так виноват! Как же мы теперь будем жить, как платить за нашу трехкомнатную норку?..Мама-Мышка обняла расстроенно Мышонка и ласково сказала:- Не плачь, это была далеко не вся моя зарплата, а только ее маленькая часть! Остальное я храню на банковской карточке! Но ты должен запомнить, что никогда нельзя рассказывать чужим, что у тебя дома, даже если очень хочется!С тех пор Мышонок стал аккуратнее и серьёзнее. А Мама-Мышка ещё много раз покупала ему и зеленую, и синюю, и жёлтую футболки!Викторина по финансовой грамотности для старшей группы «БАБОЧКИ».Ведущая: Здравствуйте ребята, мы сегодня собрались для участия в викторине, посвящённой «Неделе финансовой грамотности».1. КОНКУРС. Отвечаем на вопросы.- Что такое финансы в вашем понимании? (деньги)-А как вы думаете где берут деньги? (зарабатывают)-Ребята как вы думаете, за что платят зарплату (ответы детей). Люди трудятся на работе и за это им платят зарплату.Вывод: Зарплата-это деньги, которые платят за труд.2. КОНКУРС ПОСЛОВИЦ. А кто из вас знает пословицы про труд (дети поочередно рассказывают пословицы) Молодцы. А сейчас я буду задавать вопрос. Каждой команде по очереди. Готовы?-Труд человека кормит а лень….(портит).-Дерево сильно корнями а человек …. (трудами).-Землю солнце красит а человека…. (труд)-Делу время потехе …. (час)-Скучен день до вечера когда делать (нечего)-Дело мастера…. (боится)3. КОНКУРС. Отгадай загадку.Приглашаются игроки от каждой команды. Каждый правильный ответ приносит команде 1 фишку.1. Это крупный магазин,У него не счесть витрин.Всё найдётся на прилавке -От одежды до булавки. (Супермаркет)2. Всё, что в жизни продаётся,Одинаково зовётся:И крупа и самоварНазываются … (Товар)3. Мебель, хлеб и огурцыПродают нам … (Продавцы)4. Сколько купили вы колбасы,Стрелкой покажут вам точно … (Весы)5. За сметану, хлеб и сырВ кассе чек пробьёт … (Кассир)6. В фирме прибыль он считает,Всем зарплату начисляет.И считать ему не леньВсе налоги целый день. (Бухгалтер)7. Люди ходят на базарТам дешевле весь … (Товар).8. И врачу, и акробатуВыдают за труд … (Зарплату).5. КОНКУРС. Следующее задания из ящика. Я буду задавать вопрос вы будите отвечать. Готовы?-На товаре должна быть обязательно (цена)-Коль трудился целый год будет кругленький (доход)-Люди ходят на базар там дешевле весь (товар)-И врачу и акробату выдают за труд (зарплату)-Очень вкусная витрина у овощного (магазина) Половинку от зарплаты, называют как ребята? (аванс)Будут целыми как в танке, сбережения в вашем…(банке)Сколько купили вы колбасы, стрелкой покажут вам точно…(весы)Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (банкомат)Расчёт зарплаты знать пора, проводят в срок…(бухгалтера)Дела у нас пойдут налад: мы в лучший банк внесли свой…(вклад)В наши дни не встретишь эту очень малую монету, в сказках ты её найдёшь. Денежка зовётся…(грош)Чтобы партнёров не мучали споры, пишут юристы для них (договоры)Приносить доходы стал  в банке папин…(капитал)За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт…(кассир)Чтоб хранить свои доходы на карманные расходы, хрюшка требуется мне, та что с дыркой на спине? (копилка)Мебель, хлеб и огурцы , продают нам…(продавцы)Как ребёнка нет без мамы, сбыта нету без…(рекламы)На рубль- копейки , на доллары-центы бегут-набегают в банке…(проценты)На товаре быть должна, обязательно (цена)Это крупный магазин, у него не счесть витрин. всё найдётся на прилавке от одежды до булавки? (супермаркет)Скажите, что Буратино прятал на поле?  (он закапывал монеты.)Мастер-класс для педагогов по теме: «Финансовая грамотность старших дошкольников».Цель мастер-класса: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с детьми дошкольного возраста по финансовой грамотности в условиях ДОУ.Задачи:- создать позитивный настрой на работу, доверительной и деловой атмосферы-познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;-расширить кругозор посредством игр экономической направленности;- способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОУ.Оборудование: проектор, ноутбук, нитки, клей, бусины, крупаАудитория слушателей: воспитатели ДОУ.Ход мероприятия:Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы очень рады встрече с вами.Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности. Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики. В данный момент мы находимся в таком периоде развития нашего общества, когда педагогу постоянно приходится овладевать новыми знаниями и умениями. Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса начиная с дошкольного возраста. Об этом свидетельствует Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023 гг.» Тем не менее у большинства родителей дошкольников это вызывает определенные сомнения «Зачем детям так рано что-то рассказывать про деньги?». Услышав громкое название «Финансовая грамотность дошкольников, экономическое образование дошкольников», многие думают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат». Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест.Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко писал, что «Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, желание поделиться, способность к самоограничению и привычку тратить их разумно». Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно – образовательная деятельность в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, наставником, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации.- загадки;- пословицы;- сказки;- экономические задачи;- дидактические игры;- сюжетно-ролевые игры;- занятия.Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.Воспитатель: «А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте и развить у них зачатки финансовой грамотности?» Это задача трудная, но решаемая и мы, уважаемые коллеги, предлагаем всем вместе отправиться в путешествие в страну Экономики. Работа предстоит сложная, но интересная и без разминки нам не обойтись.А вы знаете, что дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами. Предлагаю вам загадки – добавлялки. За правильный ответ получаем фишки.1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты)6.Люди ходят на базар: Там дешевле весь…. (товар)7.Приносить доходы стал. В банке папин …. (капитал)8.И врачу и акробату. Выдают за труд…….. (зарплату).1 Первое игровое задание - (ЗАДАНИЕ «Анаграммы») - уважаемые коллеги, мозговой штурм - составьте правильные слова из представленных на экране:СИПЕНЯ (пенсия)ЛАКМЕРА (реклама)РАПЛАТАЗ (зарплата)ОВОДРОГ (договор)КАНОЭКОМИ (экономика)КАБН (банк)ГИНЬЕД (деньги)Слышат ли эти слова наши дети? Какие из них наиболее часто?Тема денег в современном обществе достаточно «эмоционально заряжена»: можно услышать много разных суждений, часто противоположных.По нашему мнению, взрослых людей, деньги – лишь средство платежа: они нужны для удовлетворения наших материальных и духовных потребностей. Человек думает не столько о деньгах, сколько о качестве своей жизни. У ребенка же изначально нет отношения к деньгам. Он не понимает, что деньги – это эквивалент товаров и услуг, он пока не знает их стоимость. В младшем дошкольном возрасте затрагивать эти темы с ребенком нужно со стороны бережного отношения к игрушкам, вещам, подаркам.Само слово «деньги» станет постепенно символом чего – то важного, того, чем оперируют взрослые и что даёт разнообразные блага.На формирование отношения ребёнка к деньгам сильное влияние оказывает воспитание в семье. Формирование такого отношения начинается с того момента, когда ребёнок получает в руки первые купюры или монеты.Вот и мы с вами сейчас давайте попробуем попрактиковаться, актуализируем свои знания в товарно-денежных отношениях и решим «Кроссворд»1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность)2.Плановое ведение хозяйства. (Экономика)3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка)4.Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)6. Как называют человека, который продает товар? (Продавец)7. Обмен товарами без участия денег. (Бартер)Воспитатель: Уважаемые коллеги, следующая форма, которую можно использовать – пословицы.1. Кто, согласно пословице, платит дважды?Скупой2. Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя.».Хвалит3. Название, какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук?Блоха.Да. Молодцы. Все ответы верны.  Воспитатель: Уважаемые коллеги! Один из путей повышения интереса к финансовой грамотности – экономические задачи. Нужно не только ответить на вопрос задачи, но и обосновать ответ.1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?3. Где дороже бутылка «Пепси»- в пустыне или на севере?4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 100 руб. за 1 кг., а в другом по 120 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?Воспитатель: Уважаемые коллеги! Вы знаете, что основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Вот и мы сейчас поиграем. «Сигнальщики» (товар или услуга)Цель игры: закреплять представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, о результате их труда. Учить различать понятия «товар» и «услуга».Предлагаются два цвета карточек: красные и синие.Правила игры: Если я называет товар – поднимаете красную карточку, а если услугу – синюю. ( парикмахерская (стрижка, покраска)– услуга; одежда – товар; почта (пересылка писем, открыток, посылок, разноска газет и журналов)– услуга; кукла – товар; мастерская по ремонту (ремонт одежды, обуви, бытовой техники) – услуга; краски, карандаши – товар). Игра «Груша и яблоко». Цель: научить считать деньги и ресурсы.Необходимые материалы: Бумага, карандаши, ножницы.Нарисуйте, пожалуйста, на одной стороне бумаги грушу. А на оборотной стороне листа - яблоко (когда первый рисунок закончен). Вырежьте сейчас и грушу, и яблоко (когда завершены оба рисунка).Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее. И учить этому ребенка бесспорно нужно.Воспитатель: Уважаемые коллеги! Назовите, пожалуйста, сюжетно – ролевые игры, в которых воспитывается финансовая грамотность и обоснуйте свой ответ.(«Семья», «Семья», «Дочки-матери» «Столовая», «Кафе» «Поликлиника» «Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога», «Космос», «Пароход» .«Зоопарк». «Аптека». «Ветеринарная лечебница» ,«Дорожное движение», «Водители». «Магазин» «Гости» ,«День рождения» ,«Почта» ,«Ателье», «Монополии»)Спасибо. Все ответы верны. Как дети могут научиться обращению с деньгами?1. Походы в магазин. Для дошкольников эффективная школа правильного обращения с деньгами – магазин. С 6 лет можно посылать ребёнка за покупками. Это тренирует различные навыки: самостоятельность; самоконтроль; внимательность; навыки счета2. Постановка целей. Уметь ставить цель – значит понимать ценность денег и стоимость вещей. Цель – накопить на определенную вещь, воспитывает терпение. То, что достается с трудом, имеет в глазах человека большую ценность, чем получение просто так.3. Личный пример родителей. Когда мама или папа умеют распоряжаться деньгами и открывают опыт и знания для ребёнка.4. Чтение сказок, просмотр мультфильмов. Воспитатель: Уважаемые коллеги! А вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда слушайте.1. Автор произведения вашей первой детской книжки с денежной тематикой. Ответ: К.И. Чуковский «Муха — Цокотуха».2. Герой, какого произведения наивно последовал следующему совету: «…на этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», - положи в ямку золотой, посыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты»? Ответ: «Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Н. Толстого.3. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор: «- Клад.... - это такие деньги и такие сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие. - А зачем? - А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь? - Я? Про запас. - Вот и они про запас». Ответ: Между Матроскиным и Шариком. «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенского4. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя?«Колобок»5. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? «Репка»6. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта? Золотая антилопа7. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл? «Курочка Ряба», золото8. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе. Кот в сапогах.-Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность. Уважаемые коллеги, вот наша игра и подошла к завершению. Конечно остались еще многие не рассмотренные вопросы, связанные с темой «Дети и деньги». И мы несомненно продолжим работу в этом направлении.Нам необходимо помнить, что деньги – это серьезно. Родители – это первый авторитет для ребенка. Ребёнок может знать слово «деньги», видеть их, иметь представление о том, для чего они нужны. Но кроме этого, он должен научиться обращаться с ними так, чтобы капризы не были определяющей причиной трат. Поучение и чтение морали не способствует усваиванию информации, хороший опыт дети могут получить только на вашем примере.А сейчас посчитайте свои доходы. Это поднимает настроение. Спасибо вам всем за работу. Сегодня каждый имеет свой доход, не важно какой он, важно то, что вместе мы сила – и в игре побеждает дружба. Сегодня наградой за старания станет кошелек, который мы с вами сделаем сами. Кошелек из бумаги в технике оригами.Уважаемые коллеги! Если вы будете делать что-либо полезное и делать хорошо, то богатство всегда будет у вас под рукой. Использовать деньги можно по-разному. Некоторые копят их, а сами живут в бедности. Другие тратят, но тоже не извлекают из этого пользы: зачем дорогой ковер, если он не лежит у нас под ногами? Зачем теплая шуба, если ее не носят в мороз? Зачем украшения, если они спрятаны в сундуке?Запомните: вещи не должны копиться попусту и лежать без надобности. Они нужны, чтобы приносить пользу.Желаем Вам стабильного финансового благополучия!Играйте с детьми в экономику!Благодарим всех! Спасибо за внимание!3 этап ЗаключительныйАнализ полученных результатов и обобщение опыта.Подведение итогов реализации проекта.Результат проекта:1) Выставка детских рисунков на тему «Копилка», детских поделок «Кошелечки» в технике оригами, коллективной аппликации «Денежное дерево».2) Конструирование банка из конструктора, кубиков.3) Чтение наизусть отрывка стихотворения Ю. Валенкина «Сэкономлю на конфетку».4) Проведение викторины по финансовой грамотности в старшей группе «Бабочки».5) Показ спектакля по сказке «Про доверчивого мышонка и мамину зарплату».ОТЧЕТО реализации и результативности проекта по формированию предпосылок финансовой грамотности в старшей группе «БАБОЧКИ»«Копейка рубль бережёт!»Воспитатели МКДОУ № 23 г.п.Федоровское Чуркина Е.Б., Ильюк А.С..В период с 6.12.2021 по 11.12.2021 г. был реализован проект «Копейка рубль бережёт».Цель проекта заключалась в формировании основ финансовой грамотности у дошкольников.С помощью бесед педагоги рассказали детям о значении денег в жизни человека, познакомили детей с понятиями «деньги», «доход», «расход», «банк», «банковская карта» и др.. Педагоги рассказали детям о значение трудовой деятельности в жизни человека, познакомили с взаимосвязанными экономическими категориями (труд, реклама, заработная плата). Научили ребят как экономить денежные средства.• На втором этапе в нашей группе была изготовлена совместно с детьми аппликация «Денежное дерево».• Была создана выставка рисунков на тему «Копилка», поделок «Кошелечек» в технике оригами, проведено занятие по конструированию банка из конструктора, кубиков.• Была проведена совместная работа родителей с детьми по теме «Моя домашняя копилка».• Проведена сюжетно-ролевая игра «Поход в магазин», «Поход в аптеку», «Оплата товара по терминалу банковской картой».• Выучили отрывок из стихотворения Ю. Валенкина «Сэкономлю на конфетку»: Папа с мамой на совете,О каком – то там бюджете,Тихий разговор ведутИ не видят, что я тут.Деньги с папиной получкиКладут в маленькие кучки:Эта кучка для еды,Эта кучка для воды,Эта кучка одеватьсяЭта кучка развлекаться.Эта кучка для конфет,Эта за тепло и свет.Взрослым я даю советМала кучка для конфет…Она меньше, чем за светНужно сладкое в шесть лет!Папа мне сказал «сынок,Многим нужен в доме ток.Телевизор, холодильник,Электрический будильник,Электроплита на кухне,Когда варит, пахнет вкусно.В жару кондиционерыПотребляют ток без меры.Пылесос и кофеваркаДенег нам на всё не жалко.Правда, лампочки горят,Днём и ночью, все подряд….Больше кучка для конфетЕсли меньше горит свет.Чтоб конфеты получатьБуду лампы выключать.Дома сплю я с ночникомСэкономлю … и молчком,Выключу я лампу эту,Вот и деньги на конфету! • Проведена дидактическая игра «Свинка-копилка».• Проведена викторина по финансовой грамотности.• Педагог Чуркиной Е.Б. прошла КПК по программе «Методика обучения финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях.• Подготовлен материал по проведению мастер-класса по финансовой грамотности среди педагогов. • Состоялась премьера спектакля «Сказка про доверчивого мышонка и мамину зарплату». Фотоотчет по проекту.Коллективная работа «Денежное дерево».Выставка рисунков «Копилка»Выставка поделок «Кошелечек» в технике оригами..Просмотр мультипликационных фильмов по теме финансовой грамотности. Совместная работа родителей с детьми: Сюжетно-ролевая игра «Поход в магазин», «Поход в аптеку», «Оплачиваем покупки банковской картой через терминал». Конструирование банка. Дидактическая игра «Свинка-копилка» Удостоверение о прохождение педагогом Чуркиной Е.Б. КПК по программе «Методика обучения финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях».Театрализованная деятельность: премьера спектакля«Сказка о доверчивом Мышонке и маминой зарплате».

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X