Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Петрова Анна Владимировна

Гигиеническая оценка рациона питания студентов как составная часть ЗОЖ молодежи

скачать документ

Вернуться назад

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1№(ГБПОУ ДЗМ «МК№1»)Гигиеническая оценка рациона питания студентов как составная часть ЗОЖ молодежиБелов Василий АнтоновичПавлюченко Алина Олеговнастуденты 3 курса , специальность31.02.03.Лабораторная диагностика научный руководитель -Петрова Анна Владимировна, преподаватель Государственного бюджетного профессионаального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №1»Москва2021В современном мире все большую распространенность получает тенденция ведения здорового образа жизни. Ее популярность набирает обороты не только среди известных всему обществу личностей, но и среди обычных людей. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и здоровую жизнь. Здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у населения - важнейшая социальная задача государственного значения и масштаба.Особую актуальность в последнее время приобретают вопросы здорового образа жизни молодежи. Следует отметить, что наиболее значимой социальной группой в вопросе пропаганды и информирования о важности активного и здорового образа жизни является молодёжь. Проблема здоровья молодежи является глобальной проблемой, и особенно остро она встала в начале XXI века. Поэтому есть необходимость внедрения политики здорового образа жизни в молодежной среде. В современных условиях социальной, экономической и политической нестабильности нашего общества молодежь испытывает наибольшее отрицательное воздействие окружающей среды, так как их половое и физическое становление совпадает с периодом адаптации к новым, изменившимся для них условиям жизни, обучения, высоким умственным нагрузкам.Одной из составных частей формирования у молодежи ЗОЖ является рациональное правильное питание. Питание – это важнейший фактор в жизнедеятельности человека. Одним из направлений государственной политики РФ в области здорового питания населения является создание условий, обеспечивающих удовлетворение в соответствии с требованиями медицинской науки потребностей различных групп населения в здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения. Если говорить о питании учащейся молодежи, то значительная часть студентов системы среднего профессионального и высшего образования лишена возможности правильно питаться в учебное время.Актуальность исследования заключается в том, что питание большинства студентов не соответствует принципам здорового рационального питания из-за нарушений режима, потребления пищевых продуктов, содержащих большое количество жира животного происхождения и простых углеводов, недостатка в рационе овощей и фруктов, рыбы и морепродуктов, что приводит к росту избыточной массы тела, ожирению, снижению работоспособности, интеллектуального развития и продолжительности жизни.Студенческая пора очень насыщенна и разнообразна, отличается большим перенапряжением нервной системы, а во время учебы и особенно экзаменов от студента требуется отличное состояние (как физическое, так и умственное), умение сосредоточиться на протяжении всего дня и даже в поздние часы суток. Жизнь студента, как правило, не обустроена с точки зрения регулярного питания. Это происходит из-за длительности занятий, недостатка времени, удаленности от дома, интенсивную информационную нагрузку, особенно в период сессии, хроническое недосыпание, нарушение режима дня и отдыха, характера питания и темп современной жизни - все это приводит к неразборчивости в выборе продуктов. Поэтому неправильное питание становится серьезным фактором риска развития многих заболеваний. К сожалению, статистика последних лет показывает резкое увеличение среди молодых людей лиц, страдающих ожирением, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, сахарным диабетом. Цель: Проанализировать пищевую и энергетическую ценность среднесуточного рациона питания студентов медицинского колледжа. Задачи: Изучить положения законодательства РФ, санитарные нормы и правила в части нормирования гигиены питания молодежи.Изучить методику составления суточного рациона питания студента медицинского колледжа.Рассчитать среднесуточные энергетические затраты дать гигиеническую оценку суточного рациона питания. Питание является важнейшей физиологической потребностью человека. Посредством пищи человеческий организм вступает в контакт со всеми химическими веществами растительного и животного происхождения. Питание оказывает разнообразное влияние на организм человека, обеспечивая его развитие, сохранение трудоспособности и здоровья, а также оптимальную продолжительность жизни.На протяжении всей истории человечества люди придавали питанию особое значение, осознавая его в качестве ведущего фактора, обеспечивающего человека и продолжение его рода. Понимание важности питания прослеживается в трудах древнегреческих философов и ученых. Так, в конце V в. до н. э. древнегреческим врачом Гиппократом были написаны трактаты «Питание» и «О диете». Развитие физиологии и биохимии питания стало возможным при развитии химии, физики, медицины в XVII-XVIII вв. Ю. Либих — основоположник биохимии питания — предложил научно обоснованную классификацию пищевых веществ. Большую роль в развитии научных основ гигиены питания сыграл М.В. Ломоносов. В своих трудах он ставил вопрос о необходимости государственного подхода к организации правильного питания народа. Значительный вклад в развитие гигиены питания внесли ученые-гигиенисты И.П. Скворцов, А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман, Г.В. Хлопин. Благодаря их работам и деятельности в России и странах Европы во второй половине XIX в. гигиена питания приобрела общественный характер.Концепция сбалансированного питания разработана академиком А.А. Покровским. Основным требованием рационального питания является сбалансированность всех поступающих компонентов пищи и соблюдение режима питания.Нормальное полноценное питание определяют понятием «рациональное сбалансированное питание», которое строится на научной основе и способно полностью обеспечить организм пищей в качественном и количественном отношениях. Рациональное питание – это физиологически полноценное питание здоровых людей с учѐтом их пола, возраста, характера труда, климатических условий обитания. Рациональное питание способствует сохранению здоровья, сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, высокой физической и умственной работоспособности, активному долголетию. Суть рационального питания составляют три основных принципа: 1. равновесие между энергией, поступающей с пищей, и энергией, расходуемой человеком в процессе жизнедеятельности;2. удовлетворение потребности организма в определенном количестве, качественном составе и соотношении пищевых веществ; 3. соблюдение режима питания.Гигиена питания – одна из отраслей гигиены, изучающая проблемы полноценного и рационального питания человека в зависимости от пола и возраста, профессии и характера труда, климатических условий и физической нагрузки, национальных и др. особенностей. Гигиенический смысл рационального питания заключается не только в обеспечении сбалансированного поступления основных нутриентов, но и в соблюдении режима и условий приема пищи. Режим питания включает время и количество приѐмов пищи, интервалы между ними, распределение пищевого рациона по энергоценности, химическому составу, продуктовому набору и массе по приѐмам пищи. В данной работе приведен анализ пищевой и энергетической ценности среднесуточных рационов студентов обоего пола IV курса ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №1» очной формы обучения. Исследования показали, что питание у студентов в целом покрывает их суточные энерготраты, составляя 2831,0 ккал у юношей и 2644,0 ккал у девушек, однако режим питания нарушен, а суточные рационы не сбалансированы в отношении потребления белков, жиров и углеводов.О разбалансированности основных пищевых веществ в суточных рационах студентов свидетельствует полученное соотношение белков, жиров и углеводов — 1:1,5:4,5 (11,2, 37,5 и 51,3% в процентном соотношении к калорийности) у юношей и 1:1,7:5,5 (9,7, 37,1 и 53,2%) у девушек при рекомендуемом 1:1:4 (15, 30 и 55%).В ходе исследования для определения суточного рациона 50 студентами обоего пола IV курса очной формы обучения был составлен дневник питания с перечнем потребляемых продуктов с учетом их количества в течение 10 дней. Состояние фактического питания изучали анкетно-опросным методом по меню-раскладкам. Содержание пищевых веществ в среднесуточном рационе рассчитывали по таблицам химического состава пищевых продуктов, пищевую энергетическую ценность определяли общепринятыми методами. Полученные данные были подвергнуты статистической обработке и сравнены с рассчитанными нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для студентов. Результаты анализа полученных данных суточного пищевого рациона студентов медицинского колледжа №1 представлены в таблице. Таблица 1.Суточный пищевой рацион студентов медицинского колледжаПрием пищиКоличество макронутриентов, гЭнергетическая ценность, ккалбелкижирыуглеводыЮношизавтрак8,112,060,2464,0обед29,541,4122,91340,2ужин27,343,0113,81026,8Всего за сутки64,996,4296,92831,0Девушкизавтрак6,514,063,3457,0обед29,234,6138,01171,0ужин21,047,5108,71016,0Всего за сутки56,796,1310,02644,0 В соответствии с требованиями НИИ питания РАМН, энергетическая потребность должна составлять 2450 – 2550 ккал для студентов и 2000 – 2200 ккал для студенток. Как видно из таблицы, энергетическая ценность пищевого рациона у студентов в целом превышает их суточные энерготраты: калорийность его составляет у юношей 2831 ккал, у девушек 2644 ккал.Полученные результаты показали, что у студентов нарушен режим питания: 9 (18%) из 50 студентов не завтракают, а остальные питаются 3 раза в день. Для режима питания студентов характерно нерациональное распределение суточного рациона в течение дня (Приложение Б). Так, завтрак составлял 16,4 и 18,0% от суточной калорийности у юношей и девушек соответственно: обед – 47 и 44%, ужин – 36,3 и 38%. Время последнего приема пищи у большинства студентов приходилось на 19 – 20 ч, а интервал между приемами пищи составлял от 6 до 8 ч. В целом у студентов отмечали нерегулярный режим питания, что было связано с отсутствием установленного распорядка дня и необходимостью принимать пищу в строго определенное время.Результаты исследования показали, что нерациональный режим питания студентов сопровождался ростом числа жалоб по поводу болезней органов пищеварения, в первую очередь гастритов.Установлено, что в рационах у студентов доминирует потребление картофеля, мяса, риса, макаронных изделий, хлебопродуктов, кондитерских изделий, сахара, а также сливочного масла, сыра, сметаны и меда. У большинства студентов отсутствуют в рационе яйца, рыба, молоко и молочные продукты, овощи и фрукты.О несбалансированности основных пищевых веществ в суточных рационах студентов свидетельствует полученное соотношение белков, жиров и углеводов — 1:1,5:4,5 у юношей и 1:1,7:5,5 у девушек при рекомендуемом 1:1:4 [8,10]. Содержание их в процентном соотношении к калорийности составило 11,2, 37,5 и 51,3% у юношей и 9,7, 37,1 и 53,2% у девушек. Как известно, несбалансированное питание способствует снижению общей устойчивости к воздействию стрессовых факторов, развитию обменных нарушений и хронических заболеваний. На белки должно приходиться около 10 – 15% суточной энергетической ценности рациона, причем доля белков животного происхождения должна составлять не менее 60% их общего количества в рационе. Жиры должны составлять 20 – 30% общей энергетической ценности рациона студентов.Обращает на себя внимание неравномерность распределения основных питательных веществ в течение дня. Основную калорийность ужина обеспечивает большое поступление питательных веществ, жиров (45% в группе юношей и 49,5% в группе девушек вместо допустимых 25%), а недостаточность калорийности завтрака обусловлена одинаково меньшим поступлением с пищей белков (соответственно 12,5 и 11,1% вместо рекомендуемых 30% от общей суточной калорийности), жиров (12,0 и 14,5%) и углеводов (20,2 и 20,3%). На общем фоне наиболее благоприятным является питание студентов в обеденное время. Полученные данные позволяют судить о том, что студенты не обладают необходимыми знаниями в области питания, а их пищевой рацион нуждается в качественной и количественной корректировке.Период реформ в сфере образования за последние десятилетия способствует возрастанию учебных нагрузок и формированию негативных тенденций в показателях здоровья студенческой молодежи. По мнению ведущих ученых, недостаточно изучены как особенности состояния здоровья студентов, так и факторы, формирующие его на этапе профессиональной подготовки. Состояние питания – одно из важнейших факторов, определяющих здоровье, качество и продолжительность жизни.Выполнив практическую часть работы, мы пришли к следующим выводам:Анализ полученных данных калорийности пищевого рациона студентов ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №1» г. Москвы показал, что питание у большинства из них превышает суточные энерготраты.Для режима питания студентов характерно нерациональное распределение суточного рациона в течение дня: высокая калорийность ужина обеспечивается большим поступлением питательных веществ, в первую очередь жиров, и сочетается с недостаточной калорийностью завтрака.Анализ фактического питания студентов показал, что суточный рацион не сбалансирован не только по количественному, но и по качественному составу, отличается однообразием перечня продуктов питания. Структура питания студентов характеризуется снижением потребления наиболее биологически ценных продуктов питания. При гигиенической оценке питания студентов была определена «жировая модель» питания, характеризующаяся преобладанием в рационе жирового компонента и дефицитом белково-углеводистого компонентов пищи. Формула здорового питания, по мнению специалистов в области гигиены питания, представляет собой сумму трех равнозначных слагаемых: экономических возможностей человека, ассортимента пищевых продуктов;уровня образования в вопросах рационального питания. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1.«Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года»: [распоряжение Правительства Российской Федерации № 1873-р от 25 окт. 2010 г]. – М., 2010.2. Балыкова, О.П. Исследование культуры питания студентов ВУЗов – одного из факторов формирования здоровья /И.П. Балыкова, А.П. Цыбусов, Д.С. Блинов // Интеграция образования. – 2012. - №2. – с.56-59.3.«Здоровье человека и питание – 2013» Международный форум. – М., 2013.4.Кучма, В.Р. Основы рационального питания и гигиеническая оценка пищевого статуса студента: монография / В.Р.Кучма, Е.Г.Блинова, Г.А. Оглезнев. – Омск: ОмГМА, 2007. – 174с.5.Макарова, А.Н. Питание студентов – проблема настоящего времени / А.Н. Макарова, Л.З. Шильман // Молодые ученые – агропромышленному комплексу Поволжского региона. – Саратов, 2004. – с.168-1716. Минх, А.А. Методы гигиенических исследований. 4-е изд., исправл. и доп. – Стереотипное издание. – М.: Альянс, 2016. – 584с.: ил.7.Чижевский Г.Б., К вопросу о гигиенической оценке питания студентов. Научно-практическая конференция «Актуальные проблемы питания»: Материалы// Пермь. - 2012.8.Мелихова, Е.П. Гигиеническая оценка фактического питания студентов медицинского ВУЗа [Электронный ресурс] / Е.П. Мелихова//Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. - № 3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/gigienicheskaya-otsenka-fakticheskogo-pitaniya-studentov-meditsinskogo-vuza9.Рациональное питание студентов. Советы гигиениста [Электронный ресурс] // ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» - Режим доступа: http://www.gigiena-saratov.ru/aktyalnye_temy/DetiIPodros/145508/10.Пермякова, Ю.С. Влияние питания на здоровье человека [Электронный ресурс] / Ю.С. Пермякова // Международный студенческий научный вестник. – 2013. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2013/article/201300536. ПРИЛОЖЕНИЯПриложение АПриложение БРаспределение основных питательных веществ и калорийности пищевого рациона студентов медицинского колледжа в течение учебного дня (%) Рисунок Б.1. – Завтрак Рисунок Б.2. – Обед Рисунок Б.3. – УжинПриложение ВСодержание белков, жиров и углеводов в суточном рационе студентов (% от общей калорийности) Рисунок В.1.Приложение ГСуточный рацион питания студентки «М» с учетом потерь при холодной кулинарной обработке Таблица Г.1.ЗавтракКаша геркулесовая: Хлопья «Геркулес» - 45гМолоко, 3,2% пастеризованное – 100гСахар-песок – 6гМасло сладко-сливочное несоленое 82,2% жирности - 15гБутерброд с сыром:Сыр костромской 26% жирности – 19гМасло сладко-сливочное «Бутербродное» 62% жирности - 5гХлеб пшеничный – 40гКакао с молоком:Какао-порошок – 6гСахар-песок – 25гМолоко пастеризованное 3,2% - 130гВыход с жиром – 215гВыход – 65 гВыход – 200мл ОбедЩи из свежей капусты с помидорами:Капуста белокочанная – 56гРепа – 6гМорковь – 8гПетрушка (корень) – 2гЛук репчатый – 4гТоматы грунтовые – 18гКулинарный жир «Белорусский» - 4гСметана 15% - 4гВода – 150млКотлета куриная:Маргарин столовый молочный 82,2% жирности – 13гКурица 1 категории – 56гХлеб пшеничный – 13гМолоко пастеризованное 3,2% - 18гСухари панировочные армейские – 7гСпагетти:Макароны 1 категории – 30гВода – 70млКомпот абрикосовый:Абрикосы свежие – 60гСахар-песок – 30гКислота лимонная – 0,2гВыход – 200гВыход с жиром – 83гВыход – 100гВыход – 200гПолдникЯблоко свежее – 132гКефир 3,2% – 200млВыход – 132гВыход – 200млУжинРыба отварная:Треска (филе) – 122гЛук репчатый – 3гПетрушка – 2гКапуста отварная:Капуста белокочанная – 112,9гМаргарин столовый молочный 82,2% жирности – 4,5гКлюквенный морс:Клюква свежая – 25гСахар-песок – 24гВыход – 100гВыход – 100гВыход – 200млПриложение ДСравнение энерготрат студентки «М» с фактической и минимальной суточной калорийностью Таблица Д.1.«От», ккалСреднее значение, ккал«До», ккалЭнергозатраты в сутки199822202441Фактическая суточная калорийность248025832687Минимальная суточная калорийность222323162409Приложение ЕОбобщенные величины потерь пищевых веществ при тепловой кулинарной обработке продуктов, %Таблица Е.1.ПродуктыБелкиЖирыУглеводыРастительные569Животные825-

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X