Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Керер Анастасия Викторовна

«Взаимодействие воспитателя, учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями».

скачать документ

Вернуться назад

Керер Анастасия Викторовна, ГБОУ школа-интернат «Преодоление» г.о. Самара, воспитатель«Взаимодействие воспитателя, учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями». Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка. «От того, как прошло детство,кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердцеиз окружающего мира — от этогов решающей степени зависит, какимчеловеком станет сегодняшний малыш»В. А. СухомлинскийВидение проблемы глазами взрослогоОдним из важнейших направлений коррекционной работы со школьниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если школа и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией. При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей.Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.В ходе логопедической работы необходимо:помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях школы;необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.Видение проблемы глазами ребенкаВаня огорчен, потому что у него сильное желание говорить красиво, громко правильно, четко как его любимый папа. Папа для Вани авторитет. Но как бы он не старался все повторять за папой «непослушные звуки» остаются неизменными, и это очень серьезная трудность, с которой он обратился к маме. И был очень удивлен тому, что мама не знала, как ему помочь. И было принято решение обратиться за помощью к логопеду и совместными усилиями справится с «непослушными звуками» Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.Задачи:выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим стендом «Уголок логопеда»выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.Состав участников проекта: учитель-логопед, дети младшего школьного возраста,родители, воспитатели,музыкальный руководитель.Срок: 1 год.Вид: информационный, групповой, долгосрочный.Необходимые условия реализации проекта: интерес детей и родителей,методическое обеспечение проекта, интеграция педагогов.Возможные риски:трудности взаимодействия с родителями, злоупотребляющими ПАВ.Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.Ожидаемые результаты:Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в «Дневнике успеха» (80-90%).Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (95%).Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка (60-70%).Эффективность данных результатовДля детейДля родителейДля педагоговДля школыположительная динамика речевого развития;успешная социальная адаптация в школе и семье;индивидуальный подход к каждому ребенку.положительная оценка деятельности ;готовность и желание помогать школе;использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время.положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;удовлетворенность собственной деятельностью;качественно организованная система повышения квалификации;учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагоговблагоприятные условия для профессионального роста педагогов;повышенный статус школыРаспределение деятельности по этапам проекта:1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).Задачи:Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.Создание рабочих групп по интересам.Подбор упражнений для развития мелкой моторики.Подбор упражнений для выработки правильной воздушной струи.Легкие упражнения для языка и губ — выполнение в игре.Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. 2 этап — основной (практический).Задачи:разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития учеников.Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.Средства и методы проекта:проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки, проведение праздника красивой и выразительной речи.проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);создание информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (ежемесячно, теоретический материал);Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках).подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т.п.)Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).Задачи:Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов, педагогов района и области.Перспективный план реализации проектаNп/пСрокФормы иметоды работыСодержание работыРезультатОтветственный1. Подготовительный этапдо 15 сентября1. Анкетирование родителейИзучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развитияПодбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика» и др.Установление единых требований родителей и учителя-логопеда к ребенку, посещающего логопункт.Анкета для родителейУчитель-логопед2 этапОктябрьСеминар-практикум «Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата».Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастикиПротокол проведения мастер -класса, отзывы родителей.Учитель-логопедНоябрьСеминар-практикум«Пальчиками играем речь развиваемСообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастикиПротокол проведения семинара-практикума, отзывы родителейУчитель-логопедДекабрьКонсультация«Речевое дыхание основа правильной речи»Тематическая консультация с практической частью.Протокол проведения консультации, отзывы родителей.Учитель-логопедЯнварь«День открытых дверей»Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются.Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей.Учитель-логопед, воспитателиФевральМастер-класс«Научитесь слышать звуки»Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детейПротокол проведения мастер класса, отзывы родителей.Учитель-логопедМайПраздник красивой и правильной речиДемонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятияхПротокол проведения праздника, отзывы родителейУчитель-логопедМуз. рук-льЕжемесячно«Домашняя игротека»Знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей.Картотека игр и упражненийУчитель-логопедЕженедельноИндивидуальные консультацииОказание помощи родителям по интересующим их вопросамЖурнал регистрации консультаций для родителейУчитель-логопедЕжемесячноОформление информационно-методического стенда «Уголок логопеда»Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детейУчитель-логопед3. Заключительный этапМайМониторинг(анкетирование)работы логопеда с родителямиВыявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детейАнкета для родителей МайМониторинг детейВыявление уровня речевого развития детейЛогопедическая диагностика  АпрельУчастие в РМОПрезентация проекта  Вывод: В ходе работы по проекту мы пришли к выводу, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения. Список литературы:Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.Бабина Е.С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.Миронова С.А. «Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях». М. 2007.Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М. Воронеж, 1997.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X