Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Одинаева Нина Константиновна

Музыка Холокоста

скачать документ

Вернуться назад

Номинация: Методические разработки педагогических работниковМетодическая разработка урока по музыке: «Музыка Холокоста»Одинаева Нина КонстантиновнаУчитель музыкиМБОУ «Холмовская СШ»Холм-Жирковского района Смоленской области2021 г.Аннотация к методической разработке урока по музыке. Тема: «Музыка Холокоста»«Память о Холокосте необходима, что бы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями»И. БауэрМетодическая разработка представлена в форме плана урока «Музыка Холокоста». Урок входит в серию уроков посвященных Второй мировой войне: «1 урок. Сталинградская битва; 3 урок. Симфоническая музыка: «Ленинград. Номер семь»» Контингент учащихся – 7 класс. Несмотря на огромную работу, которая направлена на патриотическое воспитание школьников, проводимые мероприятий, посвященные Великой Отечественной Войне, вопрос знания истории школьниками и умение сопереживать, понимать глубину и боль трагических событий остается актуальными. Вызывая у детей сопереживание и эмпатию к историческим событиям, судьбам и чувствам других людей, можно надеяться, что они вырастут неравнодушными и думающими. Тема геноцида, раскрытая в уроке «Музыка Холокоста» очень тяжелая, поэтому для построения урока использованы минимальные средства и формы. В серии уроков «Музыка Холокоста» стоит на втором месте после Сталинградской битвы. Завершающий - Симфоническая музыка: «Ленинград. Номер семь» - позволяет стабилизировать эмоциональный план, поговорить о событиях, в которых музыка стала «светлой надеждой», верой в победу.Урок представлены в 2- вариантах – очный урок в классе и дистанционный. Все материалы дистанционного урока размещены на сайте учителя. Целью урока являлось знакомство учащихся с историческими событиями холокоста как одним из примеров бесчеловечности политики нацистов, судьбами людей, видами музыки которая была во время Холокоста и стала откликом на эти страшные события. Развитие чувств сострадания, сопереживания, понимания и значимость исторических событий. Для достижения данной цели на уроке решались следующие задачи: познакомить учащихся не только с исторической справкой но и реальными историями людей того времени. Развитие навыков слушанья и анализа музыки. Воспитание таких чувств как сострадания к чужому горю, понимание идей гуманизма , толерантность.Технологии, используемые на уроке: здоровьесберегающие; групповые; исследовательские; информационно-коммуникативные; проектные и пр.На уроке нашли применение активные и интерактивные методы: презентация, проблемная лекция, интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ.ХОД УРОКА:I. Мотивация учебной деятельности.СЛАЙД 1. У. Здравствуйте ребята. (Организационный момент.) У. Обратим внимание на экран. Видео – песня «Бухенвальдский набат». (3:53)У. Ребята, о чем поется в этой песне? Д. Ответы.СЛАЙД 2. У. Что такое Бухенвальдский набат? Бухенвальд – один из самых больших концлагерей на территории Германии. С 1937 по 1945 в нем были убиты более 50 000 людей разных национальностей, большинство которых были евреи. Набат – это особый колокольный звук – мерный удар колокола который означает сигнал тревоги, бедствия. Стихи написал Александр (Исаак) Соболев всего за 2 часа под впечатлением услышанного по радио сообщения о том что в Мемориале памяти жертв нацизма «Бухенвальд» построили башню с колоколом.У. Ребята кто может дать определение понятию концентрационные лагеря?Д. Ответы.У. Концентрационные лагеря, места заключения политических противников правящих классов. Отличаются особо тяжелым режимом, сложными условиями содержания пленных. Большое распространение получили после прихода фашистской власти в Германии (1933 год). В годы 2-й мировой войны система концлагерей была распространена в оккупированных фашистской Германией странах и превращена в инструмент массовых репрессий и геноцида. У. Были ли лагеря на территории нашего поселка?Д. Ответы.СЛАЙД 3. У. Да, верно, концентрационный лагерь для пленных находился за зданием старой поликлиники, на этом месте сейчас установлена мемориальная плита.У. Ребята как вы понимаете слово геноцид?Д. Ответы.II. Определение темы целей и задач урока.СЛАЙД 4. У. Шоа - в переводе с иврита – разрушительный вихрь, катастрофа. – так евреи называют систематическое уничтожение европейского еврейства нацистами во время Второй мировой войны. Какое понятие принято у нас?Д. Холокост.У. Сегодня на уроке мы будем говорить о холокосте. О музыке которая могла быть в то время и о музыке которая стала ответом в сердцах людей после войны на те бесчинства, ужасы и насилие которое творили фашисты за стенами лагерей и не только лагерей. А так же о людях. О людях которых убивали и о людях которые спасали. Давайте попробуем, обобщив то, о чем мы сейчас говорили, сформулировать цели нашего урока?Д. Ответы.У. Узнать, что такое холокост. Определить какой могла быть музыка за стенами концлагерей и после холокоста, ее значение. СЛАЙД 5. III. Актуализация знаний.У. Одна из самых страшных страниц истории ХХ века – Холокост. В результате нацистского преступления погибло более 6 миллионов евреев. Больше всего пострадал регион Центральной и Восточной Европы – территории, где больше 6 веков проживали евреи. Что же привело к этому? В 1933 году к власти в Германии пришли нацисты. В основе их политической концепции были два принципа: реваншизм и превосходство арийской расы. После Первой мировой войны Германия не просто проиграла, а считалась главным виновником конфликта: у них отобрали территорию, заставили выплачивать огромные контрибуции, лишили права иметь свою армию. Это очень сильно ударило по самолюбию немцев. Гитлер обещал немцам реванш и возврат былой славы.Политическая доктрина Гитлера строилась на расовой теории. Верховенство в мире, по его мнению, должно было принадлежать немецкому народу, представителям арийской расы. Все остальные расы должны быть либо уничтожены, либо заниматься обслуживанием высшей расы.Именно эти две идеи помогли Гитлеру прийти к власти, а немцам дали веру в то, что новый фюрер принесет им славу, величие. И в мире начнется новая, германская эра.   СЛАЙД 6. Почему евреи? Негативное отношение к евреям берет свое начало со средневековья. Тогда католическая церковь негативно относилась по нескольким причинам: согласно положениям Библии именно на земле евреев убили Христа; евреи не платили налог католической церкви; жили изолировано, не желая принимать культуру католического мира. Плюс евреи часто работали в трактирах и были ростовщиками, а значит – им часто нужно было возвращать долги. А люди не любят тех, кому они должны. Особенно если они другой национальности. В результате по всей Европе сформировался такой «бытовой» антисемитизм: многие не любили евреев, но особо об этом не говорили. Но как только начиналось кризисное время – евреев незаконно суди, против них вспыхивали погромы. Гитлер не придумал антисемитизм, он его использовал. Мечта Гитлера – создать для немецкого народа новую империю – Третий Рейх. А для этого нужно сплотить всех немцев, желательно против кого-то. Вот тут-то на помощь Гитлеру пришли евреи, нужно было только Геббельсу удачно построить пропагандистскую компанию. С чем он успешно справился.СЛАЙД 7. 1933-1939. Это был начальный период, когда о Холокосте еще никто и не догадывался, но черты антисемитизма были четко видны. Принимаются расовые законы. С 9 на 10 ноября 1938 года – «хрустальная ночь» - массовые еврейские погромы. 1939-1941. Когда Гитлер создал Польское генерал-губернаторство, во всех городах создавались гетто. Звучит план «Мадагаскар» - депортация всех евреев на остров у восточного побережья Африки. Во всех документах начинает упоминаться «окончательное решение еврейского вопроса», то есть депортация или ликвидация. По ряду причин от проекта депортации отказались. Главная причина – нападение на СССР. 1941-осень 1943. Начало массового уничтожения евреев в гетто.1943-1945. Уничтожение евреев в лагерях смерти. СЛАЙД 8. Еврейские гетто. Во многих городах Восточной Европы немцы создавали специальные закрытые резервации для евреев. Там они работали, жили. Всех кто переставал работать – отправляли на смерть. Летом-осенью 1943 года из-за отступления немецкой армии Гитлер принял решение уничтожить все гетто. Как писал один очевидец тех событий: «многие думали, что гетто – это конечный пункт, но это оказалась всего лишь промежуточная станция».«Лагеря смерти». Это Освенцим, Треблинка, Белжец, Плашов и другие. Именно тут были организованы газовые камеры и проводились эксперименты на людях. Именно эти места стали символом Холокоста. Сегодня Освенцим – один из самых посещаемых музеев, посвященных Второй мировой войне. День освобождения Освенцима Красной Армией, 27 января, считается Днем памяти жертв Холокоста.СЛАЙД 9. «Яры смерти». На восток от Польши нацистское командование не создавало лагерей для евреев, тут использовали расстрелы. Чаще всего за городом, в оврагах, балках и ярах. Самым известным местом таких кровавых событий считается Бабий Яр, сейчас это территория Киева. За 4 дня, с 26 по 29 сентября 1941 года, немцы расстреляли 33771 человека.    Из всех казненных, чудом удалось спастись только 29.Хотя Теодор Андоро и утверждал в 1951 году, что «писать стихи после Освенцима – это варварство», но заглушить тот отклик который возникает в сердцах людей просто невозможно. После войны Бабий яр зарос кустарников и стал местом для выпаса скота. И только после того, как Евгений Евтушенко написал знаменитое стихотворение Бабий яр, о Бабьем яре начали говорить. Плодом совместной работы Е. Евтушенко И Дмитрия Шостаковича стало музыкальное произведение Бабий яр. Несмотря на строение произведения в котором кто то усматривает ораторию, композитор обозначил как симфония. 13 симфония.У. Давайте послушаем небольшой отрывок.У. Какая музыка могла быть «за колючей проволокой» таких лагерей и могла ли она там быть?Д. Ответы.СЛАЙД 10. У. Да, как не страшно это звучит - в лагерях звучала музыка, ее исполняли как любители, так и профессионалы. По принуждению и по собственному желанию под риском смерти. Это могли быть сольные исполнители, ансамбли и даже оркестры. Они играли и создавали разнохарактерную музыку от легкой до классической, от традиционных народных песен до кабаре, от джазовых мелодий до музыки оперетты.Заставляя заключенных играть или петь фашисты тем самым ломали их волю и унижали. Несмотря на это, стоит сказать, что порой музыка все же становилась духовным утешением, а в исключительных случаях музыканты имели более мягкие условия существования и некую возможность избежать смерти. Но пережив Холокост многие музыканты страдали от личного чувства вины, которая сочеталась с глубоким раскаянием в том, что они были вынуждены использовать свой талант, чтобы спасти свою жизнь. Кое-кто уже никогда не смог снова взять в руки музыкальный инструмент.Часто заключенных заставляли петь, для запугивания и унижения ослабленных заключенных: после тяжелой физической работы петь означало осуществить чрезвычайное физическое усилие. Исполнение песен по команде осуществляли в нескольких случаях: во время марша, выполнения упражнений, переклички и при возвращении с работы. Часто пение было обязательным даже во время работы. Ни были редкими случаи использования пения для создания ужасного фона для выполнения экзекуций, как садистское средство унижения и издевательств.Сообщение учеников. Ученик 1. «Лагерные оркестры»Особой формой музыкальной деятельности за колючей проволокой были лагерные оркестры.Музыку нацисты целенаправленно использовали как составляющую политики террора.Фашисты принуждали исполнять музыку как ритмическое сопровождение заключенных при работе или пути бригад на работу, игра на церемониях и праздновании нацистских праздников, как развлечение для лагерной администрации. Музыка была способом введение в заблуждение новоприбывших заключенных. Такая практика, в частности, была в Аушвице, где транспорт с евреями встречали с музыкой, чтобы сокрыть судьбу, которая была для них приготовлена в газовых камерах. Но более ужасным было принуждение к исполнению музыкальных произведений в качестве фоновой музыки во время проведения нацистами актов физического наказания и казни узников, как демонстрация неограниченной власти СС.СЛАЙД 11. Летом 1942 в Яновском лагере во Львове по инициативе заместителя коменданта лагеря унтерштурмфюрера Рихарда Рокита был создан оркестр из заключенных музыкантов и композиторов Львова во главе со скрипачом Леопольдом Штриксом и дирижером львовской филармонии и оперы Якубом Мундом, который в разный период насчитывал от 30 до 60 человек. До войны Рихард Рокита был скрипачом джазового оркестра в Катовице. Во время своей службы во львовском лагере он не утратил страсти к музыке, став «крестным отцом» и покровителем музыкального оркестра. В нем сочетались черты серийного убийцы с поклонником высокого искусства. Рокита внимательно прислушивался к исполнению мелодий и следил за каждым звуком. Как-то услышав, что один из музыкантов сфальшивил, он тотчас его расстрелял.Рихард Рокита приказал музыкантам написать особую мелодию уничтожения, получившую название «танго смерти». Нацисты заставляли оркестр исполнять эту мелодию во время массовых казней евреев в урочище Пески и других местах. Для многих узников эта мелодия стала последним звуком, который они услышали перед смертью.Работник технического бюро лагеря Штрайсберг сфотографировал оркестр во время исполнения какой-то мелодии. Эту фотографию обнаружили гестаповцы, и за это его повесили. Фотографию сохранила и передала в 1944 году советской следственной комиссии Анна Пойцер, которая работала на кухне для лагерной охраны. Фотография «танго смерти» была впоследствии представлена советской стороной на Нюрнбергском процессе.Незадолго до ликвидации лагеря в ноябре 1943 года немцы убили и членов оркестра. Во время исполнения «танго смерти» музыкантов по одному отводили в сторону и на глазах у других под музыкальное сопровождение расстреливали. Таким образом был уничтожен весь оркестр Яновского лагеря. Последним расстреляли Леопольда Штрикса.У. А сейчас давайте послушаем сообщение о Наталье Карп.Сообщение учеников. Ученик 2. «Ноктюрн Шопена до-диез минор» (Музыкальное сопровождение во время сообщения - ноктюрн)СЛАЙД 12. Ученик2. Знаменитая еврейская пианистка Наталья Карп родилась в 1911 году в Польше, с детства очень ярко проявился ее талант , все сопутствовало ее блестящей карьере. Но в 1939 г. в Польшу вошли немцы. Наталью и ее сестру Хелен выслали в город Тарнув, который был превращен гитлеровцами в еврейское гетто окруженного высоким забором и патрулируемый охраной. Продовольствия не хватала, людей депортировали в трудовые лагеря, расстреливали стариков и детей. Сестры решились на побег, но были схвачены и отправлены в концлагерь Плашув. Сестер приговорили к смерти. Но утром, к их удивлению, Наталью вызвали на день рождения коменданта лагеря. Среди узников он «славился» особой жестокостью. По воспоминанием пианистки, парикмахер уложил волосы, было смертельно страшно, Наталья не играла на фортепиано почти 4 года, пальцы к тому времени онемели и почти не гнулись, но нужно была сесть за инструмент. Наталья решила сыграть свой любимы ноктюрн Шопена до-диез минор, наполненный глубокой печалью. Комендант пообещал сохранить жизнь пианистке и ее сестре. Отсрочку от смерти сестры получили на 9 месяцев, потом их отправили в Освенцум, из которого мало кто выходил живым. Тут не было имен, заключенным давали номера. Наталью теперь звали «А27407». В Освенцуме они пробыли до начала 1945 го, после чего сестер перевели в другой лагерь, где они встретили окончание войны.У. Это история чудесного спасения благодаря музыки стала эпизодом в фильме Список Шиндлера. В 1967 году спасителю краковских евреев Оскару Шиндлеру вручали премию имени Мартина Бубера. Наталью пригласили на церемонию. Она играл тот самый ноктюрн, который спас ей жизнь. Она поднималась на сцену всегда в платье с короткими рукавами, открывавшими на руке номер «А27407» - что бы все помнили. А на крышке рояля неизменно, каждое выступление лежал маленький шелковый розовый платок, который пианистка купила Варшаве сразу после войны – как напоминание о годах ее прибывание в лагерях.СЛАЙД 13. У. Мы упомянули Оскара Шиндлера. В 1953 году парламент Израиля создал организацию «Яд Вашем». Ее задачей было не только почтить память всех жертв Холокоста, но и наградить тех, кто, рискуя своей жизнью, спасал евреев в годы Холокоста. Одним из первых и самым дискуссионным стал Оскар Шиндлер, позже Спилберг экранизировал его историю. Сегодня в мире более 26 тысяч получили награду «Праведник Мира», большая часть – посмертно.СЛАЙД 14. Люди рисковали всем что у них есть и самым главным – своей жизнью и жизнью своих близких ради спасения еврейских людей. IV. Рефлексия. (Синквейн) (В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.)У. Ребята, сейчас напишем несколько строк о уроке:первая строка – название темы (одно существительное);вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;четвёртая строка – это фраза из трёх-четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.(Если возникают вопросы привести пример синквейна, составленный по теме «Россия при Петре 1».Пётр IДальновидный и прогрессивныйРеформировал, расширял, укреплялВыдающийся государственный деятельИмператор.)IV. Домашнее задание.У: Домашнее задание на выбор. 1 Ответить на вопросы по пройденному материалу. (ссылка рассылается через мессенджеры ученикам и (или) находится на сайте учителя)2 Подготовить сообщение на тему «История Холм-Жирковского района. Воспоминания очевидцев о концентрационном лагере»3 Подготовить сообщение «Судьба одного праведника мира».У. Выставление оценок. Благодарю всех за работу на уроке.Источники.«Танго смерти»: музыка за колючей проволокой ІІІ Рейха Публичная лекция кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника музея «Территория террора» о том, как нацисты сделали музыку частью своей политики. https://grimnir74.livejournal.com/11993909.html Холокост - кратко вся история https://www.istmira.com/stati/18437-holokost-kratko-vsja-istorija.html Холокост: трагедия еврейского народа https://www.youtube.com/watch?v=Rcx8bVlC6mA

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X