Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Глушакова Елена Анатольевна

Использование инновационных логопедических технологий в коррекции речи детей с ОВЗ.

скачать документ

Вернуться назад

Использование инновационных логопедических технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста с ОВЗ.Аннотация: Первостепенной и главной задачей дошкольного воспитания является подготовка ребенка к школе.Статья:Первостепенной задачей дошкольного воспитания является подготовка ребенка к школе. Однако в дошкольных учреждениях общеразвивающего вида увеличивается количество детей с речевой патологией, а педагогическая безграмотность родителей не позволяет вовремя, до 3-х лет, обнаружить первые признаки речевого недоразвития детей.Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Речь – средство познания окружающей действительности, однако у детей с речевыми проблемами, как правило, наблюдаются психические недоразвитие (страдают память, внимание, восприятие и т.д.), психопатологические и неврологические нарушения, у них часто наблюдается речевой негативизм. Развитие речи детей дошкольного возраста – цель логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. Деятельность учителя-логопеда в современных условиях не только коррекционно-развивающая, но и диагностическая, организационная, методическая, консультативная, просветительская. В таких случаях необходима комплексная логопедическая работа.Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности организма человека, использование как традиционных, так и нетрадиционных, как классических, так и инновационных технологий является актуальной проблемой специальной психологии и педагогики. К тому же проводить занятия с применением инноваций могут и сами педагоги-воспитатели, и родители.Актуальность коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, средствами инновационных технологий несомненна, они способствуют оздоровлению организма ребенка в целом. При этом идет постоянная работа над постановкой и развитием речи, включаются различные современные инновационные технологии, игры и упражнения, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей дошкольного возраста (внимания, памяти, мышления), которые отвечают новым требованиям.К таким инновационным и нетрадиционным технологиям относят: арттерапию, кинезиотерапию, музыкотерапию, акватерапию.Среди перечисленных наиболее популярными являются арттерапии, которые отличаются творческим характером занятий. Различные виды искусства все больше исследуются в качестве адаптогенных, профилактических, лечебных и коррекционных средств.Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии. О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с нарушениями указывали Л. С. Выготский, Е. Ю. Рау, Ю. Б. Некрасова, Л. В. Кузнецова, Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, отмечая особую роль арт-технологий в развитии психических функций.Выделяют следующие направления арт-технологий: визуальные арт-технологии (рисунок, лепка, коллажирование, песочная арт-технология, ландшафтная арт-технология); музыкальная арт-технология; драматехнология; нарративная арт-технология (сказочная арт-технология). Коррекционные возможности использования арт-технологий обусловлены предоставлением ребенку с нарушениями развития возможностей для самовыражения и саморазвития, утверждения и самопознания.Известны различные виды арттерапии:Имаготерапия (куклодрама, образно-ролевая драмтерапия, психодрама);Изотерапия (нетрадиционные техники рисования, работа с глиной);Библиотерапия (разновидность сказкотерапии);Песочная терапия.Не менее распространенной является музыкотерапия(прослушивание музыки, игра на музыкальных инструментах, пение и т.п.). Музыкальные занятия способствуют снятию психического напряжения, эмоциональной зажатости, раскрытию творческих способностей, развитию ритма.К инновационным технологиям в последнее время относят и так называемые информационные технологии, включающие использование БОС-терапии, тренажера «Дельфа-142», интерактивных досок, детских интерактивных планшетов. Применение таких технологий значительно сокращает время на формирование языковых умений и навыков у детей.Особенность методики оздоровительной дыхательной гимнастики с использованием метода БОС в оказании общеукрепляющего и оздоравливающего воздействия на организм ребенка, в том числе психического и психологического здоровья, профилактики нарушений функционирования голоса и речи. Здоровьесберегающие технологии являются необходимым компонентом комплексной реабилитации детей с речевой патологией. Основные здоровьесберегающие инновационные технологии в логопедической деятельности в дошкольном образовательном учреждении - это пальминг, упражнения для развития речевого дыхания, общей моторики, Су Джок терапия, аурикулотерапия, кинезиотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, мнемотехника, смехотерапия, дидактический синквейн, биоэнергопластика.В последнее время в коррекционной работе особое место занимает работа с интерактивной доской. «Интерактивная доска – полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т.д., они способствуют решению коррекционно-развивающих задач, соответствующих индивидуальным возможностям ребенка. Дети лучше и быстрее запоминают графический символ буквы, с огромным интересом выполняют задания звукобуквенного анализа и синтеза, учатся ориентироваться как в книге, так и в электронном пособии».Логопедический тренажер «Дельфа-142» способствует формированию короткого и длинного выдоха, развитию диафрагмального дыхания, развитию навыков звукобуквенного анализа и синтеза, формированию навыков чтения, пониманию значений предлогов и использованию их в речи, развитию навыков составления предложений и рассказов.Помимо рассмотренных компьютерных технологий одним из перспективных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР), мультимедийные интерактивные проекты (аудиальные, аудиовизуальные, компьютерные игры и программы. Применяются они методами демонстрации наглядного материала, показа фотографий, рисунков, репродукций картин, слайд-презентаций, видеофильмов в виде игр и игровых упражнений на электронных носителях, использования ПО SmartBoard, Smarttable, Microsoft Office (PowerPoint), ЭОР. При помощи компьютерных игр и программ можно развивать речевое дыхание, работать над постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков, работать над произношением, разучивать скороговорки, стишки, песенки, развивать фонематический слух и обучаться грамоте. Применение мультимедийных технологий позволяет сделать занятия более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в материал. «Использование в коррекционной работе, образовательном процессе, ЭОР, в том числе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей, в том числе с различной речевой патологией, познавательную активность, повышает эффективность логопедической, психологической, образовательной работы в целом. Целью инновационных технологий является качественное изменение личности воспитанников. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных методов и средств. [5, с.165]Основные виды инновационных технологий, применяемых в детских дошкольных учреждениях:1. Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья.2. Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Проектная деятельность - одна из наиболее востребованных форм взаимодействия взрослого и ребёнка. В группе с воспитанниками и родителями используются творческие, исследовательские, экспериментальные проекты. В результате применения этого вида технологий воспитанники могут проявлять самостоятельность, фантазию, креативность, развивать образное мышление, восприятие и речь.3. Развивающие технологии: в традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.4. Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников.5. Информационные технологии: использование ИКТ на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.6. Познавательно-исследовательская деятельность: основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.7. Личностно-ориентированные технологии: цель данной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Создание технологии невозможно без творчества. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества.Источники:Трифонова И.А. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ, как средство успешной реализации ФГОС ДО. Конференция АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций Номер: 4 Год: 2016 Страницы: 705-711.Бражникова А. В. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. Дорофеева Т.В., Хлистун И.В., Войнова Н.Н., Кондрашева Н.А., Самокрутова И.И. Использование инновационных технологий в детском саду Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы XIII международной научно-практической конференции (13 ноября 2015 года).

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X