Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Медведева Оксана Альбертовна

Семинар-практикум для родителей "Влияние фольклора на речевое развитие дошкольников"

скачать документ

Вернуться назад

Пермский край г. Березники Медведевой О.А., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 24»СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ» «Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового; но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления». В.Г.БелинскийПервые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной, и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребёнок, в народных песнях, музыке, играх и игрушках, которыми ребёнок забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.На каждой ступени воспитания есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек. Они передаются ребёнку, усваиваются им и становятся близкими, почти незаменимыми. Через родную песню, сказку, игру и т.д., овладевая родным языком, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.Детский фольклор – это специфическая область народного искусства. Его содержание, жанровый состав, выбор художественных средств и образов определяются детским мировосприятием. Функционирование детского фольклора тесно связано с игрой. Такие жанры, как считалки-жеребьёвки, вносят в детские игры порядок и очерёдность, эмоционально окрашивают их. Игра – действие помогает ребёнку познавать мир. Игра словом, звуком, удачно найденным образом развивает речевую культуру ребёнка. Большую роль фольклор играет в коммуникативной деятельности детей. Детский фольклор имеет свою среду обитания (взрослый – ребёнок, разновозрастные детские группы, группы детей – сверстников). С помощью детского фольклора от поколения к поколению передаются представления о жизни, о нравственности, практический опыт, решаются задачи развития и воспитания детей. Он оказывает психофизиологическое воздействие на ребёнка: вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, развивает речь, учит преодолевать страх. Слушая произведения, дети усваивают нормы литературного языка, пополняют словарный запас. Произведения малого фольклора раскрывают перед малышами мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.К.Д.Ушинский подчёркивал, что литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна ввести его « в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребёнка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии.Фольклор духовно обогащает среду, в которой растёт ребёнок, закладывает предпосылки высоких человеческих качеств, таких как: доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям, вызывают чувства сострадания и радости. Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение. Доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма. Что же относится к детскому фольклору? Сказки. Поэзия пестования, в которую входят: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки. Бытовой фольклор: песни, заклички, приговорки, дразнилки, страшилки, словесные игры. Потешный фольклор: поддевки, скороговорки, небылицы – перевёртыши, загадки. Игровой фольклор: игры, считалки. Пословицы и поговорки. Самым эстетически совершенным и психологически значимым жанром среди тех, которые взрослые создали для ребёнка, является колыбельная песня. «Неосознанным чудом материнской любви» назвал её писатель Ф.Искандер.На первый взгляд назначение колыбельной песни – убаюкать ребёнка, создать комфортную атмосферу для спокойного долгого сна. На самом деле функция колыбельной песни значительно шире: с неё начинается человек. Ещё Я.А.Коменский говорил о том, что «охрана человеческого рода должна найти место прежде всего в колыбели». Колыбельные песни дают ребёнку первые представления о мире. Даже простое определение «серенький волчок» не только точно соответствует реалиям жизни, но и навсегда закрепляет в памяти малыша цветовую характеристику зверя.Колыбельные песни преподносят ребёнку первые педагогические наставления:Спи-ко, Ваня, засыпай,Поскорее вырастай…Поскорее вырастай,Ко работе привыкай.Колыбельные песни способствуют раннему речевому развитию ребёнка. Давно уже доказано: чем раньше начинаешь говорить с ребёнком, чем чаще это делаешь, тем быстрее и правильнее начинает говорить он сам.А.Н.Мартынова считает, что в колыбельных песнях выражена родительская философия, основой которой была любовь к детям, отношение к ним как «к благу, счастью, смыслу жизни». Философия любви к ребёнку определяет и художественный мир колыбельных песен. Ребёнок изображается в них как идеальное существо: «Наша доченька в дому, что оладышек в меду…» Он находится в окружении художественно совершенного мира вещей и предметов:Вся колыбель позолоченная,Положки золотой камки.В головах куни,В ногах соболи,Одеялышко черна бобра.Вокруг ребёнка «живут» и «действуют» котик, лисичка, волчок, гули-гуленьки. Они всегда готовы качать ребёнка, охранять его спокойный сон, желать ему счастливого будущего.Лексика колыбельных песен – это слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «деточка», «гулюшка», «люлюшка», «дитятко крохотанненькое», «золотиночка моя», «жемчужиночка моя». Беспредельна словообразовательная фантазия матери: «голубанушка», «соколанушка». И только изредка сквозь ласку и нежность прорывается голос усталой, вконец измученной, но не потерявшей способности к словотворчеству матери: «Спи моё зевало, спи моё горлало». К поэзии пестования кроме колыбельных песен относятся пестушки и потешки. Это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения ребёнка в младенческом возрасте. Они имеют огромное значение для ребёнка первого-второго года жизни, так как способствуют его умственному и физическому развитию. Для полноценного развития ребёнка нужно постоянное общение с ним, обращение к нему с речью; необходимо побуждать его к действию, движению. Пестушки и потешки координируют движения ребёнка, сопровождают массаж мышц, провоцируют на игру. В центре пестушек и потешек образ самого подрастающего ребёнка. Пестушки получили своё название от слова пестовать – «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Как и в колыбельных песнях, важное значение в пестушках имеет ритм. Весёлая, затейливая песенка с отчётливым скандированием стихотворных строк вызывает у ребёнка радостное настроение.Пестушки незаметно переходят в потешки – песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя:Зачем дров не колол,Воды не носил?Этот мотив охотно развивают:А ты, бедный маленец (маленький),Ты, коротенец (короткий),По воду ходи, баньку топи,Робят мой, телят корми… Пестушки и потешки помогают малышу легче переносить не всегда приятные для него соприкосновения с окружающей средой (купание, одевание и т.д.). Психологи считают, что и общее и культурное развитие ребёнка происходит при включении его в различные ситуации. Пестушки и потешки – это те жанры детского фольклора, которые вовлекают ребёнка в ситуацию, в событие, способствуют межличностному общению, активизируют детский интерес к окружающему миру. Детям в первые годы их жизни матери и няньки пели и песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Все эти разнообразные песни можно определить одним термином – «прибаутки». Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутки о петушке-золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке-рябе, что «просо сеяла, горох веяла»; о долгоносом журавле, что на мельницу ездил и видел диковинку:Коза муку мелет, козёл засыпает; о зайчике – коротенькие ножки, сафьяновые сапожки; о старинной татьбе – воровстве разбойников и т.д.Как правило, в прибаутке дана картина какого-либо яркого события или изображается стремительное действие. Это в полной мере отвечает активной натуре ребёнка. Прибауткам свойствен сюжет, но малыш не способен на долгое внимание – и они ограничиваются передачей лишь одного эпизода. Движение – основа образной системы прибауток, даётся резкая смена одной картины другой из строки в строку. Когда сюжет растягивается, прибаутка особым приёмом удерживает внимание ребёнка: она прибегает к «цепной « организации сюжета. У козы спрашивают:- Где твои рожки?- Под гору укатились.- Где гора?- Черви выточили.- Где черви?- В воду ушли.- Где вода?- Быки выпили.- Где быки?- В Киев ушли.Многообразны и ярки ритмы прибауток. В одном случае они точно следуют за беспокойным колокольным звоном:Тили-бом, тили-бом,Загорелся кошкин дом…В другом – ритмика передаёт тележный грохот:Трах, трах, тара-рах!Едет баба на волах.В третьем случае ритмика воспроизводит ладную, умелую работу:А чу-чу, чу-чу, чу-чу!Я горох молочу!Такой стих западает в память надолго, развивает у детей чувство ритма, радует их. Используйте в общении с ребенком детский фольклор, он не только будет способствовать развитию речи, также будет знакомить малыша с окружающим миром.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X