Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Листопад Снежана Александровна

«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности»

скачать документ

Вернуться назад

«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Листопад Снежана Александровна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №33 «Светлячок», г. ВоркутыВоспитатель Как замечательно, что каждый день у меня есть возможность быть в удивительном мире – мире дошкольного детства. «Раскрыть ребенка, как цветок, развить способности, талант, умения. И сохранить при этом все свое терпение. Для творчества открыть ему пути, и с ним по жизни радостно идти». Современному ребенку за порогом детского сада предстоит жить в очень быстро меняющемся и конкурентном мире, где успешен человек лишь думающий, а главное - самостоятельный, инициативный, активный, способный нестандартно мыслить, умеющий создавать креативные продукты своей деятельности. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Результаты исследований известных психологов и педагогов Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, Н. В. Ветлугиной и других показывают, что творческие способности детей раскрываются уже в дошкольном детстве и при этом имеют специфические особенности: -доминирование процесса над результатом, поскольку ребенка - дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели ее продукт (рисунок, пластический образ, конструкция, инсталляция); -субъективная новизна детских изобретений, творческих находок и открытий в отличие от новизны и социальной ценности результатов творчества взрослых людей; -легкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время их неустойчивость, быстрая смена и трансформация. Продуктивная деятельность дошкольников как нельзя лучше способствует развитию творческих способностей детей, самостоятельности, активности, усвоению специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию. Поэтому важным направлением в моей педагогической деятельности является создание условий для развития у детей креативности и творческих проявлений, позволяющих реализовывать задачи, направленные: на обогащение представлений детей о средствах выразительности и способах передачи оригинального образа в процессе экспериментирования с различными материалами; на развитие творческое воображение детей и художественного мышления; на формирование у детей позиции художника-творца; на развитие у воспитанников чувства прекрасного к окружающему миру; на вовлечение родителей воспитанников в совместную творческую деятельность. Любая деятельность имеет свой алгоритм, и моя работа по развитию творческих способностей дошкольников строилась в определенной последовательности с учетом исследований и методических разработок по данной проблеме. Проанализировала материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провела анкетирование родителей и диагностику детей. Основные методы, применяемые для диагностики – это наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов творчества, беседа. Проведенный мониторинг позволил выявить типичные затруднения детей в процессе самостоятельного использования изобразительных и пластических материалов. Многие дети недостаточно творчески используют разнообразный материал для передачи выразительного образа. Кроме того, анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание продуктивной деятельности как средству для развития творческого потенциала детей. Исходя из полученных данных, деятельность была ориентирована на обогащение развивающей среды; на развитие творческого воображения дошкольников; обучение их нетрадиционным способам создания собственного продукта деятельности, а также вовлечение родителей в творческий процесс с детьми. Обогащение развивающей среды для продуктивной деятельности детей в «центре искусства и творчества» способствовало развитию активности и самостоятельности воспитанников в использовании следующих материалов: разнообразные традиционные и нетрадиционные инструменты и материалы; наглядные пособия, фотоальбомы творческих работ; дидактические игры «Кому что подойдет», «Волшебный уголок», «Веселые ладошки», «Цветное настроение», «Необычное в обычном»; игры-задания на развитие творческого мышления и творческий поиск «Распознай фигуры в поделке», «Одинаковые и разные», «Угадай на что похоже», «Найди симметричные формы», «Как сделать бегущего человечка», «Можно ли слепить бусы из муки?», «Можно ли рисовать без красок?»; технологические карты по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду; разнообразные альбомы «Нетрадиционные техники рисования»; «Волшебница бумага», «Рукотворные шедевры», «Мастерилка», «ПапьеМаша и Папье-Миша», «Объемная аппликация», «Чудо-чудное, диводивное»; -познавательные презентации «Вкусная палитра», «Говорящие цвета», «Фигурные парочки». Учитывая современные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками, мною была выбрана одна из форм культурных практик «Творческая мастерская», в которой успешно реализуются субъект-субъектное взаимодействие педагога и ребенка. При такой форме организации продуктивной деятельности дети «играют первую скрипку»: сами придумывают идею и содержание деятельности, способы достижения цели. Деятельность в «Мастерской Самоделкина» сопровождалась рукоделием, изготовлением кукол и поделок. Детей увлекает творчество в «Превращении камешков», «Изготовлении Забавной шкатулки», в конструировании снежинок, бабочек. Партнерские взаимоотношения с детьми в творческой мастерской строились с учетом имеющегося опыта продуктивной деятельности, интересов детей с опорой на их мотивацию, самостоятельность в отображении своих художественных впечатлений. Посещение виртуальных выставок произведений искусства, рассматривание альбомов декоративно -прикладного творчества, организация мастер – классов по изготовлению поделок и создание игровых образовательных ситуаций способствовало накоплению положительных эмоций, погружению детей в мир красоты окружающего пространства. В совместной деятельности с детьми для активизации творческого воображения и мышления использую следующие методы и приемы: - Творческие задания с элементами ТРИЗ-технологии. Мои дошколята с увлечением фантазировали, создавая работы: «Пейзаж – пойди туда, не знаю куда», «Модель пришельца», «Прятки-отпечатки». Дети конструировали поделки по придуманным необычным словам «Снегоеды», «Зайцемух». В творчестве использовались темы и на ассоциации «Грустная бумага», «Радость в лукошке», «Теплый теремок». Дети с восторгом экспериментируют с изобразительными материалами и техниками. Смешивая цвета красок, пластилина создавали «Радужный дождь», «Сочные фрукты», «Северное сияние». Пальцевая техника использовалась в коллективных работах «Дерево дружбы», «Добрая елочка», «Цветочная поляна». Такие техники, как кляксография, ниткография, монотипия позволяют развивать воображение, мышление детей. Так были созданы шедевры «Отражение в озере», «Картина зазеркалья», «Ромашковое панно», «Зимнее чудо». Большой потенциал для развития художественно – творческих способностей заложен в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Моим ребятам очень нравится организовывать выставки своих работ, где они бывают главными экскурсоводами, мы вылепили «Пластилиновый театр» и показывали сказки малышам, проектировали и делали макеты «Тундра зимой», «На крайнем севере», «Деревенский дворик». Деятельность творческой мастерской сопровождалась реализацией проектов: «В гостях у дяди Федора»: дети создавали натюрморты из фруктов и овощей, лепили Пугало, делали аппликацию сельскохозяйственной техники. «Ёлочка - колкая иголочка» стала творческой площадкой и вернисажем объемных красавиц из разных материалов. При анализе детских работ всегда создаю ситуацию успеха для каждого ребенка, стимулируя и поддерживая проявление его самостоятельности и активности, инициативы и творчества. Одно из важнейших условий развития детского творчества –это сотрудничество с родителями воспитанников. Повышая компетентность родителей, использовались разные формы взаимодействия: консультации «Игрушки из бросового материала своими руками», «Нетрадиционные способы в изготовлении поделок», «Развитие художественного творчества у дошкольников». Для действенного вовлечения родителей в совместную деятельность по развитию творчества детей в продуктивной деятельности была создана «Копилка творческих идей», которая пополнялась оригинальными находками в изготовлении поделок. Родители активно включаются в творческую совместную деятельность с детьми, охотно участвуют в конкурсах и выставках: «Красота в жизни и природе», «Портрет Осени», «Волшебство своими руками», «Наши руки не для скуки», «Мастер», «Зимушка хрустальная». Анализируя результаты проделанной работы меня и родителей радуют достижения детей: их увлеченность, проявление оригинальности в продуктах детского творчества; самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе изобразительных средств и материалов, интерес к творческому экспериментированию. у многих детей в творческих работах прослеживается индивидуальный почерк; отмечаются позитивные результаты в развитии навыков ручной умелости и координации движений. Таким образом, созданные условия, целенаправленное «погружение» детей в атмосферу творчества, позволяют сформировать у них способность смотреть и видеть, чувствовать, познавать и творить. А это успешно решает задачи по развитию творческих способностей дошкольников в продуктивной деятельности, стимулируя их активность, мышление и воображение. Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим. Предоставляя ему возможность самому быть творцом, выражать переливы эмоций и чувств мы вместе с ним делаем мир добрее, ярче и краше! https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/12/razvitie-produktivnoy-deyatelnosti-detey-i-detskogo-tvorchestva-shttps://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/01/17/pedagogicheskaya-tehnologiya-razvitiya-hudozhestvenno https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2016/03/17/prezentatsiya-opyta-razvitie-tvorcheskihhttps://www.maam.ru/detskijsad/material-uglublenoi-raboty-646147.html

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X