Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Земских Елена Валерьевна

"Развитие речи дошкольников, как одна из задач интеллектуально-познавательного воспитания дошкольников".

скачать документ

Вернуться назад

Развитие речи дошкольников, как одна из задач интеллектуально-познавательного воспитания дошкольников.Земских Елена ВалерьевнаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 144 общеразвивающего вида г. Владивостока»ВоспитательРечевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (см. п. 2.6 ФГОС ДО).Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. Уже с полутора лет жизни ребенка речь является основным средством для его общения с окружающим миром, затрагивая все стороны его личности, а главное - его эмоциональную и интеллектуальную сферы.Однако следует отметить, что если ребенок слышит в речи взрослых или сам использует слова, за которыми не стоят образы – мыслительной деятельности не происходит (С.А. Козлова, Т.А. Куликова и др.). Чтобы показать роль овладения языком и развития речи, необходимо проанализировать функции, которые выполняют язык и речь. Опираясь на исследования психолингвистов, психологов, педагогoв И.А. Зимняя условно выделяет три группы функциональных характеристик языка (в широком смысле). Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные и в) личностные функции человекаНаряду с общими элементами общественно-исторического опыта в языке есть элементы, присущие той или иной национальной культуре. В этом смысле А. А. Леонтьевым выделяется еще одна функция языка - национально-культурная. Она ярко охарактеризована и в работах К. Д. Ушинского, показавшего национальные особенности родного языка и его роль в воспитании национального самосознания. В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку - это формирование эстетических чувств. В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания. Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых cpeдств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей. Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. 1. Развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий. В современной методике большое значение придается развитию умений выбирать наиболее подходящие слова для высказывания, употреблять многозначные слова в соответствии с контекстом, а также работе над лексическими средствами выразительности (антонимы, синонимы, метафоры). Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи. 2. Воспитание звуковой культуры речи - многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение). Она предполагает: - развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; - обучение правильному звукопроизношению; - воспитание орфоэпической правильности речи; - овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); - выработка четкой дикции;- культура речевого поведения. Воспитатель учит детей пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения. Дошкольное детство - наиболее благоприятный период для воспитания звуковой культуры речи. Овладение четким и прав ильным произношением должно быть завершено в детском саду (к 5-ти годам). 3. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. Дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. В дошкольном учреждении создаются условия для освоения трудных грамматических форм, выработки грамматических навыков и умений, для предупреждения грамматических ошибок. 4. Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи. а) Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснить, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые дня более сложной формы общения - монолога. Монолог зарождается в недрах диалога (Ф. А. Сохин). б) Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри его. 5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте. Воспитатель развивает у них отношение к устной речи как языковой действительности; он подводит их к звуковому анализу слов. Детей учат также производить слоговой анализ слова, анализ словесного состава предложений. Все это способствует формированию нового отношения к речи. Предметом осознания детей становится речь. Но осознание речи связано не только с подготовкой к обучению грамоте. Ф.А. Сохин отмечал, что работа, направленная на элементарное осознание звуков речи, слов, начинается задолго до подготовительной к школе группы. 6. Воспитание у детей интереса и любви к художественному слову. Художественное слово оказывает огромное влияние на воспитание личности, является источником и средством обогащения речи детей. В процессе ознакомления детей с художественной литературой обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия. Скорее ее можно рассматривать как средство осуществления всех задач развития речи ребенка и усвоения языка в его эстетической функции. Вычленение задач развития речи носит условный характер, в работе с детьми они тесно связаны между собой. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений. Вместе с тем центральной, ведущей задачей является развитие связной речи. Группа первого раннего возраста. Цель: развитие потребности в общении и формирование речевых способов взаимодействия ребенка со взрослым. Задачи развития воспитанника в деятельности: развивать фонематический слух; содействовать появлению и развитию предречевых вокализаций ребенка; развивать понимание речи взрослого; содействовать накоплению пассивного словаря; способствовать возникновению первых слов.Показатели развития воспитанника.Понимает обращенную к нему речь. Соотносит понимаемые и произносимые слова с предметами. Выполняет игровые действия по просьбе взрослого. Произносит первые слова (6 - 10 слов).Группа второго раннего возраста от 1 года до 2 лет. Ранний возраст - сензитивный период для развития речи. Совершенствуется процесс понимания речи взрослых и активная речь. Ребенок запоминает названия предметов и действий, которые взрослый несколько раз обозначил словом. Это связано с повышенной двигательной активностью ребенка, его передвижением по комнате, группе, участку, ознакомлением с большим количеством предметов и действиями с ними. После 1 года 6 месяцев воспитанники овладевают умением понимать сюжет или несколько взаимосвязанных действий, выполнять простые поручения взрослого, речь которого должна постепенно стать регулятором поведения детей. В начале второго года жизни ребенок подражает звукам, звукосочетаниям, словам взрослого, что способствует постепенному увеличению словаря. К 1 году 6 месяцам активный словарь ребенка в среднем составляет 30 слов, к двум годам - 200 - 300 слов. Облегченные слова постепенно заменяются общеупотребительными. В речи появляются личные местоимения и слова, обозначающие не только предметы и действия, но и доступные их пониманию качества и отношения между предметами. Первые детские предложения состоят обычно из одного слова. К концу второго года количество слов в предложении может увеличиваться до трех - четырех. Воспитанники начинают изменять слова в числе, роде и некоторых падежах, хотя делают еще много ошибок. Появляются формы множественного числа, повелительное наклонение глаголов (дай, иди и др.). Слово взрослого постепенно становится действенным средством организации поведения ребенка, развития его познавательной активности и самостоятельности, которая проявляется в игре, различных видах деятельности, в быту.Образовательная область: Развитие речи и культура речевого общения. Цель: развитие речи и обогащение словаря ребенка, формирование потребности в речевом общении. Задачи развития воспитанника в деятельности: развивать слуховое внимание, речевой и фонематический слух; понимание речи взрослого; обогащать словарный запас; формировать грамматический строй речи (согласование рода существительных и прилагательных, образование повелительного наклонения глаголов, понимание предлогов и наречий, двухсловные предложения, предложения из 3 - 4 слов).Первая младшая группа от двух до трех лет. Интенсивно увеличивается активный словарь, который к трем годам составляет в среднем 1500 слов. Ребенок овладевает грамматическим строем родного языка - появляются новые падежные окончания, будущее время глагола, чаще используются прилагательные, предлоги. Овладение речью дает воспитаннику возможность использовать ее не только для обозначения предметов окружающей действительности, но и для выражения своих потребностей. Переход от называния себя в третьем лице ("Катя спать") к первому, использование личного местоимения "Я" знаменуют важнейший этап в личностном развитии ребенка - зарождении самосознания. От ситуативной речи он переходит к речи описательной. Воспитанники начинают задавать вопросы "что это?", "зачем?" и др., действия сопровождают словами, репликами. Ребенок осваивает звуковую сторону речи (у него начинает развиваться речевое дыхание, слуховое восприятие, фонематический слух, формируется правильное произношение звуков родного языка). Воспитанники проявляют интерес к белорусскому языку, детским передачам на белорусском языке, понимают значение некоторых наиболее употребительных слов. Образовательная область: Развитие речи и культура речевого общения.Цель: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, понимания речи взрослого; диалогической речи как средства общения.Задачи развития воспитанника в деятельности: приучать ребенка внимательно слушать, понимать указания взрослого и выполнять несложные поручения; понимать речь взрослого, обращенную ко всем; обогащать пассивный словарь и формировать собственную речь ребенка; побуждать участвовать в диалоге со взрослым и детьми, пользоваться словами для выражения своих желаний, просьб, для налаживания контактов с окружающими; развивать навыки общения с помощью слова;Вторая младшая группа от трех до четырех лет.Активный и пассивный словарный запас значительно увеличивается, обогащается словами обобщающего характера, глаголами, названиями предметов, их свойств и отношений. Ребенок постепенно овладевает способами словоизменения и словообразования. Начинается период активного словотворчества: ребенок придумывает различные формы от уже имеющихся у него в лексическом запасе слов. Совершенствуется звуковая сторона речи. Однако у многих детей еще имеется нарушение звукопроизношения (групп свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат).Ребенок активно начинает устанавливать и понимать элементарные причинно-следственные, временные связи между предметами и явлениями. В нескольких предложениях он способен передать содержание собственных впечатлений от игры, прогулки и др. Рассказы из личного опыта свидетельствуют об осознании ребенком собственного опыта, наличии образов-представлений. Огромное значение приобретает познавательная функция речи - в общении со взрослым и сверстниками ребенок задает пытливые вопросы. Возникают различные виды словесной регуляции. В речи детей преобладают высказывания, в которых фиксируется содержание выполненного действия. Речь становится частью самого действия - ребенок действует и одновременно говорит, сообщает о содержании следующего действия (Сейчас поставлю чашку и т.д.)Образовательная область: Развитие речи и культура речевого общения: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, диалогической и монологической речи как средства общения. Задачи развития воспитанника в деятельности: обогащать и закреплять активный словарь ребенка на основе представлений об окружающей жизни, подвести к пониманию значения слова; развивать понимание и использование в речи грамматических средств, побуждать к активному поиску правильной формы слова; развивать артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, речевой слух; формировать правильное произношение звуков; развивать умения слушать и понимать речь воспитателя, отвечать на его вопросы; формировать умение составлять короткий описательный и повествовательный рассказ с помощью взрослого.Средняя группа от четырех до пяти лет. Продолжает активно развиваться речь. Увеличивается запас слов, совершенствуется грамматическая сторона речи и связная речь. Свои мысли воспитанники выражают законченными предложениями, понятными для окружающих. С удовольствием пересказывают знакомые сказки, небольшие рассказы, составляют рассказы-описания, называя наиболее характерные признаки игрушки, одежды, животных и других изучаемых объектов. Развивается голосовой аппарат, речевой слух, фонематическое восприятие, речевое дыхание, что способствует формированию правильного звукопроизношения у детей.Образовательная область: РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ. Цель: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, диалогической и монологической речи как средства общения.Задачи развития воспитанника в деятельности: обогащать словарный запас ребенка на основе представлений об окружающей жизни, содействовать правильному пониманию слов, их употреблению, уточнять обобщающие понятия, подвести к элементарному осознанию слова и словесных отношений;расширять круг грамматических явлений, усваиваемых детьми, побуждать к активному поиску правильной формы слова; развивать фонематическое восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, умение пользоваться интонационными средствами выразительности, формировать правильное произношение всех звуков родного языка;развивать умения слушать и понимать речь окружающих людей, участвовать в диалоге; самостоятельно составлять описательные и повествовательные рассказы.СТАРШАЯ ГРУППА ОТ ПЯТИ ДО СЕМИ ЛЕТРечевое развитие. На шестом году жизни богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Совершенствуется грамматический строй речи. Формированию чувства языка способствует звуковой анализ слова, моделирование состава слова. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Развивается связная речь. Высказывания их постепенно приобретают более последовательный характер. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Большинство детей шести лет правильно воспроизводит все звуки родного языка (шипящие, свистящие и сонорные), многие специфические звуки белорусского языка. В овладении белорусским языком становится возможным переход от понимания простых слов и предложений к воспроизведению их в активной речи. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх и в повседневной жизни. Отмечается активизация интереса к сказкам, которые выступают средством эмоционального и информационного воздействия на личность ребенка, передачи жизненного и морального опыта людей.Преобладающей формой общения ребенка со взрослыми становится личностное общение, направленное на достижение взаимопонимания, получение от взрослого оценки свойств и качеств собственной личности. На основе более сложных форм общения со взрослыми, участия в различных видах совместной деятельности, взаимопомощи в играх и занятиях, выполнения элементарных обязанностей у детей происходит дальнейшее развитие речи, чувств, волевых и морально-этических качеств.На седьмом году жизни интенсивно развиваются общение и речь воспитанников. Дети практически овладевают всем богатством родного языка: словарем, звуковым составом, грамматическим строем, связной речью (диалогической и монологической). Значительно обогащается активный словарь. Возрастает интерес к смысловой стороне слова. Воспитанники употребляют слова в соответствии с их значением, стараются подобрать слова, наиболее точно обозначающие свойства, качества, признаки предметов. Используют в речи видовые и родовые понятия, дифференцируют их. Звуковая сторона характеризуется правильным произношением всех звуков родного языка. Развивается фонематический слух (способность воспринимать на слух звуки речи, различать и объединять их в слоги, различать гласные и согласные, осознанно их артикулировать). Появляется особая чувствительность к языковым формам: формируется чувство языка. Старшие дошкольники используют различные формы речи (ситуативную, контекстную, объяснительную). Их речь выполняет не только функцию общения, но и планирующую (внутренняя речь). Вторая сигнальная система приобретает все большее значение в регулировании и саморегулировании деятельности детей.Образовательная область: Развитие речи и культура речевого общения. Цель: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, диалогической и монологической речи как средства общения.Задачи развития воспитанника в деятельности: приобщать детей к богатству русского и белорусского языков, формировать ценностное отношение к ним; развивать активную речь детей, содействовать налаживанию их речевого общения в совместных играх, других видах деятельности; формировать элементарное осознание языковой и речевой действительности; совершенствовать умения слушать и понимать речь окружающих людей, участвовать в диалоге; самостоятельно составлять описательные и повествовательные рассказы; развивать словесное творчество.От 6 до 7 лет Задачи развития воспитанника в деятельности: приобщать детей к богатству русского и белорусского языков, формировать ценностное отношение к ним; развивать активную речь детей, содействовать налаживанию их речевого общения в совместных играх, других видах деятельности; формировать элементарное осознание языковой и речевой действительности; совершенствовать умения слушать и понимать речь окружающих людей, участвовать в диалоге; самостоятельно составлять описательные и повествовательные рассказы; развивать словесное творчество.Образовательная область: Обучение грамоте. От 5 до 6 лет Цель: формирование у детей первоначальных лингвистических представлений: широкая ориентировка в языковой действительности, элементарное понимание строения и некоторых закономерностей родного языка; воспитание интереса к языку и речи как явлениям действительности. Задачи развития воспитанника в деятельности: формировать представление о слове как языковой единице, о слоговом строении слова; учить членению на слова предложений из двух - трех слов; формировать действие звукового анализа слова.От 6 до 7 лет Цель: формирование у детей первоначальных лингвистических представлений: широкая ориентировка в языковой действительности, элементарное понимание строения и некоторых закономерностей родного языка; воспитание интереса к языку и речи как явлению действительности; знакомство с буквами как знаками для обозначения звуков, формирование начальных навыков чтения. Задачи развития воспитанника в деятельности: формировать представление о слове как языковой единице, о слоговом строении слова, учить членению на слова предложений из двух - четырех слов; формировать действие звукового анализа слова; знакомить с некоторыми гласными и согласными буквами как знаками обозначения звуков; формировать начальные навыки слогового чтения.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:1. Айрапетов В.А. Педагогическое сопровождение духовного становления старшеклассников в процессе их приобщения к русской художественной культуре: дисс. канд пед. наук. СПб, 2005.2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников – СПб.: Речь, 20053. Бардина Р.И., Булычева А.П., Дьяченко О.М. и др. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста. М., 1996.4. Белкин Е.Л. Психолого-дидактические основы построения эффективных методик обучения [Текст] / Е.Л. Белкин, А.М. Иванов. - М: Просвещение, 2003. - 128 с.5. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Методические рекомендации к рабочей тетради - «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе / Под ред. M.Р. Битяновой. - 3-е изд. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013. - 64 с.6. Битянова М.Р., Барчук О. Диагностика дошкольной зрелости. // Школьный психолог. – 2000. - № 30. – с. 17. 7. Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития [Текст] - М: Просвещение, 2007. - 125 с.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X