Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Смирнова Татьяна Владимировна

«Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ»

скачать документ

Вернуться назад

Статья «Использование кинезиологических упражненийна коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ»учителя-логопеда Смирновой Татьяны ВладимировныМуниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 3Краснодарский край, станица ТбилисскаяВ настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кроме трудностей в усвоении нового материала, у таких детей наблюдаются и другие нарушения: неумение правильно читать и писать, перестановка слов, знаков.Дело в том, что у большинства современных детей, а особенно с ОВЗ отмечается общее моторное отставание, а отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, проблемы с речевым развитием. В результате, у таких детей проявляется низкая работоспособность, повышенная утомляемость, низкий уровень произвольности психических процессов – все эти трудности, возможно, преодолеть только через создание правильного выбора методов педагогической коррекции.Эта ситуация ставит перед нами задачу поиска эффективных методов профилактики и коррекции трудностей интеллектуального развития у детей с ОВЗ в условиях дошкольного и младшего школьного образовательного учреждения.Сегодня мне хочется рассказать вам о кинезиологических упражнениях, которые, по моему мнению, являются наиболее результативными и эффективными средствами коррекции и помогают достичь успехов в преодолении трудностей детей с ОВЗ.Целью моего выступления является познакомить педагогов с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений, упражнений в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Она существует уже 2000 лет и используется во всем мире. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ, Аристотель, Клеопатра.Учёные доказали тесную взаимосвязь между тонкими движениями пальцев и функции высшей нервной деятельности. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.По словам немецкого философа И. Канта - «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». В. А. Сухомлинский утверждал, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющие улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, интеллекта и развитию физического здоровья. Они дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не принимали участия в учении и решить проблему неуспеваемости.Известно, что мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело), которое находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Для успешного обучения в школе и развития интеллекта ребенка необходима работа обоих полушарий. Так, например, по исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое, отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, отвечает за языковые способности, контролирует речь, а также способности к чтению и письму, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи, что искажает познавательную деятельность детей.В результате нарушаются: пространственная ориентировка адекватное эмоциональное реагирование координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки,ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.Доказано, что систематическое использование кинезиологического комплекса детьми, отнесёнными как к психической норме, так и имеющими мозговые дисфункции с задержкой или нарушением психического развития, способствует:развитию межполушарного взаимодействия;развитие межполушарной специализации;синхронизируют работу полушарий;повышают стрессоустойчивость организма;снижают утомляемость;повышают способность к произвольному контролю;улучшают мыслительную деятельность;развивают мелкую и крупную моторику; формируют пространственные представления;развитие скрытых способностей;способствуют улучшению памяти, внимания, речи; развитие мышления;облегчение процесса чтения и письма;устранение дислексии, дисграфии. Кинезиологические упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние. Применение специальных кинезиологических упражнений, возможно как на подгрупповых фронтальных, так и на индивидуальных коррекционных занятиях. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована, пластична и поддаётся коррекции.Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:занятия проводятся утромзанятия проводятся ежедневно занятия проводятся в доброжелательной обстановке;упражнения проводятся стоя или сидя за столом. продолжительность занятий — 10 – 15 минутот детей требуется точное выполнение движений и приемовупражнения проводятся по специально разработанным комплексам Что включают в себя  комплексы упражнений? глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарные взаимодействия, включают структуры мозга, контролирующие мышление, речь и поведение, активизируют процесс обучения. двигательные упражнения развивают тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше формируется нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения и мышечные зажимы.Упражнения на дыхание помогут вам развить у детей правильное дыхание, сформировать сильную воздушную струю, которая необходима для произношения многих звуков, а еще доставят детям положительные эмоции.Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения, а в дальнейшем помогают убрать ослабить тонус языкаСамомассаж направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развитие речи, тонкой моторики.В своей практике я использую программу Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников», в которую входят растяжки, дыхательные и глазодвигательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, когнитивные и коммуникативные упражнения и релаксации. Мастер-классМне бы хотелось, чтобы вы сегодня стали не только слушателями, но и активными участниками небольшого мастер - класса.Давайте сядем поудобнее и попробуем вместе выучить несколько несложных кинезио-упражнений под популярную мелодию из мультфильма о Фиксиках «Часики»Тики-тики-тики-тики прямые ладони повёрнуты друг к другу – зеркальные покачивания вперёд-назадТак-так-такХлопки 3 раза в такт мелодииТики-тики-тики-тикипрямые ладони повёрнуты друг к другу – зеркальные покачивания вперёд-назадтак-так-такХлопки 3 раза в такт мелодииЧасики идут, часики идутОдна ладонь выпрямлена горизонтально, вторая сжата в кулак, зеркально меняем движения под ритм музыкиЧасики минуты берегутТики-тики-тики-тикиРуки сжаты в кулаки, указательные пальцы вверх, зеркальные движения вправо-влево под ритм музыкитак-так-такХлопки 3 раза в такт мелодииТики-тики-тики-тикиРуки сжаты в кулаки, указательные пальцы вверх, зеркальные движения вправо-влево под ритм музыкитак-так-так Хлопки 3 раза в такт мелодииЧасики идут, часики идутРуки сжаты в кулаки, большие пальцы в стороны, поочередно поворачиваем руки вправо-влево под ритм музыкиЧасики лениться не дадутРуки сжаты в кулаки, большие пальцы смотрят на одной руке вверх, на другой вниз, зеркально поворачиваем руки вверх-вниз под ритм музыкиТики-так, тики-такРуки в кулаки, мизинцы вверх,Чередуем под музыку с движением «класс» (большие пальцы вверх)Нам без часиков никакРитмичные чередующиеся движения в песнях очень нравятся детям и дают отличный результатЭто лишь один из примеров использования кинезиологических упражнений в моей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционной деятельности логопеда.Умелыми дети становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: упражнения должны проводиться систематически, тогда дети достигают хорошего развития. Поэтому я рекомендую шире использовать кинезиологические упражнения в своей практической работе любому педагогу, потому что они дают не только хороший коррекционный результат, но и массу положительных эмоций. Желаю всем творческих успехов!Список использованной и литературы:Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.- М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X