Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Михайлова Тамара Михайловна

Проект "От колоска до каравая"

скачать документ

Вернуться назад

Составила: учитель-логопед 1 квалификационной категории Михайлова Т.М.58102560960 Новомичуринск 2021.Вид проекта: информационно-исследовательский.Продолжительность проекта: среднесрочный.Сроки реализации проекта: сентябрь – ноябрь 2020г.Участники проекта: дети старших и подготовительных к школе групп, логопед, родители.Пашут каждую весну,Поднимают целину,Сеют, жнут, ночей не спят,С детства знай, как хлеб растят.Хлеб ржаной, батоны, булки,Не добудешь на прогулке.Люди хлеб в полях лелеют,Сил для хлеба не жалеют.(Я. Аким)Актуальность: Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб  и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.Цель: Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его и через лексическую тему начать постановку недостающих звуков с последующей автоматизацией их в речи.Задачи:расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;помочь детям в постановке трудных звуков с помощью развития мелкой моторики рук, артикуляционной гимнастики, фонематического слуха.помочь автоматизировать поставленные звуки на протяжении всего проекта.Разработка проекта:Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.Ожидаемые результаты:сформировать у детей представления о ценности хлеба;получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера, тракториста и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;воспитывать бережное отношения к хлебу;через игры и упражнения ввести поставленные звуки в речь.Методы исследования:сбор информации;беседы;наблюдения;вертуальная экскурсия (презентация);экспериментанализ.Интегрируемые области:коммуникация;чтение художественной литературы;художественное творчество (лепка, рисование, аппликация);познание;социализация.Коммуникативная:1.Беседы:«Как хлеб на стол пришел»;«Какой бывает хлеб»;«Как испечь хлеб дома»;«Берегите хлеб».2.Проговаривание скороговорок о хлебе:Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.Хорош пирожок — внутри творожокСаша любит сушки, Соня — ватрушкиЛежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.3.Чтение художественной литературы о хлебе.Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе», П. Коганов «Хлеб — наше богатство», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.4.Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:Будет хлеб, будет и обедПот на спине, так и хлеб на столеБез соли невкусно, а без хлеба несытноХлеб- дар божий, отец, кормилец.Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грошПокуда есть хлеб, да вода- все не бедаБез хлеба всё приестсяДожили до клюки, что ни хлеба, ни мукиРазговором сыт не будешь, если хлеба не добудешьБез хлеба и мёдом сыт не будешьБез хлеба и у воды жить худо.5. Приметы о хлебе:Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация):Раскрашивание картинок с хлебными полями, людей, выращивающих хлеб, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.Лепка из пластилина хлебобулочных изделий с детьми.Составление узоров и рисунков из круп.Познание.Наблюдения и рассматривание альбомов:подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинахрепродукций картин русских художников на заданную темупросмотр презентации «От зерна до каравая». Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь.Социализация.Сюжетно-ролевая игра: «Булочная», «Кулинария».Дидактические игры:«Что из какой муки испекли»;«Что сначала, что потом»;«А какой он, хлеб»;«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;«Назови профессию».Исследовательская деятельность.Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).Опытно – экспериментальная деятельность.Рассматривание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).Опыт – пробуждение дрожжей.Замешивание теста и выпечка хлеба в домашних условиях (хлебопечка).Взаимодействие с родителямиПредложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.ЛитератураЖурнал “Логопед” №6, 1983 г..2. Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика- Синтез», 2004. - 40с. 3.Крутогоров Ю. “Скатерть-самобранка”, М., “Детская литература”, 1985 г.Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144с.Интернет, сайт mhtml:file://F: \ Лена \ из чего готовят хлеб_.mht.От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-состав.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. - 4-е изд., - М.:АРКТИ, 2006. - 96С. Сборник “Русские народные загадки, пословицы, поговорки”, М., “Просвещение”, 1990 г.Сборник “Умный Ивашка, Жар-птица и золотое зерно”, М., “Детская литература”, 1991 г.Система экологическое го воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: . - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.Соломенникава О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 32с.Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.Юрмин Г. “Славный город Урожайск”, М., “Детская литература”, 1974 г.Приложение1.Конспект занятия в старших и подготовительных группах.«Хлеб - всему голова»Задачи:Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта.Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях.Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки.Автоматизация поставленных звуков.Предварительная работа: знакомство с поговорками о хлебе, рассматривание хлебобулочных изделий в хлебном магазине (картинка), чтение стихотворений Д.Кугультинов «Кусок хлеба», Х.Мянд «Хлеб», К.Кубилинскас «Снопы», рассказ Э.Шим «Хлеб растёт».Ход:1. Организационный момент.Логопед предлагает детям поиграть в игру «Волшебный мяч». Дети встают в круг, и по очереди передают друг другу мяч, называя хлебобулочное изделие.2. Актуализация знаний.Логопед задаёт вопросы:- Откуда берётся хлеб, который продают в магазине?- Какие вы знаете зерновые культуры? (кукуруза, пшеница, рожь, ячмень, овёс).- Где растёт хлеб? (в поле)- Как называются люди, которые выращивают хлеб? (хлеборобы)- Куда везут зерно на машине с полей? (на элеватор)- Что такое элеватор? (здание, где хранится зерно)- Что дальше происходит с зерном?С элеватора зерно везут на мукомольный завод, где из зёрен получают муку, затем везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.Логопед предлагает рассмотреть схему «Откуда хлеб пришел»: сеют зерно, убирают комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню, где пекут хлебобулочные изделия. Дети по схеме составляют рассказ. По ходу рассказа педагог задает детям уточняющие и проблемные вопросы:– Кто сеет хлеб?– Труден ли труд хлебопашца?– Как получают муку?Не гром грохочет, не пальба – Шумят, гудят грузовики,Гремит-грохочет молотьба. Стучат на мельнице валки,Гора зерна растет до неба… Гора муки растет до неба…Ты видишь, сколько будет хлеба? Ты видишь, сколько будет хлеба?Физминутка.Едем в поле (дети встают друг за другом и «едут» на машине)На кочку наехали (подпрыгивают, приседают, делают повороты вправо, влево)В яму заехалиГорки объехалиИ на поле приехали!Логопед предлагает детям пройти на свои места.- Ребята, а кто печёт хлеб? (пекари)Логопед обращает внимание на коробку, стоящую на столе. Предлагает отгадать загадки и при каждой отгадке достаёт из коробки картинк или муляж хлебобулочного изделия.Вот на мельнице пшеницаЗдесь такое с ней творится!В оборот её берут, в порошок её сотрут!(Мука)Он бывает с рисом, с мясом,С вишней сладкою бывает.В печь сперва его сажают,А как выйдет он оттуда,То кладут его на блюдо.Ну, теперь зови ребятПо кусочку все съедят.(Пирог)Я пузырюсь и пыхчу, Жить в квашне я не хочу.Надоела мне квашня,Посадите в печь меня.(Тесто)Что на сковородку наливаютДа вчетверо сгибают?(Блины)Маленькое, сдобноеКолесо съедобное.(Бублик)Сидит на ложкеСвесив ножки?(Лапша)Состав простой: мука, водаА получается еда,То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.(Макаронные изделия)Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»- Мы тесто месили, мы тесто месили,Нас тщательно всё промесить попросили,Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,Комочки опять и опять достаём.4. Итог занятия- Ребята, скажите, почему хлеб называют самым главным в доме?- Как нужно относиться к хлебу?- Почему нужно уважать труд людей, выращивающих хлеб?В заключении хочу вам прочесть стихотворение.Вот он хлебушек душистый,Вот он теплый золотистый,В каждый дом, на каждый столОн пожаловал, пришелВ нем здоровье наша сила.В нем чудесное тепло.Сколько рук его растило, охраняло, берегло.В нем – земли родимой соки,Солнца свет веселого в нем…Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! В качестве домашнего задания предложила детям вместе с родителями найти и выучить пословицы и поговорки о хлебе. Конспект в старших и в подготовительных группах.«Откуда хлеб пришёл?» .Программное содержание: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Автоматизировать поставленные звуки.Предварительная работа: знакомство о хлебе, рассматривание муляжей и картинок хлебобулочных изделий, чтение стихотворений Д.Кугультинов «Кусок хлеба», Х.Мянд «Хлеб», К.Кубилинскас «Снопы», рассказ Э.Шим «Хлеб растёт».Оборудование: картинки, тарелка с мукой. Обогащение словаря: чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебозаводХод занятия Ребята, что вы сегодня ели на завтрак?(Молочная каша, булка, чай) А вчера?(Омлет, булка с маслом, кофе) А что было на обед?(Борщ, вермишель с котлетой, сок, хлеб) Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером?Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб. Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?(Белый, булки с изюмом, мягкий). Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?(Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный) Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл? (Мама купила в магазине)  А, как он в магазин попал, хотите расскажу?   Сначала зёрнышко хлеба сажают в землюСпециальными машинами, сеялками. Потом вырастают вот такие колоскиЗёрна собирают машины и отвозят на мельницу.Там зёрна перемелют в муку.  Из этой муки на хлебозаводе (завод, где пекут хлеб) пекут хлеб, булки.  Физкультминутка: Дует ветер с высоты. Гнутся травы и цветы. Вправо-влево, влево-вправо. Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны). А теперь давайте вместе. Все попрыгаем на месте (прыжки) Выше, веселей, вот так! Переходим все на шаг (ходьба на месте) Вот и кончилась игра. Заниматься нам пора. Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто?  (Мука, вода)  Посмотрите, какие нужны компоненты соль, вода, яйца, мука, сахар, дрожжи Давайте их назовём. (Ответы детей). Когда тесто замешано его кладут в форму и ставят в печь. Когда хлеб готов,его грузят в машины и везут в магазин.  Ребята, а что ещё пекут из муки?  Ответы детей (булки, батоны, пирожки, пирожные). Молодцы! Дидактическая игра: "Сложи правильно" Цель: разложить и объяснить карточки в правильной последовательности. «Как хлеб на стол попадает»Игра: найди лишние ингредиентыВ заключении хочу вам прочесть стихотворение.Вот он хлебушек душистый,Вот он теплый золотистый,В каждый дом, на каждый столОн пожаловал, пришелВ нем здоровье наша сила.В нем чудесное тепло.Сколько рук его растило, охраняло, берегло.В нем – земли родимой соки,Солнца свет веселого в нем…Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!Приложение 2.Игра в словаХлопните в ладоши, услышав слово, подходящее пшенице (ржи, ячменю, просу, ..., кукурузе).Объясните выбор каждого слова.Словарь:мука, перловая, мельница, початок, батон, пшено, геркулес, «усатый», мёд, ржаной, зерно, пирожное, медонос, корм для домашней птицы и сриней, каравай, колос, метелка, овсяная каша, воздушные хлопья, лакомство для лошади.Комментарий для взрослых:Для активизации памяти и речи детей после игры можно предложить им следующее задание: вспомните, какие слова, подходящие для пшеницы (ржи, ячменя, проса,..., кукурузы), вы слышали?Четвертый лишнийВыделите лишнее слово, объясните свой выбор:картофель, морковь, ячмень, свекла; просо, рожь, баклажан, пшеница; рис, кукуруза, яблоко, рожь; гречиха, слива, виноград, персик; ячмень, пшеница, рожь, кукуруза.Конкурс «Кто назовет больше изделий из теста?» Все команды называют изделия по очереди. Если какая-либо команда не может ничего сказать, она пропускает ход. За каждым ответ дается фишка. Побеждает команда, набравшая больше фишек. Конкурс начинают дети, а когда их знания полностью исчерпаются, его продолжают взрослые. «Что — сначала, что — потом». Детям дается одинаковый набор продуктов в картинках (например, колос, зерно, мука, хлеб, печенье, шарлотка из хлеба, сухарь, крошки, бутерброд, тартинки и т.д.). Дети должны разложить их и последовательности, соответствующей естественному ходу превращений. Если изделия соответствуют примерно одной стадии превращения, их кладут друг над другом. Логопед контролирует правильность и скорость выполнения задания.Подвижная игра « Что мы делали — не скажем, а как делали — покажем»Из детей выбирается один ведущий — Царь. Дети, предварительно договорившись между собой, подходят к Царю. Между ними происходит следующий диалог:— Здравствуй, Царь.— Здравствуйте, дети. Где вы были?— На мельнице (или в другом месте, где происходят задуманные действия).— Что вы делали?— Что мы делали — не скажем, а как делали — покажем.Составь рассказ-описание с опорой на планКак называется злак?Как выглядит злак?Где родина злака?Какие полезные вещества содержатся в злаке?Какие блюда можно приготовить из злака?Дополнительные сведения, известные детям. Из чего сварили кашу?Назовите злак, из которого сварили кашу:Пшенную — (просо)Гречневую — (гречиха)Перловую — (ячмень)Геркулесовую — (овес)Манную — (пшеница)Овсяную — (овес)Кукурузную — (кукуруза) Пальчиковая гимнастикаМы тесто месили, мы тесто месили,Нас тщательно всё промесить попросили,Но, сколько, ни месим и сколько, ни мнём,Комочки опять и опять достаём. ЗагадкиВот на мельнице пшеница.Здесь такое с ней творится!В оборот её берут, в порошок её сотрут!(Мука)Он бывает с рисом, с мясом,С вишней сладкою бывает.В печь сперва его сажают,А как выйдет он оттуда,То кладут его на блюдо.Ну, теперь зови ребятПо кусочку все съедят.(Пирог)Я пузырюсь и пыхчу, Жить в квашне я не хочу.Надоела мне квашня,Посадите в печь меня.(Тесто)Что на сковородку наливаютДа вчетверо сгибают?(Блины)Маленькое, сдобноеКолесо съедобное.(Бублик)Сидит на ложкеСвесив ножки?(Лапша)Состав простой: мука, водаА получается еда,То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.(Макаронные изделия)Бьют меня палками,Жмут меня камнями,Держат меня в огненной пещере,Режут меня ножами.За что меня так губят?За то, что любят. (Хлеб.)Приложение 3.Народные приметыНе сей пшеницу, прежде чем появится дубовый лист.Комары появились — пора сеять рожь.Сей ячмень, когда калина расцвела, а береза листочки выпустила.Когда шишки на елке станут красными, а на сосне — зелеными, пришла пора ячмень сеять.Коли рябина рано расцвела, будет хороший урожай овса.Коли брусника поспела, то и овес созрел. Ольха зацвела — пора гречиху сеять.Пословицы и поговоркиПочему в народе говорится:«До поры до времени не сеют семени»; «Весной час упустишь, годом не наверстаешь»; «Пришло время сева, не глазей ни вправо, ни влево»; «Кто весной не сеет, тот осенью жалеет»; «Не пиры пировать, когда хлеб засевать»; «Сей в срок — будет прок!»;«Весной пролежишь — зимой с сумой побежишь»; «Чем лучше семя схоронится, тем лучше уродится»; «Хорошо зерно в землю спать уложишь — хорошо и разбудишь, сыт будешь»; «Кто пахать не ленится, у того хлеб родится»; «Кто на ниве потеет, тот хлеб имеет»; «Какова земля, таков и хлеб»; «Клада не ищи, а землю паши — и найдешь»; «Когда сеют и жнут, не говорят, что мозоли жгут»; «Будет хлеб — будет и обед»; «Кто хлеб носит, тот есть не просит»; «Сей овес хоть в воду, да в пору»; «Кто кукурузу сеет, тот год от года богатеет»; «Хозяйство без кукурузы, что дерево без корней»; «Не соберешь овес — наглотаешься слез».Приложение 4.Анкетирование детей на начало проекта.Обследовано 62 ребёнка.ВопросЗнаютНе знаютБез чего не вырастит хлеб?1547Как превращается зерно в муку?3032Как превращается мука в тесто?1349Какие машины вы знаете, которые помогают выращивать хлеб?1844Какие профессии тружеников села вы знаете?557Анкетирование детей на конец проекта.ВопросзнаютНе знаютБез чего не вырастит хлеб?602Как превращается зерно в муку?620Как превращается мука в тесто?593Какие машины вы знаете, которые помогают выращивать хлеб?620Какие профессии тружеников села вы знаете?611

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X