Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Попко Евгения Алиевна

"Технология творчества - ТРИЗ для дошкольников"

скачать документ

Вернуться назад

Раздел: «Построение образовательной среды ДОО для достижения новых образовательных  результатов».Попко Евгения Алиевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 29 «Вишенка»,  г. Норильск.ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА - ТРИЗ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы и создается государством для выполнения социального заказа. Одним из ведущих направлений его инновационной деятельности, с учетом требований ФГОС ДО (п.1.5.4), является развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.Потребность понять природу процесса творчества возникла как следствие необходимости воздействовать на творческую деятельность, с целью повышения ее эффективности. Психология творчества как научная дисциплина начинает развиваться с конца XIX века – этапа созерцательного психологического знания. Исследовались сущность творчества, воображение как основа творческого процесса, способности к творчеству, качества творческой личности. Ученые и психологи, исследовавшие закономерности различных видов творчества (Г.С. Альтшуллер, В.Ф. Берков, В. Келер, А.Р. Лурия, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштен, А.Т. Шумилин и др.) пришли к общему выводу, что началом творческого процесса является возникновение проблемной ситуации, а содержанием творчества – ее решение [3. С.67-93], таким образом, овладев умениями выделять, формулировать и решать противоречие, мы сможем влиять на творческий процесс. Необходима новая модель перспективного образования, технология, способная этому обучать. Какой должна быть технология обучения дошкольников, принимая во внимание тот факт, что только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей?Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), возникшая в нашей стране в конце 40-х годов (автор – российский ученый, бакинский изобретатель, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер), в отличие от развивающих систем обучения, обучает не только видеть проблему, формулировать ее как противоречие, но и содержит методы и приемы их решения, формируя системное, диалектическое мышление. Раздел развития творческого воображения (РТВ) позволяет уменьшить психологическую инерцию, представить ранее неизвестное, создавать новые образы. Теория развития творческой личности (ТРТЛ) формирует активную творческую позицию, способствует интеллектуальному воспитанию, повышению степени умственного развития [4. C.3-12]. ТРИЗ способна решить одновременно вопрос обучения творчеству и педагога и дошкольника. Педагогическая работа, основанная на использовании методов ТРИЗ, позволила определить их роль и место в обучении творчеству, доказать эффективность как инновации, позволяющей решить одну из задач модернизации дошкольного образования. Нами разработана авторская программа «Технология творчества – ТРИЗ для дошкольников» (далее «Программа») предназначена для специалистов дошкольных организаций и направлена на развитие творческих способностей детей 3-7 лет, воспитание творческой личности, обладающей интеллектуальной и нравственной культурой. В Программе содержится материал, позволяющий спланировать и методически обеспечить интегрированное решении задач образовательного компонента программы дошкольной организации (познавательное развитие) и технологии творчества - ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) с учетом ФГОС ДО, создать условия развития инициативы и творческих способностей ребенка на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками через коммуникативную, игровую, познавательно-исследовательскую и изобразительную деятельность. Принципы педагогической работы:- Преемственность: каждый последующий материал базируется на знании предыдущего с расширением и углублением, осуществляется постепенное усложнение темы и переход развития интеллектуальных способностей ребенка к технологии творческого процесса.- Цикличность: каждая изучаемая тема максимально использует методы и приемы ТРИЗ и РТВ (системный оператор (СО); функция (Ф), конфликтная пара (КП); противоречие (ТП, ФП); идеальный конечный результат (ИКР); ресурсы (ВПР); приемы устранения противоречий; веполь; методы развития творческого воображения (РТВ); алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)), формируя навык разноуровневого понимания элементов и их применения в познавательной, творческой и практической деятельности, использования в жизненных ситуациях.- Интеграция: ТРИЗ как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка, осуществить эвристическое обучение.- Опережающего развития: обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка, что позволяет осуществлять плавный переход от пассивно-полуактивного к активному, а от него – к полуавтоматическому этапу, ведя ребенка вперед к творчеству;- Ситуации успеха: нет неправильных решений – есть другое решение, идет взаимообмен результатами, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Оптимальной формой овладения технологией творчества являются, на наш взгляд, творческие задания в виде игр. Цели, которых – поисковая, исследовательская, когда новые знания добываются и изобретательская деятельность, когда новые знания создаются, а правила игр, представляют собой методы и приемы ТРИЗ. Необходимое условие выполнения заданий – практическое воплощение творческой мысли в деятельности: рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях. Тематика игр, творческих заданий на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи зависит от темы изучаемого материала. Знакомство с лексической темой начинается с игр, «спрятанных» на «Волшебной лесенке»- системном операторе. Путешествуя по функции, структуре, времени, идет формирование у детей системно-диалектического способа мышления. Развитое диалектическое мышление предполагает видение противоречия, его формулировку и решение, результатом которого являются изобретения. Этому способствуют игры «Наоборот», «Хорошо-плохо», «Письмо SOS», с которыми ребят знакомит Гном из волшебной страны ТРИЗ. Игра «Маленькие человечки» позволяет моделировать процессы, происходящие в окружающем мире, как структурные, так и функциональные, идет понимание физического состояния вещества, фазовых переходов, взаимодействий. Ребята учатся составлять каталог ресурсов, путешествуя с Гномами по стране Ресурсов и играя в «Машу-растеряшу», через «Теремок» – выделять общие и различные признаки путем сравнения, тренируя аналитическое мышление. Игра «Дразнилка» помогает четко определять функцию предмета, явления; «Волшебный ящик» – придумывать-«собирать» новые объекты, наделять их функциями, создавать «портреты», давать названия – отрабатывается умение фантастического преобразования объектов окружающего мира; игра «Да-нетка» – классифицировать, работать по алгоритму. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети учатся сочинять сказки с помощью «Волшебного треугольника», составлять структуру сказки с помощью патентного фонда волшебства, созданного ими (предмет, действие, слово), алгоритма, что способствует развитию творческого стиля мышления; «переделывать сказки», используя приемы фантазирования, волшебных гномов, методы теории; решать задачи в игре «Помоги сказке», отрабатывая умение формулировать сказочные противоречия; сочинять загадки, путешествуя по Стране Чувств, Стране Загадок; строить модели, составляя «загадалки» сказки – анализировать ее структуру; работая по заданному алгоритму, придумывать метафоры, рифмованные тексты; на практике применять науку ТРИЗ, знакомясь с Колобком [5], спасая его, решая вместе с ним проблемы.На занятиях по обучению грамоте и развитию связной речи идет работа над умением составлять рассказы с помощью путешествий по 9-ти экранам, придумывая события, предшествующие изображенным и последующие, знакомясь с новыми словами; раскладывать предложение по ступенькам «Волшебной лесенке», узнавая его составные части: слова, слоги, звуки; придумывать Страну Звука; дорисовывать буквы в игре «На что похожа?»; изменять предложение различными способами.Используя средства изобразительной деятельности, ребята учатся создавать работы на разных уровнях схемы талантливого мышления, фантазировать, представлять образы, которых нет в реальной жизни, делать «записи» своих изобретений.Программа М.Н. Шустермана [1] по математике позволила познакомить с динамикой развития элементов математики: числом, формой, ориентацией в пространстве, временем и их взаимосвязями, развивая системное мышление. На занятиях по физическому воспитанию дети могли придумывать новые подвижные игры, используя игру «Волшебный ящик». Игры с Ресурсами помогали увидеть и почувствовать свои возможности, метод эмпатии – вживаться в образ, решать противоречия при выборе ведущего, места для игры, способа выполнения задания; рассматривая последовательность выполнения основных видов движения на «Волшебной лесенке» – понимать эту необходимость. Музыкальные занятия смогли познакомить детей с ресурсами в передаче образа персонажей, явлений; на «Волшебной лесенке» показать основы мелодии, танца, песни, историю культуры, «заглядывая» в будущее, научить прогнозировать, выявлять закономерности развития. Нами разработан и успешно используется на практике комплекс инновационных методов работы с родителями, позволяющий развивать партнерские отношения в системе родитель – ребенок - педагог и формировать педагогическую компетентность родителей. Он включает в себя изучение потребностей родителей (анкетирование, собеседование, встречи-знакомства, день открытых дверей, интервью, «почтовый ящик», сочинение, беседа); педагогическое просвещение (система игр и заданий по лексическим темам, направленных на развитие словесно-логического мышления и воображения, родительские собрания, разыгрывание ситуаций, открытые занятия, круглые столы, беседы, консультации, стенды, памятки, папки-передвижки, буклеты, рукописные журналы, переписка, благодарственные письма, выставки, медиатека); включение родителей (совместные мероприятия, КВН, конкурсы, сочинение сказок, загадок, привлечение к изготовлению игр, атрибутов для игр, оформление фото-стендов, папок-передвижек, выпуск журналов). Огромная роль зависит от взаимоотношений педагога и детей, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Только на основе партнерских взаимоотношений, уважении к личности ребенка возможна атмосфера свободы, где рождается творчество. Наш опыт обобщен в методическом пособии, где практический материал систематизирован по лексическим блокам и включает в себя: вид занятия, цели воспитательно-образовательной программы и обучения технологии ТРИЗ, игры и творческие задания, алгоритм решения, перечень. Выпущены сборник «Фантастика и реальность» (№ 4)- Москва ,1999; Авторский сборник методических разработок «Дошкольное образование» «Авторская программа «Технология творчества - ТРИЗ в обучении дошкольников» (Выпуск1. Выпуск 2),- Москва. ООО Образ-Центр. 2014; Технология творчества – ТРИЗ для дошкольников. Дополнительная образовательная программа.- Норильск, 2017.-160 с.; «Технология творчества – ТРИЗ для дошкольников». Дополнительная образовательная программа.- М: СОЛОН-Пресс, 2020.-164 с.; Рабочая тетрадь «ИГРАЕМ - ИЗОБРЕТАЕМ» по дополнительной общеобразовательной программе «Технология творчества-ТРИЗ для дошкольников» Методическое пособие при содействии РОО «Союз писателей Таймыра в Красноярском крае» в типографии «Новое время» г. Чебоксары.- 2018 год. Эффективность Программы подтверждается победами детей в конкурсах РА ТРИЗ (Российской ассоциацией ТРИЗ (Санкт-Петербург)), МА ТРИЗ (Международной ассоциацией ТРИЗ среди школьников и студентов (Санкт-Петербург)), и результатами диагностики (методика «Дорисовывание фигур» доктора психологических наук О. М. Дьяченко, направленная на определение уровня развития воображения и способности создавать оригинальные образы [2. С.38-40] )Анализируя свой педагогический опыт, находясь в поиске эффективных путей использования ТРИЗ в работе дошкольного образовательного учреждения, мы пришли к выводу о применении ТРИЗ как технологии обучения творчеству, как инструмента реализации любой воспитательно-образовательной программы дошкольного учреждения, решающей задачи развития творческих способностей детей, при отсутствии заданной технологией авторами. На наш взгляд, это существенно повысит качество и эффективность педагогической деятельности адекватно вызовам текущего времени, если: процесс обучения детей методам и приемам ТРИЗ идет интегрировано с занятиями воспитательно-образовательной программы ДОУ и служит инструментом получения новых знаний в познавательной и творческой деятельности.Библиографический список:Альтов Г. Шкала «Фантазия». Фантастика и реальность. 4 кн – М., 1999. – 84с.Дьяченко О.М. Дорисовывание фигур // Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности. – М.: ГНОМ и Д, 2002. – 144 с.Иванов Г.И. Для чего необходимо развивать воображение // Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ: Материалы VI международной научно-практической конференции. – Челябинск: ТРИЗ-инфо, 2003. – 143 с.Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как основа развития творческого мышления учащихся // Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика. 2003. – № 1(12). – С. 3-12.Шустерман З.Г., Шустерман М.Н. Новые похождения Колобка, или наука думать для больших и маленьких. – М.: ГЕНЕЗИС, 2002.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X