Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Лариса Вячеславовна Яцкова

Методическая разработка «Первые шаги обучения хорового пения».

скачать документ

Вернуться назад

Методическая разработка «Первые шаги обучения хорового пения».ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ХОРОВОГО ПЕНИЯ.1. Пение в хоре - развитие личности.Для чего мы учим детей петь в хоре? Надо думать, что не для смотров, концертов и школьных праздников. Главная цель - развитие личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали. Итак, - развитие личности через развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы ребенка средствами музыкального искусства. Путь такого развития видно только во включении ребенка в любую форму активной музыкальной деятельности. Пение - ведущий способ музыкальной деятельности. Почему пение? На мой взгляд, певческая деятельность - единственный в настоящее время общедоступный способ музицирования. Петь хочет и может практически каждый ребенок за очень небольшим исключением. Для того чтобы дети захотели петь, учителю просто надо показать им красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определенном трудолюбии, внимании и настойчивости с их стороны.Голос - инструмент общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной деятельности, к познанию красоты и законов музыкального искусства. Конечно, мало только петь, но певческая деятельность является стержнем всей работы по музыкальному воспитанию.Что же, кроме пения, используется в хоровой работе? Прежде всего это импровизация - ритмическая, вокальная, хоровая и пластическая; ритмические многоголосные упражнения, в том числе и с применением простейших музыкальных инструментов; освоение детьми элементарных приемов дирижирования: так называемое свободное дирижирование; изучение музыкальной грамоты в необходимом объеме в строгом соответствии с возрастом детей; различные развивающие музыкальные игры. Фундаментом всей работы по музыкальной грамоте является относительная сольмизация. Систематическая работа в рамках системы относительной сольмизации, предполагающая демократические и игровые формы знакомства с музыкальной грамотой, дает хороший развивающий эффект, а впоследствии позволяет без сложностей освоить и абсолютную нотацию.2. Методы хоровой работы.Обучение пению всегда с небольших попевок – интонаций, состоящих из двух – трех разновысоких звуков. Попевки основаны на нисходящем движении, это позволяет, во – первых, сохранить головное резонирование, во – вторых, высокий звук лучше отражается в сознании, следовательно, чище интонируется. Стремиться к тому, чтобы звук при пении был мягкий, негромкий, динамика меццо – форте; призывать ребят все время внимательно себя слушать.Подводя некоторые итоги , хочется подчеркнуть, что на первом этапе обучения пению перед учителем и детьми стоят три главные задачи:1) освоение певческой установки;2) освоение навыка одновременного начала пения (сюда входит и момент организации единовременного вдоха, и момент начала фонации) и одновременного окончания пения;3) освоение навыка кантиленного пения, так как именно наличие кантилены в первую очередь свидетельствует о степени овладения певческим процессом.3. Вокальные принципы работы с детьми.В вокальной работе с детьми надо придерживаюсь следующих принципов :1. Развивать голос из примерных тонов, постепенно, не спеша, расширяя диапазон. Полезен только тот звук, который при повторении не вызывает напряжения.2. Главным методом вокальной работы является устное объяснение и пение учителя и лучших учеников. Их пение часто является наиболее эффективным показом правильного звучания. Важно никогда не передразнивать детей, всегда демонстрировать им правильное пение. Всю работу вести в спокойной и доброжелательной обстановке. Не повторять плохо прозвучавшую фразу до того, как будет точно сформулирована задача.3. Главным критерием в занятиях является качество звука и свобода при пении.4. Вся певческая работа должна быть тесно связана с развитием музыкального слуха и музыкальным развитием личности ребенка.5. На первоначальном этапе обучения роль вокальных упражнений выполняют русские народные попевки и песенки.6. Работать без торопливости; критерий - не количество, а качество выученного. Дети с удовольствием поют небольшие попевки, песенки, которые ими выучены и получаются.7. На каждом занятии, особенно с малышами, необходимо повторить выученное. Повторение выученного, с одной стороны, является фундаментом для последующей работы, с другой - позволяет детям уже на первых этапах обучения пению получать удовольствие от процесса пения.8. По возможности использовать в работе показ видимых движений артикуляционного аппарата - губ, челюстей, языка.Известно, что одним из самых распространенных недостатков у детей является зажатость нижней челюсти. Предложите ребятам подставить к подбородку кисть руки и следить, отпускаем ли подбородок при пении, особенно при пении гласных «о», «а», «у». Очень полезно такое упражнение: приложить кисть руки к уху или закрыть слуховой проход указательным пальцем, чтобы лучше услышать себя. Это прекрасный способ контроля, и плохо интонирующие дети могут петь, прикрыв ухо. Надо внимательно следить за тем, чтобы ребята не задирали и не отпускали низко подбородок, так как и то и другое свидетельствует о неправильном положении гортани, о нарушении физиологии певческого процесса. Необходимо также следить, чтобы учащиеся во время пения не наклоняли головы в разные стороны, так как важно сохранять вертикальное положение гортани.4. Работа над песней.Новое произведение всегда необходимо показывать целиком, все куплеты, максимально выразительно. Можно показать песню в разном исполнении, сравнить и определить то, которое глубже раскрывает ее содержание. Хорошо показать произведение, если есть такая возможность, в исполнении профессиональных певцов, хоров. Показать произведение надо так, чтобы ребенок понимал, к чему он должен стремиться при разучивании и исполнении.После показа непременно обсуждение услышанного с детьми: как они поняли содержание песни, объясняю непонятные слова (на самом деле их гораздо больше, чем нам кажется); вместе мы анализируем в самых общих чертах характер музыки, так как более подробный анализ происходит в процессе разучивания. Маленьким детям надо все показывать очень четко и точно - и качество звука, и необходимые штрихи, и когда брать дыхание, и логику развития музыкальной фразы. На начальном этапе обучения при показе несколько утрировать желаемое качество пения: более долгое «удивление» - задержка, более яркое замыкание слов, а главное - большая, чем обычно, протяженность звуков при пении.Необходимо учить пропевать, протягивать гласные звуки, учу правильному вокальному разделению на слоги. Протягивая, удлиняя звучание гласных звуков, вместе слушать, как льется голос, учиться собственно пению. С самых первых занятий дети должны понять и усвоить главное правило вокальной орфоэпии - согласный звук, замыкающий слог, относится при пении к следующему слогу, давая гласному свободу и время для звучания. Долгие гласные дети, пропевая, как бы протягивать рукой : А я по лу – гу. Рука делает плавное полукружие, напоминая главное хороводное движение. Эта фраза просто клад для начала работы: здесь органично слиты движение мелодии и вершина фразы, удивительно удобна последовательность гласных, да и тянется удобный и полезный звук «о». При работе с детьми надо стараться большое внимание уделять работе над орфоэпией. Перед началом разучивания любого, самого простого произведения всегда в партитуре проставлять все требования к исполнению: дыхание, снятия, динамику, фразировку. Без тщательной проработки партитуры к детям выходить нельзя, надо заранее продумать все сложности произведения и определить главный путь разучивания, а это без детального звания партитуры и ее серьезного, многостороннего анализа невозможно. Анализировать надо интонационно – ритмическую структуру произведения, текстовые сложности, форму, а исходя из нее - фразировку, дыхание, орфоэпию и т.д.Главный метод разучивания - метод предупреждения ошибок. Лучше лишний раз правильно показать произведение детям, спеть его «про себя», вычленить сложную интонацию, сложный ритм, трудный с точки зрения вокала слог. Выучить, освоить их отдельно - по нотам, в процессе музыкальной игры, вокализируя, - но не допустить неверного пения! Категорически неверно выучивание произведения вообще, а затем исправление деталей.Как же происходит разучивание песни? Традиционно песню учат частями: фразами, предложениями, куплетами. Начинать обычно с 1-го куплета, но если фонетически текст неудобен, то лучше учить куплет с наиболее удобной фонетикой.Перед первым пропеванием учащиеся должны услышать предназначенную для разучивания часть не менее трех раз, при этом каждый раз перед прослушиванием должна быть поставлена новая задача. Например: «Спой про себя с учителем», «Покажи движение мелодии рукой», «Найди главный звук фразы и покажи его рукой» и т.п. Конкретных задач может быть поставлено много, а цель одна - выучить правильно и грамотно. Сложные фрагменты обязательно вычленять и учить отдельно.Разучивать песню можно различными методами, например учить по слуху, с применением высотного тактирования, по графической записи, с опорой на нотную запись, сольфеджируя, с помощью ручных знаков, принятых в ладовой сольмизации. Можно использовать кисть руки по Г. Струве («рука - нотный стан») или свободное дирижирование, пластическое интонирование. В заключение надо обязательно спеть выученный фрагмент песни целиком, чтобы у детей в сознании остался целостный образ. Если законченный фрагмент выучить не удалось, то дети исполняют то, что они выучили, а остальное допевает учитель.Следующий урок надо обязательно начать с пения детьми выученного на предыдущем занятии фрагмента целиком, не нужно останавливать их, чтобы стало ясно, как усвоен материал. В куплетной песне лучше сразу учить 2-й куплет, исправляя на этом материале замеченные ошибки. Как правило, песня учится три – четыре урока, а с хором произведение в зависимости от его сложности разучивается на трех - пяти занятиях и непременно повторяется в конце. Иногда, выучив произведение, полезно дать ему «отлежаться», затем снова вернуться к нему. Чтобы выученное произведение звучало, его надо «впевать», работая над певческой и исполнительской свободой. Впевание - процесс более длительный, чем разучивание. Впетое произведение дети поют свободно, не думая о технических трудностях; исполнение впетого произведения дает возможность для исполнительской импровизации, т.е. живого исполнения.В процессе работы на одном занятии хорошо совмещать разные произведения и разные этапы работы над ними. На одном занятии должны звучать от двух,трех произведений. Задачи работы самые разные : в одной песне - первое знакомство и разучивание, в другой - работа над фразой, в третьей - разучивание нового куплета, в четвертой - соединение выученной мелодии с аккомпанементом, в пятой - работа над исполнением. Произведения могут исполняться не целиком, а частями, фрагментами. Если музыка разная и решаются различные учебные задачи, то дети меньше устают и занятие будет более продуктивным. Одним из важных вопросов хоровой работы является работа над текстом песен. Текст необходимо учить только вместе с мелодией. Практика показывает, что мало знать текст отдельно, надо каждое слово «впеть», соединить его с высотностью, облагородить вокально последовательность фоном. Нарушение этого правила приводит к тому, что мы часто слышим, как хорошо звучит у детей первый куплет, а остальные - все хуже и хуже. Каждое слово требует внимания, каждый звук, и не стоит уповать на то, что хорошо выучена мелодия: это, увы, не гарантирует качества вокального звучания. Главным при разучивании любого произведения является, конечно его содержание, характер, эмоциональный строй. Дети преодолевают любые сложности только в том случае, если они глубоко проникли в художественный образ произведения. Никогда не надо жалеть времени на объяснение содержания, еще и еще раз читать текст, вдумываться в него. Иногда надо и стихи прочесть и сказку рассказать, показать репродукции картин, слайды и подробно рассказать об эпохе создания произведения, об авторе.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X