Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Киселева Наталия Николаевна

Обобщение опыта работы с неговорящими детьми

скачать документ

Вернуться назад

Обобщение опыта по теме «Особенности формирования звукопроизношения у детей с моторной алалией»Киселева Наталия НиколаевнаГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Набережночелнинская начальная школа – детский сад № 89 для детей с ограниченными возможностями здоровья» (ГБОУ ННШ-ДС №89 для детей с ОВЗ)Город Набережные ЧелныУчитель-логопедВ среднюю группу детского сада при начальной школе Vвида (для детей с ТНР) я пришла 7 лет назад. Первая мысль, которая посетила меня – это другая планета! И действительно, большая часть детей – бегали, не переставая, другая, значительно меньшая, сидели сами по себе, не сразу реагируя на обращение к ним. При этом больше половины воспитанников были безречевые. Ну, и как с ними работать? С чего начинать? Мне было непонятно. Начала с диагностики.После диагностики получила, что 70% детей имеют заключение: ОНР I уровня, моторная алалия. У остальных - тоже моторная алалия II уровня. ОНР.И как, наверно, у любого начинающего логопеда основным вопросом у меня было - как же научить их говорить? Как поставить звуки, учитывая тот факт, что ребенок хочет играть, а «тетя – логопед» ему «мешает жить». Он не понимает, для чего ему надо открывать рот, двигать языком, когда другие играют?! Одним словом, мотивация отсутствовала! Совсем! Выбрав тему для саморазвития «Особенности формирования звукопроизношения у детей с моторной алалией» приступила к работе над ней. Изучив литературу по данной теме многих авторов, я пришла к удивительному и парадоксальному для себя выводу, который можно сформулировать следующей фразой: «Постановка звуков не самая приоритетная задача для детей с моторной алалией!»Как выяснилось на практике, самое главное на начальном этапе работы с безречевыми детьми - это найти к такому ребенку эмоциональный подход, создать ситуацию, в которой ребенку будет интересно, в которой он захочет общаться.Далее необходимо учить сосредотачиваться на ощущениях, научить следить за нужным предметом, выражать эмоции доступными ребенку лепетными словами – междометьями по подражанию. Эмоции необходимо включать и в неречевые задания (лепка, рисование, танцевальные движения) В этот же период полезно провоцировать детей на любые звукоподражания, эхолалии, подражание мимике и интонациям взрослого, учить выражать просьбы любым доступным ребенку способом. Даже попытка повторить за взрослым должна поощряется бурной эмоциональной реакцией, похвалой, аплодисментами и т.д. Но параллельно с этим процессом необходимо работать над произвольным вниманием и слуховым восприятием, дифференцировкой речевых и неречевых звуков, над пониманием инструкций, обращенной речи. Полезно создавать ситуации, способствующие использованию жестов, необходимых в общении (да, нет, хочу, дай, на).Давно известно, что речь и мелкая моторика рук тесно взаимосвязана. Поэтому работа над мелкой моторикой рук остается одной из важных на этом этапе. Можно попросить детей двигаться по прямым и извилистым линиям, узнавать предметы и поверхности на ощупь и т.д. Проводится артикуляционная гимнастика воспитателями в режимных моментах и логопедом на индивидуальных занятиях перед зеркалом. К этому процессу важно подключать и родителей. Кроме этого необходимо обучать ориентированию в трехмерном пространстве, выполнять действие с игрушкой по просьбе взрослого, учить ориентировке в собственном теле. Воспитатели изучают с детьми цвета, формы и размеры. Очень важной задачей в развитии речи является работа над речевым выдохом. Необходимо научить дифференцировать носовой и ротовой выдох. Работать над произвольностью речевого выдоха и силой воздушной струи. Чуть позже нужно будет научить различать холодную и теплую воздушную струю выдоха. А на ранних этапах уже можно научить повышать и понижать голос, ориентируясь на возможность ребенка и обыгрывая все упражнения. Очень много времени приходится уделять работе над чувством ритма. Как известно, у моторных алаликов оно совершено отсутствует! Начинать эту работу можно на музыкальных, спортивных и логоритмических занятиях. Здесь доступно марширование и шаг под музыку, двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением, ритмические упражнения для рук и ног, ознакомление с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых звуков. На логопедических занятиях детей знакомим со схемой ритма, отстукиванием и отхлопыванием ритмического рисунка, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек. Работаем над интонационной стороной речи. Знакомим с предложением. На протяжении всего периода необходимо работать над импрессивной речью, развитием понимания ситуативной и бытовой речи. Расширяем пассивный словарь детей, изучая лексические темы, расширяем коммуникативные навыки сначала на материале звукоподражаний и звукокомплексов, а затем побуждаем к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб. Активно развиваем непроизольное подражание — звуковое и словесное. Учим узнавать и соотносить игрушки, а потом и картинки с сопряженным, отраженным и самостоятельным звукоподражанием. Обучаем различать действия, которые выполняет одна и та же игрушка или человек на картинке.На более поздних этапах достаточно важными остаются следующие процессы: развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза, развитие сенсорно-перцептивной деятельности, развитие невербальных компонентов коммуникации, развитие функций голоса и дыхания, формирование интонационной выразительности и ритмической стороны речи, совершенствование фонематического восприятия, осознание звуковой стороны речи, формирование интонационной стороны речи, формирование лексики и грамматического строя (расширяется глагольный словарь и словарь прилагательных, отрабатывается словообразование и словоизменение и т.д.), формирование синтаксической структуры предложения (составление 2-3-хсложных предложений).Таким образом, если терпеливо работать над всеми неречевыми компонентами, артикуляционной моторикой, дыханием, ритмом, развивать импрессивную и экспрессивную речь, звуки раннего онтогенеза появляются спонтанно, звуки более позднего онтогенеза могут также встать самостоятельно или потребуется гораздо меньше усилий для их постановки и автоматизации в обычной последовательности.Использованная литература:Агранович З.Е. Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов у детей.Бабина Г.В. Шарипова Н.Ю. Альбом. Слоговая структура слова: обследование возможностей восприятия и произнесения слов различной слоговой структуры. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Методическое пособие., Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? Громова О.Е. Мои первые слова.Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком, Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми, Климонтович Е.Ю. Увлекательная логопедия. Учимся говорить фразами. Для детей 3-5 лет.КурдвановскаяН.В. Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания.Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий, Нищева Н.В. Если ребенок плохо говорит… Приходько О.Г. Югова О. В. Как научить малыша говорить,Ткаченко Т.А. Легко и точно подбираем слова. Рабочая тетрадь для детей 4-7 лет.» Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь.Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Системный метод устранения нарушений.Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X