Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Сергиенко Ольга Николаевна

Сборник упражнений и игр для занятий по хореографии детей дошкольного и младшего школьного возраста.

скачать документ

Вернуться назад

Государственное Бюджетное Нетиповое образовательное учреждениеДВОРЕЦ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ Санкт-Петербурга Сборник упражнений и игр для занятий по хореографии детей дошкольного и младшего школьного возраста.Педагог дополнительного образования: Сергиенко О.Н.2021 г.СодержаниеВведение1Методические рекомендации по обучению детей хореографии. 1. Развитие пластики телаУпражнение «Ветерок» Упражнение «Вода»Упражнение «Морские обитатели»Упражнение «Птицы – Бабочки» …………………………………………….Упражнение «Рождение цветка» …………………………………………….Игра «Ветер – дирижер»2.Тематический урок «Таинственный лес»3. Расслабление и напряжение мышцУпражнение «Марионетки»Упражнение «Воздушный шарик»Упражнение «Солнечная улыбка»4. Развитие пространственного мышления, координации, внимания……….Упражнение «Дождь» ………………………………………………………….Упражнение «Зонтик»………………………………………………………….Упражнение «Болото» …………………………………………………………Упражнение «Радуга»………………………………………………………….Упражнение «Дружные хлопки»Игра «Ниточка – иголочка» ……………………………………………………..Игра «Морское путешествие»………………………………………………….5.Тематический урок «Кажется, дождь начинается»6.Рекомендуемая литератураВведениеДети с раннего возраста очень любят танцевать. Взрослые часто завидуют малышам: «Сколько же в них энергии, постоянно бегают, суетятся, прыгают и скачут! Откуда в них столько сил?» Танцуя, они удовлетворяют свою потребность в движении. Танцы дают возможность ребенку эмоционально выразить себя, приобщить к миру прекрасного, учат разбираться в искусстве, с ранних лет прививают хороший вкус.Занятия танцами исправляют сутулость, излишний изгиб в пояснице, способствуют профилактике плоскостопия, ребенок становится более стройным и изящным.У детей дошкольного и младшего школьного возраста недостаточна развита зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная чувствительность. Несовершенно восприятие: дети не могут на долгое время сосредоточить внимание на музыке, неточно воспринимают движение, плохо ориентируются в пространстве и во времени. Поэтому задача педагога – развивать органы чувств и сенсорные умения ребенка.Чем младше ребенок, тем больше степеней свободы и легкости имеет его тело. Изначально почти всю информацию об окружающем мире он ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь положительные и отрицательные отпечатки. Не зря считается, что память тела самая крепкая. Чем меньше мышечных и эмоциональных зажимов ребенок получает в детстве. Тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Большое значение необходимо придавать подбору музыкального материала. Это должна быть музыка разных темпов; классическая, народная, а также современная. Замечено, что дети получают удовольствие от того, что занимаются под ту самую музыку, которая звучит по радио и телевидению. Но, чтобы дети не уставали и не скучали от одной и той же музыки, необходимо довольно часто менять музыкальные произведения. Использование на уроках классической и народной музыки – приобщает ребенка к миру прекрасного и расширяет его кругозор.Самое главное в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста – это привлечь их внимание, заинтересовать. А заинтересовать их может сказка, интересный рассказ, игра. Использование красочных образов, сравнений, приводимые педагогом в объяснении того или иного движения, помогут детям правильно его освоить, а также вызовут желание активно действовать, сопереживать. Большое значение следует уделять игре. Игра помогает познать душу ребенка. Игрой можно подбодрить, ведь положительные эмоции, похвала, полученные при игровом обучении активизируют работу нервной системы ребенка, заряжают его положительными эмоциями. Нельзя вести обучение на фоне отрицательных эмоций, ведь в таком возрасте ребенку свойственно все впитывать, в том числе и эмоции педагога.Танцевальные занятия способствуют физическому развитию детей, повышают жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.Музыкально-ритмические упражнения, игры, способствуют развитию памяти ребенка, вырабатывают устойчивость произвольного внимания, совершенствуют творческую активность.В данной работе предлагаются упражнения и игры, учитывающие индивидуальные особенности детей и имеющие развивающий характер. При их выполнении у детей развиваются творческое мышление, воображение, фантазия. В них заложены не только выполнения двигательных задач, но и предусмотрено их дальнейшее усложнение в зависимости от способностей и желания ребенка. Упражнения и игры составлены с учетом возраста детей и особенности их организма. Данный подход наиболее эффективен, так как именно игра способна вызвать положительные эмоции у ребенка, сохранение интереса и обеспечить участие всех детей. По мнению большинства исследователей, динамические упражнения игрового характера и развивающие игры благоприятно влияют на организм ребенка. Они повышают общий тонус, способствуют развитию физических данных, развивают внимание и память, развивают творческое мышление, раскрывают потенциальные возможности ребенка, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.Очень важно давать возможность ребенку свободно творить. Нельзя допускать, чтобы он следовал только нашим требованиям, если мы хотим, чтобы ребенок развивался и рос как творческая личность.После каждого урока поговорите с детьми, какие упражнения, движения, игры им больше всего понравились. Что получалось легко, а что с трудом. Методические рекомендации по обучению детей хореографии.Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой, и чтобы занятия не были монотонными их необходимо сделать разнообразными. Занятия должны быть разнообразными по содержанию (физические упражнения, упражнения на ориентирование, координацию, пластику, внимание, фантазию и т. д.; разучивание и повторение танцевальных движений, разучивание танцев). И по методам работы – это могут быть интересные и познавательные рассказы, которые расширяют кругозор и развивают фантазию ребенка, прослушивание музыки и ее анализ, выразительный показ педагогом танцевальных движений, повторение пройденного материала, развивающие игры и тематические уроки.Очень важно, чтобы занятия не были слишком затянуты и проходили в хорошем темпе. Не следует слишком долго отрабатывать одно и то же движение, лучше вернутся к нему через несколько занятий, так дети не потеряют интереса к изучению материала.Используйте на занятиях игрушки, яркие атрибуты – это поможет детям более выразительно исполнять движения и украсит любой танец, сделает его ярким и радостным. На занятиях должна быть доброжелательная обстановка. Следует избегать оценки «плохо» и тем более резкого замечания, если ребенок неправильно выполнил задание – это может понизить его самооценку и отбить желание танцевать. Необходимо еще раз объяснить, как выполняется то или иное движение и где была сделана ошибка, а также подбодрить, что в следующий раз обязательно получится. Необходимо следить, чтобы в целом между детьми были хорошие отношения, не допускать конфликтов и разделения на группы, ведь дружный и сплоченный коллектив, когда все стремятся к одной цели – это залог успеха.Развитие пластики тела. Упражнения и игры для развития гибкости тела, пластики рук, корпуса. Развивают танцевальность, музыкальность, артистичность и выразительность исполнения движения. Способствуют развитию воображения, фантазии и творческого потенциала ребенка. Упражнение «Ветерок» Педагог дает команду «ветерок» - дети машут кистями рук. «Сильный ветер» - дети машут раками до локтя. «Буря» - дети руками выполняют движение «мельница». «Ураган» - кружатся вокруг себя, взмахивая руками.Для дальнейшего усложнения. Детям можно предложить под музыку, например, (В. Мэй «Шторм») станцевать этюд, где они покажут каждый свой образ дерева.Упражнение «Вода»Упражнение выполняется сидя на коленях, руки опущены вниз и расслаблены, при этом детям предлагается вспомнить свои ощущения, когда они купались, мыли руки или просто играли с водой. Упражнение развивает пластику рук, кистей, а так же воображение и фантазию ребенка.«Руки купаются» – вращательные движения кистями, как будто моем руки.«Погладь воду» – расслабленными кистями водим по полу и над полом в стороны, вперед, назад.«Капельки» - руки, с опущенными кистями вниз поднять перед собой и потрясти (как будто стряхиваем воду).«Брызги» - «зачерпываем» в ладошки воду и брызгаем на соседа.«Волны» – дети садятся на корточки, руки опущены вниз. На раз – вырастают, руки поднимают вверх, на два – опускаются в исходное положение.Творческое задание – показать танцевальными движениями: лужу, озеро, море, океан, водопад и т. д.Упражнение «Морские обитатели».Упражнение развивает гибкость, укрепляет мышцы спины.«Морская звезда» - лежа на животе, руки и ноги разводятся в стороны, затем соединяются вместе.«Медуза» - лежа на спине, руки и ноги поднимаются вверх и сжимаются к груди, затем опускаются в исходное положение.«Каракатица» - наклон в пол, опустить ладони на пол, делать одновременно шаг вперед правой ногой и правой рукой, затем левой ногой и левой рукой.«Рак – отшельник» - наклон в пол, руки на полу. Двигаться назад.«Моллюски» - сидя, ноги врозь, руки в стороны. Делать наклон вперед, руки положить на ноги (как будто закрываются створки у моллюска).Детям можно предложить творческое задание, вспомнить какие еще есть морские животные или придумать своего и изобразить его.Упражнение «Птицы – Бабочки» Упражнение развивает пластику кистей, рук и корпуса. «Воробьи» – руки, согнуты в локтях и прижаты к телу, кисти рук делают махи.«Орлы» – руки в стороны, делать большие взмахи вверх, вниз.«Бабочки» – кисти рек скрещены, делают взмахи.Творческое задание – предложить детям придумать, как другие птицы могут летать и станцевать под музыку понравившихся птиц. Упражнение «Рождение цветка»Выполняется сидя на коленях. Руки опущены вниз. «Зернышко» – руки сжать в кулачки и плотно прижать друг к другу.«Росток» – потереть ладошки между собой.«Стебелек» – руки тянутся вверх, обвивая друг друга.«Бутон» – кисти округлить, пальцы рук соединены вместе, ладони не соприкасаются друг с другом.«Цветок расцвел» – запястья соединены, ладони вверх и раскрыты, пальцы выпрямлены и широко расставлены. Игра «Ветер – дирижер»Дети строятся в шеренгу. Педагог сообщает, что они превращаются в «деревья», а он в «ветер», который будет ими дирижировать. Дети должны повторять все движения за педагогом. Например, поднять руки вверх, наклоны в стороны, вперед-назад, приседания и т. д.Чтобы усложнить игру, развить воображение и фантазию у детей из группы выбирается по желанию один ребенок, и он становится «ветром – дирижером». Ему предлагается самому управлять оркестром. Дети с удовольствием выполняют задание и иногда придумывают очень интересные и необычные движения. Лучшему «ветру – дирижеру» присваивается титул «Король или Королева ветра». Тематический урок «Таинственный лес»Дети заходят в зал. Педагог: «Сегодня ребята мы отправимся в путешествие по сказочному лесу». Дети строятся в шеренгу и идут за педагогом. Звучит музыка, например: Григ «Утро». «Посмотрите, мы вышли на берег реки, давайте присядем и поиграем с водой (выполняют упражнение «Вода»). Давайте продолжим наше путешествие по сказочному лесу. Посмотрите, какие замечательные растут здесь деревья. А покажите, какие высокие или низкие здесь деревья. Дети тянутся всем корпусом вверх, а потом опускаются на корточки. Вдруг подул ветерок (выполняют упражнение «Ветерок», проводится игра «Ветер – дирижер»). Ветер был настолько сильный, что поднял нас на небо, и мы превратились в птиц (выполняют упражнение «Птицы»). Вдруг, ветер стих, и мы упали в море и превратились в морских обитателей (выполняют упражнение «Морские обитатели»). Поплескались мы в воде, а теперь давайте выйдем на берег и обсохнем. Смотрите, какая чудесная поляна! А как много на ней растет цветов (выполняют упражнение «Рождение цветка»). Ну, вот и закончилась наше путешествие по сказочному лесу, давайте с ним попрощаемся. Все машут руками, строятся в шеренгу и выходят из зала.Расслабление и напряжение мышц.Для того чтобы снять мышечные и психологические зажимы у детей необходимо включать в занятия упражнения и игры на расслабления различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, корпуса, конечностей). Бывает, что дети очень эмоционально возбуждены и неорганизованны на занятие. Тогда на помощь придут данные упражнения и игры. Ведь самый лучший способ расслабится – это сильно и быстро напрячь мускулы. Так же упражнения и игры развивают внимание, память, быстроту реакции, танцевальность и музыкальность.Упражнение «Марионетки»Развивает координацию, пластичность и поможет детям расслабиться в тех случаях, когда они сильно напряжены.Дети – куклы марионетки. Педагог – кукловод. Дети стоят ноги на ширине плеч, руки подняты вверх. Дети смотрят на педагога и повторяют за ним. Кисти опустить вниз, руки до локтя вниз, от локтя вниз. Голова вправо-влево, вперед. Корпус – наклоны в стороны, назад вперед, встать на колени, сесть на пол, лечь. Все повторить в обратном порядке. Можно предложить желающим ребятам побыть в роли кукловода. Так же можно разбить детей на пары и предложить создать любимого персонажа, а может быть животного и т. д. Упражнение «Воздушный шарик»Упражнение на дыхание и пластику корпуса.«Надули шарик» – дети поднимают круглые руки перед собой, имитируя надувшийся шарик, и надувают щеки.«Лопнул шарик» – дети хлопают в ладоши и выдыхают воздух, произнося долгое «ш-ш-ш».Упражнение «Солнечная улыбка».Упражнение - релаксация хорошо подходит для снятия эмоционального напряжения, а также для расслабления после занятий.Дети садятся на пол в удобную позу. Закрыть глаза, сделать три глубоких вдоха и выдоха. Сделать один вдох глубоко – глубоко и задержать дыхание. Откинуть голову назад, сделать сильный выдох, выдувая воздух как можно выше, чтобы он долетел до потолка. Повторить вдох еще раз, только теперь при выдохе постараться улыбнуться. Сделать это еще раз и теперь постараться улыбнутся еще шире, представить себе большое солнышко, которое улыбается широкой дружеской улыбкой. Теперь открыть руки широко – широко и потянутся ими вверх к солнышку, а теперь постараться обнять его и пусть теперь оно будет у вас внутри и улыбается. Теперь сделать три глубоких вдоха и выдоха и открыть глаза.Упражнение «Желе»Упражнение настроит детей на рабочую обстановку, научит чувствовать партнера в танце, а также сплотит детей. Развивает пластичность, внимание, координацию.Дети строятся в шеренгу лицом к педагогу. Педагог говорит: «Представьте, что вы блюдо с желе, а я сейчас буду встряхивать его. Когда я встряхиваю блюдо легонько – вы медленно раскачиваетесь, а когда я буду встряхивать сильнее, вы должны будете раскачиваться быстрее.Очень важно, чтобы встряхивания не были только медленными и быстрыми. Сделайте, например, медленно – медленно – медленно – быстро – медленно. В один из моментов необходимо резко остановится, вы увидите, как хорошо или плохо развито у детей внимание и координация. Когда дети будут особенно четко выполнять команды, следует предложить им представить, что блюдо с желе забыли убрать и оставили на солнце. Что с ним произойдет? Оно начнет таять и растекаться. Дети должны медленно опускаться на пол и растекаться во все стороны.Упражнение «Огонь и лед»Дети строятся в круг. Педагог дает команду: «Огонь» – дети начинают двигать всеми частями тела (трясутся).Команда: «Лед» – все замирают в тех позах, в которых их застигла команда.Для усложнения детям можно предложить станцевать этюд «Непослушных огоньков» (можно придумать другое название). Игра «Цапля и лягушки»Выбирается один галящий он – «цапля». Все остальные – «лягушки». Лягушки встают в круг, цапля в середину. Под веселую музыку лягушки начинают прыгать, веселиться, квакать. Как только музыка прекращается, лягушки замирают на месте. Тех, кто пошевелится, цапля называет, и они выбывают. Кто останется последней лягушкой объявляется «царевной» или «царевичем-лягушкой».Игра «Божья коровка»Способствует быстрому сокращению и расслаблению мышц, а также концентрации внимания.Выбирается галящий он – «лягушка». Все остальные – «божьи коровки». Божьи коровки ложатся на спину, руки и ноги вытянуты и расслаблены. Звучит музыка – божьи коровки трясут ручками и ножками. Музыка закончилась – легли в исходное положение и замерли. Лягушка смотрит внимательно, какая из божьих коровок шевелится – та выбывает.Тематический урок «Магазин игрушек». Педагог: «Сегодня ребята мы с вами отправимся в волшебную страну игрушек». Дети строятся в шеренгу (звучит песня «Маленькая страна» Н. Королева) и идут за педагогом по залу. Вдруг, педагог останавливается и делает вид, что впереди какая-то невидимая преграда. Педагог: «Кажется нас не пускают… мы забыли превратится из ребят в волшебные игрушки, а в это нам поможет «солнечная улыбка» (выполняют упражнение «Солнечная улыбка»). Ну вот, теперь двери волшебной страны игрушек для нас открыты. Ой, смотрите, сколько божьих коровок прилетело нас встречать? Давайте с ними поиграем (проводится игра «Божьи коровки»). Ребята, смотрите куклы- марионетки. Давайте зайдем к ним в гости (выполняют упражнение «Марионетки»). Ребята, вы, наверное, проголодались? Марионетки очень гостеприимные и специально для нас приготовили вкусное желе (выполняют упражнение «Желе»). Ну, вот мы подкрепились теперь можно дальше продолжать наше путешествие по волшебной стране игрушек. Смотрите, сколько заводных игрушек, а давайте с ними поиграем (проводится игра «Цапля и лягушки»). Ну, вот ребята и закончилось наше путешествие. Чтобы вернутся домой, нам поможет «волшебный шарик», сейчас мы его надуем и прилетим домой (выполняют упражнение «Воздушный шарик»).3. Развитие пространственного мышления, координации, вниманияОчень важно, чтобы дети уверенно себя чувствовали на сценической площадке, уверенно управляли своим телом, были внимательны и сосредоточенны. Чтобы дети выглядели таковыми необходимо развивать в них эти качества. Больше всего дети страдают от отсутствия или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание детей столь же важно, как и учить писать, считать и читать. За вниманием следует запоминание и развитие памяти в целом. Не следует забывать и про развитие координации. Ведь координация помогает управлять всем двигательным аппаратом, создавать образное исполнение, что и определяет артистичность и танцевальность.Упражнение «Дождь»«Капли» – ловим ладошками капли.«Ливень» – руками сверху закрыли голову, и присели на корточки.«Закончился дождь» – встаем и стряхиваем капли с рук и ног (трясем всеми частями тела). «Лужи» – топаем ногами (шаги с высоким подниманием бедра), перепрыгиваем через лужи (прыжки на двух ногах, на одной вперед-назад, в стороны, вокруг себя).«Солнышко» – поднять руки ладошками вверх и покружится вокруг себя.Упражнение «Зонтик»«Зонтик закрыт» – дети встают в центр зала близко друг к другу, берутся за руки.«Зонтик открыт» – дети идут шагом из центра, образуя большой круг.«Веселый зонтик» – дети идут по кругу друг за другом. По команде педагога меняют направление. Можно усложнить задачу, если идти назад спиной.«Зонтик закрылся» – дети идут шагом в центр круга, держась за руки.Упражнение «Болото» Команда «вода» – дети медленно передвигаются по залу, высоко поднимая ноги, как бы застревая.«Трясина» – дети на коленях передвигаются по залу.«Болото» – дети переходят в положение сидя и передвигаются по залу.Упражнение «Радуга»Знакомит детей с понятием полукруг. Педагог спрашивает: «Знаете ли вы, что появляется на небе после дождя? Правильно, солнце! Покажите мне солнышко (дети встают в круг, держась за руки). А что появляется после солнца? Правильно, радуга! Тучка поделило наше солнышко пополам (педагог разъединяет руки детей в двух местах, чтобы получились два полукруга). Чтобы получилась «двойная радуга» необходимо один полукруг переместить за другой.Упражнение «Дружные хлопки»Развивает внимание и координацию. Ребята стоят в шеренге лицом к педагогу.Педагог делает хлопок в ладоши – дети одновременно повторяют его. Педагог может делать различные комбинации из хлопков (1, 2, 3, и т. д.), задавать разный ритм и темп. Можно усложнить упражнение, повернув детей спиной к педагогу. Теперь они не смогут видеть руки педагога, а смогут только слышать хлопки. Это поможет в большей степени активизировать их внимание.Игра «Ниточка – иголочка».Дети берутся за руки и встают в шеренгу. Педагог встает впереди он «иголка», дети «нитка». Куда идет «иголка – туда и тянется «нитка». Педагог ведет детей по залу «змейкой», заводит, «улитку». Последний ребенок в шеренге «узелок». Педагог берет «узелок» и раскручивает «улитку» в другую сторону. Затем заводит круг, идут по кругу, меняя направления, перестраиваются в шеренгу. Дети поднимают руки вверх – «воротца». Педагог тянет «ниточку» через воротца. Можно предложить ребятам подумать, как еще может шить иголочка. Может быть, она сошьет какое-нибудь кружево?Игра «Морское путешествие» Дети строятся в колонну, берутся за руки. Педагог сообщает им, что они превратились большой корабль: зал – это море, а он – капитан корабля. Капитан ведет за собой корабль, сообщая при этом, что происходит на море.Команда «Штиль» – руки вытянуты перед собой и раскачиваются вверх-вниз, но не слишком высоко и интенсивно.Команда «Рифы» – идут с высоким подниманием бедра.Команда «Шторм» – руки поднимаются вверх и раскачиваются в стороны. Команда «Спустить паруса» – приседают и идут гусиным шагом.Команда «Поднять паруса» – встают и поднимают сцепленные руки вверх.Команда «Остров» – заводят круг.Команда «Водоворот» – заводят «улитку».Команда «Спустить якорь» – все садятся на пол.Для усложнения можно выбрать из желающих детей капитана корабля, а также штурмана. Капитан будет давать команды, а штурман вести корабль. Можно устроить соревнование кораблей. Чей корабль лучше справится с командами, тот и победил.Тематический урок «Кажется, дождь начинается»Педагог: «Смотрите ребята, кажется, дождь начинается. Ой, мне на ладошку упала капелька, а давайте их ловить (выполняют упражнение «Дождь»). Дождь полил как из ведра. Сейчас я раскрою зонтик идите ко мне скорей (выполняют упражнение «Зонтик»). Вот и дождь закончился, но посмотрите, сколько воды натекло, целое море (проводится игра «Морское путешествие»). Солнце высушило почти всю землю, остались только лужи, но мы же не хотим снова промокнуть, поэтому лужи мы будем обходить (проводится игра «Ниточка – иголочка»). Ребята, кажется, мы с вами заблудились, и нас начинает почему-то засасывать, же это же болото! (выполняют упражнение «Болото»). Ребята, посмотрите, на небе опять собираются облака, давайте их разгоним нашими дружными хлопками (выполняют упражнение «Дружные хлопки»). Молодцы, разогнали все облака и сейчас, на небе появится радуга (выполняют упражнение «Радуга»). Рекомендуемая литератураГоршкова Е.В. От жеста к танцу. – М., 2002.Ерохина О. В. Школа танцев для детей. – Ростов н/Д., 2003.Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М., 2005.Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. – М., 2002.Пуртова Т.В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать. – М., 2003.Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». – СПб., 2000.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М., 2003.Шмаков С. А. Игры шутки – игры минутки. – М., 1993.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X