Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Мордвинова Марина Ивановна

Проблема развития музыкальных способностей у учащихся ДМШ

скачать документ

Вернуться назад

Преподаватель МБУДО «ДМШ №3»г. Набережные ЧелныМордвинова Марина ИвановнаПроблема развития музыкальных способностей у учащихся ДМШ.Самый трудный период для педагога – начало занятий с новым учеником. Однако причину нередко склонны объяснять несколько упрощенно. Хочется подчеркнуть, что в это врем проходит важнейший и порой довольно мучительный двухсторонний процесс: приспособление ученика к требованиям педагога и, напротив, столь же неизбежное и необходимое приноравливание педагога к уровню возможностей и к самым различным индивидуальным особенностям учащегося.В основе большинства современных концепций музыкального воспитания лежит убеждение в том, что каждый ребенок обладает достаточными способностями, чтобы обучаться музыке. На практике же мы сталкиваемся с тем, что довольно часто в процессе обучения приходится отчислять неспособных. Это связано с тем, что в последнее время заметно спалспрос детей и их родителей заниматься музыкой, профессия музыканта стала не престижной, мало оплачиваемой. Чтобы пополнить контингент школы приходится брать детей, как говориться с «улиц», без присущих к такой деятельности музыкальных способностей. Но как же быть в такой ситуации нам, рядовым преподавателям музыкальной школы, когда хочется работать и с хорошими учениками, видеть результат своего труда, получать достойную оплату, а так же сохранить контингент своего класса, школы?Разумеется требования при приеме в детские музыкальные школы – школы общего музыкального образования – и в специальные школы различны. Но и в том и в другом случае возможны лишь два решения – «пригоден» или «непригоден», разве, что во втором случае уточняется: «профессионально». Категоричность подобных решений оспаривается довольно трудно: действительно, мы ученика «принимаем» или «не принимаем». Сложность в другом: «способности» в отличие от «профессиональной пригодности» - понятие многоступенчатое (от «неспособный», «малоспособный» до «весьма способный»). Каким же образом вся эта многоступенность в оценке детей сводится к указанной альтернативе, не вкладываем ли мы порой в понятие «профнепригоден» различное содержание, всегда ли умеем отделить «обученность» от способностей, иными словами, не слишком ли поспешно иной раз выносим приговор.Давайте обратимся к психологическому термину и выясним что мы будет подразумевать под термином способности. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям деятельности и являются условиями ее успешности, а именно быстроте овладения деятельностью и качество этой деятельности.Нельзя обожествлять способности и знания, умения и навыки, это все не является показателем способностей.Способности различают не общие и специальные. Фундаментом любых специальных способностей являются хорошие общие способности: актуальные способности и потенциальные способности.Актуальные способности – это те, которые развиваются на данный момент, потенциальные – это скрытые способности человека. Человек за всю свою жизнь использует только около 3% своего общего потенциала.Так же различают учебные способности и творческие способности. Учебные связаны с усвоением готовых знаний, умений и способов выполнения деятельности.Творческие связаны с нахождением новых способов и достижения новых результатов.Проблема диагностирования музыкальных способностей и методами их выявления посвящены весьма обширные литературные издания. И все же не без основания один известный деятель музыкального образования Рихард Якоби заметил: «Измерение музыкальных способностей еще находится в совершенно зачаточной и крайне неудовлетворительной стадии». И с этим высказыванием, при всей его категоричности нельзя не согласиться: проблема действительно не решена. Учеными разных стран в этой области проводится много исследований и экспериментов. Проблема развития музыкальных способностей и по сей день занимает одно из значительных мест в области музыкальной педагогики. Следствием этому при музыкальных школах в качестве эксперимента открываются новые вакантные должности музыкального психолога, которые помогают в работе школы выявить контингент способных учащихся, проводят различные тестирования, анкетирования на выявление задатков учащихся, беседы с родителями, учителями, проводят различные эксперименты в области развития музыкального эстетического восприятия учащихся и т.д. Музыкальная психология – наука будущего, признана помогать нам, преподавателям в достижении нашей конечной цели – более полному развитию музыкальных способностей учащихся.Нельзя отрицать роль природного фактолра. Речь идет о задатках. Задатки – то, с чем ребенок появляется на свет, это анатома – физические особенности мозга, нервной системы, органов чувств. Надо помнить, что задатки и способности не одно и то же. Задатки – то, с чем рождается ребенок (абсолютный слух, хорошо поставленный голос, хорошее цветовое восприятие, математическое мышление и т.д.), способности – то что развивается. Между ними существует связь. Задатки не гарантируют способностей, но они о облегчают развитие способностей. Сроки проявления задатков могут быть разными, могут появиться рано или поздно. Например абсолютный слух у ребенка, который об этом не знает до тех пор, пока не пришел в музыкальную школу. Если он вообще не придет в муз школу, он вообще не будет знать, что он Абсобютник. Способности же передаются в готовом виде, они развиваются в процессе жизни, в процессе воспитания и обучения, и прежде всего в процессе собственной деятельности.Нужно отметить, что не любая деятельность оказывает успешное влияние на развитие способностей, а лишь та, которая связана с положительным отношением к этой деятельности и сопровождается положительными эмоциями.Отсюда задача преподавателя состоит в том, чтобы развить мотивацию к учению. Сделать так, чтобы ребенку было интересно. Принудительно учение притупляет способности и является сдерживающим фактором в развитии человека. Знания, усвоенные по принуждению быстро «распадаются», как только изменяется ситуация. Принудительное обучение оказывает негативное влияние на здоровье учащегося и педагога в том числе. Дети в начальной школе могут заниматься по 10-12 часов в сутки, если им это интересноНа мотивацию оказывает влияние ряд внешних и внутренних факторов. Среди них- учитель. От учителя зависти очень многое, но не все. Он лишь подталкивает к тому, чтобы ученик сам самостоятельно черпал знания, преподаватель является лишь помощником и вдохновителем в достижении учащимся этой цели.Первое непременное условие успешности обучения – это «принятие» ребенка, признание его ценностей, его права на индивидуальность. Доказано, что наше влияние на людей прямо пропорционально нашему к ним отношению. На мотивацию так же указывает вера в возможности ребенка. Доказано, что для педагогов с высоким уровнем профессионализма присуще вера в потенциальные возможности ребенка, то есть то, что мы думаем о ребенке в огромной мере влияет на успешность его обучения. Важно так взаимодействовать с ребенком, чтобы он не потерял веру в себя. Успех в обучении и воспитании в огромной мере зависит от веры самого человека в свои возможности.Немаловажным фактором в обучении является знание преподавателем детской и подростковой психологии. В этом реальную помощь оказывают и музыкальные психологи, практикующие в некоторых школах. Они помогают преподавателям в раскрытии психологии учащихся, в контексте с их темпераментом, характером и т.п. Из этого можно выделить четыре основные группы типа темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. Все они влияют на развитие личности учащихся. Зная это, преподаватель может более успешно влиять на развитие творческих способностей своих учащихся и более успешно подбирать музыкальные произведения для конкретного выступления. Так, для холериков и сангвиников это будет более виртуозная пьеса, чем пьеса канителенного склада, которая лучше всего прозвучит у флегматиков и меланхоликов. А так как в образовательном процессе учащиеся должны играть пьесы разного характера, то преподаватель будет больше ориентироваться в сроках на составление индивидуального плана в соответствии со знанием типа темперамента учащегося. Холерикам и сангвиникам уделить большее время на работу с кантиленными произведениями, и в свою очередь с флегматиками и меланхоликами сделать акцент на развитие техники, виртуозности и яркости исполнения.В заключении хочется еще раз обратить внимание на важность взаимодействия законов педагогики и законов психологии, используя это взаимодействие в своей работе преподаватель более успешно ускорит развитие творческих способностей учащихся, что в свою очередь приведет к наивысшему результату педагогической деятельности – развитию мастерства

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X