Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Мочалова Ольга Николаевна

«Влияние родительских установок на ребёнка»

скачать документ

Вернуться назад

«Влияние родительских установок на ребёнка.» Мочалова Ольга НиколаевнаМуниципальная дошкольная бюджетная организация центр развития ребёнка детский сад №221 (МБДОУ ЦРР детский сад №221) город Ульяновск воспитатель Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое - сознание и подсознание. В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом (ребенок с детства усваивает какой я: умный, не умный, способный или никчемный и т. д.). Определяют это родительские установки. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Под родительскими установками понимают систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителями и способов поведения с ними.Бесспорно родители - самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребенка непоколебима: «мама сказала…», «Папа велел…» («Мама сказала, что у меня руки крюки и ничего не получается») Психологическая наука на протяжении своего развития занимается исследованием становления человека как личности, изучает факторы, влияющие на успешное будущее ребенка. Многие психологические школы ставят первостепенной проблему взаимоотношений между поколениями, влиянием родителей на жизненный путь ребенка. Родительские установки формируются задолго до появления ребенка и представляют систему взаимосвязанных компонентов, определяющих механизм их развития: родительские ожидания - родительские чувства - родительские оценки - родительское отношение. Таким образом, родительское отношение, являясь формой проявления родительской установки, основывается на родительских ожиданиях, чувствах и оценках. Названные компоненты, как и в целом родительская установка, различаются по степени осознанности (осознанные, неосознанные), по модальности (положительные, отрицательные), по характеру воздействия (конструктивные, деструктивные). Рассмотрим основные типы отношения родителя к ребенку. В работах зарубежных психологов называются следующие типы отношения родителя к ребенку: принятие - непринятие; психологический контроль - психологическая автономия; положительное отношение — враждебность, директивность - автономия; оптимальный эмоциональный контакт - излишняя эмоциональная дистанция — излишняя концентрация на ребенке. Наиболее распространенной в психологической теории и практике типологией отношения родителей к детям является типология, предложенная А.Я.Варга:1.Принятие. Это тип позитивного эмоционального отношения к ребенку: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизируют ему. Родитель стремится проводить много времени с ребенком, одобряет его интересы и планы.2. Отвержение. Это тип негативного отношения родителя к ребенку: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большой части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.Названные типы эмоционального отношения находятся на разных полюсах: отрицательном и положительном. Между ними находятся разные варианты позитивного отношения (кооперация, симбиоз) и негативного («маленький неудачник» и авторитарная гиперсоциализация).3.«Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения: родитель заинтересован в делах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка. Старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.4.«Симбиоз» отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком одним целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителей повышается, когда ребенок начинает автономизиро-ваться, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.5.«Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. В родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точу зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.6.  "Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни. В отечественной психологии изучалась, прежде всего, направленность личности, как генерализованное свойство. Основой направленности личности является, по мнению отечественных психологов – мировоззрение как совокупность взглядов на природу и общество. И хотя мировоззрение является сложной интегральной характеристикой, завершающей своё формирование только к юношескому возрасту, о его зачатках можно говорить уже с первых лет жизни.Источник развития мировоззрения лежит в отношениях между родителями и ребёнком, в ходе которого у ребёнка создаётся образ себя и адекватный родительским запросам стиль поведения. Впоследствии на основе этого выбранного стиля и формируется мировоззрение взрослого человека.В системе внутрисемейных взаимоотношений действует ряд ожиданий и установок, транслируемых родителями в процессе взаимодействия с детьми. Родительская установка включает в себя: ценности, восприятие ребёнка и самих родителей, преставления и ожидания, связанные с развитием ребёнка. В родительской установке принято выделять три компонента:• оценочный – представляющий собой оценку ребёнка и ситуации воспитания. • когнитивный состоящий в системе знаний и идей, рассматривающихся в качестве достоверных и использующихся для построения стратегии и тактики воспитания.• поведенческий, включающий в себя реализацию намерений вести себя определённым образом по отношению к ребёнку, проявляющийся в конкретной практике воспитания. Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее. Раз, возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для нее момент жизни ребенка воздействует на его поведение и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контр установка, причем постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость — глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силыЗанявшись исследованием родительских установок, специалисты выделили двенадцать основных, наиболее часто встречающихся скрытых установок. Установка «Не живи»: Звучит очень страшно и даже противоестественно? А разве вы никогда не слышали, как родители (необязательно ваши) говорят в сердцах: «Глаза бы мои тебя не видели!», «Мне не нужен такой плохой мальчик» и даже «Господи, как ты мне надоел!» Некоторые «сдержанные» родители просто проводят с ребенком беседы на тему, как трудно воспитывать детей, сколько хлопот, тревог и лишений несет с собой родительская доля.Скрытым смыслом этой установки является манипуляция ребенком при помощи внушения ему постоянного чувства вины перед родителями. В малыше (а через много лет и во взрослом) рождается уверенность в том, что он – вечный должник отца и матери.Между тем, решение обзавестись ребенком принадлежит исключительно родителям. Если они не знали, что путь этот непрост и тернист, не стоит перекладывать на ребенка ответственность за свои заблуждения. А теперь попробуйте представить себе мысли и чувства ребенка, который слышит нечто подобное… Он, вполне может сделать вывод, что для мамы или папы было бы лучше, если бы его не было на свете. На самоубийство ребенок, скорее всего, не пойдет. Но не стоит удивляться, если, сполна проникшись установкой «не живи», он в раннем детстве будет получать частые травмы, а позже найдет другой способ разрушить свое здоровье – алкоголизм, наркомания, обжорство…Еще один вариант реакции на установку «не живи» - нарочито хулиганское поведение ребенка. Проще чувствовать себя виноватым за дело, нежели испытывать постоянное чувство вины неизвестно за что. Во взрослой жизни человек с крепко усвоенной установкой «не живи» будет чувствовать себя никчемным, считать, что его не за что любить и уважать. Возможно, он потратит жизнь, чтобы доказать собственную значимость. Но скорее всего так и будет жить с постоянным чувством «плохости» - даже если к этому нет никаких объективных причин.Установка «Не будь ребенком»Даже самым лучшим родителям редко удается избежать фраз: «Ну что ты как маленький!», «Пора стать взрослее», «Ты уже не ребенок, чтобы ныть из-за пустяков». Подсознательный посыл таков: быть ребенком – плохо, быть взрослым – хорошо. Мы (по крайней мере, большинство) впитали в себя этот посыл. В результате боимся или не умеем общаться с детьми. Нам не о чем с ними говорить, нам легко учить и наставлять их, но бесконечно трудно разделять их интересы и жить их жизнью. Если вы испытываете чувство вины при желании побаловать себя или осуществить какое-либо ребяческое безумство, установка любой ценой не быть ребенком сидит в вашем сознании и отравляет вам жизнь. Поэтому постарайтесь не призывать своих детей «быть взрослыми» прежде, чем им исполнится хотя бы 8-10 лет.Установка «Не расти»Практика показывает, что многие родители с наслаждением внушают своим детям чувство собственной незаменимости. «Я никогда тебя не брошу!», «Я всегда помогу своей маленькой деточке»…Детское мышление может расшифровать эту заботу как: «Если я вырасту и стану самостоятельным, то лишусь самого главного в жизни – родительской поддержки».Выросши, человек с такой директивой чувствует себя виноватым, позволив себе влюбиться. Это очень преданные дети, согласные жить с мамой и папой даже ценой отказа от создания собственной семьи. Если такой человек все же женится, семейная жизнь превращается для его избранника в кошмар. Часто, даже вступив в брак, так и не выросшие взрослые-дети отказываются жить раздельно с родителями, и уж во всяком случае, не мыслят жизни без того, чтобы посвящать маму (папу) во все перипетии своих супружеских отношений.Установка «Не думай»Знакомо ли звучит: «Ты что, самая умная?», «Хватит рассуждать, делом занимайся», «Я старше, я лучше знаю, слушай меня – и все!» Действительно, взрослые лучше разбираются в жизни. У них больше опыта. Гораздо проще переложить решение всех вопросов на них. Тем более, что они сами этого хотят. Результат? Человек, получивший в раннем детстве такую установку, часто испытывает беспомощность и полное отсутствие идей при необходимости решить возникшую проблему. Нередко их преследуют мучительные головные боли, делающие сам процесс мышления невозможным. Они испытывают подсознательное недоверие к результатам своих размышлений, часто совершают необдуманные поступки, оставляющие чувство недоумения: «Как я мог такое совершить?»Установка «Не чувствуй»Вообще-то этот запрет можно разделить на две части – стыдно испытывать боль, дискомфорт и стыдно испытывать эмоции. Чаще всего под запретом оказываются эмоции гнева и страха: «Такой большой мальчик, а боишься маленькую рыбку!», «Как не стыдно плакать!», «Немедленно прекрати топать, чего ты раскричался!» Результат? Человек испытывает отрицательные эмоции, но не умеет их выпустить. Не может признать, что кто-то или что-то разозлило его. Копит негатив внутри, срывается на близких, ощущает себя «раздраженными в принципе».Запрет испытывать неприятные физические ощущения тоже звучит очень знакомо: «Потерпи – пройдет», «Не сахарный – не растаешь»… Взрослые, усвоившие эту установку, часто страдают психосоматическими заболеваниями – аллергией, астмой, мигренями, необъяснимыми болями.Установка «Не достигай успеха»Те, кто получил в детстве эту установку, как правило, очень трудолюбивы и старательны. Но их по жизни точно преследует злой рок: в самый последний момент дело, в которое было вложено много сил, «лопается» по не зависящим от них причинам. Они не догадываются, что в провале виновато подсознание, не позволившее подстраховаться, помешавшее создать запасной вариант. Какие высказывания формируют установку «на провал»? Как ни странно, самые невинные: «Ты должен ценить наши труды, мы отказывали себе во всем, чтобы ты мог ходить на этот кружок, брать уроки английского, поступить в университет». В основе таких наставлений нередко лежит бессознательная зависть родителей к успеху ребенка, хотя осознанно они всего лишь хотят, чтобы дети достигли большего, чем они сами.Установка «Не будь лидером»Вам приходилось слышать: «Не высовывайся», «Будь как все», «Тебе что, больше всех нужно?» Родителей можно понять: они хотят уберечь свое дитя от чувства зависти и других негативных эмоций, которые яркая личность вызывает в посторонних людях. Но если в результате подросшие дети обречены по жизни ходить дома и на службе в вечных подчиненных… Есть и другое неприятное последствие – боящийся лидерства человек, даже достигнув каких-то высот, панически боится или просто не в состоянии взять на себя ответственность.Установка «Не примыкай к другим»Эту установку часто внушают родители, имеющие проблемы в общении с другими людьми. Они всячески подчеркивают, что их дитя – единственная радость жизни, единственный родной человек, единственный друг. В общении со своим «единственным» они всячески подчеркивают его исключительность, непохожесть на других, причем всегда в положительном смысле. Многие ведь слышали в детстве: «Ты ведь у меня не такой, как все». Результат? С ранних лет ребенок привыкает чувствовать себя отдельным существом. Он не сливается с коллективом, редко имеет близких друзей, хотя может иметь кучу поверхностных контактов. Со временем это начинает сильно мешать. А причины такого ощущения даже взрослый понять не может, ведь он делает то же, что и другие, и старается быть как все..Установка «Не делай»«Это опасно, я за тебя сделаю», «Оставь все мамочке, сам не справишься» - слыхали, небось? Если установка повторялась достаточно часто и усвоилась хорошо, человек испытывает мучительные трудности в начале каждого нового дела, даже хорошо знакомого — будь то сочинение романа, подготовка годового баланса или стирка белья. Этим людям мучительно не хватает времени, они никак не научатся планированию дел, они всегда не успевают, хотя на самом деле могли бы все делать вовремя.Установка «Не желай»«Хотеть не вредно!», «Опять тебе чего-то надо!», «Сколько же можно хотеть и просить!?» Эти слова внушают маленькому человеку, что испытывать желания – плохо. Вырастая, он с радостью будет радовать других и удовлетворять их потребности, однако попросить что-то для себя, тем более – настоять на правомерности своих желаний не сможет. Не позволит внутренний барьер. Именно те, кто в полной мере усвоил установку «Не желай», стыдятся отстаивать свои интересы в суде, бесконечно уступают в семейной жизни и на работе.Установка «Не будь самим собой»Особенно часто такая установка дается родителями, которые хотели ребенка одного пола, внешности или характера, а получили нечто прямо противоположное. Если в семье один из детей «лучше» (удобней и больше отвечает требованиям родителей), второму тоже могут внушать: «Будь похож на брата (сестру)», «Почему твой брат может, а ты – нет!» и так далее. Наиболее частая фраза, которую доводилось слышать всем без исключения: «Ну почему ты не… (нужное впишите сами)». Если подобные сравнения и упреки повторяются слишком часто, может вырасти взрослый, который постоянно неудовлетворен собой, живет в состоянии мучительного внутреннего конфликта, который приводит к затяжной депрессии.Установка «Не наслаждайся здоровьем»Во многих семьях высоко ценится преодоление. Ребенок, который отправился в школу с температурой, заслуживает всяческого поощрения. Тот же, кто позволяет себе во время болезни расслабиться и отдохнуть, воспринимается с некоторым осуждением. «Ты не должна болеть, ты мать детей!», «Ничего, что плохо себя чувствуешь, обязанности никто не отменял» - расхожие фразы в таких семьях. Ребенок, а затем и взрослый, слыша подобный посыл, приучается, с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с другой — к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия. В результате такие люди пополняют армию бедолаг, которые упрямо сидят на работе, даже если простуда берет за горло. И с огорчением узнают, что никакой похвалы их трудовой подвиг не заслуживает. Это становится поводом для заниженной самооценки или обид.Предположительны два варианта решения ребенком этой проблемы:Либо он приспособится под непомерные требования взрослых и спрячет свои личностные качества и интересы, но будет искать механизм защиты собственного «Я» доступными для него способами. В таком случае ребенок может использовать такие способы защиты, как ложь, изворотливость или скрытность.Либо он будет сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями. Его агрессивность будет просто верхушкой айсберга, а причины – скрыты в родительских директивах.И то и другое приведет к повышенному нервному напряжению. Если родители не изменят «воспитательную политику», то у ребенка обнаружится нервное расстройство, невроз, который подросток может пронести и во взрослую жизнь. Психологи предлагают негативные установки исправить позитивными:Сказав так:Вовремя исправить: “Горе ты моё”“Радость ты моя. Счастье ты моё”“Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить”“Будь собой, у каждого в жизни будут друзья”“Плакса-вакса, нытик, пискля”“Поплачь, будет легче…”“Вот дурашка, всё готов раздать ”“Молодец, что делишься с другими ” “Не твоего ума дело!”“А ты как думаешь?”“Ты совсем как твой папа(мама)…”“Папа у нас замечательный человек! Мама у нас умница! ”“Ничего не умеешь делать, неумейка”“Попробуй ещё, у тебя обязательно получиться!”“Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу”“Держи себя в руках, уважай людей”“Всегда ты не вовремя…”“Давай я тебе помогу”“Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у взрослых”“Смелее, ты всё можешь сам”“Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой…” “Как ты мне нравишься”“Все вокруг обманщики, надейся только на себя”“На свете много добрых людей, готовых тебе помочь”“Уйди с глаз моих, встань в угол!”“Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе ”“Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку”“Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый”“Жизнь очень трудна, вырастешь- узнаешь”“Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!”“Не ешь много сладкого, а то …”“Давай немного оставим папе(маме)”“Не кричи так, оглохнешь!”“Скажи мне на ушко…”“Неряха, грязнуля!”“Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!”“Противная девчонка, все они капризули. Негодник, все мальчики драчуны”“Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого.”Таким образом, для того, чтобы семья максимально положительно влияла на воспитание ребёнка, чтобы отрицательное влияние семьи свести к минимуму и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, необходимо соблюдать общие внутрисемейные психологические правила.. Принимать активное участие в жизни семьи. Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком. Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты. Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения. Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка. Уважать право ребёнка на собственное мнение. Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом. С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X