Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Коврига Светлана Александровна

Опыт работы "Формирование у детей дошкольного возраста системных знаний о труде взрослых посредством различных видов детской деятельности"

скачать документ

Вернуться назад

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4ИМЕНИ ВИТАЛИЯ ВАЛЕНТИНОВИЧА БИАНКИ»«Формирование у детей дошкольного возраста системных знаний о труде взрослых посредством различных видов детской деятельности»Выполнила: старший воспитательМБОУ «СОШ № 4 им. В. В. Бианки»Коврига Светлана АлександровнаБийск2021Перечень модулейНаименование работыУсловие возникновения опытаАктуальностьАктуальность и перспективность опытаВедущая педагогическая идея опытаДлительность работы над опытомДиапазон опытаАнализ психолого - педагогической литературы по темеТеоретическая база Новизна опыта Технология опыта Условия реализации РезультативностьРаздел I. Информация об опыте.Условия возникновения и становления опытаАвтор опыта работает воспитателем в МБОУ «СОШ № 4 им. В.В. Бианки» города Бийска. В настоящее время коллектив дошкольного образовательного учреждения решает задачи интеллектуального, социально-коммуникативного и физического развития детей. Одним из направлений социально-коммуникативного развития является повышение эффективности работы по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста.Наблюдая за детьми средней группы, автор опыта обратила внимание, что многие дети относятся отрицательно к трудовым поручениям взрослых и воспринимают их как одну из форм наказания за провинность. Дети мало знают или не знают совсем о труде взрослых людей различных профессий. У дошкольников не сформированы нравственно-трудовые качества: настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое до логического завершения, уважение к труженикам и бережное отношение к результатам труда. Автора опыта заинтересовала данная проблема, так как данный возраст наиболее благоприятен для приобщения детей к труду.В декабре 2017 года была проведена диагностика знаний детей о профессиях по методике Е.И. Медвецкой «Что такое профессия».С детьми  проводилась индивидуальная беседа:- Какие ты знаешь профессии?- Какими орудиями труда пользуется человек названной профессии?- Расскажи, чем он занимается на своей работе? (Объяснить процесс «трудовой лесенки» данной профессии.)В результате выяснилось, что дошкольники не знают названия профессий, орудия труда, необходимые людям данной профессии, какую пользу приносит его труд.Такие результаты объясняются следующими факторами:возрастными особенностями детей;невозможностью родителей уделять должное внимание приобщению ребёнка к труду;не разработанностью содержательного и методического компонента по данному направлению в традиционных программах.Очевидным явился поиск эффективных методических приемов и необходимость создания оптимальных условий для развития трудовых умений и навыков детей дошкольного возраста. Установлен тот факт, что результативность в достижении цели зависела от выбора вида деятельности, которым нужно было пользоваться. Чем более рациональный способ реализации поставленных задач был бы выбран, тем большего успеха можно добиться.АктуальностьМы живем в государстве, где труд человека является главной связью людей в обществе. И в то же время мы все больше осознаем, что трудовому воспитанию наших детей и особенно детей дошкольного возраста мы уделяем все меньше и меньше внимания. Почему это так происходит?Опыт актуален, так как мы наблюдаем снижение интереса детей к труду. Наш современный ребенок уже привык, что все за него сделают взрослые. Отсюда вытекает вторая проблема - отсутствие желания детей участвовать в повседневной трудовой деятельности, а, следовательно, и низкий уровень сформированности трудовых умений к концу дошкольного возраста. Чаще всего мы, взрослые, сами не обогащаем знания детей о труде взрослых, а на их вопросы «Где ты работаешь?», «Чем занимаешься?» говорим: «Отстань, подрастешь, поймешь».Следующая проблема заключается в том, что в практике семейного и общественного воспитания преобладает авторитарная модель трудовой деятельности, когда чрезмерная регламентация действий ребенка, угроза наказания трудом, неудовольствия взрослого неумением ребенка приводит к нежеланию детей трудиться.Необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем.Актуальность проблемы формирования представлений о труде взрослых и их социальной значимости у детей старшего дошкольного возраста на социально-педагогическом уровне заключается в том, что социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, любящей труд, способной к преобразованию окружающего мира. Обращаясь к актуальности исследования на научно-методическом уровне, следует отметить, что в настоящее время в практике работы учреждений дошкольного образования уделяется недостаточное внимание планированию работы педагогов, совместной работе с семьей по формированию у старших дошкольников представлений о социальной значимости труда взрослых посредством знакомства с современными профессиями. Таким образом, на сегодня явно обозначились следующие объективно существующие противоречия между: 1)социальным заказом общества на выполнение функций, связанных с воспитанием социально активной личности, любящей труд и способной к преобразованию окружающего мира, и существующими традиционными подходами в учреждениях дошкольного образования, не всегда обеспечивающими должный уровень формирования представлений о труде взрослых; 2)необходимостью формирования представлений у старших дошкольников о современных профессиях взрослых и недостаточной разработанностью педагогических условий для обеспечения этого процесса.Актуальность и перспективность опыта: В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной стороны, - заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем; а с другой стороны, - привить детям желание стать профессионалами в своем деле.Реализация данной программы не идет в разрез с основной программой развития ДОУ: в соответствии с современными федеральными государственными требованиями система профессионального самоопределения пронизывает «красной нитью» все образовательные области. Предложенная программа решает проблему положительного отношения старших дошкольников к труду.Ведущая педагогическая идея опытаВедущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для формирования системных знаний детей по ознакомлению с трудом взрослых посредством различных видов детской деятельности.Длительность работы над опытомРаботу по ознакомлению с трудом взрослых через различные виды деятельности автор разделил на несколько этапов.1 этап - начальный (констатирующий), 2017 - 2018 учебный год.На первом этапе была сформулирована тема, подобрана и изучена методическая литература, подобран диагностический материал и выявлен уровень сформированности знаний у детей дошкольного возраста.2 этап – основной, 2018-2020 учебный годНа формирующем этапе была проведена апробация использования различных видов детской деятельности при ознакомлении с трудом взрослых.3 этап – заключительный, 2020-2021 учебный год.Проведена итоговая диагностика, подтвердившая успешность выбранного подхода для решения возникшего противоречия.Диапазон опытаДиапазон опыта представлен перспективным планированием по ознакомлению с трудом взрослых через различные виды детской деятельности.Анализ психолого - педагогической литературы по темеОбязательное качество всесторонне развитого человека - великое трудолюбие. Формируя это важнейшее качество характера, не следует забывать одну из аксиом педагогики: воспитывать трудолюбие лишь словесными призывами невозможно. Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда…». Большое значение труду придавали и А.С. Макаренко, и Н.К. Крупская, и В.А. Сухомлинский.А.С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Обязательное качество всесторонне развитого человека – великое трудолюбие.«Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отражённые в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…,» - пишет один из крупнейших исследователей в области трудового воспитания дошкольников В.И.Логинова. Овладение любой профессией станет намного проще, если каждый человек ещё в детстве будет получать соответствующие представления, навыки и умения.Развитие, воспитание и обучение тесно взаимосвязаны и выступают как звенья единого процесса. С. Л. Рубинштейн писал: «Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается, т.е. под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создавало человечество; ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь…» Активная деятельность ребенка и его общение с взрослыми выступают основными условиями усвоения им социального опыта (Л. С. Выготский, О. Е. Смирнова, В. С. Мухина, А. К. Маркова).Обращаясь к историко-этнографическому материалу, убеждаешься в том, что в обществах, характеризующихся простыми способами и средствами производства (собирательство, охота, рыболовство, простейшие формы земледелия), дети, едва овладев движениями и самостоятельным перемещением, фактически включаются в деятельность по жизнеобеспечению своей семьи, в труд.Если взрослые ожидают и тем более поощряют участие дошкольника в доступных ему видах труда, то деятельность с полным набором определенных признаков труда возможна уже в дошкольном возрасте. Если взрослые так организуют ориентировку ребенка в явлениях общественной жизни, что существенным звеном этих явлений оказывается трудовая деятельность, то уже у старших дошкольников возможны упорядоченные, детальные и разнообразные представления о разных видах труда взрослых.Проведены значительные исследования по вопросам развития и формирования у детей представлений о труде взрослых учеными и педагогами Д.Б. Элькониным, С.П. Крягжде, Н.С. Пряжниковым, В.А. Ященко, В.И. Логиновой, П.А. Шавир, В.И. Тютюнник, Л.А. Мишариной, В.Н. Парамзиным. Но авторы, в основном, рассматривают вопросы овладения ребенком трудовыми операциями и навыками, а не ориентацию его в сфере будущей профессиональной деятельности, выявления и развития профессионально важных человеческих качеств.Однако «…профессионально важные человеческие качества надо не только «выявить», но и во многом и «заложить» в человека средствами воспитания, образования и организации его деятельности. Это предполагает активность не только педагога, но и самого подрастающего человека. И в меру этого мы говорим о возможности формирования доступных представлений у старших дошкольников о профессиях взрослых.Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества и каждого человека. Изучая теоретические аспекты данного вопроса - я столкнулась с понятием ранняя профориентация дошкольников.Эксперт в области образования Н.Н.Захаров говорит о возможности профориентации детей дошкольного возраста и выделяет следующие задачи: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями, привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. Целью ранней профориентации, по его мнению, является формирование у ребенка эмоционального отношения к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.Наиболее существенный вклад в развитие понятия «ранняя профессиональная ориентация» внес доктор психологических наук Е.А. Климов. Он разработал периодизацию возрастного развития человека или субъекта труда. Допрофессиональное развитие, согласно данной периодизации, включает в себя: стадию предыгры, стадию игры, стадию овладения учебной деятельностью, стадию оптанта или оптации.1. Стадия пред игры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейшие правила поведения и моральные оценки, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца, в учителя...). Заметим, что Д.Б. Эльконин, писал о том, что «игра - это дитя труда».3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая свое желание погулять и расслабиться после школы.4. Стадия «оптации» (optatio - от лат. - желание, выбор) (от 11-12 до 14-18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется «оптантом». Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации «оптанта» вполне может оказаться и взрослый человек, например, безработный; как отмечал сам Е.А. Климов, «оптация - это не столько указание на возраст», сколько на ситуацию выбора профессии.Программа «От рождения до школы» предусматривает формирование представлений детей о труде взрослых в процессе занятий, что в какой-то степени можно рассматривать как элемент формирования представлений о мире профессий. Она знакомит детей 5-7 года жизни с трудом людей ближайшего окружения и их профессиями (от 2 до 12 профессий). При всей универсальности программы «От рождения до школы» в целом все разделы ее, где дети на занятиях знакомятся с трудом взрослых, дают довольно ограниченное представление о профессиональной деятельности взрослых, о мире профессий, а в разделе «Игра» такая задача вообще не ставится.Теоретическая базаДошкольное детство является начальным этапом формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к труду, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям (Т.А.Виноградова, Л.А.Каменева, Т.А.Маркова др.). Психолого-педагогические исследования по трудовому воспитанию дошкольников посвящены формированию у детей дошкольного возраста системных знаний о труде. (В.И. Логинова, С.Н.Николаева, П.Г.Саморукова, М.В.Крулехт и др.) Поиски исследований направлены на выявление основных системообразующих связей, которые могут быть заложены в основу знаний дошкольников об окружающем мире. Исследователи доказали, что освоение детьми системных знаний существенно влияет на становление у них правильного отношения к труду взрослых и собственному труду (Н.И. Кондратьева, Л. В. Куцакова, В.Н.Логинова, П.Г. Саморукова, М. В. Крулехт). На необходимость специального изучения данной проблемы указывают следующие научные работы: исследования М.В.Крулехт, Л.В.Куцаковой.Педагогика и психология связывает воспитывающее и развивающее воздействие обучения, прежде всего, с формированием системных знаний. Система научных знаний об окружающем мире лежит в основе диалектико - материалистического мировоззрения; именно системность знаний обеспечивает быструю мобилизацию воспитательных задач. Еще К.Д. Ушинский утверждал: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».Обратимся к понятиям «система», «система знаний», и «систематизация», «системные знания».К. Платонов утверждал, что «система» - это комплекс некоторых объектов и элементов, находящихся в определенных отношениях друг другу. А науку ученый называл системой знаний.Под систематизацией принято понимать объединение предметов или знаний о них путем установления существенных связей; установление порядка между частями целого на основе определенных закономерностей, принципов или правил. Исходя из определения, мы можем попытаться выделить признаки системности знаний. Они могут быть определены как система, если они включают: знания о самих предметах, объектах или явлениях действительности (их структуре, свойствах, качествах и т. д.) и знания о существенных связях между ними. Учитывая это, можно сделать вывод о том, что систематизация знаний возможна на разной степени их глубины и обобщенности: и на эмпирическом уровне, когда основное содержание знаний показано в форме представлений - образов ранее воспринятых предметов и явлений, и на более высоком — теоретическом уровне, когда знания имеют форму понятий, а связи характеризуются как глубокие закономерности.Таким образом, система знаний по мере накопления материала и освоения детьми все более глубоких связей становится выше по степени глубины и обобщенности. И, следовательно, на разных ступенях обучения возможно формирование такой системы знаний, которая затем будет расширяться и углубляться. Отсюда можно сделать вывод, что в педагогике и в психологии доказана необходимость формировать небольшие элементарные знания о труде взрослых уже в дошкольном возрасте. В процессе обучения у детей могут быть сформироваться систематизированные и системные знания о труде взрослых, которые оказывают важное влияние на умственное развитие дошкольников.Первыми представителями, разработавшими теоретическую основу программы знаний о труде взрослых для дошкольников, являются ученые педагоги В.И. Логинова, М.В. Крулехт (г. Санкт-Петербург), которые считают, что ребенка необходимо знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будут формироваться представления о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Другие педагоги - С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова (г. Москва) - полагают, что необходимо знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессии появляются в ответ на потребность людей в ней: врач нужен, чтобы лечить людей. Ознакомление с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека. В дошкольном возрасте дети овладевают знаниями о том, как правильно организовать и построить трудовой процесс (М.В. Крулехт). Системные знания о труде обеспечивают успешное развитие детской речи. В несколько раз увеличивается словарь, обозначающий предметы и орудия труда, трудовые действия и их характеристики. Освоенный словарь дети успешно используют в описательных рассказах. Системные знания о труде вызывают устойчивый интерес к нему, желание научиться трудовым процессам взрослых. Отношение детей к овладению трудовой деятельностью становится осознанным: возникает стремление учиться тому, что ребенок не умеет делать. Тем самым формирование системных знаний о труде подготавливает основу для освоения этих же трудовых процессов детьми.Таким образом, формирование системных знаний о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, раскрытие центральной, системообразующей связи понятия - эта связь преобразования человеком предмета труда (исходного материала) в продукт (результат труда), удовлетворяющих потребности человека. Так например, при знакомстве с трудом повара, дети узнают, что он готовит пищу из продуктов, использует определенные инструменты, и обладает умениями, посредством которых, он сможет приготовить обед.Кроме центральной связи в содержании системных знаний о труде включена связь функционирования, предполагающая показ значимости каждого компонента труда (цель, предмет, орудия труда, трудовые действия и их промежуточные результаты) в достижении итогового результата, последовательность их включения в трудовой процесс. Ведь, для того чтобы реализовать задуманное, человеку нужны материалы или предметы труда соответствующего качества, инструменты. Он должен действовать с определенной логикой, качественно выполняя каждое действие. Это позволяет ребенку показать структуру труда, сам ход достижения результата. Системные знания о труде дают возможность детям строить собственные трудовые процессы в соответствии со структурой трудовой деятельности взрослых, становясь ее субъектом, что экспериментально доказано. (М.В. Крулехт)Исследования последних лет, обобщение и анализ педагогического опыта показывают, что детям дошкольного возраста доступно понимание разнообразных по содержанию и характеру связей людей разных профессий, занятых на одном и том же предприятии.Одна из основных задач дошкольной педагогики - отобрать доступные для восприятия и понимания профессии взрослых и на их основе определить элементарные системы знаний, имеющие наиболее важное значение для развития и воспитания детей.Важно, чтобы эти системы знаний отбирались исходя не только из задач умственного воспитания детей, но и служили основанием для формирования у детей бережного и заботливого отношения к труду.Необходимо также отобрать те знания о профессиях, которые при последующем обучении (прежде всего в начальных классах школы) не отбрасывались и не заменялись новыми, а получали дальнейшее углубление и развитие. Важно, чтобы основное содержание формируемой системы знаний осваивалось через непосредственное общение детей с природой, на прогулках, экскурсиях, в процессе труда и игры с природным материалом. Ведущая роль обучения в непрерывной образовательной деятельности в таком случае будет заключаться в систематизации знаний, углублении понимания связей и отношений между миром взрослых, предметами. И задача педагога-помочь ребенку осознать свои возможности, проявить творчество в самостоятельной детской деятельности, ориентируясь по методу «игра-труд».В докторском исследовании В.И.Логиновой были определены этапы формирования системных знаний о труде взрослых у дошкольников. Эти этапы позволили определить логику и условия построения системных знаний о профессиях:-формирование отношения к труду;- воспитание потребности трудиться;-усвоение трудовых знаний, умений, навыков в основных видах труда.Знакомясь с окружающей действительностью путем непосредственных наблюдений, а также с помощью словесных объяснений, даваемых воспитателем, ребенок узнает о том, какую пользу приносит труд конкретного человека. В результате у ребенка-дошкольника очень рано начинает формироваться положительное отношение к труду, уважение к трудящемуся человеку, стремление подражать ему в своей деятельности. Если ознакомление с трудом взрослых сочетается с посильным для дошкольника участием в трудовой деятельности семьи или коллектива детского сада, то представление о важности, полезности труда приобретает действенный характер, перерастает в настоящее трудолюбие, стремление принять участие в трудовой деятельности и как можно лучше выполнить порученное дело.Одним из путей формирования у дошкольников представления о значимости труда является ознакомление с профессиями. Сюда включаются элементарные знания о труде окружающих ребенка людей, видах и орудиях труда, труде людей на фабриках, заводах, средствах сообщения, в сельском хозяйстве. Знания о трудовой деятельности являются центральным звеном знаний о социальной действительности. Эти знания имеют решающее значение в социализации личности ребенка. Они обеспечивают понимание задач общества и каждого человека. Знания о труде людей и понимание значения трудовой деятельности обусловливают развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности, положительного отношения к труду и его результатам уже в дошкольном возрасте. Знания о мотивах, направленности труда регулируют поступки детей, перестраивают их отношение к собственному труду, к труду взрослых, а также к предметам, созданным людьми. Формирование у детей правильных представлений о труде взрослых, привитие интереса и уважения к людям труда, положительного эмоционального отношения к трудовой деятельности окружающих людей - важнейший компонент психологической готовности к труду. Ребенок-дошкольник обладает высоким уровнем познавательной активности и очень рано начинает интересоваться трудовой деятельностью людей. Жизнь ребенка протекает в определенной социальной среде, в которой он ежедневно имеет возможность наблюдать труд взрослых, накапливать впечатления, а затем в играх и в быту стремиться подражать взрослым. Поощрение этого интереса, утоление жажды знаний о труде взрослых, создание условий для получения максимального объема такой информации и наиболее эффективного ее усвоения имеет первостепенное значение. Усвоение детьми определенных знаний  о труде людей различных профессий приводит к возникновению у них нового типа поведения, который опосредуется сложившимися представлениями о трудовых и общественных функциях людей, об отношениях к труду и друг к другу. Более сложной задачей является вычленение результатов труда. Многие дети смешивают результат с процессом труда (врач - «лечит людей», воспитатель - «воспитывает детей»). Самостоятельная дифференцировка этих компонентов структуры образа трудового процесса затруднена, особенно в тех профессиях, где результат не представлен наглядно. В процессе формирования преставлений у детей о труде взрослых наиболее актуальными являются представления о социальной значимости труда. Важность результатов труда различных профессий дети старшего дошкольного возраста понимают в основном правильно, знают, зачем нужна работа воспитателя и врача, шофера и строителя.Но, преставления о социальной значимости труда по своему содержанию сложны, они включают знания о различных результатах труда, удовлетворяющих самые разнообразные потребности людей. Весьма значителен и объем содержания этих представлений, что делает сложным их обобщение, затрудняет формирование понимания значения труда для общества. Формирование обобщенных представлений о важности труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего, четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение - удовлетворить ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволяет ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, стирки одежды). На основе конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда можно формировать обобщенные представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии. Няня вымыла посуду - посуда чистая; накрыла столы к обеду - можно есть; приготовила кровати - можно детям ложиться спать и т.д., т.е. няня заботится о детях в отсутствие родителей. Повар готовит суп, котлеты, компот - заботится о том, чтобы все были сыты. Такие представления позволяют сформировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда. На основе этих первичных обобщений можно формировать более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Отсюда возможно более сложное обобщение: труд - проявление заботы людей друг о друге. Освоение детьми такого обобщения дает возможность при последующей работе каждый новый вид деятельности взрослых рассматривать  с этих позиций и воспитывать правильное отношение к работе и к людям, ее исполняющим. Это высокий уровень обобщений, и он доступен лишь детям старшего дошкольного возраста при условии формирования всех предшествующих представлений в младшем и среднем дошкольном возрасте.Новизна опытаНовизна опыта  состоит в том, что выявлены и экспериментальным путем проверены эффективные формы и методы различных видов детской деятельности детей разного дошкольного возраста, построенные на принципах народности, природосообразности, культуросообразности, естественности, целостности, направленности, связи труда с жизнью, наглядности, ретроспективности.Раздел II. Технология опытаЦель данного педагогического опыта: формирование системных знаний о труде взрослых через различные виды детской деятельности.Для достижения цели были обозначены задачи:1. Изучение теоретических основ проблемы формирования у детей дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых.2. Выявление уровня знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста.3. Разработка и реализация перспективного планирования, циклов игр-занятий по формированию системных знаний о труде взрослых через различные виды детской деятельности.4. Воспитание инициативности, самостоятельности, творческого отношения к делу у детей дошкольного возраста.Гипотеза: полагаем, что различные виды детской деятельность могут стать средством формирования у детей дошкольного возраста системных знаний о труде взрослых при следующих условиях.Тщательный отбор профессий для наблюдений, адекватных возрасту дошкольника.Систематическая организация наблюдений; дидактических игр, непрерывной непосредственно образовательной деятельности.Активизация познавательной деятельности детей в процессе знакомства с трудом взрослых.Внедрение данной технологии в образовательный процесс осуществлялась поэтапно:1этап.-Анкетирование родителей.-Изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме трудового воспитания при ознакомлении детей дошкольного возраста с трудом взрослых.Выявление уровня знаний о труде взрослых у дошкольников.2этап. Разработка перспективного планирования и использование различных видов детской деятельности при ознакомлении с трудом взрослых.3 этап. Рефлексия.Планируя образовательную деятельность, опиралась на определенные дидактические принципы, которые наполнены новым содержанием с акцентом на рассматриваемую проблему и возраст детей: принцип активности; принцип доступности; принцип интеграции; принцип наглядности; принцип научности: принцип прочности усвоения знаний: принцип сотрудничества организации с семьей.Одним из важных условий решения поставленных задач является организация предметно-развивающей среды, при которой процесс ознакомления с трудом взрослых через различные виды детской деятельности будет проходить более эффективно. При оформлении предметно-развивающейся среды учитывала особенности эмоциональной личности ребенка; его индивидуальные социально-психологические особенности, предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.Оформлен трудовой уголок, в котором есть «методическая копилка» дидактических игр по ознакомлению с трудом взрослых; картотека дидактических игр-упражнений, загадок по ознакомлению с трудом взрослых; трудовая лесенка с набором карточек по разным профессиям; иллюстративный материал по ознакомлению с трудом взрослых; художественная литература по ознакомлению с профессиями; тематические альбомы: «Все профессии нужны».Подготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр; картотеки подвижных игр, физминуток, артикуляционных гимнастик, пословиц, поговорок о труде, о различных профессиях.Современные дошкольники получают большой объем информации о труде взрослых из телепередач, художественной литературы, однако эти сведения разрозненные. Задача педагога состоит в том, чтобы в процессе обучения актуализировать этот запас знаний и привести его в систему через разнообразные виды детской деятельности. Педагогическими средствами могут быть и материальные объекты, и предметы духовной культуры, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса, а также разнообразная деятельность: труд, игра, общение. Средствами формирования у дошкольников знаний о труде взрослых могут быть и литература, и музыка, и поэзия, и искусство, а также непосредственно сама непрерывная образовательная деятельность.Согласно циклограмме группы, трудовая деятельность детей планируется каждый день так, чтобы оставалось время как для хозяйственно-бытового труда, так и для труда в природе и для знакомства с трудом взрослого.Методы и приёмы.Большое значение для ознакомления детей с трудом взрослых имеют и беседы с людьми разных профессий. Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому при ознакомление дошкольников с трудом взрослых важную роль играет установление их контактов со взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги.Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых - наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Так, например дети младшего дошкольного возраста знакомятся с трудом взрослых, наблюдая за работой няни, повара, дворника, а дети старшего дошкольного возраста через экскурсии на почту в школу, библиотеку и т.д. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений, экскурсий. Возможность чувственного познания, накопление конкретных сведений о профессиях выдвигает наблюдение, экскурсии в разряд наиболее значимых средств познания о труде взрослых. С их помощью ребенок удовлетворяет свое любопытство, расширяет кругозор и повышает свой познавательный интерес.Одним из эффективных средств решения задач формирования представлений о профессиях являются дидактические упражнения и игры. Они формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Проводя с дошкольниками дидактические игры, направленные на формирование представлений о профессии, осуществляем систематизация знаний о мире труда и профессий. Так например, в среднем дошкольном возрасте мною была проведена игра «Что нужно доктору», а в старшем дошкольном возрасте - более усложненный вариант «Кому что надо для труда», где детям предложено несколько профессий, набор карточек с различными орудиями труда.Использование технологии моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. Основы моделирования формируются в дошкольном возрасте, вырастая из замещений в игре и продуктивных видах деятельности. Так, разыгрывая тот или иной сюжет в игре, дети моделируют взаимоотношения взрослых людей, а при помощи предметов, используемых в качестве игровых заместителей, создают модели, которые отображают взаимосвязи реальных предметов и действий.Педагогическая технология использования моделирования весьма эффективна, она позволяет ребенку наглядно увидеть последовательность включения компонентов в трудовой процесс, осознать существующие между ними связи и зависимости. В формировании у детей системных знаний о труде взрослых используются предметно-схематические модели. Здесь существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Модель упрощает объект, представляет его лишь отдельные стороны, и поэтому без подачи общего представления о профессии невозможно рассматривать структуру трудового процесса. Так, например, во второй младшей группе детского сада начинают знакомить детей с профессиями сотрудников детского сада, то есть с профессиями ближайшего окружения детей. Вместе с этим можно познакомить детей со схематичным изображением профессии, тем самым подготавливая детей к восприятию предметно-схематичного изображения структуры трудового процесса. Например, в игре «Путешествие по городу» детям предлагается определить по изображениям, где что находится (аптека, почта, булочная, и т.д.). Затем игра усложняется, дети подбирают картинки сами, выполняя предложение взрослого: Угадать, как можно показать, что в этом доме, находится аптека, мастерская по ремонту замков, молочный магазин и прочее. Формы организации таких игр могут быть различными: индивидуальные, групповые. Можно предложить детям творческую продуктивную деятельность: нарисовать, изобразить знаками тот или иной предмет, наклеить модель из готовых знаков, конструирование. Далее следует познакомить детей с тем, что схематичным изображением можно обозначить не только предметы, но и действия.Дети старшего дошкольного возраста учатся замещать предметно-схематические модели схематической моделью. Теперь каждый компонент труда представлен в виде одной схематической картинки, обозначающей трудовой процесс. Так, например: цель - это звезда; предмет труда - это схематичное изображение материала; инструменты труда - схематичное изображение какого-либо орудия труда; порядок трудовых действий заменяется на схематичное изображение руки и результат труда. В этом возрасте также усложняются знания детей о профессиях: теперь уже дети знакомятся более углубленно с профессиями и их трудовыми компонентами, отдаленными от окружения детей, например, пожарный, учитель, ветеринар и др.Еще одним из новых средств по ознакомлению детей с трудом взрослых являются интерактивные игры, мультимедийные презентации и развивающиеся мультфильмы. Так, например, при знакомстве с трудом строителей была создана презентация «Кто построил этот дом», где в игровой форме с показом развивающего мультфильма и интерактивной игры детям были даны знания о труде строителей.Формы работы с родителями-консультации по трудовой деятельности;-индивидуальные беседы с рекомендациями;-родительское собрание с показом фрагментов образовательной деятельности;-рекомендации по выбору и приобретению развивающих дидактических игр, мультфильмов по ознакомлению с профессиями;- разъяснительная и образовательная работаРаздел III. Результативность опытаПрименялась методика диагностики знаний детей о профессиях Е.И. Медвецкой «Что такое профессия». (Приложение 1.)Результаты диагностики показали, что целенаправленная работа по формированию знаний о труде взрослых посредством интеграции различных видов деятельности, различных методов и приемов дает положительные результаты: знания детей углубились, стали шире. Таким образом, к концу подготовительной группы дети освоили умственные операции в такой степени, чтобы осуществлять их на более высоком уровне.Опыт работы доказал, что трудовое воспитание - это процесс, интегрирующий все сферы развития и становления личности.В условиях перехода дошкольных образовательных организаций на ФГОС перед воспитателями ставятся задачи развития детей в соответствии с новыми стандартами, формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности. Таким образом, системная работа по ознакомлению детей с трудом взрослых способствует формированию позитивных установок к различным видом труда, становлению самостоятельности, саморегуляции собственной деятельности, воспитанию положительного отношения к труду, желания трудиться.Библиографический список.1. Безруких М.Н., Филиппова Т.А. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2001.2. Безруких М.Н., Филиппова Т.А. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2001. – с.673. Бороздин Ю.А. Трудовое воспитание в педагогической системе К. Д. Ушинского : Диссертация канд. пед. наук : 13.00.01 : Курск, 2001 - 134 c4. Воспитание в труде. /Под ред. Р.С.Буре. – М.: Просвещение,1987.5. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой.- М.: Просвещение,1974.-192с.6. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов пед.институтов. Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой, М.: Просвещение,1988. - 288 с7. Козлова С.А.Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. -М.: ACADEMA, 2004.-415 .8. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. М: Просвещение,1988.-133 с.9. Комарова Т. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 48с.10. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.- Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.11.Крулех М.В. Дошкольник и рукотворный мир: Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности. СПб., 2002.12.Крулех М.В. Трудовое обучение как средство формирования знаний о труде и трудовых умений у детей дошкольного возраста // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста / Под ред. Т.И. Бабаевой. Л., 1987.13.Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 276с14. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. - Балашов : Николаев, 2005. - 76 с.15. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В.Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10.- с.56-63.16. Мир детства. Дошкольник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1987.17. Мухина В.С.Психология дошкольника . - М.: Просвещение,1975. - 239 с.18. Нравственно-трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А.Козловой. М., 2002.19. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В, Потапова. -М.: ТЦ Сфера, 2008.- 64с.20. Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 196421. Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч. В 3-х т. М., 1979, т. 1. - с. 22922.Трудовое воспитание детей дошкольного возраста из опыта работы Под ред. М.А. Васильевой. М.: Просвещение, 1984.- 204с.23. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание.- 1978.-№10.- с. 64-69.Приложение 1Виды и формы детской деятельностиВиды детской деятельностиФормы работыИгроваяИгры с правилами, сюжетные игры, дидактические игры, игровые ситуации, создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения, игры с элементами спорта, пальчиковые игры, театрализованные игры, народные игры, музыкальные игры, хороводные игрыКонструирование и изобразительная деятельностьРисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд, проектная деятельность, творческие задания, изготовление (предметов для игр, познавательно- исследовательской деятельности, украшений к праздникам, сувениров и др.), создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление атрибутов к сюжетно - ролевым играмПознавательно - исследовательскаяЭкспериментирование, реализация проекта, коллекционирование, путешествие по карте, во времени, наблюдение, рассматривание, экскурсии, решение проблемных ситуаций, моделирование, исследование, увлечения, игры (сюжетные, с правилами), интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи - шутки, ребусы, кроссворды, шарады), мини-музеи, конструированиеКоммуникативная - Беседа.Беседа, ситуативный разговор, составление и отгадывание загадок, игры (сюжетные, с правилами, театрализованные), игровые ситуации, этюды и постановки, , рассказ с дальнейшим обсуждением, чтение, рассматривание с дальнейшим обсуждением, интервьюирование, проектная деятельность, коммуникативные игры, свободное общение по теме, драматизацияЧтение художественной литературыПересказ главных событий, определение последовательности событий, заучивание и рассказывание беседа, театрализованная деятельность, самостоятельная художественная деятельность, досугиСамообслуживание и элементарный бытовой трудСамообслуживание, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд (работа с бумагой, тканью, природным материалом), дежурство, поручения.МузыкальнаяСлушание, исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах и др.), импровизация, экспериментирование, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, беседыДвигательнаяПодвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, физкультминутки (не менее 2), соревнования, игровые ситуации, досугПриложение 2Модель образовательного процесса.Социально-коммуникативное развитие - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.Образовательная областьСовместная деятельность педагога с детьмиСамостоятельная деятельность детейСовместная деятельность с семьёй.Социально-коммуникативное развитие направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.Беседы: «О профессиях», «Наша дружная семья» (обязанности в семье).Решение проблемных вопросов, ситуаций: «Чем я могу помочь взрослым в моей семье?»,Игровые ситуации: «Поможем младшему воспитателю»Дидактические игры: «Пазлы - составь картинку о профессиях», «Лото-профессии», «Кто где трудится», «Кому что надо для труда», «Оденем куклу на прогулку», «Красиво сервируем стол» и т.д.Психогимнастичес-кие этюды: «Покажи, как ты помогаешь дома», «Дружная семья»,Сюжетно-ролевые игры:«Кафе-столовая», «Детский сад», «Школа», «Прачечная», «Строители», «Аэропорт», «Ателье», «Парикмахерская», «Шоферы», «Путешествие на корабле», «Больница», «Больница для животных», Драматизация «Ясочкин садик», «Петушек», «Мы едем-едем-едем»Изготовление атрибутов для совместных игр в детском саду.Театр жестов «Угадай жестами что я делаю (кем работаю)»Постановка кукольного театр «Колосок»Совместное рисование «Труд работников детского сада»Создание книжек-малышек для младших детейЧтение художественной литературы: «Вредные советы» Г.Остера, сказки народов севера, русские народные сказки, сказки современных авторов (Т.Александрова.)Рассматривание репродукций, картин, фотографий, рисунков о профессиях, труде взрослых и детейОказание посильной помощи воспитателю и помощнику воспитателяИгровые ситуации «Накроем стол к обеду», «Каждой вещи свое место» и т.д.Поручения: дежурства по столовой (поставить салфетницы, разложить ложки), уголку природы (полив растений), на участке (почистить снег или песок с дорожек, скамеек, сгребание снега в кучу)Рассматривание иллюстраций на темы: «Безопасность в быту, на улице»; обсуждение ситуаций,Экскурсии, по детскому саду (кухня, прачечная ит.д.), в школу.просмотр видеозаписей, развивающихся мультфильмов, мультимедийных презентацийРассматривание альбомов, иллюстраций, сюжетных картинок, буклетов о труде взрослых, о профессиях, опасных ситуаций, специального транспортаСюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Больница», «Театр»«Магазин», «Парикмахерская», «Кафе» и т.д.Настольно-печатные игры.Выполнение коллективных поручений (уборка игрушек, пособий)Оказание помощи малышамСамообслуживаниеКукольный театр. Театрализованные игры.Работа в уголке изо (книжки-раскраски)игры с пескомРодительские собрания, семинары-практикумы.Оформление информационных блоков, библиотечки семейного чтения по трудовому воспитанию.Индивидуальные и групповые консультации;Участие в досуговых мероприятиях.Проектная деятельность.Выставки совместного творчества.Оформление листов к тематическим альбомам «Кем работают мои родители», «Как я помогаю дома».Выставки рисунков, плакатов,изготовление макетов,Привлечение к оформлению групповой комнаты.Беседа с представителями разных профессийПриложение 3Примерное перспективное планированиеПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ.СРЕДНЯЯ ГРУППА.№ п/пСрокТемаЗадачиСодержаниеянварьПовар. Формировать представление детей о труде повара; структуре трудового процесса приготовления пищи, о бережном отношении со столовыми предметами и предметами бытовой техники развивать познавательный интерес, формировать представления об объектах ближайшего окружения; воспитывать чувство уважения к труду повара.Беседа: «Профессия повар».Дидактическая игра: «Без чего?», «Повар», «Варим компот».Чтение худ. литературы: февральВодитель.Формировать у детей представления о труде шофера. Развивать умение отражать свои впечатления о труде в игровой деятельности.Совместная деятельность «Профессии на транспорте»Чтение А. Барто «Грузовик».мартПродавец.Дать представление о труде работников торговли в разных торговых точках, закрепить представление о трудовых действиях продавца. Воспитывать вежливостьРассказ воспитателя: «Продавец».Сюжетно-ролевые игры: «Продавец».апрельПарикмахер.Познакомить  с профессией парикмахера. Дать представление о его труде, о оборудовании и материалах, необходимых для работы.Дать понять, что труд является основой благосостояния каждого человека и общества в целом.Создать условия для творческого самовыражения.Рассказ воспитателя о труде парикмахера.НОД: «Портрет любимой мамочки»».майВрач.Дать представление о работе врача(педиатр, окулист),осматривают больного, выписывают лечение. Воспитывать ответственность за свое здоровье ,понимать важность здорового образа жизни.Чтение худ. литературы: «Врач»В.Степанова.«Лечу куклу» П.ОбразцовДоктор О. ЕмельяноваДидактическая игра: «Без чего?», «Таня простудилась». Рисование «Скорая помощь для Доктора Айболита».Конструирование «Больница для зверей».ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ.СТАРШАЯ ГРУППА.№ п/пСрокТемаЗадачиСодержание1.сентябрьШвея.Познакомить детей с трудом швеи. Формировать представления о коллективном труде взрослых. Воспитывать у детей уважительные отношение к людям данной профессии. Обогащения словаря: нитки, иголка, выкройка, швейная машинка.Познакомить с историей тканей и их свойствамиСовместная деятельность: «Кто нам шьет одежду».Сюжетно - ролевая игра «Ателье».Дидактическая игра «Наряди куклу» Обогащения словаря: водопроницаемая, болонья, закройщик, рюш, тесьма.Рассматривание альбома: «Какие бывают ткани».2.октябрьСтроительПознакомить с трудом строителя; расширить знания об орудиях труда строителя. : Уточнить о последовательности всех этапов строительства: (выбор и подготовка строительной площадки, закладка фундамента, возведение стен, перекрытий, отделочные работы). Закрепить знания о людях строительных профессий: экскаваторщик, бульдозерист, бетонщик, каменщик, монтажник, сантехник, плотник, маляр – штукатур, Воспитывать уважение к труду строителей, желание быть похожими на них.Чтение художественной литературы (Е. Пермяк «Мамина работа»; Г. Люшнин  «Строители»;    В. Маяковский «Кем быть»).Презентация: «Профессии на стройке».Познавательная беседа: «Люди каких профессий строят дома?».3.ноябрьПочтальон. Познакомить с трудом почтальона, как выдают и получают посылки; объяснить для чего нужна почта людям;  развивать познавательный интерес, формировать представления об объектах ближайшего окружения ; активизировать словарь и наблюдательность; воспитывать уважительное отношение к труду работников почты через понимание его значимости.Презентация «Из истории почты».Совместная деятельность: «Профессия -почтальон».Консультация для родителей по изготовлению совместно с детьми открыток из бумаги своими рукамиКонсультация для родителей «Почтовая открытка: история и современность»декабрьПолицейский.Сотрудник ДПС.Конкретизировать знания детей о профессии милиционера, он поддерживает порядок на дороге, следит, чтобы водители соблюдали правила дорожного движения. Активизировать словарь детей: пешеходный переход, тротуар, пешеход, пассажир, дорожные знаки, транспорт, инспектор ДПСБеседа: «Полицейский»Презентация «История светофора».ЯнварьХудожник.Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Уточнять представления о труде художника, о том, что, необходимо художнику для работы. Формировать представления о разнообразии результатах труда людей этой профессии и общественной значимостиБеседа: «В мастерской художника».Загадки о художнике, красках, кисточке, портрете.Чтение художественной литературы: Т.Травник «Юный художник», Дидактические игры: «Цвет и форма», «Составим пейзаж», «Холодно-тепло», Подвижная игра: «Краски»Рассматривание  иллюстраций, картин, фотографий.НОД : «Художественное творчество»ФевральВоенный.Уточнить знания о том, что в каждой стране есть Армия. В армии служат солдаты, матросы, офицеры, генералы, адмиралы. Все они защитники Отечества. В армии есть корабли, самолеты, вездеходы. Вся техника должна быть в полном порядке. У военных есть разное оружие: пистолеты, пушки, минометы, ракетные установки. Все защитники Отечества изучают военную историю. Каждая военная профессия почетная и важная.Чтение художественной литературы: «Шел по улице солдат» Баруздин, «Наша Армия» Митяев, «Профессии. Какие они?» Т.А. Шорыгина.Парад военной техники.мартРаботники ателье.Дать представление о труде работников ателье: закройщица, приёмщица, швея. Расширять знания об инструментах и оборудовании, облегчающие труд работников ателье. Воспитывать бережное отношение к вещам.Пальчиковые игры: «Наперсток», «Платье».Словесные игры «Смысловые парочки», «Четвертый лишний»Сюжетно-ролевая  игра «Ателье. Дом мод», «Дизайнер одежды», «Магазин ткани».Дидактическая игра: «Кому что нужно для работы», «Откуда пришло платье», «Кем быть», «Подбери платье».Чтение художественной литературы: Т. Шорыгина «Швея», Т.Шорыгина «Новое платье», Г.Х.Андерсен «Новое платье короля», С.Михалков «Дядя Степа», Б.Заходер «Портниха»;НОД: «Одежда наших предков».апрельМоряки.Уточнить знания о труде: капитана, моряка, водолаза, рыбака. Расширить знания о труде водолаза – это опасная и трудная профессия. Он должен быть мастером на все руки: и монтажником, и строителем и ремонтником. Водолаз все работы выполняет под водой. Рыбаки ловят рыбу и в реке и в море. Ловят большими сетями с корабля, которые называются траулерами. Но вначале рыбаки выслеживают стаи рыб а помогают им в этом специальные приборы – эхолоты. Воспитывать уважение к труду взрослых. Активизация слов: Скафандр, боцман, водолаз, траулер, сети, механик.Беседа: «Отважные моряки», «Кто такой водолаз?», «Профессия рыбак».Аппликация:«Корабли на рейде».Рисование «По морям, по волнам».майАртист.Композитор.Расширить представления детей о профессиях искусства. Композитор – сочиняет музыку, песни, которые любят петь взрослые и дети. Для этого нужен большой талант и большой труд. Композитор рассказывает с помощью музыкальных звуков о том, что думает человек. По нотам сочинение композитора исполняет музыкант – на скрипке, рояле, трубе. Чтобы стать хорошим композитором, нужно долго учиться в музыкальной школе, училище, консерватории. Актер работает в театре, благодаря мастерству актера на сцене оживают любимые герои. Чтобы стать хорошим артистом, нужен особый талант и труд. Актеры каждый день репетируют, учат наизусть роли, тренируют голос и движения. Активизация слов: костюм, парик, грим, занавес, театральные персонажи.Беседы: «Театральная азбука»Сюжетно-ролевая игра: «Театр», «Я - гример», «Костюмер».Беседа: «Колыбельные песни русских композиторов»Беседа: «Профессия Артист».ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ.ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА.№ п/пСрокТемаЗадачиСодержаниесентябрьУчитель1.Создавать у детей представление о труде учителя.2.Показать специфику работы учителя, его любовь к детям.3.Воспитывать уважение к его труду.Чтение рассказа Л. Толстого «Филипок».Конструирование (из строительного материала) «Школа»Организовать экскурсию для детей совместно с родителями в школу № 4.С\Р игра: «Школа»октябрьХлеборобФормировать представления о профессиях: механизатор; комбайнер,тракторист. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Обогащать представления детей о труде хлебороба; расширять знания о сельскохозяйственной технике.Игра «Что сначала, что потом». Познавательная беседа «Как хлеб на стол пришёл?».Беседа о труде хлеборобов «Сколько рук хлеб растило, сохраняло, берегло?».Дидактическая игра «Кто я?» (о профессиях, которые связаны с хлебом).Решение проблемного вопроса «Бывает ли хлеб лёгким?».Совместная деятельность «Хлеб — всему голова».Выставка поделок из соленого теста.Лепка хлебобулочных изделий из теста.Творческое фантазирование «Путешествие Пирожка».Заучивание пословиц о хлебе.Драматизация сказки «Колосок».Рассматривание натюрморта И.Машкова «Снедь московская: Хлебы».Чтение художественной литературы: М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб» М.Глинская «Хлеб»; В.Крупин «Отцовское поле»; В.Дацкевич «От зерна до каравая»;Н.Верещагин «Золотой колосок».ноябрьПисательДать детям представление о труде людей творческих профессий. Уточнить знания детей о том, как делается книга, что на изготовление книги затрачивается труд многих. Закрепить знания о профессиях людей, которые издают книги и журналы (писатель, журналист, художник, работник типографии, редакторы, издатели, корректоры, наборщики.) Подвести детей к пониманию того, что к книгам надо относиться очень бережно, чтобы книги жили, как можно дольше. Активизация слов: Писатель, журналист, типография, корректор, редактор.Рассматривание книг. Чтение произведений различных литературных жанров.Игровые упражнения: «Придумай сказку», «Сочини небылицу», «Что будет если…», «Что сначала, а что потом». Драматизация сказок.декабрьБиблиотекарь1.Познакомить детей с профессией библиотекаря, работой библиотеки.2.Воспитывать уважение к труду библиотекарей.3.Уточнить представление детей о роли книги в жизни людей.С\Р игра «Библиотека»Выставка книг. Экскурсия в детскую библиотеку.Беседа с детьми о профессии библиотекарь, объяснение, показ иллюстраций, чтение стихов, пословиц и отгадывание загадок. Создание атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Библиотека».Мастерская по ремонту книг.ЯнварьХудожница хохломской росписиДать представление о труде художницы хохломской росписи; познакомить с последовательностью изготовления хохломской посуды.Виртуальная экскурсия на фабрику «Хохломская роспись».Мастер-класс «Роспись ложки».Мини-музей «Ложечка точеная».Заучивание стихов о хохломе. Участие в конкурсе «Мисс Хохлома».Д/и «Магазин сувениров».Рисование «Ложка для Жихарки».Чтение А.Алехин «Матрешки; С.Жегалова «Росписи хохломы».Ю.Чичков «Наша хохлома»О.Симонова «Частушки о хохломе».февральПожарный.Познакомить детей с профессией – пожарный. Это смелые и сильные люди. Они вступают в бой с огнем. Пожарные постоянно тренируются. Проводят специальные учения. Пожарные носят специальную одежду. Защищающую их от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах – прочные и удобные сапоги Пожарные гасят огонь водой или специальной пеной. Спасают от огня людей, животных и ценные вещи. Закрепить знания о том, какие машины помогают пожарникам. Уточнить правила поведения детей при пожаре. Воспитывать уважение к труду пожарного, желание быть похожими на них – самоотверженными, бесстрашными, ловкими, сильными.Чтение стихотворения С.А.Васильевой «Пожарный».Аппликация «Пожарная машина»С\Р игра Мы – пожарные».Беседы: «Спички детям не игрушки», «Эти предметы таят опасность»НОД: «Огонь добрый, огонь злой»Художественная литература: Б.Житков «Пожар», С.Я. Маршак «Сказка про спички», «Рассказ о неизвестном герое»Д/и «Опасно-неопасно», «Что нужно пожарному»Изготовление плакатаДраматизация сказки «Кошкин дом»С-р игра «Мы пожарные»НОД. Физическое воспитание «Пожарные на выезде»мартЛесничий.Познакомить детей с трудом лесничего. Формировать реалистические представления о труде лесника. Уточнить, что главный человек в лесу – лесник. Он знает, где растут деревья. Какие из них надо рубить , а какие нужно лечить, где нужно посадить новые деревья. Знает повадки обитателей леса, ведь для них лес – дом родной. В лесу много работы, работа лесника трудная, а иногда и опасная. Лесник живет в лесу, вдали от города. Десятки километров в день леснику приходится проходить пешком, на лыжах, ездить верхом. Лесник помогает животным и растениям. Зимой делает кормушки для птиц и животных. Воспитывать уважение к труду лесника, желание беречь природу.Чтение рассказов: С. Михалкова «Ёлочка», Г. Скребицкого «Лесное эхо», «Сказки следопыта», Н. Сладкого «Лесной календарь», «Лесные сказки», «Вот я иду по лесу».Рассматривание картинок и иллюстраций с изображением лесника и лесных животных в разное время года.Заучивание стихов об обитателях леса.Беседа на тему «Лес – наше богатство», «Сохраним нашу природу».Просмотр презентации «Кто в лесу главный?» апрельКосмонавт.Расширять знания детей об освоении космоса. Дать знания о том, что полет человека в космос- труд многих людей. Воспитывать гордость за свою страну.Беседа «Семья планет».Беседа «Что такое космос». КонструированиеТема: «Космонавты у ракеты». РисованиеТема: Космическая фантазия. ЛепкаТема: «Космонавт в скафандре». Дидактические игры:- «Восстанови порядок в солнечной системе»- «Найди лишнее» - «Подбери созвездие».- «Найди недостающую ракету»- «Добавь словечко»-«Куда летят ракеты»Чтение художественной литературы:Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность. - П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,- Н.Носов « Незнайка на луне»- стихотворения о космосе.- загадки о космосе .Индивидуальная и групповая работа:- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе).- собирание пазлов (тема  «Космические пазлы»)- выкладывание картинок из счетных палочек- рисование на крупе.- индивидуальная работа по развитию речи  игра “ Скажи наоборот» майВетеринар.Формировать представление о труде ветеринара. Учить устанавливать причинно-следственные связи: значение ухода за животными на их рост и здоровье. Воспитывать желание ухаживать за животными.Беседа по теме «Что за профессия ветеринар?».• Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.• Чтение и обсуждение отрывка из произведения К. Чуковского «Айболит».• Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Ветеринарная больница».• Дидактические игры «Животные и их детеныши» и др.• Пальчиковые игры про животных.• Рисование «Микстура для больного котенка» (разукрашивание).• Просмотр презентации «Ветеринарный врач».• Совместная деятельность: дикие и домашние животные, в гости к нам пришел добрый доктор Айболит, правила поведения с животными.• Создание альбома «Мой четвероногий друг». 

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X