Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Родионова Вера Юрьевна

«Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения»

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 374 Красноармейского района Волгограда»Статья на тему«Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения» Автор: Родионова Вера Юрьевна, воспитатель МОУ Детский сад № 374Волгоград,2021 Актуальная проблема современности - взаимодействие человека с природой. Формирование в каждом ребёнке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Дети дощкольного возраста любознательны, прирожденные исследователи. Важно научить дошкольников не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в ее создании. Но у детей с нарушениями зрения познавательные интересы ослаблены, недостаточно сформированы восприятие и воображение, ограничивается овладение социальным опытом, поэтому важно развивать у них зрительное восприятие. Развитие зрительного восприятия, по исследованиям А.И. Клапана, Л.П. Григорьевой предполагает:-координация движений глаз и руки;-формирование способности к обнаружению, различению и опознанию предметов с различного расстояния; способности к цветоразличению;-расширение специальных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;-обогащение представлений, активизацию мыслительных операций;-совершенствования практической деятельности. Таким образом, развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения проводится в сочетании с развитием всей познавательной деятельности, с формированием первоначальных знаний и представлений о природе и основ экологической культуры, а не изолированно. В нашем детском саду формирование основ экологической культуры осуществляется в следующих формах:- наблюдения за природными явлениями,- экологические занятия, - специально организованные игровые обучающие ситуации, - целевые прогулки, экскурсии. В процессе данной деятельности решаются такие задачи, как:-формирование всех сторон речи; автоматизированных навыков синхронности действий руки и глаза, всех психических процессов;-восприятие формы и величины предмета, пространственной ориентировки;-развитие мелкой моторики и осязания. При проведении интегрированных занятий, прогулок используем разные формы и методы работы. В детском саду для детей с нарушениями зрения разработан специальный комплекс игр на прогулке в соответствии с этапами лечения (ортоптика, диплоптика, стереоптика). С целью развития прослеживающей функции глаза проводятся наблюдения за машинами, полётом птиц, бабочек, облаков, паданием листьев, снежинок. На прогулке проводится игровая гимнастика для глаз («глазками моргаем, полёт бабочки изображаем, закроем глазки и послушаем, как щебечет птичка, широко откроем глазки, чтобы увидеть гнездо сороки на верхушке дерева, закрываем ладошками глаза после того, как взглянем на солнце»). Используются игры: «Далеко-близко», «Прогулка в лесу», «Жук», «Стрекоза», «Зайчик», «Лучик солнца», «Ветер», «Дождик». Проводим игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений зрительного восприятия: -«Найди одинаковые по цвету (форме) листья, цветы, плоды, семена», «Найди самое высокое (самое низкое) дерево»;-«Собери букет из листьев желтого, красного, оранжевого, коричневого цвета», «Собери букет из листьев разного цвета»;-«Расскажи, что на участке расположено близко (ближе) к тебе, что далеко (дальше) от тебя». Игры, направленные на коррекцию нарушений ориентировки в пространстве, проводим по словесной инструкции, по предметным ориентирам, звуковым сигналам, с использованием схем пути и схем участка. Это такие игры, как:-«Расскажи, в каком направлении нужно идти», «Иди в ту сторону, откуда позвали (откуда слышишь звук), «Расскажи, в каком направлении ты пойдёшь («направо», «налево» и т.д.);-«Дойди до хозяина экологической тропы»;-«Найди спрятанную шишку, переходя от одного предмета к другому»-«Сделай пять шагов вперёд. Поверни направо. Сделай три шага… и т.д.»,- «Иди по схеме экологической тропы до березовой аллеи».-«Найди по схеме то, что назову (например, метеостанцию, огород и т.д). На прогулке большое внимание уделяем двигательной активности детей. Включаем игры и упражнения с различными видами ходьбы и бега по опавшим листьям, по заснеженным тропинкам: -«Пройди по дорожке, иди точно посередине, не наступая на края дорожки»;-«Пройди по снежному буму (скамейке), сохраняя равновесие. Контролируй свои движения глазами»;-«Перебрось снежок. Следи за полетом глазами»;-«Кто быстрее добежит до ёлки?» и другие.Для развития осязания и мелкой моторики используем игры:-«Чудесный мешок»; «Найди самую большую шишку»;-«Кто скорее соберёт шишки/жёлуди»; «Угадай, что я загадала;-«Сортировка шишек/каштанов по величине» и др. Также проводим игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений познавательной деятельности. В них дети с нарушениями зрения учатся наблюдать, познавать окружающий мир, используя при этом и нарушенное зрение, и все сохранные анализаторы. Наблюдая за изменениями, происходящими в природе в разные времена года, рассматривая деревья, кусты, насекомых, используем при этом лупы. Все эти игры и упражнения проводим с опорой на непосредственное восприятие детей:-«Найди дерево (куст) по описанию»,-«Назови и покажи цвета осени (зимы, весны, лета)», Опиши признаки весны (лета, осени, зимы), которые ты увидел, услышал, почувствовал», «Назови на участке названные кусты, цветы», «Назови перелётных птиц, зимующих. Опиши их»;-«Расскажи, какая сегодня погода» и т.д. В исследовательской лаборатории ребята ставят различные опыты, создают коллажи, предметы из природного материала. Для развития и формирования обонятельной чувствительности используем материалы М. Монтессори, так называемые коробки с запахами: приятные, острые, обжигающие, горькие, кислые, сладкие запахи. Для ребёнка - дошкольника наиболее понятными будут пищевые, медицинские, хозяйственные запахи и цветочные ароматы. Трудно переоценить эмоциональную и целебную силу цветов, трав, деревьев. Территория нашего детского сада озеленена насаждениями по всему периметру, дети любуются красотой природы во все времена. Учим детей бережно и заботливо относиться к живой природе: не рвать и не топтать цветы, обследовать растения очень осторожно, слегка прикасаясь к ним кончиками пальцев, поглаживая и легко ощупывая их; не уничтожать насекомых, лягушек. Таким образом, применение различных форм и методов формирования экологической культуры дает возможность сделать коррекционный процесс более естественным и гармоничным, соответствующим природным потребностям детей в движении, игре, творчестве. Такой подход позволяет обогатить сенсомоторный компонент в знаниях детей об окружающем мире, то есть раскрепостить и качественно улучшить развитие детей с нарушениями зрения.Список литературы:1. Григорьева Л. И., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.- М., 1960 г.2. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. 2-е изд.—М.: Просвещение, 1994.—223 с.: ил.3. Николаева С.Н. Юный эколог, Программа экологического воспитания в детском саду - М: Мозаика - Синтез, 2010-112 с.4. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушениями зрения. – М.: Город, 1998 г. - 20 с.5. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. М., 19986. Подколозина К.И. Игры и упражнения для обучения ориентировке в пространстве слабовидящих детей подготовительной к школе группе / В кн.: Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушениями зрения. Под редакцией Л.И Плаксиной. – М.: 15 г. – с.42  

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X