Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Мехтиева Дилара Сефербековна

Роль мелкой моторики в развитии двигательной сферы дошкольника

скачать документ

Вернуться назад

Роль мелкой моторики в развитии двигательной сферы дошкольника Роль двигательного анализатора в жизни человека неоспорима. Основоположники русской физиологической школы И.П. Павлов, И.М. Сеченов указали, что нет действия, которое не выражалось бы в движении. Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению. К сожалению, в настоящее время, именно двигательное развитие детей вызывает особое беспокойство родителей, воспитателей и учителей начальных классов. Развитие двигательной сферы, произвольных движений и движений руки является одной из важнейших составных готовности ребенка к школьному обучению.По данным физиологов, психологов, педагогов (М.М. Кольцова, М.М. Безруких, Н.Т. Лебедевой и др.) у 30% первоклассников, поступающих в школу, выявлено отставание в моторном развитии, а у 38% отмечаются трудности при формировании навыка письма. Признаками затруднений у детей являются медленное и неуверенное выполнение упражнений. Указанные трудности требуют особого внимания при работе с детьми дошкольного возраста по формированию психомоторной сферы. Конечно, такая работа подразумевает активизацию всего опорно-двигательного аппарата ребенка, но особое внимание следует обратить на развитие мелкой моторики руки и зрительно-моторной координации . Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. Кольцова, Н. Новикова, Н. Бернштейн).Понятие «мелкая моторика» означает движение рук в буквальном переводе. В истории развития человечества часто роль рук подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развить с помощью жестов язык общения первобытных людей. Исследования ученых показывают, что движения руки возникают только в результате воспитания и обучения. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. Психофизиологические исследования лаборатории, возглавляемой М.М. Кольцовой, подтверждают положительное влияние мелких движений руки и пальцев на функционирование мозга, становление речи. От натренированности мелких мышц кисти руки и пальцев ребенка зависит точность написания букв со сложными элементами. Если мускулатура пальцев слабая, нет точной зрительно-двигательной координации, рука быстро устает, поэтому на первых этапах обучения письму у детей появляется неудовлетворенность, перерастающая в нервозность. Профилактике этой школьной трудности поможет систематическая работа с дошкольниками по развитию мелкой моторики руки, графических умений, точности пространственного восприятия.Кроме того, совершенствование ручной моторики способствует активизации различных зон головного мозга. Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. Таким образом, изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом.Мелкая моторика - это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она - необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, - выработанных в ходе культурного развития человеческого общества. С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становиться ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные исследования М. Кольцовой, Л. Фоминой показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удается. Между тем, эффект тренировки тонкой моторики для речевого развития часто невелик. Привычный набор занятий в ДОУ – это, конечно, же плетение, лепка, нанизывание, вкладывание предметов, конструирование, мозаика, вырезание, рисование и штриховка. Используется движение первых трех пальцев, тех, что постоянно активны и в быту и в общении. Ими ребенок ест, жестикулирует. Эти три пальца и смежная с ними часть ладони, соответствующее им двигательное поле можно обозначить как социальную зону руки. Два последних пальца – безымянный и мизинец, находятся в несоциальной зоне и обычно пассивны. А между тем ученые доказали, что проекции руки в двигательной области коры головного мозга, каждого пальца в отдельности очень велика. Оставляя безымянный палец и мизинец вне поля внимания, не используя их в упражнениях, педагоги снижают эффективность методики. Особенно важно использовать все пальцы и взаимодействие двух рук в играх детей. Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры и упражнения должны быть построены так, чтобы:-сочетать сжатие, растяжение, расслабление кисти;-часто использовать изолированные движения каждого из пальцев;-основой «пальчикового игрового тренинга» должен быть накопленный народной педагогикой опыт. Наиболее удачны для развивающей и коррекционной работы с дошкольниками игры, когда ритмичным движениям пальцев способствуют стихотворные тексты, которые дети могут повторять за взрослыми. Они дают ребенку ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, в конечном счете сформировать схему тела. Это предотвращает возможность возникновение многих неврозов, дает ребенку чувство самообладания, эмоциональную радость, что стимулирует к деятельности, создает благоприятные условия для полноценного развития его личности. На основе анализа психолого-педагогической литературы можно сделать следующие выводы: пальчиковые игры и упражнения необходимы на протяжении всего дошкольного детства. Они оказывают не только развивающий, но и терапевтический эффект. Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или мелкую моторику.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X