Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Мельникова Лариса Ильинична

Индивидуальные планы учащихся ДМШ и ДШИ

скачать документ

Вернуться назад

Лариса Ильинична Мельниковапреподаватель по классу фортепиано МАУ ДО «Детская музыкальная школа № 5 «Созвучие» г. Перми Индивидуальные планы учащихся ДМШ и ДШИИндивидуальный план – это систематическое руководство всем процессом обучения со стороны преподавателя, определенный план, предусматривающий характеристику учащегося, его особенности, с которыми связаны задачи на ближайший период, методы работы, репертуар, который должен быть пройден в процессе обучения. Все эти аспекты являются необходимым условием гармоничного развития учащихся.Основная задача преподавателя музыкальной школы – заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, тогда необходимый труд станет для него потребность. Именно для этого и составляется индивидуальный план развития ученика – поэтапное, продуманное развитие юного музыканта, формирование исполнительских навыков, умений, теоретических знаний. Обучение осуществляется на основе индивидуального плана, составленного на каждого ученика, где предусматривается тот необходимый комплекс инструктивного и художественного материала, на основе которого идет обучение.Индивидуальные планы –главный документ, характеризующий процесс развития учащегосяОснова работы в школе – индивидуальное обучение в классе по специальности, что позволяет преподавателям не только научить ребенка играть на инструменте, но и развить художественное мышление, научить понимать музыку, любить её; сочетать в своей работе воспитание – выявление и развитие лучших задатков учащегося, и обучение, то есть передачу ученику знаний, умений, приемов исполнительской работы.Не взирая на различие «Индивидуальных планов» в каждой школе, в них отражены – одни и те же сведения:Сведения об ученике;Репертуарные списки программы по полугодиямУспеваемость - оценки за выступления на учебных академических концертах, контрольных уроках, переводных экзаменах, технических зачетах;Характеристики ученика в конце учебного года с перечислением значимых мероприятий, конкурсов, в которых участвовал учащийся.Индивидуальный план составляется по полугодиям, а продумывается на 1, 2, а иногда и более лет вперед. Определяя, для себя, что может сыграть учащийся через несколько лет, преподаватель должен заранее готовить его к решению тех или иных технических и музыкальных задач.Занятия музыкой – дело чрезвычайно серьезное, сложное, но одновременно очень интересное и учащийся должен понять это как можно раньше. Важно также, чтобы в сознании его укрепилось мнение о престижности занятий музыкой, что не так просто сделать при сегодняшнем отношении к культуре в нашем обществе.Задачи при составлении индивидуального плана обучающегосяПреподаватель должен очень серьёзно отнестись к постановке задач для работы с обучающимися. Поставленные задачи должна подкрепляться правильно подобранным музыкальным материалом, способствующему их решению.Для каждой возрастной группы ставятся свои задачи. Если на начальном этапе - это «кропотливая работа над постановкой и раскрепощением игрового аппарата, то ставить эти же задачи учащимся 5, 6 классов неестественно: это значит, что работа по устранению этих недостатков велась недостаточно активно и внимательно (за исключением переводных детей из других школ или от другого преподавателя).Задачи для учащихся 1 класса:выявить и развить индивидуальные природные возможности и музыкальные данные ребенка;дать необходимые знания (освоение нотной грамоты, воспитание чувства ритма);организации игрового аппаратавоспитание начальных исполнительских навыков;пробуждение интереса;организации мышления;развитие зачатков самостоятельной работы;Оценивать успехи ученика на этом этапе надо используя принцип поощрения, подчеркивания достоинств.Задачи для учеников 2, 3 классов:закрепление полученных навыков;знакомство с музыкальной формой, фразировкой, динамикой;осознание связи слуховых и двигательных ощущений;воспитание направленного внимания;развитие индивидуальности, самостоятельности;развитие интереса и любви к музыке;техническое развитие.Задачи для учеников 4, 5 классов:развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков;развитие художественного вкуса на более сложных произведениях;исполнение музыкальных произведений различных жанров;привитие интереса и любви к музыкальному искусству;техническое развитие.Задачи для учеников 6, 7 классов:формирование художественно-эстетического вкуса;максимально возможное развитие способностей и технических навыков;воспитание самостоятельности;развитие навыков самостоятельного творчества и музицирования.Обучение наиболее перспективных учащихся, будущих потенциальных профессионалов ведется по другой программе, следовательно, предполагаются расширенные задачи, как:активизация образно-эмоциональной среды;освоение закономерностей артикуляции;овладение различными приемами педализации;воспитание художественной техники;увеличение объема изучаемого материала и повышение исполнительских требований;воспитание навыков самостоятельности;воспитание устойчивых концертно-исполнительских навыков.Личностно-ориентированный подход в обученииИндивидуальный план учащегося должен оптимально отражать принципы личностно-ориентированного подхода в обучении, учитывающего, с одной стороны, потенциальные возможности и, с другой, проблемы по достижению учебного результата конкретного ученика. В противном случае индивидуальный план перестанет выполнять функцию именно индивидуального плана обучения.Личностно-ориентированный подход должен просматриваться в 3-х основных составляющих элементах индивидуального плана - это «задачи и основные направления работы», «репертуар», характеристика на ученика», которые по отношению друг к другу должны находиться в причинно-следственных связях.Задачи и основные направления работы с учащимся не должны быть общими и отвлеченными в своих формулировках и одинаковыми для всех учащихся одного и того же класса. Чтобы избежать общих мест, необходимо следовать следующим правилам:1. Не приравнивать планирование обучения конкретного ученика к программным требованиям по классам, прописанным в рабочих учебных программах. Очень часто в задачах указываются именно программные требования: освоение тех или иных приемов звукоизвлечения, ознакомление с крупной формой, чтение с листа, и т.д.Задача программных требований по классам – распределение всего учебного материала (исполнительские навыки, исполнительские приемы, репертуар, терминология, др.) поэтапно по принципу «от простого к сложному» на весь период обучения: именно для этого и существует рабочая программа. Поэтому нет необходимости указывать программные требования в задачах индивидуального плана.2. Избегать общих формулировок, например: работа над сценической свободой, формирование устойчивого интереса к занятиям, формирование музыкально-слуховых представлений, др. Все эти задачи применимы ко всем учащимся; кроме того, они имеют «перманентный характер», т.е. могут повторяться из класса в класс. Желательно, чтобы задача была более персонифицированной, более узкой и предполагала выполнимость в рамках определенного отрезка времени. В отдельных случаях постановка задачи звучит не совсем корректно: например, формирование устойчивого интереса к занятиям. Задачи формирования мотивации к учению прежде всего имеют отношение к самому преподавателю: именно от него зависит, насколько интересно учиться ребенку в его классе. Постановка подобной задачи, основополагающей в педагогике, прежде всего касается стиля преподавания (методы, принципы, вариативность, увлеченность, и т.д.). Общая постановка задач возможна лишь для учащихся 1-го года обучения, когда преподаватель не имеет полного представления о музыкальных способностях и возможностях учащегося. Общие задачи могут формулироваться достаточно обтекаемо, но охватывать все возможные направления работы с учеником:- организация игрового аппарата;- изучение нотной грамоты;- изучение основных приемов игры;- задачи аппликатурной дисциплины;- развитие психомоторных способностей (двигательные навыки);- развитие основных музыкальных способностей (ритм, слух, память).3. Следить, чтобы в постановке задач на каждый новый учебный год прослеживалась связь с характеристикой на ученика, представленной в конце предыдущего года обучения. В характеристике преподаватель должен отмечать проблемы в обучении ребенка на текущий момент, опять же избегая общих мест: например, вместо «испытывает проблемы с ритмом» необходимо указать конкретные сложности: «отсутствует внутреннее ощущение пульсации», «испытывает сложности в игре пунктирного ритма», «не умеет переключаться при смене ритмических формул», «отсутствует метрическая синхронность в игре двумя руками» и т.д.4. При планировании работы с учеником желательно включать задачи его личностного развития: задачи формирования навыков самостоятельной работы, эмоционального и интеллектуального развития ученика, т.е. те задачи (обучающие, развивающие, воспитывающие), решение которых именно в комплексе составляет содержание обучения. В этой связи характеристика также должна отражать результаты работы преподавателя в данном направлении: степень владения учащимся приемами анализа, сравнения, обобщения, степень понимания учебных задач, уровень самооценки результатов своего труда и т.д.5. При формулировании задач обучения на текущий учебный год преподаватель также должен учитывать рекомендации аттестационных комиссий, зафиксированных в протоколах академических концертов. В целом, планируемые задачи должны быть систематизированы по направлениям работы преподавателя:- постановка игрового аппарата;- техническое развитие ученика;- формирование музыкальных и творческих способностей (интонационный слух, ритм, память, образность мышления, музыкальность);- формирование интеллектуальных способностей (понимание учебныхзадач, умение сравнивать, делать выводы, давать самооценку, владение музыкальной грамотой, самостоятельная работа с нотным текстом);- мотивация к обучению.Репертуар1. При выборе репертуара преподаватель должен учитывать количество, уровень сложности произведений, их стилистические и жанровые особенности, исходя из индивидуальных возможностей ученика и поставленных задач работы в течение учебного года. Встречаются случаи, когда репертуар по сложности достаточно занижен и не соответствует исполнительским возможностям перспективного учащегося.2. Преподаватель должен следить за соответствием количества и качестваизучаемого репертуара (жанровое и стилевое разнообразие) программнымтребованиям по классам, указанным в рабочих учебных программах.3. Текущий репертуар не должен ограничиваться произведениями,исполняемыми в рамках промежуточной и итоговой аттестации.4. Рабочий материал должен отражать все виды музыкальной деятельности в рамках индивидуального урока: - работа над технической составляющей игры (упражнения, гаммы, этюды);- работа над репертуаром (пьесы, полифония, крупная форма, ансамбли) с указанием степени завершенности (концертный вариант, эскизно выученное произведение);- самостоятельный разбор: произведения, которые учащийся проходит самостоятельно, должны быть отмечены преподавателем в каждом полугодии плана;- чтение с листа (указываются сборники); - подбор по слуху, аккомпанемент.5. Сроки изучения гамм, произведений должны быть целесообразными (с учетом степени завершенности работы, возраста и способностей учащегося).6. В записи репертуара часто отсутствует системность, что свидетельствует об отсутствии системности в самом его планировании.7. Репертуар ученика планируется на весь учебный год и заносится в индивидуальный план в начале учебного года; при записи распределяется по 2-м признакам:- по видам работы;- жанровой принадлежности.Характеристика на учащегося1. В характеристике на ученика должны быть отражены:- особенности игрового аппарата;- уровень развития основных музыкальных способностей: ритм, слух(ладогармонический, интонационный), память;- уровень развития познавательных (интеллектуальных) и творческихспособностей: умение понимать и формулировать учебные задачи,сравнивать и делать выводы, на доступном уровне делать анализ нотноготекста, демонстрировать восприимчивость, образность, гибкостьмышления;- художественный (эмоциональность, выразительность, артистизм) и технический рост ученика по сравнению с предыдущим годом обучения;- качество репертуара: стилевое и жанровое разнообразие, соответствие требованиям рабочей учебной программы по классам;- уровень актуального развития ребенка: его способность работатьсамостоятельно (чтение с листа, разбор музыкального произведения,подбор по слуху);- отношение к музыкальным занятиям: работоспособность, системность,ответственность, инициативность;- творческая активность учащегося в течение учебного года: участие в конкурсах, концертах, иных школьных мероприятиях;- результативность освоения программы обучения на данном этапе;- основные недостатки в музыкальном развитии ученика.2. Характеристика должна отражать не только комплексное развитиеученика, но и быть руководством к дальнейшему его развитию.3. При освещении каждой позиции преподаватель должен быть лаконичен,точен и конкретен; не вдаваться в описательство, не использовать разговорные бытовизмы.4. Характеристики на одного и того же ученика в ретроспективе должныотражать его развитие, другими словами – результативность работы преподавателя в течение каждого учебного года; быть преемственны по отношению друг к другу.5. Часто встречаются «статичные» характеристики, когда из года в годотмечаются одни и те же показатели: средние или хорошие данные,сообразительная, добросовестная, ленив, мало занимается дома, зажатый аппарат, на уроках эмоционален и т.д.Констатация степени музыкальных способностей ученика уместна в характеристике после 1-го года обучения; далее важно проследить динамикуразвития музыкальных способностей в заданной природой амплитуде.6. Иногда в одной и той же характеристике можно встретить противоречия: содной стороны, преподавателем отмечаются средние музыкальные данныеученика, с другой, тут же перечисляются хорошая память, наличие чувства ритма, эмоциональность.Другое встречаемое противоречие – несоответствие между постояннымприговором преподавателя «слабые данные» и положительными оценками ученика на академических концертах («четыре» и «пять»).7. Особенно сложно писать характеристики на музыкально одаренных учащихся: здесь большая вероятность общих мест и повторов. В данном случае задача преподавателя – использовать исполнительский потенциал ученика, превышающий заданный уровень программных требований, выстроить индивидуальный маршрут развития и отразить его в задачах,Образцы характеристик1. Характеристика (1 класс)У учащейся хорошие музыкальные данные: чувство ритма, музыкальнаяпамять, осознанное интонирование. Девочка также развита в интеллектуальном плане: легко понимает учебные задачи, умеет сравнивать, делать выводы. В течение года ознакомились в общей сложности с 40 песнями и легкими пьесами (на уровне ознакомительного разбора, эскизной работы). В результате – самостоятельно разбирает текст, знает ноты, справляется с ритмическим рисунком. В целом, игровой аппарат свободный. Девочка ответственна и добросовестна, занимается с интересом; со стороны родителей присутствует контроль. Перевести во 2-ой класс.2. Характеристика (3 класс)По количеству пройденный материал соответствует программным требованиям, но уровень сложности произведений соответствует 2-му классу. В работе в основном преобладает система натаскивания: девочка мало самостоятельна и инициативна, не эмоциональна. Существуют проблемы с аппаратом, уровень технического развития достаточно слабый. В целом, к занятиям и выполнению домашних заданий относится добросовестно. Основное обучение необходимо направить по линии общеразвивающей программы.3. Характеристика (4 класс)Учащаяся обладает хорошим чувством ритма, слухом и музыкальнойпамятью; понимает учебные задачи, восприимчива. Основная проблема на данном этапе – недостаточный уровень гибкости и образности мышления. Технический рост очевиден, но выразительность исполнения и слуховой контроль за исполнением не достаточен.Учащаяся умеет самостоятельно работать: любит читать с листа и разбирать новые произведения. Дисциплинирована, работоспособна, но должна научиться самостоятельно оценивать результаты своего труда.Прошла серьезный и разнообразный репертуар. Пианистический аппарат организован, но пока присутствует двигательная скованность.В течение года участвовала …Заключение1. В индивидуальном плане указывать образовательную программу, срок икласс обучения.2. Контролировать соответствие программ академических концертов и экзаменов требованиям в соответствии с образовательной программой. Оценки должны быть выставлены с обоснованием, в зависимости с требованиями и критериями оценки данной программы.Например – цитата из программы нашей школы:Критерии оценки качества исполнения: По итогам исполнения программы на академическом концерте, концерте –экзамене, прослушивании выставляется оценка по пятибальной шкале. Отлично (5) – грамотно выученный текст, уверенное исполнение программы, понимание характера и стиля исполнения, технически яркое, художественно-образное исполнение, соответствие программы классу учащегося. Хорошо (4) – исполнение программы с небольшими текстовыми ошибками, понимание характера и стиля произведения. Технически подвинутое, но малохудожественное исполнение. Удовлетворительно (3) – неуверенное знание текста, малохудожественное исполнение, слабая техническая подготовка. Неудовлетворительно (2) – плохое знание текста, непонимание характера, стиля, формы произведения, несоответствие программы классу.На публичном выступлении учащихся оценивается:эмоциональность исполнения;цельность охвата формы;грамотность исполнения (фразировка, звукоизвлечение, динамический баланс мелодии и аккомпанемента и т.д.);техническая свобода;уровень музыкального самовыражения. По сложившейся традиции школы и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-«, что дает возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства. Всем известно, что хорошо продуманные индивидуальные планы по специальности - продуманное систематическое руководство процессом обучения со стороны преподавателя, один из важнейших принципов методики обучения игры на инструменте и по сути главный документ обучающегося. сайт/docviewer.yandex.ru/?url=ya-serp%3A%2F%2Fdoc.msk.muzkult.ru%2Ffiles%2Fobraz- ycheb_dok.doc&lang=ru&c=556ca6a46473 http://vocalmuzshcola.ru/

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X