Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Гапоненко Светлана Викторовна

Использование элементов технологии ТРИЗ в обучении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассказыванию по картине

скачать документ

Вернуться назад

Использование элементов технологии ТРИЗ в обучении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассказыванию по картинеГапоненко Светлана Викторовна, Штарева Марина Валерьевна,Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 80 «Песенка» городского округа Тольятти (МАОУ ДС № 80 «Песенка»), учитель – логопед Формирование связной речи у детей с ОНР относится к одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в самостоятельном составлении рассказов, как правило при этом отмечаются стереотипность высказываний, нарушения логической последовательности изложения, проявляются затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов, длительные паузы на границах фраз или их частей. При обучении рассказыванию по картине у наших воспитанников очень трудно удержать внимание, побудить интерес к занятию, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти. Поэтому работа с данными детьми заставляет искать те формы, которыми можно облегчить детскую деятельность, сделать процесс более интересным и полезным.Таким образом, при работе с детьми с ОНР необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является наглядность, при которой или по поводу которой происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства мы выделяем ведущий вид деятельности дошкольника – игру. Будучи увлекательным занятием для детей, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития.Поэтому мы используем игровые методы и приёмы технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). С помощью адаптированной методики Татьяны Александровны Сидорчук, Светланы Викторовны Лелюх «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» (технология ТРИЗ), мы научили детей обобщённому способу составления рассказа по сюжетной картине. Кроме этого, получили гарантированный результат – качественное усвоение детьми речевого материала по лексическим темам. Данная методика проявляет у детей устойчивый интерес к составлению рассказов по сюжетной картине. Дети даже через неделю способны составить рассказ по данной картине по памяти.Для составления рассказов, в соответствие с календарно-тематическим планированием, мы использовали серии демонстрационных картин Наталии Валентиновны Нищевой для старших дошкольников: «Круглый год», «Кем быть», «Мамы всякие нужны», «Мир природы: животные», «Наш детский сад». Работая над лексическими темами, мы в начале недели вносим картину, которая помогает детям освоить речевой материал по текущей теме. Картина находится в специально отведенном месте в волшебном уголке ТРИЗ на уровне глаз детей. Подготовительная работа по картине проводится в течение недели. В конце недели, используя накопленные зарисовки и речевой материал дети составляют рассказы по картине.Освоение обобщенных способов составления рассказов по картине происходит по этапам и выглядит как система игр со всей группой, с подгруппами детей, индивидуально.Часть игр направлена на обучение детей описательному рассказыванию, часть — опосредованно касается содержания картины и направлена на развитие воображения.Сформированные у детей умения систематизировать, классифицировать, прогнозировать и преобразовывать в дальнейшем могут использоваться ими при построении собственных рассказов.Объединение этапов работы над картиной и использование метода «Вхождение в картину» с личной фотографией ребенка на всех этапах работы позволило нам повысить интерес к данной речевой деятельности:Во-первых, дети любят представлять себя на месте героев картин, фантазировать по поводу происходящих событий и непосредственное добавление личной фотографии ребенка в картину позволяет повысить эмоциональное восприятие, мотивацию к занятиям, интерес, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых детей.Во-вторых, личная фотография ребенка обеспечивает наглядную опору, являющуюся основой для активного, продолжительного диалога взрослого и ребенка, что позволяет стимулировать различные аспекты речевой и мыслительной деятельности ребенка.В-третьих, рассматривая сюжетную картину с личной фотографией и с фотографиями своих друзей, ребенок легко составляет исходный рассказ. А затем, по заданию взрослого, пользуясь той же картиной, может произвести некоторые трансформации сюжета в своем воображении (мысленно заменить, добавить или убрать определенный объект на картине) и составить новый рассказ, подобный исходному. На 1ом этапе «Определение объектов на картине» мы используем такие игры как «Зоркий глаз», «Подзорная труба», «Волшебник деления», «Кто самый внимательный» «Копилка объектов» –например: «Живое-неживое», “Кто больше увидит?” дети перечисляют объекты на картине, моделируют объекты, группируют по заданному признаку, обобщают, используя схематическое изображение слов-предметов. Тем самым формируется алгоритм мыслительных действий при определении состава картины: «Смотрю на картину, и называю….»Добавляя в игровой процесс ручные тренажеры, прищепки, султанчики мы развиваем мелкую моторику рук, работаем над постановкой правильного дыхания.На 2ом этапе «Установление взаимосвязей между объектами на картине» формируем алгоритм мыслительных действий при установлении взаимосвязей между объектами на картине: 1. Выделение двух объектов на картине. 2. Обоснование связей между ними. 3. Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины.«Один объект связан с другим», передвигая свою фотографию по картине, ребенок наглядно усваивает взаимосвязи между объектами.Играя в игры: «Ищу друзей», «Волшебник Объединения» дети соединяют линией предмета, наглядно представляя и понимая взаимосвязи между объектами картины.«Расскажи, как связаны между собой объекты, которые я соединяю линией?», «Кто лучше запомнил?» (ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи).Используется схематическое изображение слов-действий.На 3ем этапе «Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств» мы добавляем этап «Составление сравнений, загадок, метафор, рифмованных текстов по картине». Считаем это целесообразным, так как накопленный речевой материал можно сразу использовать при составлении загадок-описаний, сравнений или рифмованных текстов.Дети, «путешествуя» по картине, с помощью приема приглашения волшебников-помощников: «Я чувствую запах», «Я пробую вкус», «Я слышу», «Я вижу», «Я трогаю руками» и личной фотографии, прикрепленной к картине, передают эмоциональную речевую зарисовку ощущений. Одной из наших интересных находок при работе над речевым материалом по лексическим темам являются игры с фонариком. Волшебство и необычность помогают нам удерживать интерес к играм на расширение и активизацию словаря, формирование лексико-грамматических категорий. Игры с фонариком универсальны, так как можно изготовить карточки по разным лексическим темам и в соответствие с выбранной картиной.Варианты игр: «Отгадай загадку», «Загадай загадку», «Расшифруй слово»Как сделать игру:1) распечатать цветные картинки по лексической теме в соответствие с сюжетом картины;2) подготовить 2 чистых листа одинаковых по размеру с цветными картинками (если включается задача по обучению грамоте, чтению, необходимо напечатать соответствующие картинкам буква или слоги);3) положить листы друг на друга так, чтобы первым был лист со слогами (или чистый), вторым – чистый лист, третьим – лист с цветной картинкой;4) нужно заламинировать листы, чтобы использовать игру дольше.5) можно играть: загадываете загадку ребенку, кладёте карточку на фонарик и смотрите на появившуюся картинку. Детям играть в речевые игры становится ещё интереснее.Дети с ОНР испытывают трудности в овладении пространственными представлениями и их вербализации. Поэтому, на 4ом этапе «Описание местонахождения объектов на картине» мы также используем игровой прием «вхождение в картину с личной фотографией ребенка» и прием «Перемещение», позволяющий наглядно показать расположение и взаимосвязь объектов на картине. Играя в игру «Да - нет» дети моделируют на плоскости: на листе, на магнитной доске, описывают местонахождение объекта на картине, с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему, с позиции постороннего наблюдателя, в роли самого объекта.На 5ом этапе «Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения» мы продолжаем «путешествовать по картине» с личной фотографией ребенка. У наших детей имеется специфика понимания эмоций, которые выражаются в проблеме дифференциации схожих эмоций, неправильном словесном обозначении эмоций по их графическому изображению, трудности в понимании эмоциональных состояний людей в описанных ситуациях. Поэтому, данный прием облегчает речевую деятельность, делает процесс более интересным и плодотворным.Например, творческие задания: «Я назову тебе черту характера, а ты назови противоположную ей (например,: добрый- злой)»; «Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь зависимости от ситуации»; «Я превращаюсь в объект на картине и у меня… характер»На 6ом этапе игра «Машина времени» позволяет сформировать алгоритм мыслительных действий преобразования объекта во времени: дети выбирают объект, определяют его настоящее, схематизируют, обозначают прошлое (будущее) с учетом классификационной группы; составляют рассказ-фантазию о прошлом (будущем) объекта; называют рассказ.Фактически дети демонстрируют связное высказывание по объектам картины.Заключительный 7ой этап дает возможность использовать пословицы, поговорки, образные выражения для определения смысловой характеристика картины. «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».Таким образом, используя в своей работе, как часть занятия особенности и возможности технологии ТРИЗ и адаптированных игровых приемов в обучении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассказыванию по картине, мы отмечаем положительную динамику речевого развития детей, совершенствование коррекционно-логопедической работы и ее результативность. Литература: Т.А. Сидорчук., С.В. Лелюх. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине: Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей. - 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2016. - 40с.: ил. (Растем умными (Технология ТРИЗ))

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X