Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Гудым Екатерина Григорьевна

«Формирование навыков смыслового чтения в процессе обучения младших школьников»

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 68 г.ХабаровскСтатья«Формирование навыков смыслового чтения в процессе обучения младших школьников» Подготовила: Гудым Екатерина Григорьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 682021г.Формирование навыков смыслового чтения в процессе обучения младших школьников  Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.     С введением новых ФГОС обучение ориентировано на универсальные учебные действия (УУД), которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса, но и при решении реальных познавательных или практических задач.  Важнейшую роль в обучении играют познавательные УУД, в том числе умение читать.     Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих уровнях  обучения.      Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. В современном обществе умение школьников читать, не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её.        Исходя из этого, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:умение осмысливать цели чтения;умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;умение определять основную и второстепенную информацию;умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.  Зная и понимая это, учитель должен создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.       К основным типам чтения относятся:коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и самостоятельное. Основными видами чтения являются:   ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста;  поисковое/просмотровое чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта; изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; такое чтение требует от читателя умений сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией; переносить информацию текста в виде кратких записей; различать темы и подтемы научного текста; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений: предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и др.Когда следует учителю начинать работать над формированием навыка смыслового чтения?      Как только школьник начал овладевать технической стороной чтения. Уже в период обучения грамоте следует уделять внимание и совершенствованию технической стороны чтения и параллельно работать над смысловой стороной чтения. Ребёнок должен понимать, зачем он читает. На данном этапе учитель озвучивает ребёнку цель чтения. Читаю, чтобы узнать новое слово, понять его смысл, построить с ним словосочетание. Понять смысл одного предложения, небольшого текста – это первые шаги по выработке навыка смыслового чтения. Как правило, в этот период в основном учитель использует на уроках коммуникативное чтение вслух, учебный и самостоятельный тип чтения. Проверить понятийную сторону чтения на данном этапе можно через алгоритм: вопрос учителя - ответ ученика.    Данные типы чтения используются и в последующие годы обучения, но к ним добавляется и чтение про себя. Выбор вида чтения, безусловно, зависит от цели чтения, а от этого в свою очередь зависит и выбор механизма чтения. Нельзя одинаково читать художественный текст и научно-популярный…       Поэтому на уроке окружающего мира или математики следует использовать механизм чтения отличный от механизма, который используется на уроке литературного чтения, где в основном читаются тексты художественные. При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»):    Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ. Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом). Аннотации к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).      Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.       Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания. 1 класс – обучение детей выразительному чтению и его осознанного восприятия. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя. 2 класс   - обучение детей  работать с текстом: - правильное, сознательное, выразительное чтение; владение пересказом разного вида (полный, краткий, выборочный); деление на абзацы и составление плана прочитанного текста; составление характеристики героев и их поступков; создание письменных текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение). 3-4  класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному: самостоятельное выделение основной мысли; нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или  косвенной  форме; выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями; прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку; самостоятельное формулирование вопросов по тексту; сравнивание текстов разных жанров, разных стилей с похожим содержанием.С какими проблемами сталкивается учитель при формировании навыков смыслового чтения?    Какие можно предпринять шаги для ликвидации этих проблем?   Проблема 1. Многолетняя практика показывает, что при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. Проще говоря «дети не вчитываются в задание».Шаги: Систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций, которые имеются в современных учебниках. Работа должна быть направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания. Нужно показывать и учить детей переводить задание или инструкцию в алгоритм действий, схематично изображая порядок выполнения задания или инструкции с использованием разных знаков и символов, которые могут быть предложены учителем или детьми.    Проблема 2.  Работа по формированию навыков смыслового чтения не должна ограничиваться только уроком и многократным обращение к одному и тому же тексту.Шаги: Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом, а далее сопоставить свою работу с работой других обучающихся. Многие УМК для обучающихся начальной школы имеют тетради для самостоятельной работы на печатной основе. Их активное использование так же способствует формированию навыков смыслового чтения. Ребёнок имеет возможность самостоятельно работать с незнакомым текстом дома или в классе индивидуально, в паре, в малой группе, а разнообразие видов заданий к текстам способствуют выбору соответствующего вида и механизма чтения.    Проблема 3. Использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов обучения.Шаги: Изучение и использование учителем инновационных педагогических технологий. Например, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Её приёмы как нельзя лучше работают на формирование навыков смыслового чтения.    Проблема 4. Узкий круг самостоятельного детского чтения. Преимущественно школьники для самостоятельного чтения выбирают художественные тексты: сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы и мало читают научно-познавательной литературы, произведения русских классиков.Шаги: Использовать возможности урока развития речи для знакомства детей с текстами разных стилей, раскрыть особенности их построения, черты отличия от художественных текстов, показать приёмы работы с такими текстами. Предлагать школьникам читать не только «сплошные тексты», но и «несплошные». Содержание учебников требует, чтобы школьники уже в начальной школе умели вычитывать и обобщать информацию из таблиц, графиков, диаграмм, рекламных материалов и т.п., т.е. смысловую сторону чтения можно и нужно развивать не только на уроке чтения, но и на любом другом уроке.Коллективное посещение библиотеки, библиотечные уроки, совместные внеклассные мероприятия так же способствуют расширению читательского кругозора, формированию читательской культуры.      Проблема 5. Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся. Шаги: Чтобы добиться результата, необходима система. С одной стороны, принято считать, что начало этой системы - в семье. Родителям предлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребѐнка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения. Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться своей цели, решать конфликты), которые могут быть эффективными в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением. Это может помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного в собственной жизни. Решающее влияние на качество чтения, по выводам экспертов, оказывает досуговое чтение. Учащиеся, которые читают каждый день для удовольствия, показывают значительно более высокие результаты по грамотности чтения, чем их не читающие сверстники.Анкетирование родителей, тематические родительские собрания, открытые уроки с приглашением родителей, индивидуальная работа с родителями.      Проблема 6. Незнание или непонимание психологических составляющих навыков смыслового чтения.В каждом классе найдутся дети, испытывающие большие трудности при самостоятельной работе с текстом учебника, задачи по математике и т.д. Они с большим трудом или совсем не воспринимают информацию, которую несёт текст. Дети испытывают трудности в понимании текста, в выделении смысловых единиц, в установлении причинно-следственной связи между смысловыми единицами, в формулировании основной мысли текста, в формулировании вопросов к тексту, в поиске ответов на вопросы к тексту.Шаги: Для оказания помощи в преодолении перечисленных трудностей учитель должен понимать психологические составляющие смыслового чтения. Это зрительное восприятие, произвольное внимание, смысловая память, логическое мышление, мотивация. Для выявления детей, испытывающих подобные затруднения, необходима совместная работа учителя, педагога – психолога, логопеда и своевременная диагностика.      Государственный федеральный образовательный стандарт предполагает по завершении каждого года обучения выполнение обучающимися итоговой контрольной работы. Данную работу можно рассматривать, как показатель сформированности умения работать с текстом, т.е. проверить уровень сформированности навыков смыслового чтения.   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования также предполагает обеспечение преемственности всех уровней общего образования.    Следовательно, работа по формированию навыка смыслового чтения не должна прерываться при переходе обучающихся начальной школы на следующий уровень обучения. Учитель – предметник в рамках своего предмета должен проводить работу по развитию и совершенствованию навыков смыслового чтения.Итак, мы видим, что смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов.  Наша  задача, как учителя начальных классов, создать условия для перехода учащихся с уровня «обучения чтению» на новый уровень – «чтение для обучения», подготовив детей к обучению в основной школе.Практические упражнения:1. Игра «Догони меня» применяется при проверке домашней работы, способствует отработке навыков выразительного чтения вслух, развивает беглость чтения.Один ученик (ведущий) начинает читать из текста любой отрывок, остальные дети ищут место, где он читает, кто нашёл, начинает читать вслух, вместе с ведущим.2. Игра «Вопрос – ответ» проводиться на этапе вторичного восприятия текста, когда ребята уже имеют представление о прочитанном. Эта игра помогает понять, как дети осмыслили текст, позволяет им проявлять свои ораторские способности.Обучающиеся делятся на две команды, первая придумывает и задаёт вопросы по тексту, а вторая отвечает, аргументирует фактами из текста.3. Игра «Копилка мудрости» используется во время знакомства с текстом, когда встречаются «непонятные слова» или « непонятные выражения».После первичного чтения произведения для понимания, если обучающиеся затрудняются, они выписывают из текста на карточку слова, которые требуется объяснить. Карточки кладут в «Копилку мудрости», затем, работая с толковым словарём, дежурные по классу зачитывают толкование этих слов. Коллективно обсуждается их значение, приводятся примеры из жизни. 4. Ира «Предсказатели» здесь используют яркие сюжетные произведения, способствующие развитию воображения и дальновидности, выстраиванию логических цепочек и установлению причинно-следственных факторов. Эта игра хорошо проходит на этапе рефлексии.После ознакомления с текстом, учитель предлагает детям подумать и предсказать, что могло бы быть, если бы какое-то событие не произошло. Рассуждения ребёнка начинаются со слов: «Если бы…».5. Игра «Минутка славы» развивает навыки письменной речи, кругозор, словарный запас обучающихся.Изучая определённую тему, ребята могут написать авторский рассказ, очерк, сочинить стихотворение, басню, легенду, придумать загадки, пословицы.На уроках обобщения они выступают со своими произведениями.6. Игра «Это интересно…» проводиться на вводных уроках, где происходит знакомство с биографией автора.Ученики разбиваются на команды. Каждая команда выбирает литератора. Творческая группа работает с информацией, исследует жизненный путь, готовит презентацию с интересными фактами из его жизни. Сообщение длится 3-5 минут.7. Игра «Звёздный вопрос» позволяет ученикам глубоко изучить литературное произведение. Она используется при проверке домашнего задания или на этапе рефлексии. Детям предлагается придумать интересные вопросы к литературному произведению. После того, как ребёнок задаст вопрос, «цветовым голосованием» выбирается «Звёздный вопрос».«Красные звёзды» - самый сложный и интересный вопрос.«Жёлтые звёзды» - самый увлекательный вопрос.«Зелёные звёзды» - самый красивый вопрос.8.Игра «Подбери синоним»Сначала учитель объясняет ученикам, что одно и тоже явление или предмет можно назвать разными словами. Такие слова, сходные по значению, и есть синонимы.Учитель: «Заяц трусливый. А как еще можно его назвать?»Ученик: «Пугливый, боязливый, робкий, несмелый»Учитель: «Волк злой. А как еще его можно назвать?»Ученик: «Сердитый, свирепый, жестокий»Учитель: «Винни Пух смешной. А какими еще словами его можно назвать?»Ученик: «Веселый, забавный, потешный»

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X