Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Старикова Екатерина Алексеевна

концепция математического развития в современной школе

скачать документ

Вернуться назад

Старикова Е.А. Город Иркутск МБОУ г. Иркутска СОШ № 18Концепцияматематического образования в современной школеУспех страны определяются уровнем математического образования и математической науки.«Кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества» Роджер Бэкон        Концепция математического образования в Российской Федерации на 2015-2020 г. утверждена распоряжением правительства РФ от 24 декабря 2013 года № 2506-р.Главные принципы концепции математического образования:Образование с помощью математики.Собственно математическое образование.В первой части концепции говорится о значении математического образования для развития личности, общества, науки, государства и мировой цивилизации.Вторая часть посвящена описанию сложившейся структуры (формы и содержания) математического образования в нашей стране: дошкольное, школьное, кружковое, олимпиадное, вузовское и т. д. Концепция развития - это обновление содержания математического образования, для разных профилей обучения; Реализация инновационных образовательных программ (кружки, внеурочная деятельность); Развитие системы олимпиад и конкурсов для талантливых детей; Разработка индивидуальных учебных программ с учётом различных подходов к формированию направлений содержания математического образования; Совершенствование работы с отстающими обучающимися по математике; Разработка, апробация и внедрение разнообразных форм оценки образовательных достижений по математике;Концепция развития математического образования:1.Создание условий для качественного математического образования детей и удовлетворения их учебных потребностей.2. Проблемы преемственности и профилизация обучения математике.3. Содержание и формы дошкольного математического образования.4. Организация работы с одарёнными детьми.5. Организация работы с детьми группа риска.            Принципиальным отличием технологического уровня от базового является системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Учитель не даёт новое знание в готовом виде, а организует «открытие» его самими детьми. Это определяет успешную самореализацию ученика сначала в учёбе, а затем и в жизни: умение ставить перед собой цели, самостоятельно находить пути их достижения, умение планировать и организовывать свою деятельность, корректировать и адекватно оценивать её результаты, умение работать в команде, обосновывать свою позицию и понимать позицию других.Технология деятельностного метода для урока «открытия» нового знания включает в себя следующие этапы:Мотивирование к учебной деятельности.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.Выявление места и причины затруднения.Построение проекта выхода из затруднения ( цель, тема, способ, план, средство).Реализация построенного проекта.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.Включение в систему знаний и повторение.Рефлексия учебной деятельности на уроке.      Технология деятельностного метода носит интегративный характер: в ней синтезированы требования к организации учебного процесса как со стороны традиционной школы, так и со стороны новых концепций образования, разработанных ведущими российскими педагогами и психологами:В.В. Давыдовым (принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания ),Л.В. Занковым (принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном творческом уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально безопасного минимума, т.е. государственного стандарта знаний),Ш.А. Амонашвили (принцип психологической комфортности  предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества). На первых этапах обучения в 1 классе особое внимание уделяется этапу мотивации и одновременно делаются первые попытки проектирования и рефлексии собственной деятельности на уроке. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые требуют от них творческого участия («придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать»), развивают не только ум, но и волю, чувства, эмоции, формируют способность ставить перед собой цель, самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самоконтроль и самооценку. Ведущим является принцип психологической комфортности.    Во 2-4 классах основными становятся этапы фиксирования затруднения в пробном ействии, выявление места и причины затруднения, проектирования и рефлексии собственной деятельности на уроке. Ведущим является принцип деятельности.В результате начального общего образования у учащихся должны быть сформированы:желание и умение учиться; готовность к образованию; учебном динициативность; самостоятельность; навыки сотрудничества в разных видах деятельности; математическая грамотность и грамотность в области чтения.К концу начальной школы ученик должен уметь выполнять арифметические действия с числами, знать основные геометрические фигуры, единицы различных величин т. д. Решение задач – это уже исследовательская деятельность. Регулярное напряжение ума тренирует и развивает умственные способности. Решая задачи, можно усвоить теоретические положения, научиться их использовать. Аккуратная заись решения способствует развитию логического мышления, вырабатывает навыки связного и последовательного изложения своих мыслей. Знания должны быть активными. В течение многих столетий математика является неотъемлемым элементом системы общего образования всех стран мира. Объясняется это уникальностью роли учебного предмета «Математика» в формировании личности. Образовательный, развивающий потенциал математики огромен. Математика сегодня — это одна из жизненно важных областей, знания современного человечества, необходимая для существования человека в цивилизованном обществе. Широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от индивида определенного минимума математических знаний и представлений. Существуют различные взгляды на объем и качество этого необходимого для социализации минимума. Проблема создания оптимального курса математики для общеобразовательной школы более чем актуальна. На сегодняшний день существует не менее пятнадцати учебников по математике для начальных классов, и почти все они рекомендованы Министерством образования и науки РФ к использованию в учебном процессе.Последнее десятилетие XX в. характеризуется значимыми изменениями в подходах к определению целей начального математического образования. Эти изменения были порождены сменой приоритетных целей общения: их обусловленностью на современном этапе проблемой воспитании личности ребенка. Универсальный элемент мышления – логика. Полноценное развитие мышления современного человека, осуществляемое в ходе самопознания и общения с другими людьми, в ходе рассуждений и знакомства с образцами мышления, невозможно без формирования известной логической культуры.Интуиция прокладывает путь логике. Опыт, приобретаемый в процессе решения математических задач, способствует развитию как навыков рационального мышления и способов выражения мысли (лаконизм, точность, полнота, ясность и т. п.), так и интуиции – способности предвидеть результат и предугадать путь решения. Математика пробуждает воображение. Математика – путь к первым опытам научного творчества, путь к пониманию научной картины мира.Математика способна внести заметный вклад не только в общее развитие личности, но и в формирование характера, нравственных черт. Для законченного решения математической задачи необходимо пройти довольно длинный ветвистый путь. Ошибку невозможно скрыть – есть объективные критерии правильности результата и обоснованности решения. Математика способствует формированию интеллектуальной честности, объективности, настойчивости, способности к труду.Математика способствует развитию эстетического восприятия мира. Каждый, кто пережил радость встречи с красивой неожиданной идеей, результатом или решением математической задачи, согласится с тем, что математика, способная столь сильно влиять на эмоциональную сферу человека, содержит значимую эстетическую компоненту.Наконец, курс математики содержит имеющую самостоятельное значение практическую, утилитарную составляющую. Для ориентации в современном мире каждому совершенно необходим некий набор знаний и умений математического характера (навыки вычислений, элементы практической геометрии – измерение геометрических величин, распознавание и изображение геометрических фигур, работа с функцией и графиком, составление и решение пропорций, уравнений, неравенств и их систем и т. д.).Цели и задачи содержат:Обучение математике на всех уровнях образования.Развитие образного и логического мышления.Формирование предметных умений и навыков. Ранняя профориентация, дифференциация.Работа с одарёнными учащимися и учащимися группы риска.Воспитание интереса к математике и развитие их математических способностей. В основе концепции математического образования в начальной школе лежит программа «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон по математике. Используемая программа Петерсон Л.Г. «Учусь учиться» ориентирована на развитие этих умений и тесную связь с изучение информатики в лицееУрок должен состоять из пунктов:1. Тема, цель и задачи урока.2. Мотивация к учебной деятельности.3. Фиксирование затруднения.4. Выявление места и причины затруднения.5. Построение проекта выхода из затруднения.6. Реализация построенного объекта.7. Первичное закрепление.8. Самопроверка по эталону.9. Повторение.10. Рефлексия.Целевые требования программы по математике для начальной школы могут быть определены следующим образом. Деятельностные цели:Развитие познавательных процессов и мыслительных операций.Формирование представлений о коммуникативном взаимодействии и приобретении опыта коммуникации.Формирование представлений о целях и функциях учения и приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности под руководством учителя.         Воспитательные цели:Формирование системы ценностей, направленной на максимальную личную эффективность в коллективной деятельности.         Содержательные цели:Формирование на основе системного подхода математических представлений.Урок математики обладает рядом особенностей:: содержание урока математики всегда развивается на ранее изученном материале и подготавливает базу для изучения новых знаний.В процессе овладения математическими знаниями уделяется внимание развитию логического мышления, умениям рассуждать, доказывать.При обучении математике должны быть созданы условия, при котором каждый ученик мог усвоить на уроке главное.Основными целями математического образования являются:– интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе;– овладение конкретными математическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;– воспитание личности в процессе освоения математики и математической деятельности;– формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности.Организация учебного процесса     Цели обучения математике в программе решаются в процессе построения учащимися начальной школы системы основных математических понятий, обеспечивающих преемственные связи с дошкольной подготовкой и курсом математики средней школы по всем содержательно-методическим линиям.    Основой организации учебного процесса является дидактическая система деятельностного метода обучения, которая может использоваться на двух уровнях: базовом и технологическом.           Образовательная среда в практическом преподавании при реализации базового уровня технологии деятельностного метода организуется в соответствии с системой дидактических принципов:* Активизации деятельности учащихся;* Непрерывности;*Целостности;*Вариативности;*Творчества. Общие принципы.1. Изучение основ математики в современных условиях становится все болеесущественным элементом общеобразовательной подготовки молодого поколения. Внастоящее время внимание к школьному математическому образованию усиливается во многих странах мира. Анализ мирового опыта позволяет выделить три основные тенденции:1) понимание необходимости математического образования для всех школьников иширокая постановка соответствующих исследований;2) стремление к включению общеобразовательных курсов математики в учебные планы на всех ступенях обучения;3) глубокая дифференциация математической подготовки на старших ступенях школы.Ставя вопрос обновления системы школьного математического образования у нас в стране с позиции тех перспектив, которые открываются сейчас перед школой как социальным институтом, необходимо бережно отнестись к историческим и культурным традициям, глубоко осмыслить отечественный и мировой педагогический опыт.2. Концепция математического образования выделяет в качестве центрального тезиса уровневую и профильную дифференциацию обучения как наиболее соответствующую современным идеям российской и мировой педагогики и психологии, требующим гармонического сочетания в обучении интересов личности и общества, – идеям личностно - ориентированного обучения.Главный принцип концепции математического образования состоит в реальном осуществлении двух генеральных функций школьного математического образования, определяемых: 1) образование с помощью математики;2) собственно математическое образование.3. Социальная значимость собственно математического образования обусловленанеобходимостью поддержания традиционно высокого уровня изучения математики,сложившегося в отечественной школе, формирования будущего кадрового научно - технического, технологического и гуманитарного потенциала российского общества. В этом контексте образовательная область «Математика» выступает в качестве учебногопредмета специализирующего характера, обучение математике рассматривается как элемент профессиональной подготовки учащихся к соответствующим областямдеятельности после окончания школы, в том числе и, прежде всего, к получению высшего образования по соответствующим специальностям. Соответствующую функцию математики мы называем специализирующей.4. Обучение математике – это в первую очередь решение задач. Имеющийся массив математических вопросов, упражнений и заданий разнообразен по своей тематике, сложности и педагогической направленности. Поэтому задачи выступают как главное средство индивидуализации обучения математике. Развитие мышления и способности к математической деятельности осуществляется в ходе самостоятельных размышлений учащихся над задачами. Умение решать задачи – критерий успешности обучения математике. Диалог учителя и ученика строится в ходе обсуждения задач и их решений.Самостоятельная деятельность учащихся по решению задач занимает главное место в обучении математике, что существенно ограничивает сферу информационно - разъяснительных, пассивных методов и форм. Содержание математического образования1. В основу отбора содержания общего математического образования положен принцип реализации поставленных целей на небольшом по объему информационно емком и практически значимом материале, доступном для учащихся школьного возраста. При этом представляется необходимым руководствоваться принципом преемственности, или разумного консерватизма, что обусловлено в первую очередь тем объективным фактом, что традиционное содержание обучения математике, сложившееся в течение многих десятилетий, отражает тот объем математических знаний, которые, с одной стороны, являются фундаментом математической науки, а с другой – доступны учащимся.Принцип преемственности должен сочетаться с современными тенденциями развития отечественной и зарубежной школы.Содержание математического образования можно представить в виде нескольких крупных блоков: арифметика; алгебра; функции; геометрия; анализ данных. Наряду с этими блоками естественно выделить методологические принципы, в которых содержание прослеживается с точки зрения развития общих методологических понятий и идей: математические методы и приемы рассуждений; математический язык; математика и внешний мир; история математики. Ниже в общих чертах представлено содержание блоков и описано распределение материала по ступеням обучения.2. Арифметика. В начальной школе у учащихся формируются представления онатуральных числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел,вырабатываются навыки устных и письменных вычислений, накапливается опыт решения арифметических задач. Удельный вес арифметики в начальном курсе математики должен быть повышен.При обучении в основной школе учащиеся приобретают систематизированные сведения о рациональных числах и овладевают навыками вычислений с ними, получают элементарные представления об иррациональных числах; уделяется внимание процентным расчетам, приемам прикидки и оценки, использованию калькулятора.В старшем звене вычислительная культура совершенствуется в связи с введением новых операций, вычислением значений алгебраических, показательных, логарифмических и тригонометрических выражений.3. Алгебра. В начальной школе учащиеся получают первоначальные представления об использовании букв для записи математических выражений и предложений, знакомятся с компонентами арифметических действий и учатся находить неизвестные компоненты по известным.В основной школе алгебраическое содержание группируется вокруг стержневого понятия «рациональное выражение»; учащиеся овладевают навыками преобразований целых и дробных выражений, получают представления об операции извлечения корня (на примере квадратных и кубических корней), знакомятся с понятием уравнения, овладевают алгоритмами решения основных видов рациональных уравнений, неравенств и систем.В старшем звене сосредоточен материал, относящийся к иррациональным, показательным и логарифмическим выражениям, расширяется класс изучаемых уравнений в связи с введением новых видов функций; развиваются представления об общих приемах решения уравнений, неравенств, систем.4. Функции. Содержание обучения в начальной школе дает возможность осуществить пропедевтику изучения функций при введении буквенных выражений, при рассмотрении зависимостей между компонентами арифметических действий, при решении текстовых задач, в ходе которого используются зависимости между различными величинами (например, между скоростью, расстоянием и временем).При обучении в основной школе учащиеся приобретают систематизированные знания об элементарных функциях и их свойствах (прямая и обратная пропорциональность, линейная функция, квадратичная функция), овладевают навыками построения графиков.В старших классах развитие функциональной линии происходит в нескольких аспектах: рассматриваются новые свойства функций; изучаются новые классы функций – тригонометрические, показательные, логарифмические функции; вводятся элементы математического анализа, которые находят применение при решении различных задач, связанных с исследованием функций, решением физических задач и т. п.5. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин. Изучение геометрии подвергается весьма существенному пересмотру, предлагается отказаться от строго дедуктивного построения курса, усилив внимание к его наглядно-эмпирическому аспекту.Овладение пространственными формами должно проходить непрерывно, начиная спервых лет обучения, чему может способствовать усиление внимания к предметномумоделированию стереометрических объектов в 5–6 классах и к рассмотрению планиметрических форм как составных частей пространственных – на следующей ступени обучения.6. Анализ данных. В содержании этого блока естественным образом выделяются три взаимосвязанных направления, каждое из которых в той или иной мере проявляется на всех ступенях школы: подготовка в области комбинаторики с целью создания аппарата для решения вероятностных задач и логического развития учащихся, формирования важного вида практически ориентированной математической деятельности; формирование умений, связанных со сбором, представлением, анализом и интерпретацией данных; формирование представлений о вероятности случайных событий и умений решать вероятностные задачи.Уже на первой ступени школы учащиеся должны встретиться с задачами на переборвозможных вариантов и научиться находить необходимую информацию в таблицах, на диаграммах, в каталогах и т. д. В среднем звене в центре внимания оказывается понятие случайного события и его вероятности. Учащиеся знакомятся с вероятностными моделями реальных ситуаций, учатся находить и сравнивать простейшие вероятности случайных событий, приобретают навыки обработки реальных данных, получают представление об использовании электронно-вычислительной техники для хранения и обработки числовой информации. На старшей ступени обучения предполагается знакомство с основными вероятностно-статистическими закономерностями и вероятностно-статистическими моделями, характерными для отдельных отраслей знаний, особенностями сбора и обработки статистических данных в зависимости от целей исследования, применением ЭВМ для обработки информации.7. Принципиально важным является обучение математическому языку какспецифическому средству коммуникации в его сопоставлении с реальным языком.Грамотный математический язык является свидетельством четкого и организованногомышления, и владение этим языком, понимание точного содержания предложений,логических связей между предложениями распространяется и на владение естественным языком и тем самым вносит весомый вклад в формирование и развитие мышления человека в целом.5. Структура математического образования.1. Осознанное и четкое разделение на методологическом уровне общеобразовательной и специализирующей функций математики реализуется по-разному на разных возрастных этапах. На начальных ступенях обучение математике носит ярко выраженный общеобразовательный характер, что не только не исключает, но и предполагает развитие интереса к математике, математических способностей (особую роль в этом играют задачи повышенной трудности, математические кружки) и, в конечном счете, подготовку будущего контингента системы углубленного изучения математики. При этом никакой профильной дифференциации в обучении математике не должно быть, и речь должна идти только об уровневой дифференциации через дифференциацию требований к математической подготовке учащихся.2. Устойчивый интерес к математике формируется в 14–15 лет. Поэтому в 8–10 классах основной школы предусматривается начало профильной дифференциации: от «ствола» общеобразовательного курса ответвляется система углубленного изучения математики, в котором курс математики становится специализирующим.3. Старшая школа предполагается полностью профилированной. Это означает, что каждый ученик учится в одном из конкретных профилей, число которых, как показывает уже сложившаяся практика, может быть достаточно велико. С точки зрения обучения математике все сколь угодно разнообразные профили объединяются в три направления в зависимости от роли, которую играет в них математика – общеобразовательное,общенаучное и математическое. Во всех трех направлениях курс математики опирается на общеобразовательный курс математики основной школы. Эта позиция учитывает, прежде всего, необходимость предоставления ученику возможности реализации своего потенциала в области математики.Заключение.Обучение математике в этот период является обязательным для всех и должно быть унифицировано. К творческим целям обучения здесь добавляются и формальные требования: к концу начальной школы ученик должен уметь выполнять арифметические действия с числами, знать основные геометрические фигуры, единицы измерения наиболее употребительных величин и т.д. Начальный этап закладывает основы для дальнейшего обучения школьника. Ведь все его последующие успехи целиком зависят от того, достаточно ли хорошо он понимает суть арифметических операций, их внутренний и прикладной смысл, различает ли он геометрические фигуры и видит ли их простейшие наглядные свойства. В организации специализированных классов для одаренных детей в начальной школе необходимости нет, однако возможны незначительные вариации программ. Разумеется, задачный материал «для всех» может и должен быть украшен более трудными и остроумными задачами на сообразительность и смекалку, требующими дополнительного (возможно домашнего) обдумывания.Знания должны быть активными. Решение задач — лучший способ имитацииисследовательской деятельности. Регулярное напряжение ума тренирует и развивает умственные способности. Решая задачи, можно лучше усвоить теоретические положения, научиться их использовать. Аккуратная запись решения способствует развитию логического мышления, навыки связного и последовательного изложения своих мыслей. Думать, считать, писать и рассказывать — вот важнейшие действия,развивающие интеллектуальные и творческие способности учащихся.Основными целями развития математического образования являются: повышение статуса математического образования и математической культуры в обществе; создание условий для качественного бесплатного математического образования всех детей и молодёжи независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи; поддержка учителей и преподавателей математики образовательных учреждений, распространение лучшей практики их работы и передовых методов обучения. 

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X