Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Сараева Светлана Семеновна

«Познавательное развитие детей с ОВЗ посредством использования дидактических игр»

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 374 Красноармейского района Волгограда»Статья на тему «Познавательное развитие детей с ОВЗ посредством использования дидактических игр» Автор: Сараева Светлана Семеновна, воспитатель МОУ Детский сад № 374Волгоград,2021 Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание условий, способствовавших развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Как известно, у детей дошкольного возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов, таких как: внимание, память, речь, мышление. Одним из основных принципов дошкольного образования, утвержденных ФГОС, является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Одной из составных успешности обучения в школе является развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности. Желание познать и освоить все новое, интерес детей дошкольного возраста к окружающему миру, – такова основа формирования этого качества. Одна из актуальных проблем современности – это развитие познавательных способностей, активности дошкольников. Составной частью любой человеческой деятельности, обеспечивающей ту или иную ее информацию, являются познавательные процессы, которые позволяют человеку заранее наметить цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение. Как известно, игра — основной вид деятельности детей. Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Например, в игре «Что катится, что не катится» обучающая цель состоит в том, чтобы научить детей различать предметы по форме (куб и шар), обращая их внимание на свойства предметов. Перед детьми ставится только игровая задача — докатить предмет до определенной черты, показав при этом свою ловкость. Добиться цели может лишь тот ребенок, который научится различать куб и шар, поймет, что до черты докатится только шар. Следовательно, усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она используется при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях.В дидактической игре педагоги создают такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с ОВЗ, у которых опыт действий с предметами значительно обеднён, не зафиксирован и не обобщён.Детям с ОВЗ для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Познавательная деятельность ребенка будет успешнее, если педагог в процессе занятий, игр будет уделять большое внимание развитию и коррекции базовых психических функций детей. При проведении дидактических игр с детьми с ОВЗ следует помнить:-для ребёнка с ОВЗ эмоциональная сторона организации игры – важное условие. Педагог своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у него положительное отношение к игре.-Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребёнка действовать вместе и добиваться положительного результата.Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнёра, направляет каждого ребёнка на выполнение игровых действий, а при необходимости даёт образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.Важным условием является соблюдение последовательности в подборе игр. Должны учитываться дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.Использование дидактических игр и игровых приемов у детей с ОВЗ является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности, а также является необходимым средством обучения в сенсорном воспитании.Для развития сенсорного опыта детей с ОВЗ используются следующие дидактические игры: словесные, настольно-печатные, развивающие игры с предметами и игрушками.В своей практике использую такие словесные игры, как: «Что бывает круглое, а что квадратное (овальное и т.п.)?», «Что бывает сладким (кислым, горьким и т.п.)?», «Отвечай быстро» (цвет – предмет), «Сходства и различия» (указать сходство и различие пар слов), «Четвертый лишний», «Ассоциации», «Чем похожи» (найти два предмета, которые между собой чем-то похожи: цвет, форма, величина), «Противоположности», «Данетка» и др.Процесс решения дидактических задач в данных играх осуществляется в мыслительном плане без опоры на наглядность.Содержание настольно-печатных, развивающих игр очень разнообразно:-игры на усвоение цвета;-игры на усвоение формы;-игры на усвоение величины;-части и целое и т.д.Развивающие игры — это игры, в процессе которых происходит развитие или усовершенствование различных навыков: «Укрась бабочку», «Найди заплатку», «Чудесный мешочек», «Большой маленький мячик», «Подбери пару», «Выложи узор», «Ленточки для кукол», «Забавные прищепки», «Прятки», «Узнай по вкусу», «Узнай по запаху» и др.Использование компьютеров в образовательной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения.Игры с предметами и игрушками.В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, природный материал.Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Это такие игры, как: «Собери/построй пирамидку», «Выложи фигуру», «Что изменилось», «Найди пару», «Принеси такую же», «Посмотри и запомни», «Опиши предмет», «Угадай, что спрятано», «Не ошибись», «Узнай на ощупь», «Угадай, что съел» и др. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития детей с ОВЗ, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, потому что через нее развивается речь, внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у детей с ОВЗ нуждаются в коррекции. Слабое развитие моторики проявляется во всех видах деятельности детей с ОВЗ. Обычно для них бывает необходим длительный период обучения, направленный на то, чтобы научить их выполнять те или иные действия.К играм на развитие мелкой моторики относятся: пальчиковые игры; игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика, конструкторы, бусины, пуговицы); массаж кистей и пальцев; рисование на песке; перебирание круп; складывание пирамидок; шнуровка, завинчивание крышечек банок и т.д.Для детей с нарушением зрения используются пособия «Тактильные дощечки/дорожки», «Волшебные дощечки», «Буквы и цифры из наждачной бумаги», «Ателье», «Ящик с кусочками ткани», «Забавные прищепки» и др.Таким образом, использование дидактических игр с целью развития восприятия, усвоения сенсорных эталонов у детей с ОВЗ, обогащают образовательный процесс, повышают результативность обучения, вызывают положительное отношение к обучению, а также положительно влияют на интеллектуальное развитие детей.Список использованной литературы1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 19972. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. М., 1991. 3. Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры / Избранные психологические произведения в 2-х т.Т.1.  -  М.: Педагогика, 1983. - 320 с.4. Эльконин Д.Б. Психология игры – М.: 1978.- С.277.5. http://50ds.ru/logoped/736-didakticheskaya-igra-kak-sposob-aktivizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti-u-doshkolnikov-s-narusheniem-rechi.html

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X