Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Пиксайкина Людмила Викторовна

Золотая хохлома

скачать документ

Вернуться назад

-843915-25146000 Карамышевский детский сад «Медвежонок», филиал МБДОУ Барановского детского сада «Солнышко» Змеиногорского района Алтайского краяНОД в подготовительной группе«Чудо — чудное, диво дивное — золотая хохлома»252793519488150 Подготовила и провела: Воспитатель: Пиксайкина Людмила Викторовна с. Карамышево 2020 г.Цель- Познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи расширять знания детей о народном творчестве.Задачи:- Формировать представления об основных элементах хохломской росписи; на основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность торжественность колорита Золотой Хохломы.- Формировать умение заполнять узором большую часть поверхности силуэта, выполнять узор в определенной последовательности (ветка, листья, ягоды, травка, развивать внимание, зрительную, слуховую память, активизировать мыслительную деятельность.- Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, в частности, к мастерам хохломской росписи.Оборудование:Мультимедийная презентация «Золотая Хохлома»; набор предметов с росписью «Хохлома»; заготовки для росписи на каждого ребёнка, гуашь, кисточки, стаканчики для воды, салфетки, образцы элементов хохломской росписи; музыкальная запись русских народных песен, конверт с письмом от жар птицы, карусель из зонтика.Предварительная работа:Чтение стихов о хохломской росписи; рассматривание посуды с хохломским узором; упражнения в рисовании элементов узора – травки, завитков, листьев и ягод; упражнения в самостоятельном подборе краски для узора в соответствии с фоном, заучивание частушек. Ход НОД:Деятельность детейДеятельность воспитателяпримечание Организационный момент.Приветствие.Настрой детей на улыбку. Зал украшен демонстрационным материалом с элементами хохломской росписи.Входит воспитатель и дети. Все становятся полукругом.-Добрый день, мои друзья! Перед вами снова я!Очень рада видеть всех, Ждет сегодня всех успех!А еще скажу я вамУлыбнитесь все гостям,Соберитесь, подтянитесь,И тихонечко садитесь.Настрой детей на улыбку.Слайд 1 ( заставка) Основная часть.Эвристическая беседа.Творческая поисково-экспериментальная работа.Динамическая пауза. -Хохлома!Да, да! Хохлома – село, где делают золотую посудуУра! Да!Дети садятся на стульяРадостная, удивительная, сказочная.Дети рассматривают посудуДа. Красный, желтый, черный. зеленый Ответы детей в стихах: завиток травка листикиягодки-С каймы внизу и вверху.- Завиток.-Листья, ягоды, затем травка.-Концом кисти.Дети повторяют движения за воспитателемВоспитатель: Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством. А вот как оно называется, вы узнаете, послушав загадку:Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.Засияла, поднялась, сладким соком налилась.А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)– Совершенно верно, какое интересное и весёлое слово «Хохлома». В нём и смех слышится, и восхищённое «ОХ!», и восторженное «АХ!». Давайте скажем все хором … «Хохлома!»– А как же началось это удивительное художество? Я расскажу вам легенду, как появилась хохломская посуда, а вы внимательно слушайте и смотрите.Давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил.Посуду деревянную вырезал.Варил себе кашу пшённую и птицам пшена не забывал насыпать.Прилетела как-то к его порогу жар - птица. Он и её угостил.Птица-жар задела золотым крылом чашку с кашей и стала чашка золотой… Заиграла миска праздничным золотым светом. А на ней выросла золотая травка, распустился красивый цветок, ягодка клюква поспела. Это, конечно, сказка.– На самом деле известно, что начало золотой росписи идёт от древних мастеров – живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масляная плёнка превращалась в золотистый лак. Так и возникло словосочетание «Золотая хохлома». - Ребята, почему золотая посуда – мы поняли. А знаете ли вы, ребята, почему эти изделия называют Хохлома?- Правильно,  Хохлома – это село на берегу реки Волга. Мастера, живущие здесь, превращали деревянную посуду в золотую, а затем на ярмарках продавцы продавали ее. Вбегает петрушка. Петрушка: Здравствуйте, народ чесной!! Я Петрушка озорной! «Кому посуду для пищи – окрошки, чудо – блюдо, да чашки, ложки?» Воспитатель: Покупатели спрашивали: «Откуда посуда?» А продавцы отвечали: Петрушка: «К нам приехала сама Золотая Хохлома!» Воспитатель: Так и повелось Хохлома, да Хохлома. Стали посуду называть хохломской. Золотая хохлома. Петрушка: Я к вам с ярмарки пришел! И ребят я здесь нашел! Посмотрите, что я принес. А хотите прокатиться на карусели? Садитесь, поехали! Звучит музыка. Петрушка, открывает зонт с лентами, каждому ребёнку достаётся лента, идут по кругу проговаривая хором слова:Еле - еле, еле – еле,Закружились карусели,А потом, потом, потомВсё бегом, бегом, бегом.Тише, тише, не спешите,Карусель остановите.Раз - два, раз - два -Вот и кончилась игра.Воспитатель: Ребята, если посуда радует, удивляет, восхищает детей и взрослых, она какая?  Посмотри те, какая она красивая! Воспитатель показывает посуду на проекторе.Воспитатель: Вот это кувшин для напитков, а вот это поднос, ваза, блюдо, горшок, кружка, подсвечник, ложка.Петрушка: У меня тоже есть ложки и кружки! Давайте с вами посмотрим на настоящую хохломскую посуду, ту, что я вам принес с ярмарки. Петрушка: Золотая хохлома! Лучше нет подарка. Хохломские ложечки Звонкие да яркие!!! Петрушка достает и показывает детям хохломские изделия и дает их рассмотреть.Петрушка: Ребята, с вами хорошо, но мне пора возвращаться. Да, чуть не забыл, у меня для вас письмо. ( Петрушка отдает письмо). До свиданья детвора. (Петрушка убегает)Воспитатель: Посмотрите, что за чудо конверт оставил нам. Давайте откроем его и посмотрим что там?Под мелодию Марья – искусница открывает конверт. На экране появляется картина жар-птицы и воспитатель читает письмо от нее:- Письмо нам прислала хохломская жар птица:«Здравствуйте ребята, к вам меня прислали хохломские мастера, потому что злой волшебник украл все краски. И мастера прислали вам изделия, которые нужно расписать, когда вы завершите работу изделия расколдуются от заклятья волшебника».Воспитатель: Ребята, мы поможем хохломским мастерам? Молодцы, ребята.- Прежде, чем начать работу, давайте поговорим о росписи.- Какие основные цвета в хохломской росписи?- Правильно. Хохломская роспись праздничная, нарядная, а декоративность достигается красным, желтым, черным цветами.-– Молодцы! Не составит труда назвать и вспомогательные цвета! - Правильно. Зеленый цвет хохломской росписи вводится осторожно, он как бы в тени, не бросается в глаза, но мягко заполняет пространство.- Ребята, какие основные элементы хохломской росписи вы знаете? 1 ребенок: Кисть купается в краске, Здесь прижалась разок. И блеснул на посуде, Расписной завиток. 2 ребёнок:Травушка-муравушка стелется, ложится,«Хохлома» травинками, «травками» гордится. 3 ребёнок:Без листочка нет цветочка,Ягодки нет тоже,В «Хохломе» листок особыйНа всех не похожий. 4 ребенок: Росписей на свете много,Только ягоды в одной.Там «смородинки», «рябинки»Называем – «Хохломой». - Мы с вами вспомнили основные элементы хохломской росписи. - Прежде чем начать украшать чаши, давайте вспомним последовательность росписи. Воспитатель показывает на доске, а дети рассказывают.- С чего начнёте? Правильно, с каймы внизу и вверху изделия.- Что будете рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку).- Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому что на нём рисуют все остальные элементы).- Что будете изображать на завитке сначала? Правильно, сначала крупные  элементы: ягоды, листья.- Что потом? Правильно, потом мелкие  элементы: травку, завитки. - Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).- Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, ватные палочки).- Какие цвета будете использовать? (Красный, чёрный, зелёный).- Молодцы, ребята, всё знаете!- Роспись мастер наносит быстро, с маху. Одно движение кисти – и возникает длинный гибкий и изящный стебелек, травка. «Не пиши тесно, пусть кустик свободно раскинет свои листья, словно человек, которому живется на земле привольно», - учили старые мастера.-Прежде, чем начнем работать, нужно отдохнуть. Ребята выходите, становитесь в круг. Повторяйте движения за мной.Птица хохломская крыльями махала (Руки в стороны, махи)Крыльями махала – злато рассыпала (махи, встряхиваем кисти рук)Головой качала, в стороны качала (наклоны головы в стороны)Да, с землицы русской травы собирала (наклоны в пол, собираем)Травы собирала, чаши украшала (собираем, обводим руками круг)Мастерство с любовью нам передавала (руки к сердцу, руки вперед)Ребята, садитесь на стулья.- Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!Дети выбирают плоскостные силуэты посуды, садятся за столы и выполняют работу.  Воспитатель рисует на маленькой доске. Звучат русские народные мелодии, дети работают под музыку. - Хохлома, Хохлома, наше чудо дивное!Мы рисуем Хохлому – красоту невиданную.Рисовали «травку» солнечною краской,Ягодки, огоньки – алой краской от зари.Слайд 2(хохлома)Звучит русская народная музыка.Слайд 3 (дед)Слайд 4Слайд 5Слайд 6( жар птица)Слайд 7 (чашка)Слайд 8 (посуда )Слайд 9 (кувшин для напитков)Слайд 10 ( кружка, подсвечник )Слайд 11 ( блюдо, горшок)Слайд 12 ( доска, ложка)Слайд 13 (посуда) Слайд 14 (жар птица)Слайд 15 (хохлома)Слайд 16 (завиток)Слайд 17 (травка)Слайд 18 (Листок)Слайд 19 (ягодки)Слайд 20, 21, 22, 23 (образец воспитателя)ФизкультминуткаСлайд 24 (жар птица )Слайд 25(образец воспитателя 4) Заключительная часть 1. Выставка и анализ детских работ 2. ПрощаниеДевочки поют частушки, аМальчики играют на ложках в проигрышах. -Золотая Хохлома!- Травка, ягоды, завиток, листики.- Да!Дети под музыку выходят из студии и идут в группу. – Ай, да, молодцы! Настоящие умельцы! Посмотрите, как красиво получилось, яркие, красочные, праздничные – настоящая золотая хохлома. А пока наши работы сохнут, давайте с вами споем для гостей частушки. 1 ребенок:Хохлома! Хохлома!Весь народ свела с ума!Яркая, лучистая!Узоры золотистые! 2 ребенокХохлома, да ХохломаРазукрашу все дома,А потом и улицу,Петуха и курицу! 3 ребенок: Бабка деда до обедаЗаставляла рисовать,Ведь в красивую посудуЩи приятней наливать! 4 ребенок:Я вчера такое виделНе расскажешь никому,Сидит заяц на берёзеИ рисует Хохлому! 5 Ребенок: Надою я молокаИ налью котёнку,Разрисую Хохломой.Милую Буренку 6 ребенок:Все листочки, как листочки,А здесь каждый золотой!Красоту такую людиНазывают Хохломой! Все вместе: Мы частушки вам пропели,Хорошо ли, плохо ли.А теперь мы вас попросим,Чтобы нам похлопали! - Ребята, берите свои работы и несите их сюда. - Ребята, как называется эта роспись? - Какие элементы хохломской росписи использовали в своих рисунках? (индивидуально)- Ребята, вам нравятся ваши работы? Посмотрите на работы друг друга! – Молодцы!!! Посмотрите, какие чудесные работы у вас получились. Давайте сделаем выставку в группе, чтобы все гости и родители могли полюбоваться такой красотой, а вы им расскажете о народном чуде «Золотая Хохлома"!Слайд 26 (хохлома)Слайд27 (до встречи)

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X