Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Бугрова Оксана Вячеславовна

"Дистанционное образование в школе. За и против."

скачать документ

Вернуться назад

СТАТЬЯ: «Дистанционное обучение в школе. За и против. »Автор: Бугрова Оксана Вячеславовна – Учитель, (Стаж 27 лет) Место работы: МАОУ-Гимназия № 45, г. Екатеринбург Задачи статьи: - понять, нужно ли образование в наше время;- определить, что такое «дистанционное обучение» и где оно наиболее целесообразно;- обозначить преимущества и недостатки применения дистанционных образовательных технологий; - показать возможность организации дистанционного обучения в школах. Действительно, XXI век, характеризующийся постоянно ускоряющимся прогрессом, ставит перед человечеством совершенно новые вызовы, адаптация к которым требует целого ряда навыков и компетенций, присущих образованной личности. Что касается необходимости базового образования, которое мы получаем в школе, это неоспоримый факт приобретения фундаментальных знаний, без которых жить и быть успешным в современном обществе, просто нереально. А вот вокруг высшего образования ведутся постоянные споры. Кто-то считает, что без него никуда, другие уверены, что обучение в вузе – пустая трата времени, да тем более дистанционного. Так кто же прав? Давайте разбираться вместе. В настоящее время так ли важно наличие диплома при поиске хорошей работы? Ведь не секрет, что при приёме на работу работодатель все чаще смотрит не только на диплом и навыки соискателя, но и на его готовность учиться и развиваться дальше, а также на имеющийся социальный опыт в человеческих отношениях. Задача создания команды мечты теперь - найти кандидата человека, с которым интересно общаться вам и которому интересны вы, а впоследствии потом учить его профессии до необходимой стадии профессионализма с помощью растущей онлайновой инфраструктуры образования. Ни для кого не секрет, что в учебных заведениях самых разных уровней вместо традиционной роли преподавателя как безоговорочного авторитета, на сегодняшний день обеспечивается совместная учебная деятельность, за которую учащиеся несут коллективную ответственность, что существенно облегчает дальнейший путь в реалиях современного мира. Поэтому современная система образования переориентируется с традиционной систематической зубрёжки на совместную интеллектуальную работу с упором на мотивацию и всеобщую вовлеченность в учебную деятельность. Несомненно, школа остается фундаментом становления каждого образованного человека. Она решает ряд важных задач: - начальное образование человека, передача социального, жизненного, научного опыта в значимых областях, исторически накопленного цивилизацией; - духовно-нравственное воспитание и развитие личности (патриотизм, религиозные убеждения, семейные ценности, культура поведения, понимание искусства и проч.); - сохранение и укрепление здоровья как физического, так и психического, без которого человек не сможет самореализоваться. Образование — система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций. В широком смысле слова, образование — процесс или продукт формирования ума, характера и физических способностей личности. Образование целенаправленно осуществляется обществом через учебные заведения: детские сады, школы, колледжи, университеты и другие заведения, что, однако, не исключает возможность и самообразования, особенно в связи с широкой доступностью интернета. Массовое распространение информационных технологий сделало необходимым умение равнозначно ориентироваться как в конкретных, так и в абстрактных реалиях. Несомненно, хорошее образование в наше время просто незаменимо. Именно достойное образование открывает перед индивидуумом все двери, дает возможность устроиться на первоклассную работу с достойной заработной платой и добиться всеобщего признания и уважения. Ведь знаний никогда не бывает много. С каждым нашим прожитым днем мы узнаем что-то новое, получаем определенную порцию информации. Образ образованного человека складывается из множества критериев и качеств личности: Наличие образования. Владение языками. Культура поведения. Расширенный кругозор. Начитанность. Широкий словарный запас. Эрудированность. Коммуникабельность. Тяга к знаниям. Красноречие. Гибкость ума. Умение анализировать. Умение тонко чувствовать мир. Благородство. Великодушие. Выдержка. Трудолюбие. Чувство юмора; Стремление к самосовершенствованию. Целеустремленность. Грамотность. Воспитанность. Толерантность…. Список можно продолжать и продолжать, но, к сожалению, в реалии не все так однозначно. И наличие диплома не тождественно хорошему образованию. Есть мнение, что в наш двадцать первый век, век цифровых технологий, коммуникаций и интернета, такое понятие как "образованность" постепенно отходит на второй план. С одной стороны, казалось бы, должно быть наоборот. Интернет, бездонный источник полезной информации, где все доступно. Не нужно лишний раз бегать по библиотекам, по сокурсникам в поисках пропущенной лекции и т. д. Однако наряду с полезной в Интернете содержится огромное количество бесполезной, ненужной и даже вредной информации, которая засоряет человеческий мозг, убивает в нем возможность адекватно мыслить, сбивает человека с пути. Зачастую некачественные ресурсы, сомнительные социальные сети намного больше завлекают человечество, нежели полезная для саморазвития информация из библиотек. В статье 17 Федерального закона № 273 написано о формах получения образования, доступных в России. Допускается разнообразие видов получения знаний и их сочетание между собой. В государственных или традиционных частных школах можно выбрать одну из трёх форм обучения: очную, очно-заочную или заочную. Перейти на любую из них можно как в начальных классах, так и среднем и старшем звене. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (статья 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Вы можете поучиться в традиционной школе, затем перевестись на «заочку,» а после попробовать обучение в «онлайн». Главное, чтобы ребёнок получал удовольствие и развивался. По результатам итоговой государственной аттестации ученик получит официальный государственный документ, который подтвердит его знания. Хоть допускаются различные формы получения образования в РФ, но бланк аттестата остается единым при любой из них. Государство не навязывает классический тип учебы и не призывает к нему. Пока ребятишки не достигли совершеннолетия, выбор формы получения образования и формы обучения лежит на плечах родителей. После 18 лет ученики становятся совершеннолетними и сами выбирают, где, как и в какой форме им учиться. Каждая форма получения знаний имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Сейчас, настало время поговорить о такой форме получения знаний, как дистанционное обучение, в дальнейшем ДО. Сегодняшний уровень развития информационных и коммуникационных технологий закладывает реальный фундамент для создания глобальной системы дистанционного образования, помогающей людям создать открытую информационную среду без границ. Независимо от физических расстояний, новые информационные технологии обеспечивают интерактивную коммуникацию между преподавателем и учащимся, всегда являющуюся как определяющей характеристикой. Дистанционное обучение – это демократичная, простая и свободная система обучения. В нашем современном обществе данная система также активно используется для получения дополнительного образования. Студент, обучающийся дистанционно, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Формирование теоретических и практических знаний достигается в процессе систематического изучения материала и прослушивания, и повторения упражнений. Модельный закон о дистанционном обучении принят на тридцать шестом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление №36-5 от 16 мая 2011 года). Настоящий закон устанавливает правовые основы для разработки и реализации общегосударственной политики в области дистанционного обучения и призван способствовать созданию национальных систем дистанционного обучения, соответствующих задачам формирования общего образовательного пространства. В Законе даётся следующее определение дистанционному обучению: это целенаправленно организованный и согласованный во времени и пространстве процесс взаимодействия педагогических работников и обучающихся между собой и со средствами обучения с использованием педагогических, а также информационных и телекоммуникационных технологий. Технология дистанционного обучения – это совокупность методов и средств обучения, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии с использованием информационных и коммуникационных технологий. Та ситуация, в которой мы оказались весной 2020г, потребовала немного иных путей передачи знаний. И как раз благодаря дистанционному обучению стало вполне реальным изучать любой предмет, в том числе физкультуру и музыку, не выходя из дома. Но хорошо ли это для школьников? Это большой спорный вопрос. Очевидно, что получать образование из дома удобней для большинства, но можно ли сравнивать качество получаемых знаний и как контролируется процесс обучения в таком случае. А потом лишение детей живого общения с учителем и детьми явилось значительным испытанием, которое однозначно, не пошло на пользу. Перейдя на дистанционный формат обучения, учителя обычных школ столкнулись с немалыми трудностями. Уровень владения цифровыми ресурсами до эпидемии среди большинства учителей был невысок, и лишь немногие имели представление об электронных образовательных платформах. В ситуации, когда возникла острая необходимость в сжатые сроки перестроиться для работы в новом формате, большинство учителей обычных школ испытали серьезный стресс и чувство растерянности. К тому же рабочий день в формате дистанционного обучения существенно увеличился, учителя сильно перерабатывали и очень уставали. Переход на дистанционное обучение также выявил ряд проблем, связанных с работой образовательных платформ. Многие из них были колоссально перегружены и сильно висли, из-за чего школам приходилось составлять графики подключения классов. Другие не содержали материалов по всем школьным предметам, или их программы слабо соотносились с теми учебными программами, по которым велись занятия до пандемии. Преподавателям в первую очередь не хватало живого контакта с учениками. Его отсутствие сковывало учителей: им было сложнее отслеживать присутствие и вовлеченность детей, сложнее выстраивать дискуссии и обсуждение проблемных вопросов. Из-за этого многие учителя были вынуждены скатываться в формат рассылки и проверки домашних работ, что сложно назвать полноценным обучением. Тем не менее, хоть и вздыхая, учителя признают, что у смешанной модели обучения (комбинации онлайн и офлайн-форматов) есть будущее. Во всяком случае, по их мнению, этого требует время. Но веяниям времени противится не только старшее поколение учителей, которое, к слову, за этот период очень сильно подтянуло навыки обращения с техникой, но и принцип общедоступности образования. Важно также понять, что инновации — это не только и не столько технологии, но еще и новые педагогические подходы. В общем, можно с уверенностью сказать, что наравне с врачами в пандемию героями проявили себя и педагоги, которые в абсолютно подавляющем большинстве не бросили своих детей и продолжили учить, сохранив привычный порядок вещей. Это особенно важно в период таких кризисов. При дистанционном обучении, большая роль легла и на родителей также, включение их в процесс освоения, как технического оборудования, так и непосредственно изучаемого материала. Впрочем, по прошествии времени, можно утверждать, что и этот опыт был оправданным. Родители стали по-другому смотреть на образовательную систему, на своих детей. почувствовав и свою ответственность, и вовлеченность в общий процесс обучения. Дистанционное обучение «за» и «против». Для высших и средних учебных заведениях такая форма обучения имеет много преимуществ: - гибкость - образование можно получать в подходящее для себя время и в удобном для себя месте; - обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться в независимости от места проживания и без отрыва от производства; - экономичность - сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения; - имеется возможность индивидуализации процесса обучения, так как фактор времени не критичен, студент может выбрать свой темп изучения материала; - дистанционное обучение позволяет повысить качество обучения за счёт применения современных средств и доступа к объёмным электронным библиотекам. Что касается школ, то целесообразно будет выделить все минусы и плюсы подобной формы обучения, для того чтобы все это учитывать при работе с ДО, поскольку смешанные варианты обучения пришлись всё-таки по душе как детям, так и преподавателям. Преимущества такого формата учебы очевидны:1. В интернете есть немало интернет платформ и ресурсов для обучения, бесплатных курсов и видеороликов, разнообразие материалов для представления той или иной темы по любому предмету, отработки теории, а также тренировочных упражнений и контрольных заданий, что является хорошим наполнением и существенным подспорьем при организации уроков и мониторинга уровня усвоения материала учащихся.2.Получать новые знания и присутствовать на уроке можно из любой точки мира, где есть сеть, поэтому необязательно привязывать себя к одному месту.3.Возможность самостоятельно распоряжаться временем и выбирать график учебы, который впишется в привычный образ жизни.4.Всегда можно выбрать те материалы, по которым есть пробелы в знаниях для самостоятельного обучения и повторения.5.Онлайн-обучение обычно занимает не так много времени, что позволит в быстрые сроки овладеть новыми знаниями.6. Для многих детей дистанционные занятия считаются более комфортными психологически.7. У некоторых учеников повышается уровень осознанного отношения к образовательному процессу, чувство ответственности за результат. Вместе с тем, есть у дистанционного обучения и свои недостатки:1.Страдает организованность. Не все выходят на занятия с включенными камерами. Порой это говорит о том, что ученик не подготовился должным образом к уроку.2.Нет личного контакта между учащимся и преподавателем, из-за чего многие вопросы слушателей остаются без ответа, ученикам приходится искать их самостоятельно.3.Процесс обучения индивидуальный, нет одноклассников, с кем бы можно было обсудить изучаемую тему, услышать разные мнения по исследуемой проблеме, сравнить свои достижения с другими.4.При удаленном обучении вся ответственность за усвоение информации лежит на самом учащемся, что требует сильной мотивации и самодисциплины.5. Бывают технические проблемы.6. Неумение самостоятельно работать.7. Отсутствие отлаженной единой системы электронных площадок.8. Трудности с устным опросом обучающихся.9. Отсутствие эмоциональной окраски образовательного процесса. Дистанционное обучение – хороший вариант для совершенствования существующих знаний, повышения квалификации или углубленного изучения материала, но не для осваивания новой профессии с нуля. Несмотря на трудности, оказалось, что есть немало школьников, которым понравилось учиться на «удалёнке». Почти четверть школьников хотели бы продолжить дистанционное обучение и после пандемии, многие видят в таком режиме учёбы новые возможности. Иными словами, дистанционное обучение не является его самостоятельной формой, это лишь способ организации учебного процесса. Сравнивая две формы получения образования, нельзя однозначно сказать, что лучше – дистанционное обучение или очное. Выбор зависит от многих факторов. Не последнюю роль играют и личные качества – одним легче учиться в группе под контролем преподавателя, другим достаточно задать нужное направление, и они с легкостью усваивают новую информацию самостоятельно. Выбрать дистанционное обучение или очное – во многом зависит от заинтересованности учащегося в получении знаний, его способности к самообучаемости и мотивации. Так как при онлайн-обучении сложно контролировать, как усваивается и закрепляется материал, успех такой учебы напрямую связан с ответственностью и организованностью самого обучаемого. Дистанционное образование становится популярным методом работы с детьми разного возраста, с детьми с ограниченными возможностями, с одарёнными детьми. В современных педагогических концепциях определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно ориентированной системе образования. Также перспективным в работе с детьми является интерактивное взаимодействие с учащимися. Современный педагог должен постоянно повышать свою квалификацию. Сегодня педагог не может быть «узким» специалистом, обладающим знаниями в конкретной области. Воспитывая всесторонне развитую личность, педагог и сам должен быть компетентен в разных областях, постоянно осваивая новые интерактивные программы, обогащая знания и приобретая новые умения и навыки, которые дополнят и усовершенствуют накопленный опыт. Не забываем, что цель дистанционного обучения – дать элементы универсального образования, позволяющие адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в системе мировой и национальной культур. Система образования требует идти в ногу со временем, внедрять новые технологии, использовать современные средства обучения, однако одновременно перед нами встает ряд задач, которые предстоит решить. При данной форме обучения важно учитывать не только наполненность учебных курсов, но и методику подачи материала, а самое главное наличие образовательной онлайн площадки, единого портала для дистанционного образования, где обучающийся и учитель могли бы найти все, что нужно для учебы, и что важно, контролируемый государством. Как же лучше организовать работу в дистанционном формате? Учителю очень важно настроить учебный процесс таким образом, чтобы школьники усвоили материал и выполнили предложенные задания, т.е. выстроить определенную систему дистанционного обучения. Концепция дистанционного обучения разделяется на два основных этапа. Первый шаг — это проектирование учебного процесса. Далее разрабатываются формы и виды контроля, размещается дополнительный материал. Это необходимо для того чтобы учащиеся не погрязли в том потоке информации, который на сегодняшний день существует в сети. Особенно важными в формате дистанционного обучения являются формы и виды взаимодействия с учениками, которые позволяют создать более эффективный процесс обучения. Если мы говорим о дистанционном формате урока, то в нем должно присутствовать гораздо больше разнообразных видов деятельности по сравнению с традиционными уроками. Ведь работая в удаленной системе, учитель не видит ученика, который находится по ту сторону экрана, не может отследить его проблемы и трудности, возникающие в ходе обучения. А наша главная цель — удержать внимание ученика в течение хотя бы 20 минут, и мотивировать его к обучению. Еще важным звеном на этапе организации дистанционного учебного процесса является составление методических рекомендаций или инструкций для родителей и учащихся. Со стороны учителя они должны носить регулирующий характер, помогать сопровождать процесс обучения с технической и методической точки зрения и помогать ребенку для самоорганизации и работы в дистанционном пространстве. Дистанционное обучение — это форма, которую каждый преподаватель может наполнить содержанием, подобрать интересные сценарии и инструменты работы. ДО позволяет использовать сложные информационные технологии, которые делают обучение более интересным и увлекательным. Это оказывает позитивное влияние на учащегося, повышающее его трудолюбие, творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения работать с компьютерной техникой. Развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет продолжаться и совершенствоваться не только в ВУЗах и средних учебных заведениях, но и в школах, это диктует время. Но, на мой взгляд, я думаю со мной коллеги согласятся, никакая платформа образовательная, электронные ресурсы не заменят живое общение педагога и ребенка. Они должны стать лишь дополнением.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X