Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Мухина Светлана Васильевна

Экологическое воспитание детей в современном мире

скачать документ

Вернуться назад

Экологического образования   дошкольников в современном мире.          Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле, она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо только при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.  Понятно, что большое значение приобретает экологическое   воспитание.                                                                                                                 Культивирование нового сознания по отношению к природе процесс длительный, он напрямую связан с экологическими, социальными и другими условиями жизни общества. Современная педагогика призвана воспитывать новое поколение, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача воспитания; именно недостаточное внимание  экологическому воспитанию привело к потребительскому отношению к природе. Понятно, что процесс формирования экологического сознания должен охватить все возрастные группы.      Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.                        Первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Ребенок в эти годы овладевает своим телом и основными движениями, у него развиваются сенсорные ощущения, на их основе формируется восприятие. Быстро накапливается жизненный опыт, расширяется круг представлений, ребенок во многих отношениях становится управляемым. Этому способствует развитие произвольных процессов: сосредоточенного внимания, воли, социальных эмоций. В это время происходит становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.                             Само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе.  Именно оно определяет характер целей взаимодействия с природой,  мотивы такого взаимодействия и готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности. Уже в процессе освоения экологических представлений у детей происходит формирование эмоционального отношения к растительному и животному миру.                                                                                                                             Важным показателем экологической воспитанности  дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо учитывать тот факт, что дикая природа прекрасно обходится и без деятельности человека, она живет по своим собственным законам.Заботиться о природных объектах следует только в измененной людьми среде: в городе, парке, а в условиях дошкольного учреждения - на участке, в живом уголке. Следовательно, помогать необходимо растениям и животным, живущим рядом с человеком: деревьям парков, участка, растениям цветников, голодающим зимой городским птицам, т. е. тем, чье благополучие зависит от действий людей.    Ведущее значение в развитии интеллектуальных и личностных процессов имеет общение ребенка с взрослым - оно определяет его эмоциональное самочувствие, отношение к людям и окружающему миру в целом. Формируя у детей теплое, любовное отношение к реальной природе, конкретному ее объекту или явлению, взрослые помогают им прочувствовать и осмыслить красоту и совершенство в природе, особенно на экскурсиях, сопровождаемых эмоциональными беседами.        Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. На этой основе должна формироваться экологическая культура личности, направленная на гармонизацию отношений человека с природой.Экологическое воспитание - это сравнительно  новое направление дошкольной  педагогики. Оно возникло из актуальной проблемы современности - взаимодействия человека с природой и уже достигло наиболее высокого уровня в своём начальном звене воспитания.             Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно – правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении и на территории детского сада.         Если систематически, на протяжении нескольких лет, ребенка знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных,  предоставляя возможность наблюдения за их ростом,   развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях, у него возникает  интерес к проявлениям природы, понимание специфики всего живого, желание практически сохранить, поддержать или создать нужные условия для развития и жизни растений и животных.                                                                К экологическому воспитанию относится и то,  что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой:                                                        - человек, как живое существо нуждается во вполне определенных жизненно необходимых условиях- человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и, по мере возможности, восстанавливающий ее богатства.Понимание этих аспектов связано с конкретными примерами, которые имеются в окружении и в практике каждого ребенка.                                                                                                               Вместе с социально-гуманитарным образованием экологическое образование в современных условиях призвано способствовать формированию у людей нового экологического сознания, помогать им в усвоении таких ценностей, профессиональных знаний и навыков, которые содействовали бы выходу России из экологического кризиса и движению общества по пути устойчивого развития.  В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое образование является одной из актуальнейших проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества.                                                                                                                   Нет более благоприятного возраста для решения задач экологического воспитания, чем дошкольный. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Экологическое воспитание строится на усвоении детьми системы знаний о природе и формировании элементарных экологических представлений о животных и растениях как живых существах, о сущности взаимодействия человека и природы.Эколого-развивающая среда  ДОУ как  метод  экологического                                            образования        Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.Экологическое мировоззрение – это продукт образования. Его становление происходит постепенно в течении многих лет жизни и учения человека. Начало же процесса   падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.Всестороннее развитие и воспитание маленьких детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с природой. Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения. Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения. В разряд наиболее значимых методов ознакомления детей с природой выдвигается  наблюдение. Наблюдения организуются воспитателем на занятиях и в повседневной жизни чаще всего в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Наблюдение включается и в другие формы работы: занятия, экскурсии, прогулки, и др. Наблюдение важно еще и тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы: труд по уходу за животными и растениями, изодеятельность и рассказы детей на основе впечатлений, осмотр объектов природы, заполнение календарей.       Формировать активную жизненную нравственно-эстетическую позицию помогает и такой вид детской деятельности как труд детей в природе.   В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений от условий их произрастания, узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Освоение этих связей и зависимостей оказывает влияние и на отношение к труду: он становится более осмысленным и целенаправленным. У детей формируются устойчивый интерес к труду, трудолюбие.                                                                                                              Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояний растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважения к людям труда. Воспитание умения малышей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом.  Помимо воспитательных, в процессе труда в природе решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Они учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.    Экскурсии – еще одна из форм  организации работы по экологическому воспитанию. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.                           На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки). В. А. Сухомлинский писал, что у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному». Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных понятий о природе.                                                                                                                      Виды экскурсий                                                                                                    Виды экскурсий                     Направление воспитанияприродоведческаярешает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.                                                экологическая  освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:                                                              - между органами животных и растений и их функциями                                   - между средой обитания живых существ, особенностями их строения и образом жизни                                                                                                                           - между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования                                                                                                                                           - между различными живыми существами в одной экосистеме.        На сельскохозяйственные объектыдает детям представления о труде людей,  показывает, как человек влияет на природу, что и для какой цели делают люди, как используют машины и как относятся к результатам своего труда.  Эстетического характераучит воспринимать красоту природы,  воспитывает любовь к природе, осознанное и бережное отношение к ней.                                                               Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.                                                                                                                  Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя: под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных.                                                                                               При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшает комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.  В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему, проявляется потребность ребенка ласкать, заботиться о растениях и животных Уголок живой природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело. Поскольку в условиях нашей климатической зоны труд и наблюдения детей на участке в определенные периоды значительно сокращаются, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой.                                                                                          Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Современная дошкольная педагогика  придает занятиям большое значение: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. В настоящее время просматривается  одна важная тенденция - построение систем занятий по экологическому воспитанию детей. Такие занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, - расширены, углублены, объединены, систематизированы Экологические занятия, могут принципиально отличаться друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения.                                                                                                                                                                                                                                                    Типы экологических занятийТип занятийОрганизация проведения, задачи и цели экологического воспитания.Первично– ознакомительного типасловесный метод экологического воспитания: ознакомлению детей с видами животных, растений, не представленных в ближайшем природном окружении, условиями их жизни и обитания. Рассматривание картин, беседа, чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов.Углубленно-познавательного типапоказ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика  определяется рядом конкретных зависимостей, которые, доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками: зависимость жизни и роста растений от факторов внешней среды, приспособленность животных к среде обитанияОбобщающего типаЦель: выделить ряд значимых признаков для группы знакомых объектов и на их основе сформировать обобщенное представление. Позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.                                                                                                                  Комплексного типа в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.                                                                               Комплексные занятия - это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.Решаются вопросы экологического воспитания дошкольников и при помощи различного вида игрВиды игр на экологические темы.Виды игр на экологические темыЗначение для экологического воспитания дошкольниковДидактические игрыдети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных, учатся обобщению и классификации.При ознакомлении с природой используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.    Предметные игры «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». (в младшей и средней группах).уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.Игры с природным материалом(листья, семена, цветы, фрукты, овощивычленение отдельных признаков предметов, явлений, сравнение их, умение группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам.                                                                            Подвижные игры природоведческого характераСловесные игры«Кто летает, бегает, прыгает?», «Нужно – не нужно», «В воде, воздухе, на земле»связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы.закрепление знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщение и систематизация знаний

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X