Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Кунаева Анастасия Витальевна

Методика дошкольного образования

скачать документ

Вернуться назад

Тема 1Сущность аргументации и ее значение в познании объектов действительностиПлан для рассмотрения содержания материала:1. Сущность аргументации как универсального познавательного логического действия.2. Значение аргументации в познании объектов окружающей действительности.1. Сущность аргументации как универсального познавательного логического действия.Сегодня в условиях оживленных дискуссий, споров, полемики в сфере организации научных исследований и представления их результатов важным является демонстрация культуры обоснованного выражения собственных суждений в различных формах. В данной ситуации невозможно обойтись без использования аргументации. Многие люди мало рефлексируют над своей аргументационной деятельностью, над тем, как следует и как не следует вести аргументацию. Еще большее число людей не задумывается о сущности феномена аргументации вообще. Между тем еще в древние времена аргументация стала предметом размышления и исследования для величайших умов человечества. Разработке содержания аргументации посвящали свои усилия философы Древнего Китая и Индии. Проблемы аргументации занимали Протагора и Сократа, Платона и Аристотеля. Поиски Аристотелем ответа на вопрос, как должно аргументировать и как не следует этого делать, явились одной из отправных точек в создании такой науки, как логика. Нельзя сказать, что проблемы аргументации всегда находились в центре внимания философов. Несмотря на то, что в философии Нового времени они были не очень популярны, в 60-х гг. ХХ века произошло резкое возрастание интереса к обозначенной логической процедуре. Отдельные ее стороны стали рассматриваться в контексте философской мысли второй половины XX века. На первый план вышли вопросы о природе феномена аргументации, о месте и роли человеческого «Я» в аргументационной деятельности, а также вопросы о соотношениях аргументации и свободы, аргументации и доказательства, аргументации и межличностных отношений. Сегодня предпринимаются попытки осмыслить феномен аргументации в разных сферах деятельности человека, однако, по-прежнему, одним из приоритетных сфер для разумного использования аргументации остается научно-исследовательская. Для этого каждому начинающему исследователю важно иметь ясное представление о сущности аргументации и ее значении для познании объектов окружающей действительности. Термин «аргументация» в современной литературе отражается в многозначных смыслах. Латинское слово «argumentation» употребляется по крайней мере в пяти различных значениях: 1) довод или аргумент; 2) дискуссия или обмен мнениями; 3) спор по различным проблемам; 4) способ обоснования в логическом смысле; 5) особый вид деятельности человека. Следует согласиться с учеными, которые выдвигают на первый план пятое из представленных значений аргументации. Действительно, необходимо различать аргументативную деятельность, понимаемую как интеллектуально-речевую деятельность субъекта, направленную на другого человека с аргументативной целью – рассмотреть, возможно, принять новое утверждение, убедить или переубедить оппонента, обосновать тезис с помощью других аргументов. Аргументативная деятельность не может реализоваться без приведения доводов, обмена мнениями, поиска истины по различным проблемам и логического обоснования собственного мнения, и ее необходимо рассматривать как родовое понятие по отношению к первым четырем значениям анализируемого термина. Учитывая сказанное, в качестве опорного следует принять определение понятия «аргументация», предложенное В.Н. Брюшинкиным и обогащенное содержательно на основе добавления коммуникативного, психологического, риторического и логического ее аспектов: аргументация – это приведение логически взаимосвязанных доводов (аргументов) для объективного доказательства определенного положения (тезиса) в процессе коммуникации с обязательным учетом психологических особенностей участников процесса аргументационной деятельности.Конкретизируя сказанное, подчеркнем, что логическое начало аргументации является исторически и генетически обусловленным. Следует согласиться с мнением Д.В. Зайцева, что логику и аргументацию роднит использование рассуждений. Действительно, можно утверждать, что в этом случае логика служит основой и образцом для доказательной аргументации. Под рассуждением надо понимать процедуру пошагового обоснования некоторого высказывания путем последовательного выведения его из других высказываний. Риторический аспект аргументации проявляется в представлении доводов в их привлекательном для адресата виде. Риторика подразумевает определенные требования к голосу, мимике, жестикуляции и, особенно, использованию специфических приемов, к примеру, диалогичности речи, обращенности к участникам, эмоциональной окраски высказываний. Коммуникативная сторона аргументации реализуется в процессе передачи информации от одного субъекта к другому. Поэтому аргументацию можно представлять как разновидность межличностного взаимоотношения, при котором субъекты обмениваются сообщениями в устной и/или письменной формах, преследуя специальные цели. Психологическое начало аргументации состоит в учете индивидуальных и групповых особенностей участников, создании для них психологически комфортной атмосферы, когда соблюдается уважение к выступающим, демонстрируется доброжелательность к ним, проявляются убежденность и личностное отношение к теме, выражается компетентность как понимание сущности обсуждаемого тезиса. Необходимо согласиться с И.Н. Погожиной и А.А. Панкратовой в том, что среди значимых психологических факторов оказываются «компетентность», «чувство аудитории», «уважение к субъекту-отправителю сообщения» и «интерактивность».Отметим, что в процессе познания окружающей действительности проявляются все обозначенные начала аргументации. Они и, следовательно, аргументация в целом связаны с двумя формами мышления – иррациональной и рациональной. Первая основывается на эмоциональных проявлениях, допускает логические ошибки и когнитивные искажения, склоняется к стереотипам, принимает что-то как истину без предварительной фактической или логической проверки, берет за основу выводов чувства и впечатления. Вторая форма базируется на здравом смысле, использует логические правила, включает аналитические и критические суждения, отличающиеся от интуиции и живого впечатления, подвергает убеждения сомнению. Примечательным является то, что именно эта форма предполагает взаимосвязанное употребление категорий: «понятие» как логически обобщенный образ предмета, «суждение» как логическая связь понятий, «умозаключение» как логический вывод нового знания на основе имеющихся суждений.На данные формы мышления внимание обращено не случайно, поскольку в научно-исследовательской деятельности именно между ними возникают противоречия, отвлекающие от истинности познания и искажающие формулировки полученного нового знания. Следовательно, аргументация в этом случае, тяготея к рациональному мышлению, приобретает функцию универсального логического доказательства / критики выдвинутых суждений.При доказательстве / критике выдвинутых суждений происходит сознательное изменение убеждений субъектов аргументации. Убеждение при этом признается в качестве доминанты аргументации и понимается как простое, логически подкрепленное высказывание, которое субъекты принимают в виде истины, верят в него и выбирают основанием своего действия. В то же время убеждение – это высказывание, сопровождаемое в психике субъекта логическим или психологическим актами принятия его содержания. Для полноценной аргументации, как справедливо утверждает В.Н. Брюшинкин, важность приобретает процедура изменения убеждений. В соответствии с приведенным определением, это изменение происходит при обосновании или опровержении убеждений. Это означает, что основой аргументации является рационально-логическое мышление, ибо именно оно позволяет полноценно выполнять процедуры обоснования / опровержения. Получается, что убеждение – одна из важных категорий жизни и деятельности человека. В дополнение к сказанному выше, убеждение представляется как мысль, характеризующаяся определенными моментами. Таковыми являются следующие: человек уверен в истинности высказываемой мысли; мысль имеет эмоционально-нравственную «нагруженность»; мысль играет активную роль в жизни человека в том плане, что он руководствуется ею в своей практической или духовной деятельности; человек отстаивает эту мысль или реализует ее вопреки реальной или воображаемой оппозиции; данная мысль и данное отношение к ней человека характеризуются относительной устойчивостью. Следует различать психологические, нравственные и логические способы убеждения. Формирование убеждений – одна из целей аргументации.2. Значение аргументации в познании объектов окружающей действительности.На основе теоретических рассуждений в отношении сущности аргументации возникает возможность представить ее значение в познании объектов окружающей действительности в нескольких аспектах.Первый аспект. В условиях получения нового научного знания о различных объектах окружающего мира, включая и объекты современной социокультурной действительности, для каждого исследователя имеется необходимость постоянного личностного совершенствования. Следовательно, научно-исследовательская деятельность вполне может «вводить» каждого в ситуацию овладения культурой познания, стимулировать у него стремление к достижению новых идеалов саморазвития. В этом случае приоритетное место в обозначенном виде деятельности должна занять метапредметность. Основу метапредметности, как известно, составляет мыследеятельностная функция, суть которой, по справедливому утверждению известных отечественных исследователей Ю.В. Громыко и Н.В. Громыко, заключается в выяснении сущности процесса познания, освоении самой структуры знания независимо от его предметной принадлежности и специфики. При работе с любым исследовательским материалом используются общие приемы, методы, схемы и техники, при помощи которых выстраивается логика собственного познания. Более того, метапредметность позволяет овладеть разными способами построения этой логики. Обозначенная установка в полной мере относится к аргументации. Именно она в любом научном исследовании может способствовать выделению главных мыслей (тезисов), приведению доводов (аргументов) в пользу их доказательства или опровержения, выражению истинности или ложности тезиса. Аргументация также позволяет выстраивать логические «цепи» рассуждений разной сложности между тезисами, аргументами и выводами с обращением к ее оптимальным способам, типам и видам. Отметим, что в мыследеятельностном ключе аргументацию можно определять как способ надпредметного познания. Это, в сущности, метод, при разумном использовании которого исследователь может «двигаться» не только к открытию нового научного знания, но и объективному его представлению в определенных жанрах публичного назначения.Второй аспект. Современный исследователь призван демонстрировать признаки общекультурного и личностного развития. Первые их них связаны с его способностью обнаруживать актуальные проблемы естественнонаучного, гуманитарного, социального и технико-технологического устройства и с активностью их разрешения на основе использования истинных знаний и действий и избегания ложных. Аргументация здесь вполне может быть одним из способов принятия выдвигаемого тезиса, его разностороннего обоснования для выражения объективного суждения о протекающих событиях. Такой путь может вести к усвоению общекультурных ценностей, становлению ценностных ориентаций поведения для преодоления дезориентации в современном информационном пространстве. Признаки личностного развития, по утверждению известного психолога В.Л. Леви, касаются обогащения интересов – стимулов смыслового наполнения жизни, возможностей анализировать (отличать одно от другого), обобщать (видеть связи событий и явлений), понимать людей при обретении внутренней свободы и независимости. Эти признаки являются выразителями саморазвития как осознанного процесса, результатом которого выступает актуализация собственного потенциала в ситуациях реализации себя как личности. В обоих случаях аргументация становится стимулирующим фактором, ибо дает возможность осмысливать события окружающего мира при их анализе, а также обретать убеждения в истинности или ложности мнений для самовыражения личности, на что указывают отечественные психологи.Третий аспект. Особенно актуальным сегодня становится управление разными видами деятельности исследователя, которое предполагает реализацию внешних и внутренних механизмов. Внешние механизмы касаются влияния на него «надличностных» факторов, а именно, совместного планирования, сотрудничества, выполнения нравственных установок, реализации определенных императивов. Названные действия этого механизма ориентированы на социализацию личности исследователя при постепенном переводе во внутренний план определенных действий, которые становятся факторами внутреннего механизма управления собственной научной деятельностью. Конкретными их выразителями будут факторы личностного роста – индивидуальные потребности, социально значимые мотивы, эмоциональные и волевые усилия. В совокупности оба механизма предопределяют успех разных видов деятельности исследователя. Полагаем, что при этом структуру научно-исследовательской деятельности можно представить обобщенно: мотив – цель – содержание – действия (операции) – результаты – оценка – рефлексия. Предпочтение в процессе обозначенного вида деятельности лучше отдавать самоуправлению, «уходя» от факторов внешнего механизма. Опираясь на труды ученых, полагаем, что аргументация вполне может быть условием улучшения содержания обозначенных явлений при «охвате» научно-исследовательской деятельности в целом и / или отдельных ее частей:– при мотивации выполняется работа по выдвижению тезисов (положений, утверждений), основу которой составляют анализ и синтез;– при целеполагании выполняется работа по определению задач в соотношении с желаемыми результатами в виде выводов и доказательств, основу которой составляют анализ и прогнозирование;– при характеристике полученного нового знания выполняется работа по определению аргументов (предложений) с их конкретизацией дополнительным материалом в правильном речевом выражении, основу которой составляют анализ, сравнение, обсуждение и выражение аргументов;– при выполнении действий (операций) в отношении полученного нового знания выполняется работа по обоснованию выраженных аргументов с помощью рассуждений, основу которой составляют анализ, сравнение, обсуждение разных позиций и выбор из них одной, наиболее оптимальной;– при выражении полученных результатов научного исследования выполняется работа по формулированию выводов, соотносимых с тезисом, целью и аргументами, основу которой составляют обобщение и систематизация;– при осуществлении оценки и рефлексии выполняется работа по определению мнения с позиции полноты достижения целей и доказательства тезиса, основу которой составляют анализ, сравнение и обобщение. Четвертый аспект. При выполнении научно-исследовательской деятельности ключевыми становятся познавательные процессы, прежде всего восприятие, внимание, мышление, память и воображение. Они во многом позволяют получать, воспроизводить, преобразовывать и хранить информацию о разных объектах окружающего мира для ее представления исследователем. Восприятие представляет собой отражение окружающих объектов в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Следовательно, оно может обеспечивать получение эмпирических знаний иррационального и рационального содержания. Аргументация при этом позволяет провести грань между этими знаниями, используя определенные признаки для получения объективных сведений и фактов. Более того, именно иррациональные знания позволяют строить аргументационную деятельность исследователя на уровнях «тезис – антитезис», «аргумент – контраргумент», «вывод об истинности – ложности». Внимание есть направленность психики на определенный объект окружающего мира, имеющий для личности устойчивую или ситуативную значимость. Аргументация при этом дает возможность целенаправленно фиксировать взор обучающихся и удерживать его на объектах познания, их частях и взаимоотношениях между ними. Это позволяет обоснованно выделять и характеризовать существенные для изучаемой науки объекты (предметы, явления) окружающего мира, концентрироваться на их главных и второстепенных признаках. Мышление связано с отражением устойчивых закономерных свойств и отношений объектов окружающей действительности, используемых для решения различных познавательных проблем и ориентации в возникающих ситуациях. Речь идет об объектах, которые не воспринимаются непосредственно с помощью органов чувств, но определяются и характеризуются на основе мыслительных операций. Таковыми являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, систематизация, классификация, моделирование, установление связей, дедукция, индукция. Они используются в разных формальных видах мышления – наглядно-действенном, наглядно-образном и абстрактно-логическом. Учитывая сказанное и соглашаясь с отечественным ученым А.А. Радугиным, можно утверждать, что аргументация в этом случае может служить надежным средством объединения названных форм мышления для повышения эффективности отражения исследователем полученного нового научного знания. В ходе аргументативной деятельности факты и сведения, подтверждающие или опровергающие аргументы к тезису, чаще всего накапливаются и систематизируются благодаря использованию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а умозаключения и обоснования как выводы формулируются благодаря абстрактно-логическому мышлению в виде понятий, законов и теорий. Функцией памяти является накопление, закрепление, сохранение и воспроизведение информации об объектах окружающей действительности с учетом индивидуальных особенностей человека для ее использования в разных сферах жизнедеятельности. Аргументация при этом дает возможность овладевать способами работы с научно значимой информацией при определении образцов выдвижения и формулирования тезисов, выделении и характеристике аргументов, выражении результатов и выводов в отношении выдвинутого тезиса. Воображение связано со способностью к построению новых целостных образов объектов окружающей действительности путем переработки информации о них на основе накопленного чувственного, эмоционально-смыслового и интеллектуального опыта. Воображение имеет проектировочный характер. Аргументация при этом дает возможность, не противореча логике изучаемого предметного содержания, строить рассуждения, доказательства, предложения, формулировать положения и утверждения в виде понятий, суждений и умозаключений. Вместе с тем аргументация в структуре воображения развивает абстрактно-логическое мышление за счет моделирования и теоретизации выводов по выдвинутым тезисам.Пятый аспект. Он касается пояснений в отношении значения аргументации в сфере общего образования, ибо достижение преемственности в данной сфере приобретает особое значение. Сегодня формирующаяся новая социокультурная ситуация требует от исследователей сферы образования анализа накопленного педагогического опыта и его рационального использования с учетом современных взглядов на личность человека нового времени. Говоря кратко, преемственность предполагает содержательную связь между уже имеющимся «старым» и формирующимся «новым». В отношении общего образования актуальны разные линии преемственности – психологический, технологический, управленческий, содержательный и структурно-организационный. Первая линия связана с учетом индивидуальных и групповых, возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся в зависимости от уровней общего образования. Технологическая линия касается применения в процессе обучения таксономии целей в соотношении с ожидаемыми результатами при использовании дидактических средств, соответствующих возрасту обучающихся, содержанию учебного материала и информационно-технической базе. Третья линия, управленческая, предполагает рациональное целеполагание, планирование, координацию выполнения действий, оценку и коррекцию образовательного процесса и его результатов в зависимости от особенностей «передвижения» обучающихся от класса к классу. Четвертая линия ориентирует на определение и реализацию содержания учебного материала для каждого из уровней общего образования в соответствии с выделенными содержательными линиями каждого учебного предмета с учетом логических связей между ними. Последняя, структурно-организационная, линия дает возможность обеспечить взаимосвязь между разными образовательными организациями – от формального дошкольного до неформального дополнительного образования – для «стыковки» всех уровней образования, когда «выход» из одного является «входом» в другой. Аргументация во всех случаях может выступать в качестве одного из факторов совершенствования образовательного процесса. Уже на уровне дошкольного образования следует давать воспитанникам элементарное представление о разных мыслительных операциях, позволяющих выделять существенные признаки объектов окружающего мира и использовать их для обоснования происходящих явлений, построения вероятностных предположений об особенностях протекания, конструирования доказательных высказываний типа «Да, потому что…» и «Нет, потому что…». На уровне начального общего образования необходимо введение понятийного аппарата аргументации (тезис, аргумент, вывод) и организация работы обучающихся по формулированию тезисов под заданную тему, аргументов под заданный тезис, конструированию умозаключений под аргументы в виде выводов. При этом расширяется сфера включения в учебно-познавательную деятельность мыслительных операций анализа и синтеза. На уровне основного общего образования важны актуализация понятийного аппарата аргументации, введение и использование ее простейших видов, выполнение учебных заданий аргументационной направленности. Одновременно внимание должно быть обращено не только на осуществление анализа и синтеза, но и на использование сравнения, конкретизации, систематизации, установления связей, индукции и дедукции. На уровне среднего общего образования следует обогащать виды аргументации, включать обучающихся в различные формы самостоятельной работы по обоснованному выбору и использованию аргументационной деятельности в учебных ситуациях и повседневной жизни.Таким образом, среди универсальных процедур при организации и выполнении научного исследования особое место, несомненно, занимают процедуры познавательного назначения. Они во многом могут обеспечить полноценное изучение разных объектов окружающей действительности для получения достоверной научной информации, ее интерпретации с помощью приоритетных мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, сериации, классификации, систематизации, системно используемых для построения непротиворечивых цепей рассуждений. Ведущая роль в них принадлежит аргументации, без которой не может состояться научное познание сущности ни одного объекта (предмета, явления) окружающей действительности. Она представляет собой процесс приведения логически взаимосвязанных доводов (аргументов) для объективного доказательства определенного положения (тезиса). Аргументация связывается с выполнением аргументационной деятельности, для успешной реализации которой исследователю важно иметь элементарные представления о содержании аргументации, ее способах и типах. Аргументация носит универсальный характер, который проявляется в метапредметности, влиянии на общекультурное и личностное развитие, вовлечении в разные виды деятельности. Задания для самостоятельного изучения материала.1. Пользуясь указанными источниками в отношении данного раздела найдите ответы на ниже сформулированные вопросы и выполните краткие записи в рабочих тетрадях:1.1. Почему мыслители разных времен стали обращаться к аргументации как к основе выражения мнения человека и разрабатывать ее содержание?1.2. Какими суждениями можно дополнить выражения «аргументация – это спор по различным проблемам» и «аргументация – способ обоснования мнения в логическом смысле»?1.3. Каким образом аргументация связана с иррациональной и рациональной формами мышления? 1.4. Как помогает аргументация познавать различные объекты окружающей действительности?Вопросы / задания для самоконтроля. 1. Почему имеется потребность в использовании аргументации для оптимальной осуществления научно-исследовательской деятельности? 2. В чем заключается сущность аргументация как познавательного логического действия? 3. В чем заключается риторическая, коммуникативная и психологическая основы аргументации? 4. Каковы приоритетные аспекты выражения значения аргументации в познании объектов окружающей действительности? 5.  В чем заключается значение аргументации для стимулирования мыследеятельности исследователя? 6. Почему существует мнение, что полноценная аргументация не может выполняться без «вовлечения» в сферу исследования различных познавательных процессов? 7. Каково значение аргументации при выполнении научных исследований в сфере общего образования? 8. Почему аргументация относится к категории универсальных познавательных действий? 9. В какой части научного исследования аргументация находит большее применение?Литература:1. Брюшинкин, В. Н. Аргументация, коммуникация, рациональность / В. Н. Брюшинкин // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. – 2008. – Вып. 6. – С. 5–11.2. Герасимова, И. А. Феномен аргументации / И. А. Герасимова // Эпистемология & философия науки. – 2009. – Т. XXI. – № 3. – С. 5–13.3. Гриненко, Г. В. Аргументация: опыт герменевтического анализа / Г. В. Гриненко // Мысль: ежегодник Санкт-Петербургского философского общества: аргументация. – 2006. – № 6. – С. 48–63.4. Зайцев, Д. В. Теория и практика аргументации: учеб. пособие / Д. В. Зайцев. – М. : Форум : Инфра-М, 2015. – 224 с.5. Нарциссова, С. Ю. Аргументация как фактор смыслообразования в обучении / С. Ю. Нарциссова // NB: психология и психотехника. – 2012. – № 1. – С. 165–195.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X