Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Артёменко Любовь Владимировна

Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина "Зимний дуб"

скачать документ

Вернуться назад

Тема урока: «Урок внеклассного чтения « Увидеть необычное в обычном»(по рассказу Ю.М.Нагибина « Зимний дуб».)Цели урока:Формировать интерес учащихся к знакомству с творчеством Ю.Нагибина;Развивать умение формулировать свои эмоционально - оценочные суждения; развивать речевые навыки школьников;Воспитывать патриотическое отношение к природе. Постигнуть мудрое устройство природы, ее силу и хрупкость, могущество ее законов и незащищенность. Ю.НагибинХод урока.1.Вступительное слово учителя.Знаете, ребята, когда заканчиваются уроки, запираются учебные кабинеты, опускается на посёлок ночь, здесь происходят чудеса: собираются учебники, энциклопедии, книги и подводят итог рабочего дня: сколько параграфов выучено, сколько правил рассказано, сколько задач решено и, конечно же, сколько книг прочитано.Ведущий 1: Ребята, ребята! Посмотрите, кого я к вам привела. (Ведёт за руку Ю.М.Нагибина). Ребята подозрительно обходят гостя и наконец- то признают в нём писателя.Ведущий 1: Представляете, ребята, я в суете дня забыла пойти в библиотеку и взять на урок литературы рассказ « Зимний дуб» Ю.М.Нагибина, а потом мама договорилась с библиотекарем, и вот уже поздно вечером мы отправились за книгой. И что же я узнала?! Накануне своего юбилея писатели, поэты посещают школы, библиотеки, читальные залы. Об этом мне поведал сам Юрий Маркович, на которого я наткнулась в библиотеке. Конечно, я много ему рассказала о вас ребята, но Юрий Маркович считает, что я вас выгораживаю. Он слышал в беседе с коллегами: ученики не читают, речь учащихся бедная, библиотеку почти не посещают.Ведущий 1: Ребята, помогите мне убедить Юрия Марковича в том, что он ошибается.- Вот, Юрий Маркович, ваши книги, побудьте некоторое время с нами, поучаствуйте в разговоре. (Усаживают на стул)Учитель: Ребята, у вас есть удивительная возможность поучаствовать в диалоге с самим Ю. М.Нагибиным.Ю.М.Нагибин: Приветствую Вас, ребята. Вот накануне юбилея (мне бы исполнилось в этом году 95 лет) я задумался над тем…а нужны ли мои книги ученикам? Может быть, пылятся они просто на полках, никто их не читает: есть электронные книги, компьютеры?Уч.-ся: Вы не правы, Юрий Маркович, ничто не может заменить книгу, ведь чтение настоящей книги нельзя сравнивать ни с чем. Можно вам задать несколько вопросов.Нагибин: Пожалуйста, я с большим удовольствием на них отвечу.Уч.-ся: В каком году вы уже стали публиковаться?Нагибин: Свой первый рассказ я опубликовал в 1940 году.Уч.-ся: Кто-то из старших коллег вас поддерживал?Нагибин: Мой дебют поддержали Юрий Олеша,Валентин Катаев, и в этом же году меня приняли в Союз писателей. Первый же сборник рассказов появился в 1943 году.Уч.-ся: Юрий Маркович, вы не только писатель, но и журналист, и сценарист. Так ли это?Нагибин: Это правда, по моим сценариям снято более 40 фильмов. А в годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. Как корреспондент я побывал и в Сталинграде, под Ленинградом, при освобождении Минска, Вильнюса. Мои впечатления и наблюдения за фронтовой жизнью легли в основу сборника « Человек с фронта».Вижу, ребята, вы хорошо познакомились с моей биографией, но я хотел бы услышать ваше мнение о моих книгах.Уч.-ся: Совсем недавно я прочитала ваш рассказ « Эхо», который произвёл на меня огромное впечатление. Дело в том, я не очень прощающий человек, я не прощаю подлость и предательство. Я считаю, что героине этого рассказа Викторине ( Витьке -так она себя называла) не стоило прощать Серёжу, её друга, за предательство. А вы заканчиваете тем, что Витька прощает. Почему?Нагибин: Я считаю, что нужно уметь прощать. Витька в моём рассказе по возрасту мала, но своему другу преподала хороший урок. От чувства обиды нужно освобождаться, потому что оно может отравить всё дальнейшее существование человека.Уч.-ся: Юрий Маркович, а когда я читала ваши рассказы о природе, мне вспомнились стихи А. Блока. Можно я прочту одно из них.Нагибин: Мне интересно будет послушать.Уч.-ся: «Ворона» Александр БлокВот ворона на крыше покатойТак с зимы и осталась лохматой…А уж в воздухе — вешние звоны,Даже дух занялся у вороны…Вдруг запрыгала в бок глупым скоком,Вниз на землю глядит она боком:Что белеет под нежною травкой?Вот желтеют под серою лавкойПрошлогодние мокрые стружки…Это все у вороны — игрушки.И уж так-то ворона довольна,Что весна, и дышать ей привольно!..Уч.-ся: А я хочу рассказать стихотворение « Зима» С.Есенина, оно тоже созвучно вашим произведениям.ЗимаВот уж осень улетелаИ примчалася зима.Как на крыльях, прилетелаНевидимо вдруг она.Вот морозы затрещалиИ сковали все пруды.И мальчишки закричалиЕй «спасибо» за труды.Вот появилися узорыНа стеклах дивной красоты.Все устремили свои взоры,Глядя на это. С высотыСнег падает, мелькает, вьется,Ложится белой пеленой.Вот солнце в облаках мигает,И иней на снегу сверкает.Нагибин: Ну, ребята, спасибо, что вы знаете мои книги, я был рад с вами побеседовать, а сейчас мне пора. До свидания, желаю успехов в учёбе.Раздаётся стук в дверь, заходит Савушкин.- Можно войти? Извините за опоздание.Учитель: Ребята, а этот герой из какого произведения Ю.Нагибина. Как вы думаете: почему он опаздывает?Понравился ли вам этот мальчик?-Какие определения вы бы выбрали для характеристики Савушкина:Прямодушный, прямолинейный бесхитростный, нелицемерный.Разговорчивый, словоохотливый, говорливый, болтливый.Учитель: Савушкин – замечательный мальчик, но у них с учителем возник конфликт.Инсценировка эпизода « Урок изучения имени существительного».Учитель:— Сегодня мы продолжим разбор частей речи…      — Именем существительным называется часть речи, которая обозначает предмет. Предметом в грамматике называется все то, о чем можно спросить: кто это или что это? Например: «Кто это?» — «Ученик». Или: «Что это?» — «Книга».   — Вам все понятно?     — Понятно!.. Понятно!.. — хором ответили дети.   — Хорошо. Тогда назовите примеры.   — Кошка…   — Правильно, — сказала Анна Васильевна, сразу вспомнив, что в прошлом году первой тоже была «кошка».   И тут прорвало:   — Окно!.. Стол!.. Дом!.. Дорога!..   — Правильно, — говорила Анна Васильевна, повторяя называемые ребятами примеры.   — Город…   — Город — хорошо! — одобрила Анна Васильевна.   И тут полетело:   — Улица… Метро… Трамвай… Кинокартина…   — Довольно, — сказала Анна Васильевна. — Я вижу, вы поняли.И вдруг, словно очнувшись от сна, Савушкин приподнялся над партой и звонко крикнул:   — Зимний дуб!   Ребята засмеялись.   — Тише! — Анна Васильевна стукнула ладонью по столу.   — Зимний дуб! — повторил Савушкин, не замечая ни смеха товарищей, ни окрика учительницы.   — Почему зимний? Просто дуб.   — Просто дуб — что! Зимний дуб — вот это существительное!   — Садись, Савушкин. Вот что значит опаздывать! «Дуб» — имя существительное, а что такое «зимний», мы еще не проходили. Во время большой перемены будь любезен зайти в учительскую.Учитель: Как вы думаете, есть ли у слов « существенное» и «существительное» в значении что-то общее?Уч.-ся: « существенное»-главное, «существительное»-название живых и неживых предметов, окружающего нас мира.Учитель: Как вы думаете, почему Савушкин словосочетание « зимний дуб» назвал существительным?Уч.-ся: для Савушкина главным в этом мире, « существенным» был « Зимний дуб»Учитель: Конфликт можно было погасить?Уч.-ся: Да, можно было бы избежать конфликта, если бы учительница попросила бы объяснение, почему именно « зимний», а не просто дуб. Если бы Анна Васильевна выслушала! Как, наверное, интересно бы рассказал Савушкин о зимнем дубе! Все побежали бы смотреть на него! Даже экскурсию в лес можно было организовать, а потом написать сочинение. Но так бы поступил действительно опытный учитель. А вот Анна Васильевна просто решила пожаловаться на Савушкина его маме.Учитель: Что удивительного показал Савушкин своей учительнице в зимнем лесу?Пересказ эпизода.…Тропинка, по которой Савушкин повел Анну Васильевну, начиналась сразу на задах школы. Едва они ступили в лес и тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, очарованный мир покоя и беззвучия. Сороки и вороны, перелетая с дерева на дерево, колыхали ветви, сшибали шишки, порой, задев крылом, обламывали хрупкие, сухие прутики. Но ничто не рождало здесь звука.   Кругом белым-бело, деревья до самого малого, чуть приметного сучочка убраны снегом. Лишь в вышине чернеют обдутые ветром макушки рослых плакучих берез, и тонкие веточки кажутся нарисованными тушью на синей глади неба.   Тропинка бежала вдоль ручья, то вровень с ним, покорно следуя всем извивам русла, то, поднимаясь над ручьем, вилась по отвесной круче.   Иногда деревья расступались, открывая солнечные, веселые полянки, перечеркнутые заячьим следом, похожим на часовую цепочку. Попадались и крупные следы в виде трилистника, принадлежавшие какому-то большому зверю. Следы уходили в самую чащобу, в бурелом.Показ фрагмента из фильма « Зимний дуб».Учитель: Как вы думете, чем дерево так поразило Савушкина?Ответы уч.-ся.Учитель: Правильно, ребята, от дерева исходило столько силы и живой теплоты, что это не могло задеть чуткую душу мальчика, лишённого отца. - Как появляется в рассказе зимний дуб?(« И вот не щель, а широкий, залитый солнцем просвет возник впереди, там что-то сверкало, искрилось, роилось ледяными звездами». Самого дуба ещё не видим, но чувствуем, что появится что-то необыкновенное, чудное) - Перечитаем описание зимнего дуба. Какие изобразительные средства использовал автор при описании?(Сравнения: как собор; его нижние ветки шатром раскинулись;Метафоры: снег набился в глубокие морщины коры; ствол казался прошитым серебряными нитями; листья в снежных чехольчиках). Каждое слово в описании дуба несет на себе важный смысловой заряд. Казалось бы, что удивительного: снег набился в разрезы коры… Но Нагибин находит яркое сравнение, и ствол Анне Васильевне кажется «прошитым серебряными нитями»…В описании дуба нахожу еще одно интересное сравнение. Листва с дуба не облетела осенью, и каждый листок покрыт снегом, как «чехольчиком». Все вместе взятые «чехольчики» блестят «мириадами крошечных зеркал». Всего несколько слов, а какая прекрасная картина нарисована - Для чего писатель использовал эти изобразительные средства в этом описании?( Чтобы лучше показать читателю красоту зимнего дуба, представить его наглядно)- Почему дуб назван «великодушным стражем леса»?(Потому что огромный, могучий, стоит, как страж. Он охраняет зимний сон живых существ: ежа, лягушки, жуков, ящерицы, козявок. Зимний дуб «великодушно» приютил их всех)- Вспомним, как говорил об этом дереве Савушкин на уроке русского языка?("Просто дуб - что! Зимний дуб - вот это существительное!")- Прав ли был Савушкин, когда он привел «зимний дуб» примером на имя существительное?- Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева?Ответы уч.-ся: "робко шагнула" к нему, а "страж леса" тихо качнул ей навстречу ветвью. Теперь и Анна Васильевна, очарованная зимним лесом, забыла, что ей надо торопиться к маме ученика. Она вся во власти очарования природы.Учитель:-Дуб словно хранитель леса, а человек-хранитель природы. Только добрым, заботливым хозяевам открывает природа свои богатства и тайны. Вот почему Анна Васильевна увидела в этот момент в своём ученике « чудесного загадочного человека».Таким, как он, сохранять мир на земле, беречь всё живое. Поэтому мы можем утверждать , что ученик преподал своей учительнице урок. А как вы думаете, Анна Васильевна -хорошая учительница?Ответы уч.-ся. Да, хорошая, но ещё молодая.Учитель: Конечно, вы правы, ей просто не хватает опыта. Анна Васильевна теперь обязательно изменится, будет не снисходительной, как раньше, а по-настоящему внимательной, доброй, чуткой. Она обязательно будет очень хорошей учительницей! Этот день сделал Анну Васильевну мудрее и словно бы старше. Говоря Савушкину, что "короткий путь еще не самый верный", что теперь ему придется ходить по шоссе, она делает выводы и для себя. Анна Васильевна поняла, что рано посчитала себя опытной учительницей, что "быть может, и одного шага не сделано ею на том пути, для которого мало целой человеческой жизни. Да и где он лежит, этот путь? Отыскать его нелегко и непросто".Рефлексия.-Какое у вас настроение, ребята, после нашей беседы?-Какую главную мысль вы сегодня унесёте с урока? - Что хотел донести автор своим произведением?В рассказе «Зимний дуб» ученик учит учительницу, ребёнок — взрослого человека. Каким надо быть человеком, чтобы тебя послушались, поверили и пошли за тобой как в прямом, так и в переносном смысле! В рассказе именно мальчик увидел и понял то, до чего мы бы никогда не додумались, просто потому, что никогда бы не склонились перед деревом и не стали бы рассматривать всю ту живность, что приютил, пригрел и сохранил, а по сути, уберёг от смерти зимний дуб. А Коля Савушкин увидел, и увидел, прежде всего, потому, что он — сын солдата, погибшего на войне, и нянечки, что сам полон доброты и заботы. Как он трогательно, но и совершенно по-мужски заботится и о своей учительнице, и о «сохатом» , который, по его мнению, может обидеться и уйти из леса. Такое отношение к природе человека, равного ей, способного не только использовать, но защищать и уберегать её, и есть главный урок, который Анна Васильевна сумела извлечь из этой прогулки по зимнему лесу и свидания с зимним дубом.(Он хотел, чтобы люди поняли, как красив мир, в котором могут быть счастливы человек и природа, потому что это единое целое, чтобы поняли, что есть мир другого человека и его надо принимать так, как свой собственный, чтобы мы ценили жизнь).- Обратите внимание на эпиграф урока. Писатель со всеми произведениями стремился именно к тому, чтобы мы, читатели, сумели «постигнуть…».Урок подошёл к концу. Оценивание.Домашнее задание: дать письменный развёрнутый ответ: « Можно ли Савушкина назвать учителем Анны Васильевны?»   Письменно опишите свою дорогу из дома в школу. Встречаете ли вы что-нибудь интересное по пути.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X