Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Пидцан Татьяна Евгеньевна

"Дыхательная гимнастика"

скачать документ

Вернуться назад

Консультация «Дыхательная гимнастика» Цель: познакомить с комплексами дыхательной гимнастики.Задачи:научить видеть необходимость применения дыхательных упражнений у детей с речевыми нарушениями;познакомить с целью выполнения дыхательных упражнений для детей с ОНР;познакомить с медодическими рекомендациями по выполнению дыхательной гимнастики;познакомить с тремя комплексами дыхательной гимнастикиОжидаемые результаты:применение на практике комплексов дыхательных упражнений;повышение качества выполнения дыхательных упражнений в системе работы.В своей педагогической деятельности я наблюдаю, что у дошкольников с речевыминарушениями часто встречаются такие проблемы как полный выдох на первом слоге и договаривание фразы или слова шёпотом; ребёнок выдыхает в середине слова, неумело распределяя своё дыхание; торопливо произносит фразы с «захлёбыванием» на вдохе. А это говорит о том, что у ребёнка слабая дыхательная мускулатура, слабый вдох и выдох, неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. А ведь слабый выдох или неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя, в свою очередь, приводит к искажению звуков. Цель использования: формирование и развитие речевого дыхания.Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.Все три комплекса (смотрите ниже) связаны между собой по степени увеличения физической нагрузки на определенные мышцы дыхательной системы и по технике выполнения.В первом комплексе больше внимания уделяется типам дыхания - успокаивающе-восстановляющему и очистительному (упражнения выполняются без особого напряжения мышц).Второй комплекс направлен на укрепление носоглотки, верхних дыхательных путей и легких с напряжением тонуса определенных групп мышц.Третий комплекс в основном направлен на укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы.Все три комплекса необходимо чередовать в течение одной или двух недель, т. е. каждый комплекс проводить по 2-3 дня. (При разучивании каждого комплекса количество дней можно увеличить.)Можно комплексы варьировать: например, весь комплекс, но с меньшей дозировкой в упражнениях, или по 3-4 упражнения из разных комплексов, но с сохранением дозировки.Младшие дошкольники выполняют все дыхательные упражнения с меньшей дозировкой и в упрощенной форме, с постепенным усложнением.Отдельные упражнения включены в данные комплексы можно использовать в качестве профилактики от простудных заболеваний, особенно в холодное время года.Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с упрощенной формы выполнения. Дети одного возраста развиваются по-разному, поэтому каждому ребенку нужно показать точную технику выполнения дыхательного упражнения, строить работу в зависимости от его индивидуальных возможностей.Комплексы дыхательной гимнастики.Комплекс № 1.Послушаем свое дыханиеЦель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма.Дополнительным стимулом для ребенка могут быть мягкие игрушки. Эти маленькие друзья помогают ребенку избавится от стеснения и могут принимать участие в упражнениях. Например, сидеть у малыша на животике и приподниматься вверх во время глубокого вдоха, опускаться вниз во время выдоха.Исходное положение - стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:-куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;-какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно);-какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;-какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой);-тихое, неслышное дыхание или шумное.Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.Дышим тихо, спокойно и плавноЦель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 3-5 раз.Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.Подыши одной ноздрейЦель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка». 3-4. То же другими ноздрями. Повторить 3-6 раз.Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.Воздушный шар (дышим животом, нижнее дыхание)Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.Исходное положение - лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.1.Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий, - живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.2.Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивается к спине.Повторить 4—10раз.Воздушный шар в грудной клетке (среднее, реберное дыхание)Цель: учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание.Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.1.Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.2.На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки.Повторить 6-10 раз.Воздушный шар поднимается вверх (верхнее дыхание)Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч. Повторить 4-8 раз.Ветер (очистительное, полное дыхание)Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.2. Задержать дыхание на 3-4 секунды.3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.Примечание. Упражнение не только великолепно очищает, вентилирует легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.Радуга, обними меняЦель: та же.Исходное положение - стоя или в движении.1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.2. Задержать дыхание на 3-4 секунд.3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо. Повторить 3-4 раза.Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».Комплекс 2.Цель данного комплекса: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и легкие.Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.Подыши одной ноздрейПовторить упражнение «Подыши одной ноздрей» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой.ЕжикПоворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. Повторить 4-8 раз.Губы «трубкой»1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.2.Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.3.Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).4.Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.УшкиПокачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4-5 раз.Пускаем мыльные пузыри1.При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.2.Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.3.Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.4.Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз.Язык «трубкой»1.Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».2.Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки.3.Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза -3-5 секунд.4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос. Повторить 4-8 раз.Насос1.Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.2.Выполнять наклоны вперед - вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов).3.Выдох произвольный. Повторить 3-4 раза.Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.Усложнение. Повторить 3 раза упражнение, затем наклоны вперед-назад (большой маятник), делая при этом вдох-выдох. Руки при наклоне вперед свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки. Повторить 3-5 раз.Дышим тихо, спокойно и плавноПовторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой.Комплекс 3.Проводится в игровой форме.Ветер на планетеПовторить упражнение «Насос» из комплекса № 1.Планета «Сат-Нам»-отзовись! (йоговское дыхание)Цель. Учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.Исходное положение - сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь « Сат - нам».Повторить 3-5 раз.Примечание. «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу -это резкий выдох.«Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота - это небольшой вдох.Цикл дыхания: выдох «сат» - пауза - вдох «нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» - все расслабляется.Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 6-8 раз произнесут «Сат-нам», взрослый говорит: «Позывные принял!»На планете дышится тихо, спокойно и плавноПовторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой с целью расслабления мышечного тонуса.ИнопланетянеЦель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета «Сат-нам» - отзовись!»Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.Исходное положение - 3-4 раза из положения лежа на спине, 3-4 раза стоя. Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются» и т. д.1.Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную клетку.2. Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью легкие.3.Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая: «Я сильный (ая )».4.Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X