Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Патлатая Виктория Владимировна

Дополнительная общеразвивающая программа по экологии для детей 5-7 лет «В гостях у природы»

скачать документ

Вернуться назад

31730950Принятона педагогическом совете МБДОУ №29 «Журавушка»Протокол №_____________От _____________2016г.00Принятона педагогическом совете МБДОУ №29 «Журавушка»Протокол №_____________От _____________2016г.43815-3175СогласованоПредседатель Управляющего совета МБДОУ №29 «Журавушка»______________О.С. Стальмакова«____» ________________2016г.00СогласованоПредседатель Управляющего совета МБДОУ №29 «Журавушка»______________О.С. Стальмакова«____» ________________2016г.УтвержденоЗаведующий МБДОУ №29 «Журавушка»____________С.В. СолопьеваПриказ № ____ от _____2016г.Дополнительная общеразвивающая программа по экологии для детей 5-7 лет«В гостях у природы».3713614304372200г.Сургут, 2016г.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей; к себе и людям как к части природы; к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Актуальность. Непрерывное образование – это открытие ХХ века. Все педагоги с удовлетворением приняли основные положения данной теории, и в настоящее время создаётся большое количество программ по разным дисциплинам и различным направлениям деятельности образовательных учреждений, которые базируются на принципах непрерывности образования. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Новизна и значимость программыВ настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Л.А. Вержбицкого и С.П. Львовой разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования». В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.Цель данной программы формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.Проект разработан в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:Международного уровняКонвенцией о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, в СССР вступила в силу 15.09.1990)Декларацией о правах ребёнка (провозглашена резолюцией 1386 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959)Федерального уровняФедеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, принят государственной Думой 21.12.2013Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155 (далее - ФГОС дошкольного образования)«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организациях (Постановление от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»)Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 № 1014Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 № 966Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребѐнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 (с изменениями и дополнениями) Гражданским и трудовым кодексом РФ Регионального уровняЗаконом об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, принят государственной Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 27 июня 2013Муниципального уровняПриказ Администрации города Сургута №02-11-307/14 от 20 мая 2014 «О внесении изменений в приказ департамента образования Администрации города от 04.03.2014 №02-11-102/14 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования»Постановлением Администрации города № 9788 от 20.12.2012г. «Об утверждении стандарта качества муниципальной услуги «Дошкольное образование в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования»Постановлением Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 20.12.2012 № 9788 «Об утверждении стандарта качества муниципальной услуги дошкольное образование в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования» от 26.03.2014 № 1986Постановления Администрации города от 21.06.2013г. № 4297 «Об утверждении порядка комплектования муниципальных образовательных учреждений города, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»Локального уровняУставом МБДОУ № 29 «Журавушка», лицензией и локальными правовыми актами ДОУПрограмма рассчитана на детей 5-7 лет.Срок реализации: 4 занятияПрограмма «В гостях у природы» может быть реализована в ходе подгрупповых и индивидуальных занятий с воспитанниками. Режим занятий: 2 раза в неделю.В проекте использованы рекомендации из учебных пособий: Аксеновой З.Ф. «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников», А.И.Ивановой «Человек. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду».Принципы реализации программы: Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы. Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям. Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение. Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей. Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат. Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.Методы и формы работы: наглядные, словесные, практические, игровые; практические: экспериментирование (опыты), наблюдение, моделирование, игровые и проблемные ситуации.Этапы реализации программы:1 этап: подготовительный –  изучение экологических знаний детей;2 этап: основной – реализация и актуализация экологического программы;3 этап: заключительный – подведение итогов проекта.Ожидаемый результат.У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства. 7. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение. Дети закрепят представления о животных : условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы ( растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним. У детей будут сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке природы. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы :- Все живые организмы имеют равное право на жизнь. -В природе все взаимосвязано. -В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНЯдро содержания программы составляют «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять». При этом главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях. В каждом разделе программы представлены знания как основа экологического сознания, умения экологически ориентированной деятельности, опыт гуманного отношения к природе. В программе также раскрыта идея единства человека и природы.Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, в объеме 4 занятий в каждой подгруппе. Подгруппа рассчитана на 12 человек. В группе «Солнышко» продолжительность занятия рассчитана на 25 минут, в группе «Одуванчик», «Земляничка», «Брусничка» на 30 минут (между занятиями перерыв не менее 10 мин.) согласно СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».Сводная ведомость результатов учёта времениПрограммаОбъём занятий в неделюОбъём занятий за 2 месяца«В гостях у природы»217Учебный планИюньИюль98Методы, используемые для реализации программы:Наглядные методы:экскурсии, целевые прогулки;наблюдения;показ сказок (педагогом, детьми);рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;проведение дидактических игр;Словесные методы:чтение литературных произведений;беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.Игровые методы:проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);загадывание загадок;проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.Практические методыорганизация продуктивной деятельности детей;постановка сказок, отрывков литературных произведений;изготовление с детьми наглядных пособий.Описание программы по этапам.ЭтапыМероприятияпедагогВоспитанникиПодготовительныйСоставление тематического плана.Подготовка оборудования, необходимого для реализации проекта.Изготовление и приобретение пособий для реализации проекта.-ОсновнойРеализация проекта «В гостях у природы».Выпуск газеты «Я и природа»Участие в проекте «В гостях у природы».ЗаключительныйПодведение итогов проекта.Заполнение отчётной документации.Презентация проекта.Итоговое мероприятие «Знатоки природы».СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСАОрганизация образовательного процесса предусматривает:- игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры);- творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой);- экскурсии;- исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);- прогулки в природу в разные сезоны (на различные городские и сельские объекты;- развлечения;- проектирование решения проблемы; - познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);- чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной литературы; - трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).ГруппаДата проведения НОДТемаЗадачиСодержание№ 102.06.«Тайны моря»Закреплять представления детей о трёх агрегатных состояниях воды (жидкое, твёрдое, газообразное). Создать проблемную ситуацию для исследования свойств поваренной соли и её водного раствора. Учить рассуждать, делать выводы. Активизировать словарь (вещество, раствор, насыщенный, ареометр, пресная).Беседа, проблемные ситуации, экспериментирование.08.06.«Радуга -дуга»Познакомить детей с атмосферным явлением радугой, раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного света - спектр).Закрепить цвета спектра, их последовательность. Развивать любознательность, память.Вызвать желание участвовать в экспериментальной деятельности.Отгадывание загадок, просмотр мультимедийной презентации, проговаривание чистоговорок, художественное творчество, поисково-исследовательская деятельность.10.06.«Почему птицы летают?»Обобщить представления детей о птицах, условиях их жизни; учить узнавать птиц по внешнему виду, по повадкам; дать понятие о различных видах перьев; формировать гуманное отношение к птицам.Наблюдение за птицами в природе, беседа, отгадывание загадок, экспериментирование14.06.Итоговое мероприятие«Мы – друзья природы»Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природы; расширять представления детей о лесе и его обитателях; формировать устойчивый интерес к природе. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища; развивать художественно-творческие способности, эстетический вкус. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу; воспитывать желание использовать в работе разные техники рисования.Художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, разгадывание ребуса, беседа, объяснение, показ.№ 216.06.«Тайны моря»Закреплять представления детей о трёх агрегатных состояниях воды (жидкое, твёрдое, газообразное). Создать проблемную ситуацию для исследования свойств поваренной соли и её водного раствора. Учить рассуждать, делать выводы. Активизировать словарь (вещество, раствор, насыщенный, ареометр, пресная).Беседа, проблемные ситуации, экспериментирование.22.06.«Радуга -дуга»Познакомить детей с атмосферным явлением радугой, раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного света - спектр).Закрепить цвета спектра, их последовательность. Развивать любознательность, память.Вызвать желание участвовать в экспериментальной деятельности.Отгадывание загадок, просмотр мультимедийной презентации, проговаривание чистоговорок, художественное творчество, поисково-исследовательская деятельность.24.06.«Почему птицы летают?»Обобщить представления детей о птицах, условиях их жизни; учить узнавать птиц по внешнему виду, по повадкам; дать понятие о различных видах перьев; формировать гуманное отношение к птицам.Наблюдение за птицами в природе, беседа, отгадывание загадок, экспериментирование28.06.Итоговое мероприятие«Мы – друзья природы»Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природы; расширять представления детей о лесе и его обитателях; формировать устойчивый интерес к природе. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища; развивать художественно-творческие способности, эстетический вкус. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу; воспитывать желание использовать в работе разные техники рисования.Художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, разгадывание ребуса, беседа, объяснение, показ.№ 330.06.«Тайны моря»Закреплять представления детей о трёх агрегатных состояниях воды (жидкое, твёрдое, газообразное). Создать проблемную ситуацию для исследования свойств поваренной соли и её водного раствора. Учить рассуждать, делать выводы. Активизировать словарь (вещество, раствор, насыщенный, ареометр, пресная).Беседа, проблемные ситуации, экспериментирование.06.07.«Радуга -дуга»Познакомить детей с атмосферным явлением радугой, раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного света - спектр).Закрепить цвета спектра, их последовательность. Развивать любознательность, память.Вызвать желание участвовать в экспериментальной деятельности.Отгадывание загадок, просмотр мультимедийной презентации, проговаривание чистоговорок, художественное творчество, поисково-исследовательская деятельность.08.07.«Почему птицы летают?»Обобщить представления детей о птицах, условиях их жизни; учить узнавать птиц по внешнему виду, по повадкам; дать понятие о различных видах перьев; формировать гуманное отношение к птицам.Наблюдение за птицами в природе, беседа, отгадывание загадок, экспериментирование12.07.Итоговое мероприятие«Мы – друзья природы»Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природы; расширять представления детей о лесе и его обитателях; формировать устойчивый интерес к природе. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища; развивать художественно-творческие способности, эстетический вкус. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу; воспитывать желание использовать в работе разные техники рисования.Художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, разгадывание ребуса, беседа, объяснение, показ.№ 414.07.«Тайны моря»Закреплять представления детей о трёх агрегатных состояниях воды (жидкое, твёрдое, газообразное). Создать проблемную ситуацию для исследования свойств поваренной соли и её водного раствора. Учить рассуждать, делать выводы. Активизировать словарь (вещество, раствор, насыщенный, ареометр, пресная).Беседа, проблемные ситуации, экспериментирование.20.07.«Радуга -дуга»Познакомить детей с атмосферным явлением радугой, раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного света - спектр).Закрепить цвета спектра, их последовательность. Развивать любознательность, память.Вызвать желание участвовать в экспериментальной деятельности.Отгадывание загадок, просмотр мультимедийной презентации, проговаривание чистоговорок, художественное творчество, поисково-исследовательская деятельность.22.07.«Почему птицы летают?»Обобщить представления детей о птицах, условиях их жизни; учить узнавать птиц по внешнему виду, по повадкам; дать понятие о различных видах перьев; формировать гуманное отношение к птицам.Наблюдение за птицами в природе, беседа, отгадывание загадок, экспериментирование26.07.Итоговое мероприятие«Мы – друзья природы»Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природы; расширять представления детей о лесе и его обитателях; формировать устойчивый интерес к природе. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища; развивать художественно-творческие способности, эстетический вкус. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу; воспитывать желание использовать в работе разные техники рисования.Художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, разгадывание ребуса, беседа, объяснение, показ.28.07.-Заполнение отчётной документации-КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИОВАНИЕ№ НОДТемаЗадачиМетодические приёмы1«Тайны моря»Закреплять представления детей о трёх агрегатных состояниях воды (жидкое, твёрдое, газообразное). Создать проблемную ситуацию для исследования свойств поваренной соли и её водного раствора. Учить рассуждать, делать выводы. Активизировать словарь (вещество, раствор, насыщенный, ареометр, пресная).Организационный момент – опыт «Почему яйцо не тонет?»Рассматривание соли через лупуДетская экспериментальная деятельность «Плавающий картофель»Взвешивание банок с солёной и пресной водойОпыт «Нагревание солёной воды»Опыт «Нагревание соли»Подведение итогов экспериментальной деятельности.2«Радуга - дуга»Познакомить детей с атмосферным явлением радугой, раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного света - спектр).Закрепить цвета спектра, их последовательность. Развивать любознательность, память.Вызвать желание участвовать в экспериментальной деятельности.Отгадывание загадки (радуга)Просмотр мультимедийной презентации «Что за чудо? Коромысло над рекою вдруг повисло!»Работа со спектром радугиПроговаривание чистоговорки «Каждый охотник желает знать где сидит фазан»Проведение опыта «Домашняя радуга»3«Почему птицы летают?»Обобщить представления детей о птицах, условиях их жизни; учить узнавать птиц по внешнему виду, по повадкам; дать понятие о различных видах перьев; формировать гуманное отношение к птицам.Прослушивание аудиозаписи с пением птиц.Беседа «Такие разные птицы» (зимующие, перелётные, домашние)Игровое упражнение «Виды птиц»Рассматривание перьев.Проведение опыта «Почему птицы летят, а не падают?»Художественное творчество «Птички - невелички»4Итоговое мероприятие «Мы – друзья природы»Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природы; расширять представления детей о лесе и его обитателях; формировать устойчивый интерес к природе. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища; развивать художественно-творческие способности, эстетический вкус. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу; воспитывать желание использовать в работе разные техники рисования.Организационный момент – этюд «Спаси птенца»Чтение стихотворения Е.Шкваловой «Ты береги нас»Игровое упражнение «Живая и неживая природа»Проблемная ситуация – «Почему расстроилась бабушка Красной Шапочки?»Игровое упражнение «Экологические ситуации»Викторина «Экологический калейдоскоп»Вручение грамот «Друзья природы!»Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы Формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие, практическое занятие, путешествие, поход, экскурсия, КВН, эстафета.Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:Метод - способ деятельности.Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.)наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.)практический (упражнения, экспериментирование, опытническая деятельность и др.)Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информациюрепродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельностичастично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогомисследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников:фронтальный - одновременная работа со всеми учащимисяколлективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьмигрупповой - организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек)коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщениев парах - организация работы по параминдивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблемДидактические материалы, необходимые в процессе реализации программы: таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства.При реализации проекта основным видом деятельности с детьми является экспериментирование и исследовательская деятельность.Экспериментирование – это форма поисковой познавательно-исследовательской деятельности, направленная на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. Использование этого метода позволяет управлять явлениями, вызывая или прекращая эти процессы. Воспитанники могли наблюдать и познавать такие свойства и связи, которые недоступны посредственному восприятию в повседневной жизни (свойства магнита, светового луча, движение воздуха, агрегатное состояние воды и пр.). Экспериментирование, элементарные опыты помогают детям осмыслить явления окружающего мира, расширить кругозор, понять существующие взаимосвязи.Исследовательская деятельность как особая форма познавательно-исследовательской деятельности направлена на освоение ребёнком способов реализации познавательных инициатив. Постановка и решение познавательных задач должны осуществляться детьми с помощью поисковых действий. Исследовательская деятельность расширяет представление детей об окружающем, связывая их в целостную картину мира. Дошкольники упорядочивают опыт познания, постигают способы установления причинно-следственных, родовидовых, пространственных, временных и количественных отношений. Примерный алгоритм подготовки и проведения занятия-экспериментированияПредварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстрированных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и др.) по изучению теории вопроса.Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в «мини-лаборатории» или «центре науки»).Выбор и подготовка пособий, оборудования с учетом сезона. Возраст детей изучаемой темы.Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.Структура занятия-экспериментирования (примерная)Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.Тренинг внимания, памяти, логики и мышления (может быть организован до занятия).Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.Уточнение плана исследования.Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.Предметно-пространственная среда для экспериментирования в ДОУОрганизация мини-лаборатории и центра науки в ДОУВ мини-лаборатории (центре науки) может быть выделено:Место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. д.)Место для приборов.Место для выращивания растений.Место для хранения материала (бросового и природного).Место для проведения опытов.Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода», или емкость для воды, песка, мелких камней и т. п.).Приборы и оборудование мини-лабораторий (примерных):Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные), магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, веревки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, щетки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвертки, винтики, терки, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колесики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл), мельницы.Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.Материалы: а) природные (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы дерева, крупа и т. п.); б) бросовые (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т. п.).Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт).Методические требования к организации занятийУмозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от педагога. Следовательно, необходимо использовать практические методы.Время в восприятии детей течет гораздо медленнее. Поэтому наблюдение за длительными процессами, например, сезонными изменениями в природе, наталкивается на объективные трудности. Детям трудно сопоставлять факты и устанавливать зависимости между ними, если наблюдения этих фактов разделены большими временными промежутками. Отсюда вытекает задача: исследовать процессы быстротекущие, динамичные в краткосрочных наблюдениях.Дети не умеют выделять существенные признаки, обращают внимание в первую очередь на яркие, необычные детали. Значит, необходимо тщательно подбирать такие объекты для наблюдения, существенные признаки которых очевидны.Существенные признаки, которые учитывают дети при общении, ограничиваются одним-двумя. Отсюда вытекает приоритет простых понятий перед сложными.Дети не умеют наблюдать, то есть не могут самостоятельно формулировать и осознавать исследовательский вопрос, задачи и содержание наблюдений. Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно формулируя вопрос, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.Дети с трудом устанавливают причинно-следственные связи, часто ошибаются даже в том случае, когда факты сами по себе им известны. Причина в том, что знания отношений - абстрактные понятия, не имеют образного воплощения. Значит, специально обучать детей умению терпеливо, постепенно и последовательно устанавливать причинно-следственные зависимости на основе анализа и обобщения фактов.Возрастные особенности психики ребенка - двигательная активность, низкий уровень произвольного внимания, наглядно-действенная и наглядно-образное мышление, стремление к игровой деятельности, крайне малый личный жизненный опыт и слабое развитие речи диктуют воспитателю необходимость использовать на занятиях адекватные методы и методические приемы: дидактические игры, занимательный материал, сказочность, наглядность.Техническое оснащение занятий:  приборы для проведения экспериментальной деятельности, компьютер, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, мультимедийный проектор.Формы подведения итогов: диагностика уровня сформированности экологических представлений у детей дошкольного возраста.Ресурсное обеспечение проекта: 1. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.). 2. Библиотечка юного эколога. 3. Подборка художественной литературы “Писатели о природе”. 4. Подборка опытов и экспериментов “Опыты”. (приложение 2)СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫГорькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество). Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети). Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с. Программа развития и воспитания детей в детском саду "Детство" Санкт-Петербург "Детство-пресс" 2010 г. под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной. Программа "Наш дом – природа" Блок занятий "Я и природа" ООО "Карапуз-дидактика" Москва 2005 Программа "Наш дом – природа" Блок занятий "Волшебница вода" М., Линка-Пресс, 1997. Программа "Наш дом – природа", Блок занятий "Воздух – невидимка" М., Линка-Пресс, 1997. Программа "Наш дом – природа", "Что у нас под ногами" Блок занятий "Песок. Глина. Камни" ООО "Карапуз-дидактика" Москва 2005 Программа "Наш дом – природа", "Почва – живая земля", Блок занятий "Почва" ООО "Карапуз-дидактика" Москва 2005Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 128с.Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М.: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.: ил.Статьи из журналов Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16. Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57. Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 42-46. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.14-20. Обруч. - 2008. - № 4. Тема номера «Ребенок и природа»Экологические игры Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41. Константинова, Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 1. - С.46-48. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.Чебан, М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54. ПРИЛОЖЕНИЕ 2Картотека опытов.НОД № 1Тема «Тайны моря» Опыт «Солёная вода плотнее пресной, она выталкивает предметы»      Цель: Доказать, что соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде (пресная вода – вода без соли).      Оборудование:1.     2 пол-литровые банки с чистой водой и 1 пустая литровая банки.2.     3 сырых яйца.3.     Поваренная соль, ложка для размешивания.      Опыт: Покажем детям поллитровую банку с чистой (пресной) водой. Спросим детей, что случится с яйцом, если его опустить в воду? Все дети скажут, что оно утонет, потому что тяжелое. Аккуратно опустим сырое яйцо в воду. Оно действительно  утонет, все были правы. Возьмем вторую поллитровую банку и добавим туда 2-3 столовые ложки поваренной соли. Опустим в получившуюся соленую воду второе сырое яйцо. Оно будет плавать. Соленая вода плотнее пресной, поэтому яйцо не утонуло, вода его выталкивает. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. А теперь положим яйцо на дно литровой банки. Постепенно подливая воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, в середине раствора. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.      Вывод: Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.Опыт. Нагревание солёной воды.Ход эксперимента.Солёную воду наливают в пробирку или столовую ложку и нагревают над пламенем спиртовки. Через некоторое время вода закипает, появляется пар. Через некоторое время на дне пробирки появляется соль. Вывод.При нагревании вода испаряется. Соль тяжелее воды, поэтому она не испаряется. НОД № 2Тема: «Радуга - дуга»Цель: определить, какая существует связь между дождем, солнцем и появлением радуги, и можно ли получить радугу в домашних условиях.Оборудование: емкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги. Ход опыта: на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу. Результат: на бумаге будет видна радуга.НОД № 3Тема: «Почему птицы летают?»Материалы: по 2 листа на каждого ребёнка.Ход эксперимента:Гладкий лист бумаги, и скомканный в шарик. Воспитатель демонстрирует падение двух листов бумаги.- Ребята, почему гладкий лист бумаги падает медленно, летя: а скомканый в шарик падает очень быстро?Вывод: Гладкий - легкий и широкий, при падении опирается на воздух, и поэтому летит. А скомканный в шарик – тяжелее и быстрее падает, ему не на что опираться. Вот поэтому птицы умеют летать.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X