Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Коженок Анна Викторовна

Организация развивающей предметно-пространственной среды среды

скачать документ

Вернуться назад

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ (РППС) В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЕЕ ОСВОЕНИЮ.Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы».Зона средней интенсивности: «Центр конструирования», «Центр воды и песка», «Лаборатория», «Центр социально – эмоционального развития», «Центр ИЗО - деятельности».Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр музыки», «Центр театра», «Цент игры».Функциональное назначение: «Центр познания (познавательно – исследовательской деятельности)»Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре познания»: «Познавательное развитие».Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре познания»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».Содержание РППС(пособия, материалы, оборудование)УсловияВиды и содержаниеСамообучающие, или автодидактические, игрушки (различные составные игрушки, которые требуют соотнесения размеров, форм или цветов разных деталей).Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету, размеру (шар, куб, круг, квадрат).Лото, домино.Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии).Картинки с изображением последовательности событий (например, иллюстрации к сказкам).Иллюстрации с изображением предметов, используемых детьми в самообслуживании, процессов самообслуживания.Иллюстрации, изображающие деятельность людей (детей и взрослых) на различных отрезках времени.Наборы иллюстраций и предметов, обозначающих игрушки, одежду, обувь, посуду, мебель и предметы ближайшего окружения в форме единственного и множественного числа.Иллюстрации с изображением красочно оформленных ближайших улиц и зданий.Макет проезжей части.Макет светофора (зеленый и красный сигналы).Мелкая и крупная геометрическая мозаика.Предметы и игрушки, различные по назначению, цвету, размеру, форме.Матрешки трех-, четырехсоставные.Пирамидки на конкурсной основе из колец одного размера, чередующихся в определенной последовательности (2 -3 цвета), из уменьшающихся по размеру одноцветных колец.Напольная пирамидка (из 6 -7 элементов).Сборные – разборные игрушки.Пособия на липучках.Материал на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, леска для нанизывания, выключатели, различные виды застежек, пуговицы, шнуровки, молнии).Наборы разрезных и парных картинок (2 – 6 частей).Башенки из уменьшающихся по размеру колец с чередованием в определенной форме – последовательности (2 -3 цветов).Кубики с предметами и сюжетными картинками (2- 6 шт.).Коробки или ящики с отверстиями вкладышами геометрических фигур.Коробки разных размеров, пузырьки пластмассовые, банки с закручивающимися крышками. Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками, полусферами (5 – 7 элементов) (8 шт.).Набор: грибочки – втулки на стойке (4 -6 элементов)(4 шт.).Рамки – вкладыши с геометрическими формами, разными по величине (4 цветов) (8 шт.)Емкости с крышками разного размера и мелкими предметами разного цвета (для сортировки мелких предметов) (10 шт).Ящик для манипулирования со звуковыми эффектами.Набор для забивания: молоточек с втулочками.Набор шумовых коробочек.«Чудесные мешочки» («хлопушка», «фонарик» и пр.).Клеенчатые полоски различной длины, ширины.Игры на интеллектуальное и сенсорное развитие.Парные картинки (мяч – большой и маленький; лопата – красная и зеленая; ведерки – красное и желтое и пр.).Серии предметных картинок, составление по принципу функционального использования предметов: «Что люди надевают?», «Для чего нужны тарелки, ложки, чашки?», «На чем люди ездят?».Настольно – печатные игры разнообразной тематики и содержания.Наглядно – дидактические пособия, серия «Мир в картинках»:- Инструменты домашнего мастера. – М.: Мозаика- Синтез, 2005.- Водный транспорт.. – М.: Мозаика- Синтез, 2005.- Автомобильный транспорт. – М.: Мозаика- Синтез, 2005.- Бытовая техника. – М.: Мозаика- Синтез, 2005.- Посуда. – М.: Мозаика- Синтез, 2005.- Мой дом. – М.: Мозаика- Синтез, 2005.«Загадочные» предметы (например, калейдоскоп, игрушки с разнообразными пусковыми механизмами, детский бинокль,)Недопустимы предметы из стекла, мелкие игрушки и предметы диаметром менее 3 см.Предметы и игрушки должны быть выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.), иметь разные размеры, фактуру, цвет, звучание.Размер предметов должен быть удобен для манипулирования.Максимальный уровень размещения оборудования.Свободный доступ.Располагать вблизи света (окна).«Центр познания» требует частичной изоляции.Необходимо наличие нескольких пособий и игрушек одного наименования, так как детям этого возраста свойственна подражательность.Наличие заданий различной степени сложности.Сменяемость и наполняемость материала по мере изучения.Обеспечение накопления представлений о форме, величине, цвете, навыков самообслуживания.Материалы в основном должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, вызывающими интерес ребенка. Это объекты со специально выделенными физическими свойствами (цвет, форма, величина), заключающими в себе возможности освоения внешних свойств вещей (в процессе простой группировки с ориентацией на одно из свойств, парного соотнесения и т.п.), а также возможности освоения простых орудий, опосредующих человеческую деятельность.Необходимы также простые материалы, относящиеся к типу образно – символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка.Материал размещается мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу.Объекты для исследования и образно – символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей (непосредственно перед началом их свободной деятельности).Рекомендуется создавать условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми.Игровой материал располагается на открытых полках или в открытых шкафах, а пособия для занятий совзрослыми – на закрытых полках или в шкафах.Материал в наличии на подгруппу детей.Деятельность по формированию представлений о ярких отличительных признаках и свойствах различных веществ и материалов.Игры – занятия на накопление представлений о цвете, форме, величине.Познавательно – отобразительная деятельность – освоение системы орудийных действий, овладение способами использования предметов для решения практических задач.Процессуальная игра на развитие у ребенка символической функции мышления – деятельность с предметами заменителями, неоформленным материалом.Деятельность по ознакомлению и расширению впечатлений о предметах, обладающих различными свойствами и возможностями превращений.Деятельность по ознакомлению с предметами быта, их функциональным назначением.Дидактические игры на ознакомление с окружающим миром: «Новоселье», «У кого такой же?», «Кто на чем ездит?», «Что изменилось?».Дидактические игры на развитие речи: «Провожаем и встречаем», «Прыгали мышки», «Птицы, летите», «Чье платье лучше?».Дидактические игры на формирование элементарных математических представлений: «Подбери такие же», «Длинный - короткий», «»Утро вечера мудренее», «Грибок, полезай в кузовок».Дидактические игры на сенсорное воспитание: «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Лебедушка», «Красивый букет», «Зажги фонарик», «Кто быстрее соберет игрушки», «разноцветные обручи», «Каждую бусинку на ниточку».Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром:- игры с использованием коробочек с условными символами «рукотворный мир» и «природный мир»: «транспорт», «Мебель», «Одежда», «Найди предметы рукотворного мира», «Радио», «Отгадай предмет», «Что лучше: бумага или ткань?»; - игры с использованием карточек с изображением предметов, изготовленных из разных материалов: «В гостях у Красной Шапочки», «Определи на ощупь», игра «Кого покатаем на машине?», «Дотронься до…»;- игры с геометрическими фигурами: «Лото», «Кто, кто в теремочке живет?».Игры на установление причинно – следственных связей «Объедини».Функциональное назначение: «Центр воды и песка»Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре воды и песка»: «Познавательное развитие».Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре воды и песка»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».Содержание РППС(пособия, материалы, оборудование)УсловияВиды и содержаниеНабор для экспериментирования с водой: стол – поддон, емкости разных размеров и форм, предметы – орудия для переливания и вылавливания: черпачки, сачки, плавающие и тонущие игрушки и предметы (губки, дощечки, металлические предметы из резины, пластмассы и т.д.), различные формочки; рыбки, черепашки, дельфинчики, лягушки – небольшого и среднего размеров (надувные, пластмассовые, резиновые; простые, заводные).Набор для экспериментирования с песком: стол – песочница, формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы – орудия – совочки, лопатки, ведерки, грабельки.Леечки, кулечки, ведерки с отверстиями, брызгалки.Непромокаемые фартуки.Некрупные игрушки для закапывания (шарики, кольца, геометрические формы разных цветов и размеров).Соответствующая высота размещения оборудования.Располагается рядом или вместе с «Лабораторией», а также в непосредственной близости от «Центра познания» и «Центра природы». Обеспечение эмоциональной релаксации, снятие эмоционального напряжения.Оборудование должно располагаться так, чтобы можно было легко проводить уборку и чтобы дети могли подойти к месту игры с любой стороны.Игры – опыты с водой: «Клад» (взрослым на дно «моря», где уже есть игрушки, кладется выбранная «драгоценность», и ребенок должен на ощупь ее найти), «Тепло - холодно» (две емкости – с теплой и прохладной водой, плавающие игрушки – утята, рыбки, пингвины и пр.; ребенку предлагаеться запустить игрушки в то море(теплое или холодное), где они любят плавать), «Ветер по морю гуляет» (помочь кораблику добраться от одного «берега моря» к другому, дуя на него).Вариаци игр с песком: «Найди шарик» (закапывание – поиск; сначала можно закапывать в присутствии ребенка, затем так, чтобы он не видел действия взрослого), «Печем печенье» (песок должен быть сухим и влажным- для сравнения), «Дорожки» (рисование на песке).Функциональное назначение: «Лаборатория», или «Мини – лаборатории для проведения опытов», или «Центр экспериментирования». Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Лаборатории»: «Познавательное развитие».Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Лаборатории»: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».Содержание РППС(пособия, материалы, оборудование)УсловияВиды и содержаниеКамни, земля, глина, снег.Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения.Стол с клеенкой.Подносы.Клеенчатые фартуки и нарукавники на подгруппу детей.Пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдения предметы.Формочки для изготовления цветных льдинок.Материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны).Трубочки для продувания, просовывания.Игрушки со звуковым эффектом.Волшебный мешочек.Мыльные пузыри.Маленькие зеркала.Магниты.Электрические фонарики.Бумага, фольга.Театр теней.Различные соломки и трубочки для пускания мыльных пузырей.Мокрый и рассыпчатый снег.Ведерко с дырочкой на дне.Кулечек с небольшим отверстием (узоры на цветной дорожке).Окрашенная вода (нанесение узоров на уплотненный снег).Поролоновые губки разных размеров, цветов и форм. Размещается подальше от игровых зон.Деятельность осуществляется под руководством воспитателя.Стеклянный материал размещается в закрытом шкафу, а пластмассовый – в открытом и предназначается для самостоятельного пользования детей.Располагается вблизи источника света.Лаборатория для детей младшего возраста содержит материал для проведения опытов без приборов. Экспериментирования с зеркалом, магнитом, электрическим фонариком (пускание солнечных зайчиков, прикладывание магнита к игрушкам из различных материалов, освещение фонариком различных предметов).Игры на установление физических закономерностей, овладение представленными об объеме, форме, признаках веществ и познание свойств и возможностей материалов (переливание воды из одного сосуда в другой, пускание мыльных пузырей).Функциональное назначение: «Центр природы».Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре природы»: «Познавательное развитие».Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре природы»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».Содержание РППС(пособия, материалы, оборудование)УсловияВиды и содержаниеДидактическая кукла с набором одежды во времена года.Оборудование для игр с песком на прогулке (ведерки, лопатки, формочки, совочки, ситечки и т. д.).Макеты: «У бабушки в деревне», «На лугу», «В лесу».Макет – панорама леса в различные времена года: «Лес зимой», «Лес летом», «Лес весной», «Лес осенью».Коллекции камней, ракушек, семян.Игротека экологических развивающих игр.Библиотека познавательной природоведческой литературы.Картины – пейзажи по временам года.Иллюстрации, изображающие различные состояния погоды. Комнатные растения с крупными листьями: фикус, бегония.Комнатные растения с мелкими листьями: аспарагус, бальзамин.3 – 4 цветущих комнатных растения.Растения, характерные для всех времен года.Реалистические игрушки – животные из папье – маше и озвученные (поющий петушок, мычащая корова и т. п.).Муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, морковь, яблоко, редис).Календарь погоды.Календарь природы.Материалы для развития трудовых навыков (лейки с длинным носиком для полива комнатных растений, тряпочки для протирания листьев, тазики для воды, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки). Зеленый огород (выращивание корма для животных).Крупные семена цветочных растений и овощей для грядки.Иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растений и животных.Иллюстрации растений различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка): кустов, деревьев, трав.Иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод).Иллюстрации с изображением признаков хорошего и неудовлетворенного состояния растений и животных, за которыми ухаживают дети.Иллюстрации с изображением сезонных состояний растений и животных.Иллюстрации с изображением трудовых действий взрослых по уходу за домашними животными.Картинки с изображением цветов (одуванчик, ромашка, роза, колокольчик, ландыш).Деревянные брусочки (спилы) различных пород дерева.Кормушки и корм для птиц.Иллюстрации зверей (домашних и диких), птиц, аквариумных рыбок, насекомых: бабочек, жуков, мух, комаров, лягушек.Растения, характерные для разных времен года.коза с козленком, овца с ягненком, курица с цыплятами, утка с утятами).Иллюстрации диких зверей (медведь, лиса, заяц) и мест их обитания.Дидактические игры природоведческой тематики.Дидактические игры на основные правила поведения человека в экосистемах, обеспечивающие сохранение их целостности. Серия картинок «Обитатели леса» (реалистическое изображение животных и птиц: заяц, лиса, волк, медведь, белка, ёж и пр.)Наглядно – дидактические пособия, серия «Рассказы по картинам»:- Зима. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.- Осень. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.- Весна. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.- Осень. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.- Лето. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.- Родная природа. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.- В деревне. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.- Времена года. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.Серии картин среднего размера «Животные и их детеныши» (собака со щенком, кошка с котятами, корова с теленком, лошадь с жеребенком, Располагается вблизи «Лаборатории».Свободный доступ к объектам и материалам.Подбираются растения, не требующие для содержания много времени и сложного оборудования.Растения размещают по принципу тене – и светолюбия.Пособия должны обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.Крупномасштабные пособия можно размещать на обратной стороне мебели при ее нетрадиционном размещении.Целесообразно разделить весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течении года менять их, чтобы вызывать у детей интерес к новым или уже применявшимся материалам.Создание ситуаций для активного поиска.Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром: с деревянными брусочками (спилами) различных пород дерева.Деятельность по уходу за комнатными растениями.Работа с календарем природы и календарем погоды.Деятельность по исследованию коллекций (камней, ракушек, семян).Игры с макетом «На лугу», «В лесу».Деятельность по изучениюсезонных состояний погоды, растений, животных.Функциональное назначение: «Центр конструирования» (конструктивной деятельности)Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центр конструирования»: «Познавательное развитие».Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центр конструирования»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».Содержание РППС(пособия, материалы, оборудование)УсловияВиды и содержаниеКонструкторы разного размера.Мягкие (поролоновые) крупные модули.Фигурки животных для обыгрывания: дикие и домашние животные и их детеныши, птицы («Зоопарк», «Птичий двор»), рыбки, игрушечные насекомые; фигурки людей и т.д.Образцы построек различной сложности.Схемы построек.Игрушки бытовой техники.Природный и разнообразный полифункциональный материал: шишки, бруски и т.д.Крупные объемные геометрические формы.Строительный материал из коробок разной величины.Напольный конструктор (крупный строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания крупные транспортные игрушки (со шнуром с наконечником): автомобили грузовые, легковые (деревянные, пластмассовые, заводные, инерционные, простые), автобусы, паровозы, электровозы, самолеты, пароходы, лодки и т.д.Настольный конструктор (мелкий строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания мелкие транспортные игрушки, сюжетные фигурки.Машинки, светофор.Определить свободное пространство для сооружений из крупного строительного материала.Располагать вблизи уголка сюжетно – ролевых игр, для того чтобы можно было использовать постройки в играх.Компонировать в коробку геометрические формы вместе с материалами для обыгрывания.Крупный строительный материал лучше разложить на стеллажах, на низко подвешенных полках, рядом с ковром. Под полками или рядом с ними расставляются машины.Весь строительный материал раскладывается по цвету и форме, для того чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в их классификации.Конструкторы лучше разместить в открытых коробках, что позволят детям работать как за столом, так и на ковре.Создание ситуаций для активного поиска.Дидактические игры по конструированию: «Построим забор», «Построим сарай для цыплят», «Придумай сам», «Зверюшки на дорожке», «Сложи узор», «Посади огород», «Маленькие и большие ножки», «Через ручеек», «Сложи картинку».Игры со строительным материалом:- постройка помещений, архитектурных сооружений (дома, башенки, гаражи, заборы, сараи); - постройка путей сообщения (мосты, железные и шоссейные дороги, трамвайные пути);- постройка транспортных средств (машины, трамваи, корабли, самолеты).Роли. Строитель, водитель(шофер, летчик, капитан). Основные игровые действия. Строить мост – возить по нему грузы; строить самолет – «лететь» на нем.Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром «Мой родной город». Функциональное назначение: «Центр социально – эмоционального развития»Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре социально – эмоционального развития»: «Социально – коммуникативное развитие».Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре социально – эмоционального развития»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».Содержание РППС(пособия, материалы, оборудование)УсловияВиды и содержаниеИллюстрации, изображающие взрослых людей и детей их действия по отношению друг к другу (кормят, одевают, заботятся).Иллюстрации и игрушки с ярко выраженным эмоциональным состоянием (смех, слезы, радость, печаль). Фото детей и родителей (проявление заботы родителей о детях, доброе отношение к детей к взрослым, детей друг к другу).Сюжетные картинки знакомого содержания (кошка играет с мячом, девочка рассматривает картинки в книге, мальчик играет с машинкой). Фотоальбомы детей группы, отражающие жизнь группы и детского сада; фотографии воспитателей и няни.Система зеркал разной величины и формы.Кукла – мальчик (рубашка, штанишки), кукла – девочка (платье или кофточка и юбочка).Уголок мальчиков (сундучок мастера), уголок девочек (сумочка модницы).Сюжетные картины (работа врача, парикмахера, повара, дворника, шофера, маляра, продавца и пр.). Наглядный материал и игрушки, способствующие развитию толерантности (картинки и куклы, изображающие: - представителей разных рас и национальностей; - больных детей и животных).Аудио -, видеоматериалы о жизни детей и взрослых.Иллюстрации с изображением взрослых людей разного пола и возраста и их действий, в которых проявляется забота о других (детях, животных, растениях).Иллюстрации с изображением детей разного пола и их действий, в которых проявляется доброе отношение к взрослым и друг к другу.Фото каждого ребенка и его семьи.Зеркала располагаются на небольшом расстоянии от пола, чтобы дети могли увидеть себя в полный рост. В изголовье кроватки можно закрепить фото родных для поддержки эмоционального – психологического комфорта.Необходимо предусмотреть наличие одинаковых материалов, чтобы дети могли подражать друг другу в действиях с материалами и пособиями и не ссорились из – за них.Обеспечение свободного доступа к материалам.У малышей быстро пропадает интерес к одному и тому же пособию и материалу, поэтому все имеющиеся пособия нежелательно держать в групповой комнате, лучше вносить их постепенно, по очереди. Дидактические игры: «Назови близких», «Назови свое имя», «Утешим медвежонка», «Самостоятельный енот», «Что хочет делать Маша?» «зачем (для чего,почему) нужно это делать?»Игры – инсценировки («Кукла Нина принимает гостей», «Кукла Нина ложится спать» и т. п.)Деятельность по формированию представлений о себе. Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром «Что мы делаем в детском саду?»Беседа «Моя семья».Деятельность по формированию представлений о поло -ролевых отличиях мальчиков и девочек.Деятельность по развитию самостоятельности, навыков самообслуживания (раздевания - одевания)Функциональное назначение: «Центр двигательной активности» или «Физкультурно–оздоровительной центр»Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центр двигательной активности»: «Физическое развитие».Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре двигательной активности»: «Социально – коммуникативное развитие».Содержание РППС(пособия, материалы, оборудование)УсловияВиды и содержаниеОборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия: валик мягкий укороченный (длина 30 см, диаметр 30 см); коврики, дорожки массажные со селедочками (для профилактики плоскостопия) 180* 40 см; горка детская; шнур длинный; мешочки с песком.Оборудование для прыжков: мини – мат (длина 60 см, ширина 60 см, высота 7 см); куб деревянный малый (ребро 15 – 30 см); обруч плоский цветной (диаметр 40 – 50 см); палка гимнастическая длинная (длина 150 см, сечение 3 см); шнур короткий плетеный (длина 75 см).Оборудование для катания, бросания, ловли: корзина для метания мячей; мяч резиновый (диаметр 10 – 15см); мяч – шар надувной (диаметр 40 см); обруч малый (диаметр54 – 65 см); шарик пластмассовый (диаметр 4 см).Оборудование для ползания и лазанья:Периодическая сменяемость пособий. Свободное пространство для двигательной деятельности. Подвижные игры: «Кошки мышки», «Мы солдаты», «Достань морковку», «Беги к тому, что назову», «Огуречик», «Ветер и листочки», «По ровненькой дорожке», «Обезьянки - шалунишки», «У медведя во бору», «С мишкой», «Зайка беленький сидит». «Кто быстрее добежит до стульчика?», «Пройти по дорожке», «Веселые ;колокольчики», «Поезд», «Автомобили», «Само-леты», «Мы едем, едем, едем», «Воробышки и автомобиль», «Дед Мороз», «1, 2, № - снежинка, лети!», «Снежки», «Лошадки бегут по снегу», «Лохматый пес», «Кошка с котятами», «Курочка - хохлатка», «Цыплята и собачка», «Пузырь», «Огурчик - огуречик», «Заинька - зайка», «Заинька, выйди в сад», «Карусели».Дидактические игры: «Ходим - бегаем», «Птички на ветке», «Слушай мою команду», «Дружные пары», «Найди зайку», «Попади в обруч», «Сбей колпачок», «Кто бросит дальше», «Кто бросит дальше», «Угадай, кто и где кричит».Функциональное назначение «Центр театра»Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре театра»: «Художественно-эстетическоеразвитие».Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре театра»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»Содержание (РППС) ( пособие, материалы, оборудование)УсловияВиды и содержание деятельности детейРазные виды театра: настольный, на ширме, на фланелеграфе ,тростевой, теневой, магнитный, бибабо, «живая рука», пальчиковый, ложковый, перчаточный.Игрушки-забавы.Маски, шапочки.Декорации, театральные атрибуты.Ширмы.Фланелеграф.Домик ( избушка) для показа фольклорных произведений.Картинки для потешки.Атрибуты для ярмарки.Наглядно-дидактические пособия , серия «Мир в картинках»:-Герои сказок .- М.: Мозаика – Синтез,2005Аксессуары сказочных персонажей, шапочки, рисунки-эмблемы на ободочках.1.Вовлечение детей в процесс проигрывания роли.2.Располагать рядом с «Центром игры».3.Безопасность пособий и оборудования.4.Соответсвие пособий и оборудование возрасту детей и программе.5.Эстетичность и разнообразие костюмов.1.Игры-импровизации, игры-драматизации, инсценировки, игры-ситуации, разминки, этюды, сказки, спектакли.Функциональное назначение «Центр музыки»Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре музыки»: «Художественно-эстетическое развитие».Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре музыки»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»Содержание (РППС) ( пособие, материалы, оборудование) УсловияВиды и содержаниедеятельности детейИгрушки-музыкальные инструменты ( крупногабаритное пианино, гармошка, гитара, соразмерные руки ребенка, неозвученные или сфиксированной мелодией 1-2 шт), погремушка (10 шт), барабан, бубен, треугольники ,ритмические палочки, колокольчик свирель, рожок, балалайка.Картинки к песням, исполняемым на музыкальном занятии.Музыкальные игрушки : молоточки, шарманки, шумелки, стучалки, волчок.Магнитофон.Неозвученные музыкальные инструменты.Народные игрушки.Набор шумовых коробочек.В аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических муз. произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора ,колыбельных, записи звуков природы.Альбомы с рисунками или фотографиями муз. инструментов.Игрушки с фиксированной мелодией ( муз шкатулки , шарманки, электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки и открытки).1.Веселые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений можно использовать во время режимных моментов.2. Дудочки, свистульки, рожки используются индивидуально каждым ребенком и моются после каждого использования.1.Танцевально-игровое песенное творчество детей.2.Игра на детских музыкальных инструментах.Функциональное назначение «Центр книги»Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре книги»: «Речевое развитие».Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре книги»: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»Содержание (РППС) ( пособие, материалы, оборудование) УсловияВиды и содержаниедеятельности детейДетские книги : произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки; народные сказки о животных ,произведения русской и зарубежной классики, рассказы ,сказки, стихи современных авторов; небылицы, загадки.Картинки на фланелеграфе.Иллюстрации к детским произведениям ( ламинированные), игрушкиизображающие сказочных персонажей.Иллюстрациям по обобщающим понятиям.Альбомы или подборка иллюстраций по темам: «Сезоны», «Семья», «Животные», «Птицы».Сюжетные картинки.Выставка : книги одного автора или одного произведения в иллюстрацияхразных художников.Литературные игры, игры с грамматическим содержанием.Портреты писателей и поэтов.Книжки-раскраски.Книжные иллюстрации с последовательностью сюжета сказки.Столики для детей для рассматривания детских книг и иллюстраций.Рисунки детей к литературным произведениям.Цветные карандаши, бумага.Литературные игры.1.Периодическая сменяемость художественных произведений в зависимости от сезонных изменений в зависимости от сезонных изменений, тематических праздников.2.Размещать около источника света (окна).3.Вечером обеспечивать дополнительное освещение.4.Располагать рядом с «Центром театра», вдали от шума и игровых уголков.5.Каждая книга в 2-х экземплярах.6.Пополняемость книгами по мере изучения.1.Игры- инсценировки по сюжетам хорошо знакомых произведений.2.Рассматривание иллюстраций в книгах.3.Деятельность по ремонту книг.4.Деятельность по иллюстрированию литературных произведений.Функциональное назначение «Центр творчества»Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре творчества»: «Художественно-эстетическое развитие».Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре творчества»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»Содержание (РППС) ( пособие, материалы, оборудование) УсловияВиды и содержаниедеятельности детейПлакаты в коробке:- Филимоновская свистулька. - М.: Мозаика – Синтез,2005-Полхов – Майдан. Орнаменты и изделия.- М.: Мозаика – Синтез,2005Наглядно – дидактические пособия, серия «Рассказы по картинкам»:Великая Отечественная война в произведениях художников.- М.: Мозаика – Синтез,2009.Декоративно-оформительское искусство ( иллюстрации оформления комнат, групп ,выставок, поздравительных открыток, атрибутов игр).Книжная графика. Иллюстрации к книгам.Произведения живописи: натюрморт, его виды ( цветы, плоды, овощи ,предметы быта.); пейзаж, его виды (ландшафт, природа в разные сезоны, городской, морской);портрет ( детский ,женский, мужской, автопортрет, разные композиции6 только лицо, погрудные, портреты с изображением разных роз ,разные по колориту, передающие разные эмоциональные состояния.), жанровая живопись, ее виды ( о детях, о животных, о спорте, сказочный жанр).Скульптура , ее виды ( малая пластика, декоративная анималистическая ,несложная жанровая – по знакомым сюжетам бытового и сказочного характера.).Основные цвета и их тона, контрастная гамма цветов.Палитра.Заготовки для рисования ,вырезанные по какой-либо форме ( деревья, цветы ,различные предметы, животные).Бумага тонкая и плотная, рулон простых белых обоев, картон.Цветные карандаши ( 6 основных цветов), гуашь ( 6 основных цветов).Круглые кисти ( беличьи, колонковые), подставка под кисти.Цветные малки, восковые ; уголь, доски для рисования мелом, фломастеры.Глина; салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, 30+30 см. для вытирания рук во время лепки.Специальное самостирающееся устройство или восковые палочки для рисования.Фартуки и нарукавники для детей.Светлая магнитная доска для рисунков детей ( выставка), магнитные кнопки.Емкости для промывания ворса кисти от краски.Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и приклеивания готовых форм.Готовые формы для выкладывания и наклеивания.Рисунки-иллюстрации знакомых предметов, животных, объектов.Щетинные кисти для клея, розетки для клея.Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем.Стена творчества ( для рисования).Стенка для детских работ со сменной экспозицией ( не в раздельной комнате, а около стены творчества).Палочки для нанесения рисунка на глине.Мольберты (2-3 шт.)Альбомы для раскрашивания.Заостренные палочки для рисования на песке или снегу.Ножницы , клей.Фоны разного цвета, размера и формы ( прямоугольник, круг, овал).Вата для смачивания бумаги перед работой акварелью.Инвентарь для уборки рабочего места: ведро для мусора, тазик, тряпочки.Скалка для раскатывания глины.Иллюстративный материал для аппликации по ближайшей теме.Бумага, картон разного качества и размера в контейнере с разделителями для разных сортов и размеров бумаги.Высота размещения: рост ребёнка + согнутая в локте рука.Располагать вблизи окна. Соседствует со спокойной «зоной» деятельности детей.Все экспозиции картин и репродукций располагают на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их; картины должны быть выполнены в разных техниках и жанрах.Наличие в группе множества привлекательных, разнообразных и очень простых в использовании материалов для изобразительной деятельности. Стенка для детских работ размещается около стены творчества. Различные виды продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).Рассматривание и обследование предметов декоративно - прикладного творчества.Рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, плакатов.Экспериментирования с изобразительными материалами и техниками. Функциональное назначение «Уголок уединения»Ведущая ( приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Уголке уединения»: «Социально – коммуникативное развитие»Интегрируемые образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Уголке уединения»: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»,Содержание (РППС) ( пособие, материалы, оборудование) УсловияВиды и содержаниедеятельности детейОтгороженный ширмой или занавеской уголок комнаты или домик, рассчитанный на 1-2 детей.Стул или пуфик.Книги.Мягкие игрушки, мозаики, разрезные картинки, пазлы, фломастеры, карандаши, бумага.1.Определенная изолированность от остальных центров.2.Спокойный музыкальный фон ( по возможности и желанию ребенка)Спокойная деятельность на выбор ребенка.Функциональное назначение «Центр игры»Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре игры»: «Социально – коммуникативное развитие»Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре игры»: «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое»Содержание (РППС) ( пособие, материалы, оборудование)УсловияВиды и содержаниедеятельности детейСюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей.Игрушки транспортные 9 тележки, машины разного размера и назначения).Игрушки, изображающие предметы труда и быта ( телефон, сумочки, корзинки).Предметы-заместители ( счетные палочки вместо ложек, пластмассовые круги вместо тарелок).Ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым, отображающие простые жизненные ситуации и действия ( «Шофер»).Игрушки, специально предназначенные для развития разных предметных действий.Игрушки-животные.Роли : зверята- мамы, папы, дети; артист, дрессировщик, его помощник.Основные игровые действия. Показывать прыжки зверей через предметы (бег по кругу, поскоки)- кланяться зрителям; кормить животных – мыть их; показывать концерт; выступать в роли животных, вступать в диалог)Дидактическая кукла ( 40-50 см.). Кукла, снабженная всеми предметами нижней и верхней одежды ребенка, используемой в разные сезоны, и аксессуарами ( носовые платки ,бусы, ленты, броши).Куклы, представляющие разные профессии ( клоун, врач, солдат).Куклы, изображающие представителей разных народов (имеющие характерные черты лица, цвет кожи, одежду).Русские народные дидактические игрушки и игрушки, выполненные в народном стиле ( кольца большого размера, матрешки, деревянные шары, яйца).Игрушки-двигатели ( каталки разной формы, каталки-гремушки, коляски и тележки).Многофункциональные ширмы.Модули-макеты игрового пространства.Большие и маленькие коробки с прорезями в виде окон, из которых можно сделать поезда, туннели ,дома.)Разграниченные зоны для разнообразных сюжетных игр – приготовление еды, купание игрушек, игры в больницу.-Кукольный уголок: гостиная комната ( для игровых действий, игры с куклами): стол, стулья, сервант, мягкая мебель, можно средних размеров модули для детей. Атрибутика для создания интерьера : полный сервиз чайной и столовой посуды, соразмерной по величине кукол, пластмассовые вазочки, телефон, часы, картины с героями из сказок (1-2) на уровне роста детей, торшер, фотоальбомы. Куклы: мягконабивные, пластмассовые; имитирующие ребенка – младенца (голыш); куклы, сделанные из ткани, с какой-либо характерной для одежды человека деталью ( бант, кепи, фартук). Животные из пушистых тканей. Коляски для кукол.Роли: мама (папа), ребенок ( дочка, сын), бабушк , дедушка, тетя, дядя, братья, сестры , друзья, соседи.Основные игровые действия. Приезжать из командировки , приходить с работы; встречать и провожать гостей; готовиться к празднику; убирать квартиру ( мыть пол и окна, протирать мебель, вешать занавески, стирать вещи, пылесосить ,чистить и выбивать ковры)4 ремонтировать квартиру ( штукатурить стены, красить пол, стены, потолок ,клеить обои и окна); готовить еду, вызывать врача для членов семьи; собирать посылку к празднику.Спальня ( для игровых действий игры с куклами) : кроватки разных размеров (3-4), с постельными принадлежностями по размеру кровати ( матрац, простыня, одеяло, пододеяльник ,подушка, наволочка, покрывало – 3-4 набора), люлька-качалка с постельными принадлежностями для нее ; куклы-младенцы в конвертах; шкаф для одежды с комплектами постельного белья, пеленки для кукол – младенцев, одежда для кукол мальчиков, девочек ,наборы зимней и летней одежды.Кухня ( для игровых действий, игры с куклами): кухонный стол, стулья ,кран, плита, полка или шкаф для посуды, холодильник, набор кухонной посуды: настоящая маленькая кастрюлька , ковшик, набор овощей и фруктов ( из папье –маше)Ванная комната (для игровых действий, игры с куклами): ванна с душем или ванная для купания кукол, тазик ,ведро, ковшик, полотенце, заместитель мыла ( деревянный кубик, кирпичик), пеленальный столик, пеленки, веревка ( не леска) для белья, прищепки, веничек , щеточка, совок для уборки помещений, игрушечный пылесос.Прачечная : гладильная доска, утюжки.Парикмахерская , салон красоты : (для игровых действий, игры с куклами) : трюмо с зеркалом, расчески, щетки ( из картона, фанеры, линолеума), игрушечные наборы для парикмахерских ( зеркало, ножницы, накидки, парфюмерные наборы), игровые модули.Роли : мастер ( парикмахер, мастер по маникюру, массажист, косметолог), продавец ,бармен, клиент, покупатель, администратор.Основные игровые действия. Мыть голову шампунем – вытирать4 причесываться - смотреться в зеркало; стричь, красить ногти, делать массаж, красить волосы; оформлять заказ; выбирать новое средство для волос ,составлять фитококтейли.Магазин: весы; баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика ,картона; таблички с наборами продуктов, овощей, фруктов для блюд : суп, борщ, каша ,компот; наборы овощей, фруктов из пластмассы, картона, фанеры, объемные из клеенки, набитой внутри поролоном; муляжи-продукты ( булочки ,пирожки); сумочки, корзиночки из разных материалов ( пластмассовые, плетеные, матерчатые, плоскостные из картона, клеенчатые)Роли: покупатель ,продавец, подсобный рабочий, шофер, кладовщик, администратор, директор, контролер, охранник.Основные игровые действия. Охранять, грузить, провозить, выгружать, проверять, раскладывать, отсчитывать, расфасовывать, взвешивать товар, выписывать чек, оформлять ветрину, покупать товар, вступать в диалог с продавцом.Больница: кукла-доктор в профессиональной одежде с символом ( медицина –красный крест), фонендоскоп, градусник, или тематический набор.Роли : врач, больной , медсестра, фармацевт, ветеринар, регистратор.Основные игровые действия. Провозить в службу ремонта, ремонтировать (стучать, шить, включать, кроить, сметывать, примерять, снимать колесо); выдавать гарантийный талон, чек, квитанцию; фотографировать клиента; демонстрировать одежду и обувь, предъявлять готовую вещь.Гараж: разные машины, набор инструментов : гаечный ключ, молоток, отвертки, насос, шланг.Роли: шофер, пассажир, работник бензозаправки; летчик, машинист, капитан, тракторист, кондуктор, грузчик, комбайнер, экскаваторщик, механик, техник, начальник поезда ,заправщик, билетный кассир, пассажир, кок, капитан, штурман, боцман, матрос, моторист, судовой врач, командир экипажа, стюардесса, проводник, начальник вокзала, проводник, контролер.Основные игровые действия. Грузить и выгружать грузы; подготавливать технику к работе, к поездке ( ремонтировать, мыть, заправлять горючим), сеять и убирать урожай ( комбайн), замешивать раствор ( бетономешалка); убирать улицы (уборочная машина); доставлять пассажиров; входить и выходить на остановках; проверять и выдавать проездные документы ( билеты); сообщать о правилах поездки; узнавать расписание; отдавать и выполнять приказы и распоряжения; заботиться о пассажирах.Моряки.Космонавты.Почта.Роли: почтальон, кассир, телеграфист, грузчик, шофер, рабочий.Основные игровые действия. Писать, относить почту и получать письма и телеграммы; готовить и отправлять посылки и бандероли; покупать или выписывать газеты и журналы; загружать, привозить, разгружать, отвозить, сортировать, раскладывать почту; пробивать, выписывать и оплачивать чеки, квитанции заполнять бланки в сберкассе и на почте, телеграфировать, звонить и сообщать о срочной доставке.Большое количество реальных предметов.Одежда для ряжанья ( для одевания на себя): узорчатые цветные воротники, разные юбки, платья, фартучки ,кофточки, ленты, косынки.Стойка ,плечики для одежды, сундучок, расписанный в народном стиле.Зеркало в рост, или в полроста ребенка.Бижутерия из разных материалов ( но не опасных для жизни и здоровья ребенка).Игрушки – забавы с зависимостью эффекта от действия ( дерущиеся барабаны; мишка, играющий на балалайке; танцующая собака; пингвин, машущий крыльями, скачущая лошадь) Русские народные игрушки-забавы.Мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные разными материалами ( крупами, бумагой, лоскутами).Игровые коврики.1.Использование приема одушевления кукол в кукольном уголке ( кукольной семье), каждая кукла имеет сое имя, свой характер, гардероб.2. Для накопления опты игровых действий использовать действия по впечатлениям от сказок, книг, иллюстраций, наблюдений и целевых прогулок, способствующих возникновению собственных игр.3.Обогащение ролевого поведения и взаимодействия детей в игре.4.располагать в близи «Центра конструирования», чтобы использовать постройки в игре.5. Располагать в «Центре игры» разные виды игрушек:Реалистические, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов ( плита – уменьшенная копия настоящей плиты).Прототипические – условно воспроизводящие детали предметов ( плита, лишь с обозначенной конфоркой, духовкой, русской, с которой нельзя манипулировать.).Предметы-заместители ,не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении.6.Требование к кукле: возможность предавать ей соответствующие функциональные позы : она должна «уметь» менять положение стоять, сидеть, лежать, ее можно взять за ручку и «вести» рядом с собой.7.Мягкие игрушки-персонажи – подобия животных. Как и куклы, должны быть пототипическими: задавать в своем облике обобщенные , наиболее выразительные черты того или иного животного, делая его для ребенка узнаваемым.8.В качестве заместителей можно использовать элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, природный материал.9.Игровые материалы, размещаются в низких стеллажах, пластмассовых емкостях, передвижных ящиках на колесиках, вдвигающихся в нижнее открытые полки шкафов. Все материалы, находящиеся в поле зрения, должны быть доступны детям.10. Воссоздание обстановки ,похожей на настоящую.11. Побуждать детей к планированию, т.е.к созданию элементарного замысла.12. Отказ от принципа зонирования игрового пространства, так как это тормозит воображение детей; создание такой творческой предметно-развивающей среды, которая может вариативно использоваться детьми: легкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты (белый халат пригодиться в игры на разные темы)1.Игры в семью ( совместный отдых, встреча, уборка, ремонт квартиры, приготовление подарков, подготовка к празднику, забота о людях и животных).2. Игры с машинами и другим транспортом ( автомобильный: легковые, грузовые автомобили, специальная техника ( подъемные краны, бетономешалка); пассажирский транспорт; водный; воздушный; железнодорожный; вокзалы)3.Игры в магазин : овощной, хлебный, мясной, колбасный, рыбный, молочный; гастроном, бочка с квасом, супермаркет, магазин одежды, посуды, бытовой техники, спортивный, газетный киоск, склад, рынок.4. Игра в больницу ( работа больничных отделений, поликлиника, травм-пункт, аптека, ветеринарная клиника.)5. Игры в мастерскую ( ателье по ремонту и пошиву одежды, обуви, фотоателье, мастерская по ремонту замков, зонтов, сумок; по ремонту машин, бытовой техники и механизмов ( телевизоров, утюгов, холодильников).6. Игры в парикмахерскую ( парикмахерская, салон красоты, косметики)7. Игры в почту ( почтовые услуги, сберкасса).8.Наблюдения, рассказы о профессиях, тематические беседы, дидактические игры ,иллюстрации для накопления впечатления об окружающем.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X