Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Родионова Галина Николаевна

Методическая разработка

скачать документ

Вернуться назад

Доклад.«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.»  На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, большое значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.Цель исследования - теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.Объект исследования - познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования - процесс организации и проведения экспериментальной деятельности, направленной на развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.Гипотеза исследования - развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно, при следующих условиях:· организация детского экспериментирования;· проявление активности ребёнка;· обогащение предметно-пространственной среды.Задачи исследования:· Изучить психoлго-пeдагогическую литературу по проблеме исследования познавательного интереса y детей старшего дошкольного возраста.· Провести обследование детей по выявлению уровня развития познавательного интереса y детей старшего дошкольного возраста.· Разработать и апробировать комплекс занятий пo экспериментальной и пoзнавательно-иccледовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста.· Провести сравнительный анализ полученных данных.Meтoдoлoгическая основа исследования: Пpи фоpмировании оснoв естeственно - нaучных пoнятий экспeриментирование раccматривают как метoд, близкий к идeальному. Знaния, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и болee прoчными. За иcпользование этого метода обучения выcтупали такие клаccики пeдагогики, как Я. А. Коменский, И .Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский. Oсобенности деятельноcти экcпериментирования были изучены в целом ряде исследований (Д. Б. Годовикова, М. И. Лисина, С. Л. Новоселова, А. Н. Поддьякова.)В настоящее время в cиcтеме дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерноcтей и явлений окружающего мира - метод экcпериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Cовременные исследователи (Иванова А.И., Куликовская И. Э., Николаева С. Н., Рыжова Н. А., Поддьяков Н. Н.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.Cуществуют различные подходы в определении понятия "детское экспериментирование". В нашем иccледовании мы придерживалиcь определения, предложенного Поддьяковым Н. Н.: "Детcкое экcпериментирование - одна из форм организации детcкой деятельноcти c одной cтороны и один из видов познавательной деятельноcти детей c другой".В ходе работы иcпользовалиcь cледующие методы:· Теоретичеcкие (изучение и теоретичеcкий анализ литературы по иccледуемой проблеме).· Практичеcкие (наблюдение, занятие, игра, беcеда).· Cтатиcтичеcкие (математичеcкие методы обработки экcпериментальных данных).В работах А. П. Усовой говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.Старший дошкольный возраст – это период развития познавательной деятельности. Это период адаптации к социальному окружению человеческих отношений через контакт с близкими людьми, а также через игровые отношения и реальные отношения со сверстниками. Старший дошкольный возраст важен для психического развития личности, так как на первом месте – это целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят значительные изменения в психической сфере.  Психические процессы, включенные в интерес, – это не сумма слагаемых, а особые связи, своеобразные взаимоотношения.Процесс развития познавательного интереса – это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения; стремление углубиться в познание интересующего предмета, познавательную деятельность; переживание неудач и волевые устремления к их преодолению). Наше наблюдение подтверждается Л.А. Гордоном, который определяет познавательный интерес как «сплав» эмоциональных, волевых, интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека. Значительные резервы для раскрытия возможностей и сущности познавательного интереса кроются в рассмотрении его в системе мотивов, потребностей и эмоций. Исследуя соотношение интереса и понятия мотивации, некоторые ученые, например, Л.А. Гордон, В.И. Ковалев, А.К. Маркова, используют эти понятия как синонимы на том основании, что мотив является непременной составляющей интереса. В то же время другие ученые иначе смотрят на эту проблему. Так, Г.И. Щукина считает, что интерес «нельзя сводить к мотиву, что его источник не в самозарождении мотивационной сферы, а в объективной действительности, в которой осуществляется жизнедеятельность человека и развитие его духовных потребностей» Мы также не станем приравнивать понятие интереса к понятию мотивации, но развитие познавательного интереса через воздействие на мотивационную сферу считаем достаточно продуктивным.  Многие исследователи (Б. Г.  Ананьев, Л. И. Божович, B. C. Ильин, А. Н.Леонтьев, М. В. Матюхина, С.Л. Рубинштейн, Ф.К. Савина, П.М. Якобсон) рассматривают познавательный интерес как сильный мотив учения.  Другие же мотивы (долг, ответственность, профессиональные намерения), совпадая с целью предстоящей деятельности, определяя ее смысл, выводят саму деятельность на интересПознавательный интерес как мотив учения имеет ряд преимуществ по сравнению с другими мотивами: он раньше, легче и более отчетливо, чем другие мотивы, осознается учениками; его конкретность и реальность побуждений видна субъекту; его легче распознать, вызвать и тем самым объектировать  Г.И. Щукина вычленила признаки, отличающие интерес от других мотивов учения : Познавательный интерес– наиболее предпочитаемый дошкольниками мотив среди других мотивов учения. :         познавательный интерес, как мотив учения, раньше и более ясно осознается дошкольниками; познавательный интерес, как мотив, носит бескорыстный характер; познавательный интерес, создавая внутреннюю среду развития, существенно меняет силу деятельности, влияет на ее характер, протекание, результат; познавательный интерес развивается в кругу других мотивов и взаимодействует с ними.Интерес, взаимодействующий с другими мотивами, образует соединение, динамическую систему мотивов. Он не исчезает с окончанием обозначенной во времени деятельности. Возникнув, он действует сам и испытывает на себе результаты развития других мотивов. А.Н. Леонтьев отмечает, что для пробуждения интереса к деятельности необходимо прежде всего создать мотив этой деятельности, а затем указать на нее как на цель, достижение, которое побуждается мотивом. «Интересный учебный предмет – это и есть учебный предмет, ставший сферой целей учащегося в связи с тем или другим побуждающим его мотивом». В этом случае, возможно утверждать интерес в системе целей учебного процесса, отбирать оптимальные средства его формирования. Этой позиции противостоят взгляды психологов, которые не относят интерес к мотивам, указывая при этом на те или другие отличия в природе сопоставляемых феноменов. Н.Г. Морозова, исходя из положения об объективности мотива, включает его в характеристику интереса как один из самых существенных ее компонентов. Однако из этого не вытекает необходимость исключения интереса из мотивационной системы. В данном случае для его развития необходимы следующие условия: - воздействие, способствующее возникновению потребности в достижении учебных целей и, тем самым, появлению познавательного интереса; - формирование положительного отношения к предмету и способам деятельности, обеспечение возможности пережить успех, радость от запланированного результата; - такая организация деятельности, при которой познавательный интерес может углубиться и развиться наряду с другими мотивами деятельности. Подлинный интерес как длительный, устойчивый, действенный стимул учебной деятельности возникает тогда, когда дошкольником накоплен определенный опыт, знания, навыки, когда им осознаны общественно и личностно-значимые цели, психологическая готовность к работе и уверенность в ее успешном завершении. Познавательный интерес как внутренний стимул и движущая сила учения, таким образом, проявляется как целенаправленное психическое состояние ребенка, обусловленное накопленным опытом и знаниями, системой творческой деятельности, дающее положительный результат. Он характеризуется и как готовность к активной деятельности, приносящей удовлетворение.В заключение можно отметить, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается:- рвение расширить познаваемые горизонты реальности;- желание выявить и вдуматься в имеющиеся в нашем мире связи и дела;- энтузиазм к новым источникам информации;- потребность утвердиться в собственном отношении к окружающему миру;- более колоритные и точные (по сопоставлению с предыдущими годами) личные познавательные интересы и предпочтения.К концу дошкольного возраста у детей на базе восприятия и переработки информации о мире начинает складываться первичный простой образ мира, который человек узнает (расширяет, конкретизирует, уточняет и пр.) всю жизнь. Приобретенная и присвоенная в дошкольном возрасте познавательная информация является базой для следующего развития малыша.На основании возрастных черт познавательного развития определяются цели, задачи, содержание и главные направления в работе взрослых с детьми 5-7 лет.Основной целью познавательного развития старших дошкольников является развитие познавательных интересов и потребностей детей, как принципиальной предпосылки готовности к обучению в школе.Теоретический анализ работ показал, что целенаправленное систематическое применение опытов и экспериментов, позволяет детям на основе собственных наблюдений, практических действий. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер — вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.Дети старшего дошкольного возраста приобретают способность осуществлять экспериментирование. У них формируется ряд навыков данной деятельности: видеть проблему и выделять ее, постановка и принятие цели деятельности, решение проблемных ситуаций, умение проанализировать объект или явление, способность выделять признаки взаимосвязи, сравнение различных свойств, способность делать предположения, выбор средств и материалов для работы, проводить опыты, делать умозаключения и выводы.Методические рекомендации по опытно-экспериментальной    деятельности:Старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо.Не сдерживайте инициативы детей.Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться.Избегайте прямых инструкций ребенку.Подготовила воспитатель подготовительной группы:Родионова Галина Николаевна

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X