Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Светлана Пешкова

«Взаимодействие психолога с воспитателем при работе с детьми сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей»

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное Казённое Учреждение Детский дом «Семья»Выступление на городском методическом объединении.Тема: «Взаимодействие психолога с воспитателем при работе с детьми сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей»Воспитатель, МКУ Детский дом «Семья»Пешкова Светлана ВладимировнаПроблема взаимодействия педагога и психолога в работе с детьми в детском доме.Проблема социального сиротства, поставленная в начале XX века, является одной из неразрешенных на сегодняшний день. Проблема сиротства приобрела невиданный масштаб, привлекая внимание психологов, медиков, педагогов разных направлений.В результате многочисленных научных исследований и главное анализа опыта организации и деятельности воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, человечество пришло к однозначному выводу: ничто не может полноценно заменить ребенку семью. Даже не слишком хорошая семья лучше, чем самое лучшее детское учреждение. Это обуславливается тем, что у детей в таких учреждениях не удовлетворяются многие значимые для человека потребности. Поэтому воспитание вне семьи часто определяется как воспитание в условиях депривации.Депривация – означает «лишение» или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. Это отделение человека от необходимых источников удовлетворения потребностей (двигательная депривация, сенсорная, информационная, социальная, материнская, тактильная и др.). Воспитание вне семьи, лишение с раннего детства материнской любви – одна из наиболее тяжелых форм депривации. Можно говорить о том, что ребенок, оставленный матерью в роддоме или в какой-то момент времени, оставшийся без попечения родителей – это психологически травмированный ребенок.  И так, когда мы имеем дело с ребенком-сиротой, мы должны всегда помнить, что:в результате психотравмы, а именно отсутствие матери в начале жизненного пути или из-за неблагоприятной семейной обстановки на каком-то этапе жизни, такой ребенок как правило задерживается в психоэмоциональном развитии, физическом, а может и выйти в искаженное развитие.В результате этого те, кто окружает такого ребенка – родители, опекуны, воспитатели, педагоги сталкиваются с проблемой взаимодействия с ним. А именно как правильно реагировать на его индивидуальные особенности, потребности, в целом на его инаковость. В силу того, что такой ребенок «другой» взрослый, заботящийся о нем, сталкивается внутри себя с такими чувствами как негодование, злость, бессилие, раздражение, вина за собственные агрессивные чувства по отношению к ребенку, страх, отсутствие интереса и вовлеченности в отношениях с ребенком, опустошение.Конечно, наряду с этим, присутствуют чувства симпатии, интереса, любви, радости, стремление помочь и понять ребенка.Такие дети часто провоцируют, проверяют взрослого. Поэтому Вам важно указать ему границу, предел того или иного поведения. Показать, что Вы как взрослый главный, а он всего лишь ребенок!У ребенка-сироты часто нет авторитетов, ценностей, опоры на позитивный образ взрослого (родителя). Поэтому своим негативным поведением они как бы напрашиваются указать им свое место. Они должны «видеть» - идентифицировать взрослого, может даже и бояться его, чтобы не выйти за рамки приемлемого поведения.Важно отметить, что дети-сироты, это дети с крайне негативным жизненным опытом, ощущением мира и людей в целом. Они содержат в себе переживания и чувства, с которыми они в тот или иной момент не могли справиться и потому, говоря психологическим языком, попросту вытеснили их (т.е. «забыли»). Но это не значит, что этих чувств нет, они их просто подавляют. Это может выражаться следующим образом:Чувствуя грусть, ребенок может совершать навязчивые движения, совершать различные пакости, привлекая к себе внимание такими способами.Чувствуя обиду, собственную беспомощность, он может выражать это агрессивными действиями как по отношению к окружающим, так и к окружающей обстановке или направлять агрессию на самого себя (аутоагрессия). Ребенок наносит себе раны, бьется головой о стену, облизывает обувь и совершать другие странные вещи.Испытывая привязанность, интерес к кому-либо, он может вести себя очень навязчиво, переставая соблюдать дистанцию с важным для него человеком.Переживая тревогу, он может совершать нелепые действия, быть двигательно активным (расторможенным), хватать чужие предметы и т.п..Основная идея, заключена в том, что у таких детей чувства, которые они испытывают, напрямую расходятся с действиями и поступками! Это происходит от того, что они просто не осознают и не умеют выражать их адекватными способами. Это не означает, что они не способны переживать, грустить, любить, сопереживать – они попросту не знают, как это выразить!Наш «неудобный» ребенок в целях самосохранения неосознанно использует такие психологические защиты как: вытеснение, отрицание негативного жизненного опыта. Сопротивление любой помощи в понимании себя, чтобы не допустить повторного столкновения с травматическими переживаниями. Агрессию прямую и косвенную, также аутоагрессия в виду неспособности справиться со своими эмоциями (как реактивное реагирование). Проективное реагирование – как тенденция к отрицанию в себе нехороших сторон и приписывание их другим.Дети-сироты очень часто вынуждены играть некие социальные роли. Чтобы обозначить себя в непонятном для них мире ребенок или подросток может играть роль плохого ученика, крутого парня, самого продвинутого (стильного и др.), употреблять ПАВ (психоактивные вещества) и привлекая к этому других, героя-любовника, лидера и др.Эти роли помогают им выживать, в буквальном смысле дают возможность им чувствовать себя «живыми». Играя их, ребенок как бы обозначает себя кем-то в социуме, обеспечивая себе безопасность, и привлекает к себе внимание окружающих, что является для него основной задачей. Зачастую эти роли они выносят из своего прошлого. Ведь у них есть свой сформированный образ прошлого, как правило, негативный. Ребенок так и говорит: «Я никому не нужен, меня все бросили, я не нужен маме».Но как бы там ни было, у этих детей есть возможность выйти на достойный жизненный уровень. Они вполне могут успешно адаптироваться к обществу, занять в нем ту или иную устойчивую позицию, и сформировать позитивный образ своего будущего. И это достаточно непростая задача, как для самого ребенка, так и для взрослого, заботящегося о нем, поэтому у воспитателей, педагогов и психолога должна быть тесная взаимосвязь.Воспитание ребенка с нарушениями в развитии – это особый творческий труд. Это индивидуальный подход к целой системе отношений, существующий в той или иной семье, миниобществе (если это сиротское учреждение).Деятельность психолога, с детьми проживающими в детском доме, должна быть направлена в первую очередь на компенсацию психического здоровья ребенка после полученных эмоциональных травм, восстановление его личностной целостности, равновесия чувств. Только после психо-эмоционального восстановления ребенка, снятия некоторых последствий разного вида травм (психологических, физических, эмоциональных, сексуальных) можно проводить работу по его психическому развитию. На этапе вхождения в образовательное учреждение и адаптации к новому социальному институту необходимо решить задачу формирования у ребенка чувства психологической безопасности. Процесс вхождения сироты в коллектив учреждения очень сложен, поэтому деятельность психолога должна обеспечивать смягчение данного перехода. Комплексный подход к решению возрастных, образовательных, личностных задач ребенка, оставшегося без попечения родителей, должна осуществлять комиссия в составе: психолога, воспитателя, социального педагога, представителя администрации. Воспитатели должны осуществлять постоянный контроль за ходом психосоциального и познавательного развития ребенка-сироты.Анализ различных концепций и идей практики психологической службы показывает, что успешное решение задач прогрессивного личностного развития воспитанников, возможно лишь в условиях взаимодействия воспитателя и психолога. В противном случае лишается смысла сама идея психологической службы, т.к. если делать ставку только на воспитателя, способного в одиночку решать проблемы воспитанников, утопична. Взаимодействие психолога с педагогом может выражаться следующим образом: анализ педагогической практики - её психологическое объяснение - совместный с педагогами поиск коррекционных мер - их реализация на практике - анализ полученных результатов.Взаимодействие должно быть комплексное, целостное процессуальное образование, обеспечивающее интеграцию индивидуальных действий психолога и воспитателя в единую систему совместной деятельности. При этом взаимодействие не является статическим образованием, оно развивается и формируется постепенно. Поэтапный, процессуальный характер вхождения в процесс взаимодействия понимается как «врастание» субъекта в новую роль посредством воплощения в ней целей личного развития. Этот процесс сопровождается ощущением «своего места» в системе взаимодействия, признании индивидуальных ценностей, состоянием удовлетворённости от задействованности личных потенциалов.Продуктивным взаимодействие становится в случае активизации основных характеристик этапов сотрудничества воспитателя и психолога.На первом этапе - мотивационно-целевом - определяются общие цели, задачи, мотивы, смыслы сотрудничества. Воспитатель и психолог становятся единомышленниками, включаются в одно общее дело, реализуя вместе с тем каждый свои специфические задачи, выполняя свои функции.На втором этапе - операционально-технологическом - происходит согласование между воспитателем и психологом средств осуществления взаимодействия с группой и персоналиями, а также между собой. На данном этапе определяется содержание ключевых понятий и подходов, уточняются и корректируются функции воспитателя и психолога, их реальные возможности для успешного достижения результата.На третьем - рефлексивно-регулятивном - этапе сотрудничества воспитателя и психолога происходит взаимное оценивание эффективности работы друг друга и совместного труда. Для психолога главным показателем в анализе и оценивании труда воспитателя являются качественные изменения в психическом развитии воспитанников, возможный профессиональный рост и самосохранение. Для воспитателя (как эксперта) значимым будет профессиональный вклад психолога в обеспечение воспитательного процесса в детском доме, т.е. создание тех основных психологических условий, которые способствуют развитию воспитанников.Кроме того, большинство педагогов обладает развитой профессиональной наблюдательностью, «педагогической зоркостью», они очень хорошо знают и чувствуют своих воспитанников, что позволяет им замечать и учитывать мельчайшие нюансы детского настроения и поведения. Постоянный контакт педагога и психолога обеспечивает целостное видение ребёнка и проблем его развития.Задача взрослого, всегда помнить, что жизненный опыт ребенка был многим отягощен, осознавать, что этот ребенок как бы «другой», с непонятным нам внутренним миром, реакциями на различные жизненные ситуации. Он иначе развивался, чем ребенок из семьи, соответственно он иначе себя ведет, иначе общается, руководствуется другими жизненными законами, мыслит иначе.Помнить о его прошлом. Принимать его таким, какой он есть. Не пытаться его изменить!Список литературы1. М.Р. Битянова. Организация психологической работы в школе. М. Генезис 2000.2. Газета «Школьный психолог». Издательского дома «Первое сентября», № 43/2003, автор Татьяна Громова, психолог НОУ «Премьер»3. Под редакцией И.В. Дубровиной. Практическая психология образования.4. Сайт www.superinf.ru. Статья «Взаимодействие педагога и психолога в решении задач прогрессивного личностного развития учащихся», автор Зимнякова И. Ю.5. Издательство "Генезис". 2012 год. Статья «Проблемы взаимодействия психолога с учителями», автор Вачков И. В.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X