Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Каткова Лариса Алексеевна

Дошкольный возраст- фундамент экологического воспитания

скачать документ

Вернуться назад

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ – ФУНДАМЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯКаткова Л.А. МБДОУ д/с №104 «Гуси-лебеди», г.Ульяновск Взаимодействие человека с природой актуальная проблема современности. Одним из важнейших условием сохранения природы является просвещение человечества в вопросе экологии, особенно молодого подрастающего поколения. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. У детей формируется эмоционально-положительное отношение ко всему,то их окружает в природе.Существование целого ряда экологических проблем в нашей стране диктует необходимость проведения работы по экологическому образованию с детьми старшего дошкольного возраста. Ведь именно этот возраст является одним из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире, в этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям.Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста, предполагает использование разнообразных методов. Дети с интересом занимаются опытнической деятельностью. Опыт способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.Одной из перспективных технологий, способствующих решению этой проблемы, является «метод проектов». «Проект» от лат. «projectus», что означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза» [1, стр. 8]. Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. От педагогов проектирование требует поиска инновационных средств, методов и приемов, предполагает наличие деятельностно - процессуального подхода к реализации проектов. Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру [3, стр. 29].Желание исследовать и экспериментировать в окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста - это сотрудничество и сотворчество воспитателей, детей и родителей. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. В работе со старшими дошкольниками выделяют следующие этапы проекта:1. Подготовительный – постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов. Не следует ставить перед детьми слишком отдаленные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности.2. Собственно исследовательский – поиск ответов на поставленные вопросы.3. Заключительный – обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций для практических работников [2, стр. 32].Последний этап проекта - защита своего проекта. На это мероприятие можно пригласить педагогов, родителей. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.Не стоит забывать и о том, что начиная работу над экологическим проектом, желательно обогатить предметную эколого-развивающую среду в группе. В каждой группе создан уголок природы, содержащий зону цветов, с необходимыми видами комнатных растений. Необходимо разнообразить мини-лабораторию, способствующую развитию у детей познавательной активности, библиотеку с книгами для расширения экологических знаний и кругозора дошкольника; игры экологического характера, позволяющие закрепить знания детей по экологическому образованию и многое другое.Метод проектов является хорошим подспорьем для полноценного экологического воспитания дошкольников. И так как в современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение, первостепенное значение должно отводиться экологическому образования и воспитанию подрастающего поколения, формированию у него экологической культуры.В течение года со старшей группой реализовывался проект «Фиалки для мамы». Актуальность темы  проекта направлена на расширение и обобщение знаний о комнатных растениях, на то, как ухаживать за растениями, выращивать. Целью проекта являлось создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию фиалок. Результатом проекта являлись выращивание и подарок на память свой цветок мамам.При составлении перспективного плана работы над проектом поддерживалась детская инициатива.Этапы реализации проекта:Начиная работу над проектом, особое внимание удалилось предметно-развивающей среды в группе. В Центре природы особое внимание было отведено цветам, где имеются все необходимые виды комнатных растений, включая фиалки. Задачами подготовительного этапа являлись: 1) определение темы, цели и задачи проекта; 2) определение необходимых     технических,  информационных и методических ресурсов; 3) формирование стратегии работы по проекту.Собственно исследовательский этап включал в себя знакомство с условиями роста фиалки; развитие коммуникативных навыков детей; развитие познавательной сферы дошкольников; оптимизацию отношений детей и родителей; высаживание фиалки для мам.В процессе проекта дети с большим интересом включались в различные виды деятельности, реализовали проблемные задачи (как вырастить цветок), проявляли чувство ответственности за природу.Данный этап включал в себя такие виды деятельности как рассматривание строения фиалки,  получение знаний об уходе за растением,  срезка листиков для проращивания корней, рассматривание  появившихся корней у черенков, посадка листочков в индивидуальные, подписанные стаканчики, наблюдение и уход детьми за своим растением: зарисовка результатов собственных наблюдений за каждым этапом в индивидуальных листах наблюдений; проведение образовательной деятельности по познавательному развитию: «Знакомство с растением – Фиалкой Узамбарской», по художественно-эстетическому развитию: рисование с натуры «На моем окне», аппликация «Какие разные фиалки на моём окне», лепка «Фиалки», просмотр презентации «Зачем человеку растения» проведение дидактических игр и чтение художественной литературы. Заключительный этап являлся итогом педагогического проекта, была представлена презентация проекта. Дети красиво оформляли свои фиалки и вручали нежные растения На празднике 8 Марта мамам в подарок.Метод проектов убедил нас, что экологически ориентированная деятельность дошкольников может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой.В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей сформировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.Список использованной литературы:Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. •— М.: Айрис-пресс, 2008.Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X