Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Зыкина Татьяна Алексеевна

Роль экскурсии в формировании экологической культуры у детей младшего школьного возраста.

скачать документ

Вернуться назад

Роль экскурсии в формировании экологической культуры у детей младшего школьного возраста.Зыкина Татьяна АлексеевнаБюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа №81» (БОУ г.Омска «СОШ №81»)Учитель начальных классовВ системе экологического образования и воспитания исключительно важную роль играет начальная школа. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразные связи человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе. В начальной школе закладываются основы экологической культуры. [4; 25] Цветкова И.В. выделяет три уровня экологической культуры:1 уровень – включает в себя любование природой, умение посредствам слова выражать свое отношение к наиболее ярким и необычным явлениям природы.2 уровень – предлагает наблюдение, переживание и осмысление увиденного, услышанного в природе. Любовь к природе должна формироваться как чувство деятельное. Загородные прогулки, экскурсии, турпоходы должны стать для учащихся школой любви и активного отношения к природе.3 уровень – сформированности экологической культуры проявляется в том, что школьник осознает и отражает в деятельности принцип рачительного отношения к природе, её ресурсам, формирует умение решать хозяйственно экологические проблемы без ущерба для окружающей среды, укреплять стремление, сохранить красоту и преумножать природные богатства. [3]Успех формирования экологической культуры у младших школьников будет зависеть от необходимых условий для воплощения их в учебно-воспитательный процесс. Главными из них являются:Учет возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы школьниками.[2; 17]Усиление межпредметных связей.Реализация краеведческого подхода.Взаимосвязь учебной и внеклассной работы.[2; 17-19]Важной формой работы, направленной на формирование экологической культуры младших школьников, являются экскурсии на природу.Экскурсия – очень важная органическая составная часть нормальной работы школы, должна быть тесно связана со всем ходом обучения, но проводимая вне школы.Само изучение природы невозможно представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов, явлений природы. Поэтому в практике экологического воспитания большое место занимает экскурсия. Кроме того экскурсия может быть внеклассной работой, когда ее проводят с группой отдельных наиболее заинтересованных учащихся. [3]Цель любой экскурсии – научить детей правильно видеть, слышать, осознавать наблюдаемое, уметь устанавливать простейшие связи и зависимости между явлениями, развивать у школьников наблюдательность. [1; 22]На каждой экскурсии учитель ставит познавательные цели, а так же добивается воспитательного и развивающего эффекта.Я работаю по программе 2100. Программа выделяет личностные ценности. И одна из них ценность природы. Основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира-частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты , гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства .В настоящее время любовь к природе есть не пассивное, созерцательное отношение к ней, а действенная активная рабата по её сохранению и улучшению.[5;с.67]В своей работе я веду региональный компонент. Где первоочередной задачей ставлю: научить ребёнка любить и знать свой край, учить детей изучать природу родного края, бережно относиться к природе. Есть у нас излюбленное место первого кирпичного поселка – парк, туда мы приходим с ребятами и наблюдаем за изменением нашего любимого места с изменением времен года.Тема осенней экскурсии –«Разноцветные краски».Зимней-«Зимний парк».Весенней-«Пробуждение».Мы наблюдаем за тем как меняется окружающая природа, замечаем как меняется цвет природы. На уроках – экскурсиях учу детей осторожно обращаться с растениями, ходить в парке только по тропинкам, соблюдать тишину. В решении экологических проблем помогают и родители. Вместе с детьми они изготовляют наглядные пособия: скворечники, кормушки. Рассказываю детям о правилах подкормки птиц. Таким образом в течении круглого года мы с ребятами наблюдаем за парком, а также оказываем посильную помощь в его охране. После проведенных экскурсий дети описывают свои впечатления от увиденного в творческих работах. Дети активно участвуют в олимпиадах, праздниках. С интересом посещают экологические кружки .Мы тесно сотрудничаем с БОУ ДОД г.Омска«Детский Эколого-биологический Центр». Посетив всем классом городской памятник природы Птичья Гавань, дети с большим интересом приняли участие в школьном НОЭ с учебным проектом по теме «Природоохранная деятельность человека в городе Омске. Природный парк Птичья Гавань».Где высказывали свои предложения по охране и реконструкции памятника природы. Для определения уровня сформированности экологической культуры младших школьников были предложены вопросы анкеты на вопрос :что могут сделать дети для охраны природы. Из 20 школьников 1 класса на данный вопрос смогли ответить лишь 15% ,а в 4классе 85%учащихся. Таким образом, благодаря экскурсиям, продуманной систематической урочной и внеклассной работе можно заложить основу в формировании экологической культуры младших школьников.ЛитератураИ.В.Товпинец «Роль экскурсии в развитии младших школьников», журнал «Начальная школа» 1987 год № 1;Л.П.Симонова журнал «Начальная школа»1998 год № 6;Nsportal.ru/nahalnaya-shkola/raznoe/osobennosti-formirovaniya-ekologicheskoy-kultury/ обращалась 18.01-19.01.2014г.З.П.Кириллова Журнал «Начальная школа» 1989 год № 5, стр. 25-27. 5.Примерная Основная Образовательная Программа. Книга 1Москва Баласс 2011г.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X