Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Денисова Наталья Александровна

Психолого-педагогические условия формирования культуры общения у детей подготовительной к школе группы

скачать документ

Вернуться назад

Денисова Н.А.г.о. ХимкиПсихолого-педагогические условия формирования культуры общения у детей подготовительной к школе группыОдной из актуальных задач дошкольного образования является формирование гармоничной личности ребенка, при этом готовность к эффективному общению с другими людьми выступает необходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства. Формирование культуры общения является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире.Проблемой воспитания культуры общения у старших дошкольников занимались такие ученые как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Л.Ф. Островская и др.С.В. Петерина определяет культуру общения ребенка как совокупность норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, владение формами вежливого обращения, умения вступать в контакт и поддерживать его, учитывать особенности других людей.Возраст 6-7 лет является благоприятным периодом для развития культуры общения детей. Психологическими предпосылками воспитания культуры общения в подготовительной группе выступают следующие возрастные особенности усвоение моральных чувств и нравственных представлений; развитие новых форм общения со взрослым и со сверстниками; усвоение норм поведения и общения; развитие коллективного характера деятельности.Проблема воспитания культуры общения у старших дошкольников стояла перед педагогами всегда. Важность ее очевидна, поскольку именно в культуре общения заложены этические инстанции, нормы и правила общения в социуме, выступающие базой для зарождения индивидуальных вариантов отношения к себе и к другому, основных нравственных качеств личности.Содержанием работы по воспитанию культуры общения у старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения является:- обучение детей выполнению норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,- использование соответствующего словарного запаса и форм обращения в зависимости от ситуации общения;- обучение вежливому поведению в общественных местах;- формирование умения не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции.Процесс воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста вызывает необходимость подбора и внедрения в воспитательный процесс особых педагогических условий.Н. Колпакова считает, что одним из основных педагогических условий, которого должны придерживаться воспитатели в ходе воспитания культуры общения у старших дошкольников выступает построение содержания работы, с учетом достигнутого детьми уровня воспитанности. При этом, воспитателям важно помнить, что данная работа также должна быть направлена на:- закрепление уже знакомых правил общения;- ознакомление детей с новыми, еще не усвоенными ими правилами культуры общения;- расширение возможной для детей сферы их применения.Согласно исследованиям С.В. Петериной, И.Н. Курочкиной, Л.Ф. Островской в старшей группе содержание процесса воспитания культуры общения следует включать обучение детей:- умению держаться естественно в ситуациях общения;- смотреть в лицо партнеру по общению;- умению отвечать на вопросы и самому их формулировать;- ждать окончания разговора, вести себя сдержанно;- следить за своей позой, жестами, мимикой во время разговора.В дополнение к этому содержанию, С.В. Петерина утверждает, что у детей 6-7 лет также необходимо формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам общения, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажам художественных произведений.Немаловажным педагогическим условием является использование разнообразных методов и приемов в процессе воспитания культуры общения у старших дошкольников.В частности, Л.Ф. Островская говорят о том, что в данном процессе воспитатель может использовать следующие методы:- прослушивание произведений художественной литературы;- этические беседы;- коллективные игры в их многообразии;- создание проблемных ситуаций;- просмотр мультфильмов.Сюжетно-ролевую игру как один из наиболее эффективных методов воспитания культуры общения у старших дошкольников называют Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова.С.В. Петерина, также ставит на первое место игровые методы в процессе воспитания культуры общения у детей. При этом, она рекомендует воспитателям включать в воспитательный процесс коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, специально разработанные ею.По мнению Л.Дубиной для эффективного воспитания культуры общения у старших дошкольников воспитателям следует использовать методику вспомогательных средств общения. Эти вспомогательные средства должны быть направлены на работу по двум направлениям:- обучение старших дошкольников навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций;- активизацию отдельных видов неречевого общения.В качестве таких вспомогательных средств автор называет:- мимику в рисунках (изображение лиц, выражающих разные эмоции);- пантомимику в рисунках (изображение эмоций, настроения в позах);- свободное и тематическое рисование;- музыкальное сопровождение.Значимым педагогическим условием воспитания культуры общения у старших дошкольников, как указывает Е.О. Смирнова, выступает учет воспитателем в ходе работы возможных трудностей, которые могут возникать у детей во время общения, присущих им форм поведения в разных ситуациях общения для того, чтобы оказывать профессиональную помощь детям по мере необходимости.И.В. Курочкина считает, что для воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста важное значение имеет осуществление данного процесса в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Важно, чтобы в процессе активизации у старших дошкольников стремления к общению воспитатели поддерживали попытки детей самостоятельно организовывать игры друг с другом, а также помогали тем детям, у которых не наблюдается стремления завязывать контакты со сверстниками, и детям, которые являются зачинщиками конфликтов, при этом, предварительно, выяснив причины тех или иных трудностей общения у данных детей.Для формирования у старших дошкольников навыков коллективизма возможно организовывать совместную деятельность детей, в ходе выполнения которой они смогут почувствовать удовлетворение от соучастия в общем деле, установить отношения на основе доброжелательности. Переполненные впечатлениями от совместной деятельности, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Таким образом, общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.Выполнение совместных видов деятельности способствует тому, что дети попадают в условия, когда необходимо строить диалог, договариваться, делать что-то вместе, распределять обязанности и т.д. Все это вызывает побуждение поделиться впечатлениями, что-то уточнить, а также способствует формированию у старших дошкольников таких умений как:- внимательно относиться к сверстникам;- выслушивать сверстников, высказывать свою точку зрения, идеи;- согласовывать свои действия с действиями сверстников;- строить диалог, договариваться.Использование в процессе воспитания культуры общения ведущего вида деятельности дошкольного периода детства – игры, также является одним из педагогических условий, поскольку именно игра предоставляет детям возможности закрепить полученные знания о нормах и правилах общения в ходе проигрывания различных ситуаций общения. Для старших дошкольников характерна сюжетно-ролевая игра.По мнению Т.В. Антоновой, именно сюжетно-ролевые игры предлагают целый ряд возможностей для коллективного обсуждения, рефлексивного мышления и совместного решения проблем. Сообща старшие дошкольники договариваются о взаимоприемлемых условиях и сюжетных линиях игры и совместно вырабатывают ее структуру.Немаловажным педагогическим условием является пример взрослых в процессе их общения с детьми, особенности их стиля общения. Для этого можно организовывать прием в группе различных гостей (заведующей, медсестры и т.д.). Полезно обратить внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждать их так же общаться между собой.Таким образом, анализ литературы показывает, что основными педагогическими условиями воспитания культуры общения у старших дошкольников выступают: создание в группе обстановки эмоционального комфорта для каждого ребенка, развитие коммуникативных навыков и умений;накопление и обогащение знаний детей о культуре общения и формах ее проявления; перенос усвоенных знаний и правил общения в речевую и др. виды деятельности. Литература.Антонова Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2010. 23 с.Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. М.: Просвещение, 2010. 79 с.Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. 2015. № 10. С. 26-36.Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения // Дошкольное воспитание. 2010. №10. С. 12-15.Курочкина И.В. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. М.: Владос, 2013. 224с.Островская Л.Ф. Поведение – результат воспитания. Учебное пособие. Дошкольное воспитание – 5-е издание. - М.: Просвещение, 2011. 120с.Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2011. 96 с.Смирнова Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: Учебное пособие. М.: Мозаика-синтез, 2012. 192 с.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X